Импорт
В процессе присоединения к ВТО Россия заключила 30 двухсторонних договоров о доступе на рынки услуг и 57 договоров о доступе на рынки товаров. После вступления в ВТО средние юридически обязательные максимальные пошлины в Российской Федерации составят 7,8%, в то время как действующие пошлины в 2011 году составили 10% в среднем по всем товарам. Средняя максимальная пошлина по сельскохозяйственным товарам будет равна 10,8%, а по промышленным товарам — 7,3%. Для сравнения — средние текущие пошлины в сельском хозяйстве составляют 13,2%, а в промышленном секторе — 9,5%.
Россия согласилась снизить пошлины по многим товарам. В частности, средние максимальные пошлины после окончания периодов, отведенных на исполнение обязательств, составят (рисунок 2):
• 14,9% по молочной продукции (текущая ставка — 19,8%)
• 10,0% по злакам (текущая ставка — 15,1%)
• 7,1% по масличным семенам и плодам, жирам и маслам (текущая ставка — 9%)
• 5,2% по химической продукции (текущий тариф — 6,5%)
• 12,0% по автомобилям (текущий тариф — 15,5%)
• 6,2% по электрическим машинам и оборудованию (текущий тариф -8,4%)
• 8,0% по древесине и бумаге (текущий тариф — 13,4%).
Максимальные пошлины на продукцию информационных технологий (текущая средняя ставка — 5,4%) будут зафиксированы на нулевом уровне. Продукция из хлопка также будет облагаться нулевой пошлиной. Для более трети тарифных линий максимальные пошлины начнут действовать сразу после вступления России в ВТО.
Рисунок 2. Снижение пошлин после вступления в ВТО
Максимальные пошлины по еще одной четверти тарифных линий будут введены в течение первых трех лет после вступления. Наиболее длительный период выполнения обязательств по установлению максимальных ставок пошлин составит восемь лет (для свинины). Следующим по продолжительности будет период в семь лет, установленный для пошлин на товары для автомобилей, вертолетов и транспортных средств гражданской авиации.
|
Снижение пошлин по продуктам уже дало результат. За месяц после вступления России в ВТО вырос импорт, в частности, импорт растительного масла вырос на 50 процентов, молочных продуктов - на 23 процента, свинины - на 16 процентов.
Для говядины, свинины, мяса птицы и некоторых видов молочной сыворотки будут предусмотрены тарифные квоты. Таким образом, в пределах квоты на эти товары будут действовать одни ставки ввозных пошлин, а за пределами квот — другие, более высокие. Некоторые из тарифных квот также предусматривают определенное распределение между странами-экспортерами. Для этих продуктов установлены следующие ставки ввозных пошлин в пределах и за пределами тарифных квот:
• Для говядины — 15% в пределах тарифных квот (55% за пределами)
• Для свинины — 0% в пределах тарифных квот (65% за пределами); к 1 января 2020 года тарифная квота на свинину будет заменена единой максимальной ставкой пошлины в 25%
• Для некоторых видов мяса птицы — 25% в пределах тарифных квот (80% за пределами)
• Для некоторых видов молочной сыворотки — 10% в пределах тарифных квот (15% за пределами).
С присоединением к ВТО ставка ввозной пошлины на новые легковые автомобили вернется на уровень 25% и продержится на нем три года. Затем она за три года упадет до 15%. В переходный период пошлина на автомобили будет комбинированной, так что ее уровень будет определяться как наибольшее значение альтернативных размеров пошлины, посчитанных по адвалорной ставке (как процент от стоимости) и по специфической ставке (как определенная сумма в евро за 1 куб. см объема двигателя). В таблицах 1-3 приведены соответствующие значения адвалорных и специфических ставок максимальной пошлины в переходный период в автомобильной отрасли (с момента присоединения к ВТО и до 2019 года).
|
Таблица 1
Альтернативная адвалорная ставка пошлин после присоединения к ВТО на новые легковые автомобили с двигателями внутреннего сгорания, %
Автомобили | При присое- динении | |||||||
Все, кроме перечисленных ниже | ||||||||
С искровым зажиганием с объемом двигателя до 1500 куб. см, оборудованные для проживания; с искровым зажиганием с объемом двигателя более 2800 куб. см, исключая SUV; SUV с искровым зажиганием с объемом двигателя более 3500, но не более 4200 куб. см | 12,5* | |||||||
SUV с искровым зажиганием с объемом двигателя более 4200 куб. см | 22,9 | 20,7 | 18,6 | 16,4 | 14,3 | 12,1** | ||
С искровым зажиганием с объемом двигате- ля более 1500 куб. см, оборудованные для проживания | 12,5* | |||||||
С (полу)дизельными двигателями объема более 1500 куб. см, оборудованные для проживания |
* Размер пошлины на новые автомобили с искровым зажиганием с объемом двигателя до 3000 куб. см, оборудованные для проживания,
в 2019 году выбирается как наименьшая из двух величин: 15% стоимости и величины, равной наибольшему значению из 12,5% стоимости и размера пошлины, рассчитанной по соответствующей специфической ставке.
|
** Размер пошлины на новые автомобили SUV с искровым зажиганием с объемом двигателя более 4200 куб. см в 2018 году выбирается
как наименьшая из двух величин: 17% стоимости и величины, равной наибольшему значению из 12,1% стоимости и размера пошлины,
рассчитанной по соответствующей специфической ставке.
Таблица 2
Альтернативная специфическая ставка пошлин после присоединения к ВТО на новые легковые автомобили с двигателями внутреннего сгорания, кроме оборудованных для проживания; евро за 1 куб. см объемадвигателя
Автомобили | При присое- динении | |||||||
С искровым зажиганием с объемом двигателя менее 1000 куб. см | 0,67 | 0,33 | ||||||
С искровым зажиганием с объемом двигателя более 1000, но не более 1500 куб. см | 1,1 | 1,1 | 1,1 | 1,1 | 0,73 | 0,37 | ||
С искровым зажиганием с объемом двигателя более 1500, но не более 1800 куб. см | 1,25 | 1,25 | 1,25 | 1,25 | 0,83 | 0,42 | ||
С искровым зажиганием с объемом двигателя более 1800, но не более 3000 куб. см | 1,8 | 1,8 | 1,8 | 1,8 | 1,2 | 0,6 | ||
С искровым зажиганием с объемом двигателя более 3000 куб. см, кроме SUV с объемом двигателя более 4200 куб. см | 2,35 | 2,35 | 2,35 | 2,35 | 1,57 | 0,78 | ||
SUV с искровым зажиганием с объемом двигателя более 4200 куб. см | 2,35 | 2,15 | 1,95 | 1,75 | 1,54 | 0,78 | 1,14 | |
С (полу)дизельным двигателем объемом менее 1500 куб. см | 1,2 | 1,2 | 1,2 | 1,2 | 0,8 | 0,4 | ||
С (полу)дизельным двигателем объемом более 1500 куб. см, но не более 2500 куб. см | 1,8 | 1,8 | 1,8 | 1,8 | 1,2 | 0,6 | ||
С (полу)дизельным двигателем объемом более 2500 куб. см | 2,35 | 2,35 | 2,35 | 2,35 | 1,57 | 0,78 |
Таблица 3
Альтернативнаяспецифическая ставка пошлин после присоединения к ВТО на новые легковые автомобили с двигателями внутреннего сгорания, оборудованные для проживания; евро за 1 куб. см объема двигателя
Автомобили | При присое- динении | |||||||
С искровым зажиганием с объемом двигателя менее 1000 куб. см | 0,67 | 0,33 | ||||||
С искровым зажиганием с объемом двигателя более 1000, но не более 1500 куб. см | 1,1 | 1,1 | 1,1 | 1,1 | 0,73 | 0,37 | ||
С искровым зажиганием с объемом двигателя более 1500, но не более 1800 куб. см | 1,27 | 1,27 | 1,27 | 1,27 | 0,85 | 0,42 | ||
С искровым зажиганием с объемом двигателя более 1800, но не более 3000 куб. см | 1,8 | 1,8 | 1,8 | 1,8 | 1,2 | 0,6 | ||
С искровым зажиганием с объемом двигателя более 3000 куб. см | 2,35 | 2,35 | 2,35 | 2,35 | 1,57 | 0,78 | ||
С (полу)дизельным двигателем объемом менее 1500 куб. см | 1,2 | 1,2 | 1,2 | 1,2 | 0,8 | 0,4 | ||
С (полу)дизельным двигателем объемом более 1500 куб. см, но не более 2500 куб. см | 1,27 | 1,27 | 1,27 | 1,27 | 0,85 | 0,42 | ||
С (полу)дизельным двигателем объемом более 2500 куб. см | 1,68 | 1,68 | 1,68 | 1,68 | 1,12 | 0,56 |
Снижение объемов импорта наблюдается в продукции машиностроения и автотранспорта. Ввоз средств наземного транспорта сократился на треть по сравнению с августом, а легковых автомобилей – более чем на 40%. Такое снижение стало прямым и косвенным следствием введения Россией с 1 сентября утилизационного сбора (о котором мы расскажем позже (п.3.3.)).
На фоне снижения объемов ввоза наземного транспорта наблюдается рост почти на треть импортных поставок судов и плавучих средств, при сохранении уровня тарифов. Рост импорта текстильных изделий и обуви по сравнению с августом 2012 года не наблюдается.
Экспорт
Ставки вывозных таможенных пошлин будут зафиксированы для более чем 700 тарифных линий, включая товары рыбной промышленности, минеральное топливо, нефть и продукты ее переработки, необработанные шкуры и кожу, дерево, бумагу и недрагоценные металлы.
В основном ставки вывозных пошлин остались на прежнем уровне. В частности, в отношении большинства видов мороженой рыбы сохраняется ставка 5% от таможенной стоимости, крабов - 10%, природного газа - 30%, нерафинированной меди - 10%, необработанных шкур - 500 евро за 1 т.
Снижается минимальный размер пошлины на дубленые шкуры крупного рогатого скота во влажном состоянии - с 250 до 90 евро за 1 т.
Пересмотрены ставки пошлин на некоторые лесоматериалы. Так, установлена комбинированная ставка вывозной пошлины на необработанные лесоматериалы из дуба - 20%, но не менее 30 евро за куб. м (ранее - 100 евро за куб. м). Предусмотрена запретительная ставка пошлины на необработанные лесоматериалы из ели обыкновенной или пихты белой европейской - 80%, но не менее 55,2 евро за куб. м. При этом на указанные лесоматериалы, вывозимые в пределах тарифных квот, она составляет 13%-15%.
Повышается ставка экспортной пошлины на соевые бобы - с 5% (но не менее 8,5 евро за 1 т) до 20% (но не менее 35 евро за 1 т).
Установлены адвалорные ставки на рафинированную медь (10%) и нелегированный никель (5%).
Снижена ставка экспортной пошлины на бывшие в употреблении оси и колеса ж/д локомотивов или моторных вагонов трамвая либо подвижного состава (5% вместо прежних 15%, но не менее 15 евро за 1 т).
Налогообложение
1. При присоединении России к ВТО, налоговое законодательство претерпит незначительные изменения. Они будут касаться устранения дискриминации иностранных товаров при применение отдельных налоговых льгот.
Вступив во Всемирную торговую организацию Россия должна унифицировать налоговую политику по отношению к собственным и привозным товарам. В частности, некоторые сельскохозяйственные и космические товары в РФ не облагаются НДС. "То есть если у нас на морковку НДС ноль, то на импортную морковку НДС тоже должен быть нулевым. Это касается и других товаров на внутреннем рынке", — пояснил Максим Медведков (глава переговорной делегации по присоединению к ВТО).
В частности, пунктом 417 Доклада Рабочей группы предусмотрена отмена с даты присоединения Российской Федерации к ВТО льготы по НДС, предусмотренной подпунктом 20 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации для организаций, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции.
В соответствии с действующей редакцией подпункта 20 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса для организаций, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, удельный вес доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составляет не менее 70 процентов, установлена льгота в виде освобождения от налогообложения НДС реализации продукции собственного производства в счет натуральной оплаты труда, натуральных выдач для оплаты труда, а также для общественного питания работников, привлекаемых на сельскохозяйственные работы.
Следовательно, для реализации параграфа 417 Доклада Рабочей группы, будет необходимо внесение отменяющего эту льготу изменения в главу 21 части второй Налогового кодекса.
Следует отметить, что отмена данной льготы не отразится на малых и средних сельхозтоваропроизводителях, перешедших на уплату единого сельскохозяйственного налога, применяющих систему налогообложения в виде упрощенной системы налогообложения, поскольку такие сельхозтоваропроизводители не признаются плательщиками НДС.
Пункт 424 Доклада Рабочей группы содержит обязательство Российской Федерации в части взимания внутренних налогов и предоставления освобождения от них (включая НДС, акцизы и другие налоги) недискриминационным образом, а также взимания НДС с оборудования для использования в космосе на основе режима наибольшего благоприятствования в соответствии со статьями I и III ГАТТ 1994, в частности, взимания НДС с оборудования для использования в космосе на основе режима наибольшего благоприятствования.
При этом пунктами 1 и 2 статьи III ГАТТ 1994 предусмотрено, что внутренние налоги и другие внутренние сборы, законы, правила и требования, относящиеся к внутренней продаже, предложениям о продаже, покупке, перевозке, распределению или использованию товаров, не должны применяться к импортированным или отечественным товарам таким образом, чтобы создавать защиту для внутреннего производства. Товары, происходящие с территории какой-либо Договаривающейся Стороны и ввозимые на территорию другой Договаривающейся Стороны, не должны облагаться, прямо или косвенно, внутренними налогами или другими внутренними сборами любого рода, превышающими, прямо или косвенно, налоги и сборы, применяемые к аналогичным товарам отечественного происхождения.
В связи с этим отмечается, что согласно действующим положениям статьи 164 Налогового кодекса при реализации товаров (работ, услуг) в области космической деятельности применяется нулевая ставка НДС. Данная норма применяется, в том числе, в отношении космической техники, космических объектов, объектов космической инфраструктуры (в том числе военного и двойного назначения).
Что касается ввозимого на территорию Российской Федерации космического оборудования, то в его отношении предусмотрено освобождение от налогообложения НДС в случае перемещения этого оборудования в рамках международного сотрудничества Российской Федерации в области исследования и использования космического пространства, а также соглашений об услугах по запуску космических аппаратов (по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации).
Таким образом, российское законодательство о налогах и сборах не содержит норм, предусматривающих льготный режим налогообложения в отношении космического оборудования в зависимости от страны его происхождения, что свидетельствует об отсутствии дискриминации в порядке взимания НДС с указанного оборудования.
2. При вступлении Россия обязуется снизить ввозные пошлины. В связи с этим хотелось бы упомянуть об утилизационном сборе, который вводится Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "Об отходах производства и потребления" (с изм. и доп., вступающими в силу с 23.09.2012) с сентября 2012 г. За каждое колесное транспортное средство, ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в Российской Федерации, за исключением некоторых колесных транспортных средств, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности.
Плательщиками утилизационного сбора признаются лица, которые:
осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию;
осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации;
приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым, третьим и седьмым пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора.
По правилам утилизационного сбора принятым Правительством РФ 30 августа взиманием утилизационного сбора занимается Федеральная таможенная служба.
По сложившемуся мнению утилизационный сбор компенсирует снижение пошлин на ввоз автомобилей на 5%, случившееся из-за вступления нашей страны во Всемирную торговую организацию. Так государство пытается восполнить выпадающие доходы.
Пример расчета:
Сумма утилизационного сбора на Toyota Camry 2012 года выпуска (японской сборки) с мотором объемом 2,5 литра составит: 20 000 × 2,66 = 53 200 рублей, а на ту же Toyota Camry 2007 года выпуска — 20 000 × 16,12 = 322 400 рублей.
3. Также хотелось бы сказать о том, что условиях ВТО будет сложнее уклоняться от налогообложения. Страны-члены стараются обмениваться друг с другом информацией по налоговым нарушениям в упрощенном режиме. Например, на запросы английских налоговых органов в адрес своих австрийских коллег, не держат ли конкретные резиденты Великобритании счета в австрийских банках, ответы будут получены максимально быстро.
Субсидии
ВТО признает право правительств предоставлять субсидии для достижения стратегических экономических целей. Однако она устанавливает определенные правила в области субсидирования в целях предотвращения нарушений международной торговли. Положения ВТО по вопросам предоставления субсидий определены в Соглашении о субсидиях и компенсационных мерах (ССКМ).
В соответствии с ССКМ, субсидия определена как финансовое содействие правительства или государственного органа, в результате которого предоставляется выгода. В Соглашении содержится перечень видов мер, который являются финансовым содействием, например, гранты, займы, внесение средств в акционерный капитал, гарантии возвратности займов, налоговые льготы, снабжение товарами и услугами и закупка товаров.
Соглашение предусматривает три основные категории субсидий: (а) запрещенные, (б) дающие основание для судебного расследования (т.е. которые влекут за собой возбуждение споров в ВТО или применение компенсационных мер) и (в) не дающие основания для таких действий (т.е. которые не влекут за собой возбуждение споров в ВТО или применение компенсационных мер).
К запрещенным субсидиям относятся две категории субсидий:
1) экспортные субсидии – это субсидии, предоставление которых увязано с экспортом товаров;
2) импортозамещающие субсидии – субсидии, предоставление которых увязано с использованием отечественных товаров вместо импортных.
Субсидии, дающие основание для судебного расследования, разрешены, но могут быть (1) оспорены в рамках механизма ВТО по урегулированию споров или (2) к ним могут применяться компенсационные меры, если они оказывают негативные последствия или наносят ущерб промышленности иностранного государства. Субсидии, не дающие основания для судебного расследования, являются правомерными и не могут служить основанием для применения компенсационных мер. К этой категории отнесены все неспецифические субсидии.