ФЕРЕНЦ ЛИСТ ПРОДОЛЖАЕТ ЖИТЬ




 

В письме одному чешскому другу Балакирев уже в июне 1900 года так писал:

«…Вы совсем не знаете Листа, считая его только виртуозом и не подозревая, что он, глубоко затронувший в своей музыке совсем новые сферы, о которых другим и во сне не грезилось, представляет из себя композитора гениального… Посмотрите его «II. Pensieroso» («Мыслитель»), написанное под вдохновением известной статуи Микеланджело над могилами Медичи во Флоренции. Как много в ней глубины!.. Если б Лист, написав эти только две странички, умер, не сделав ничего другого, то и тогда следовало бы назвать его Бетховеном наших дней».

Кажется, что творения Мастера умирают вместе с самим Мастером. Нет больше старого маэстро, нет его личного обаяния, против которого невозможно устоять. Пешт, Веймар, Рим забывают Листа.

Каждый год приносит новые шедевры: 1887-й — «Отелло» Верди; 1888-й — симфоническую поэму Рихарда Штрауса «Дон Жуан», «Арабески» молодого Дебюсси; 1889-й — струнный квартет Сезара Франка — последнее крупное произведение французского мастера, почитателя Листа; 1890-й — «Пиковую даму» Чайковского и завершённого уже после смерти автора «Князя Игоря» Бородина, а в Италии — «Сельскую честь» Масканьи, провозвестницу нового оперного направления — веризма; другая, самая знаменитая веристская опера — «Паяцы» Леонкавалло — ставится в 1892 году; а далее «Фальстаф» — последний оперный шедевр Верди, предсмертная Шестая симфония Чайковского; в 1894 году — монументальная Вторая симфония Густава Малера. И в том же году завершается «Послеполуденный отдых фавна» Дебюсси — провозвестник импрессионизма в симфонической музыке. А там — «Богема» Пуччини, «Садко» Римского-Корсакова (1896), его же «Моцарт и Сальери» (1897)…

Но в первые же годы нового столетия некий молодой венгерский композитор Бела Барток, листая Сонату си минор, вдруг обнаружил, что в ней обретается удивительный мир.

Вскоре в 1907 году открывается Музыкальная академия. На её фронтоне красуется скульптура Ференца Листа. Но не она напоминает о Листе, а классные комнаты и кипящая в них жизнь: в точности та, о какой мечтал ещё в маленькой школе на Рыбной площади. Преподаватели — его ученики. В концертных залах царит его дух. И это значит, что Лист жив в этих студентах.

И почти одновременно с рождением Будапештской музыкальной академии молодеет в духе Ференца Листа и дряхлый Веймар. Старый Веймар, видавший Кранаха и Иоганна Себастьяна Баха, герцогская резиденция, которую считали своей Гердер, Гёте и Шиллер, где творил Гуммель и куда, пусть на короткое время, приезжали Берлиоз, Вагнер, Сметана, Бородин и целый ряд других талантов.

Старинный Веймар снова пробуждается от спячки. Во главе веймарского оркестра — Рихард Штраус. Директор Школы мастеров — ученик Листа Анзорге, затем Ферруччо Бузони. Тема — неиссякаемые вариации на произведения Ференца Листа. Бузони играет композицию великого Мастера с такой потрясающей проникновенностью, что суеверные люди начинают поговаривать о переселении в него духа Листа, что он — это воскресший Лист: та же пламенная романтичность, мефистофельски блестящая виртуозность, та же устремлённость в неизведанные заоблачные сферы.

В Веймар начинается паломничество — послушать Бузони, триумфально воскресшего Ференца Листа.

 

Удивительный век. Каждое мгновение на его небе вспыхивает новая звезда.

1902 г. — опера Дебюсси «Пеллеас и Мелизанда» и симфоническая поэма Шенберга на тот же сюжет;

1903 г. — струнный квартет Равеля;

1904 г. — опера Пуччини «Чио-Чио-Сан», три арии, составившие «Шехеразаду» Равеля, трагическая Шестая симфония Малера;

1905 г. — опера Штрауса «Саломея», симфоническое полотно Дебюсси «Море», Седьмая симфония Малера и произведения новой венгерской музыки: Сюиты для оркестра Догнана, Первая оркестровая сюита Бартока, «Серенада» Лео Вайнера.

Новые мастера, новые мастерские творения, но особенно знаменателен 1905 год. В Венгрии два новых гения — Золтан Кодай и Бела Барток.

Но их появление не затмевает, а как бы усиливает на время угасшее и снова вспыхнувшее сияние Ференца Листа.

В 1911 году мир празднует столетие со дня рождения Листа. Брайткопф и Гертель объявляют об издании Полного собрания сочинений Ф. Листа. Повсеместно в мире — праздничные концерты Листа. В Венгерском национальном музее — выставка Листа: письма, журналы, рецензии, восторженные поэмы, партитуры, памятные медали, старая трость, парадная шпага, потемневшие золотые и серебряные венки, портреты и значки и пожелтевшая от времени книга — «Божественная комедия».

21 октября 1911 года в соборе Матяша звучит «Венгерская коронационная месса». Дирижирует Адольс Сикла. В тот же вечер в Опере исполняется «Легенда о святой Елизавете», утром 22 октября — «Эстергомская месса» в Базилике.

В автобиографии Бела Барток десять лет спустя запишет:

«Снова изучал Листа… и открыл для себя его истинное значение; с точки зрения дальнейшего развития музыки я увидел в нём куда большего гения, чем Вагнер или Штраус».

 

ОТ АВТОРА

 

6 августа 1936 года я взялся за первый большой труд о Листе — «Колесница славы». Тогда я ещё не знал, насколько я не подготовлен для этой задачи, как не понимал ещё, насколько она грандиозна. С той поры миновало тридцать лет. За эти годы о великом композиторе вышло много книг, в том числе и крупнейшая по своей значимости «Проблематика Листа» Белы Бартока.

Среди других источников особо важное значение имеет работа Эрвина Майора.

Теперь после той юношеской попытки я взялся снова за книгу о Листе. Удалась ли она? Лишь в какой-то мере. Из тысячи черт портрета Ференца Листа я смог разглядеть только некоторые.

Дёрдь Шандор Гаал

 

ОСНОВНЫЕ ДАТЫЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ФЕРЕНЦА ЛИСТА [69]

 

1811, 22 октября — В Доборьяне, близ Шопроаа (Венгрия), родился в семье Адама Листа сын Ференц.

1817 — Начало обучения игре на фортепиано под руководством отца.

1820, октябрь — Первый публичный концерт в Шопроне.

1821 — Переезд с родителями в Вену.

1822 — Занятия под руководством К. Черни (фортепиано) и А. Сальери (композиция).

1823 — Переезд в Париж. Начало занятий у Ф. Паэра.

1824, 7 марта — Первый публичный концерт в Париже.

1825 — Концертная поездка по Англии я Франции. Сочинение оперы «Дон Санчо» и её первое исполнение в Париже.

1826 — Занятия по композиции с А. Рейхой.

1827, 28 августа — Умирает отец Листа.

1828 — Лист начинает давать частные уроки музыки.

1820 — Сочинение первой оперной фантазии (на темы «Невесты» Обера).

1830 — Наброски «Революционной симфонии». Знакомство в декабре с Берлиозом.

1831, 9 марта — Лист первый раз слушает Паганини. Наброски фантазии на темы Паганини.

1832, 26 февраля — Лист присутствует на концерте Шопена в Париже.

1833 — Знакомство с графиней Марией д’Агу.

1834 — Сочинение фортепианных пьес «Лион», «Видения» и др. Знакомство с аббатом Ламенне.

1835 — Пребывание Листа и Марии д’Агу в Швейцарии. Рождение первой дочери — Бландины.

1836 — Концерты Листа в Париже. Сочинение оперной фантазии «Гугеноты».1837, февраль — март — 1837, февраль-март — Состязание с пианистом С. Тальбергом в Париже. Поездка в Италию и наброски сонаты-фантазии «После чтения Данте». Переложение для фортепиано симфоний Бетховена № 5 и 6. Рождение второй дочери Листа и М. д’Агу — Козимы.

1838 — Концерты в Вене. Сочинение «Этюдов по каприсам Паганини» и «24 больших этюдов». Переложение для фортепиано песен Шуберта и увертюры Россини к опере «Вильгельм Телль».

1839 — Концерты в Вене, Прессбурге, Пеште. Наброски Концерта ля мажор для фортепиано с оркестром. Рождение сына — Даниеля.

1840 — Первое выступление в качестве дирижёра в Пеште. Концерты в Лейпциге, городах Англии и Гамбурге.

1841 — Встреча с Вагнером в Париже. Сочинение оперных фантазий «Норма», «Дон Жуан», «Роберт-Дьявол».

1842, апрель — май — Концертная поездка в Россию. Знакомство с М. И. Глинкой и другими русскими музыкантами. В ноябре назначение придворным капельмейстером в Веймаре.

1843, май — июнь — Вторая поездка в Россию, выступления в Москве и Петербурге. Издание первого сборника вокальных произведений («Лорелея» и др.).

1844 — Начало капельмейстерской деятельности в Веймаре. Издание второго сборника вокальных произведений. Разрыв с М. д’Агу.

1845, август — Выступление на открытии памятника Бетховену в качестве дирижёра, пианиста и композитора («Торжественная кантата») — Бонн.

1846, март — Листа посещает в Вене Антон Рубинштейн.

1847, февраль — Третий приезд в Россию, концерты в Киеве. Знакомство с княгиней Каролиной Витгенштейн. Концерты в Одессе. Завершение карьеры пианиста-гастролёра концертами в Елизаветграде (ныне Кировоград).

1848, февраль — Лист приезжает в Веймар. Приезд К. Витгенштейн в Веймар. Сочинение «Хора рабочих».

1849 — Сочинение и первое исполнение симфонической поэмы «Тассо». Сочинение «Погребального шествия» (отклик на поражение революции в Венгрии).

1850 — Первое исполнение симфонических поэм «Что слышно на горе» и «Прометей».

1851 — Сочинение симфонической поэмы «Мазепа», «Этюдов трансцендентного исполнения» и других. Первое издание «Венгерских рапсодий» № 1, 2.

1852 — Сочинение фортепианной «Фантазии на венгерские народные темы», транскрипции вальсов Шуберта (под общим заглавием «Венские вечера»).

1853, июнь. Молодок Брамс посещает Листа и Веймаре. Завершение Сонаты си минор для фортепиано. Издание «Венгерских рапсодий» (с 3-й по 15-ю).

1854 — Первое авторское исполнение симфонических моим «Прелюды», «Тассо» (окончательная редакция), «Мазепа», «Орфей», «Праздничные звуки». Сочинения симфонической поэмы «Венгрия». Завершение «Фауст симфонии». Основание объединения «Нововеймарская школа».

1855, 17 февраля — Первое исполнение Концерта для фортепиано с оркестром ми-бемоль мажор. В «Новом музыкальном журнале» публикуются статьи Листа «Берлиоз и его симфония «Гарольд» и «Роберт Шуман».

1856 — Завершение симфонии «Данте». Первое исполнение «Гранёной мессы».

1857 — Первое исполнение симфонических поэм «Что слышно на горе» (окончательная редакция), «Идеалы», а также симфоний «Фауст» и «Данте». Завершение симфонической поэмы «Битва гуннов».

1858 — Сочинение симфонической поэмы «Гамлет». Отказ от должности оперного капельмейстера.

1859 — Подготовка к организации Всеобщего немецкого музыкального союза.

13 декабря — Смерть сына Даниеля в Берлине.

1860 — Сочинение траурной оды «Мёртвые» в память о сыне. Завершение двух симфонических эпизодов по «Фаусту» Ленау («Ночное шествие» и «Мефисто-вальс»).

1861, 7 августа — Основание Всеобщего немецкого музыкального союза.

17 августа — Отъезд из Веймара.

21 октября — Прибытие в Рим.

1862, 11 сентября — Смерть старшей дочери Бландины. Завершение оратории «Легенда о святой Елизавете».

1863 — Сочинение «Испанской рапсодии» для фортепиано.

1864 — Переложение 9-й симфонии Бетховена для фортепиано.

1865, 25 апреля — Посвящение Листа в духовный сан.

1866, май — Последнее свидание с М. д’Агу в Париже. Завершение оратории «Христос».

1867, 8 июня — Завершение и первое исполнение «Венгерской коронационной мессы» в Пеште.

Декабрь — Роспуск Нововеймарской школы.

1868, сентябрь — декабрь — Пребывание на вилле д’Эсте в Италии.

1869, 13 января — Возвращение в Веймар.

1870 — Исполнение 9-й симфонии Бетховена в Веймаре.

1872 — Поездка в Венгрию и посещение деревни Доборьян.

1873, ноябрь — Чествование Листа в Будапеште в связи с 50-летием творческой деятельности.

1874, 12 февраля — Благотворительный концерт в Шопроне.

1875, 10 марта — Авторский концерт в Будапеште. Основание Академии музыки в Будапеште (Лист избран президентом).

1876, август — Поездка в Байрейт на первое представление «Кольца нибелунга» Вагнера.

1877, июль — Посещение Листа Бородиным в Веймаре.

1879 — Лист в Риме, Будапеште, Вене, Франкфурте-на-Майне, Веймаре, Байрейте, вилле д’Эсте.

1881, октябрь — Музыкальные празднества в Риме по случаю 70-летия со дня рождения Листа.

1882 — Лист в Венеции, Вене, Будапеште, Веймаре. Сочинение 16-й «Венгерской рапсодии» и «Чардаша смерти».

1884, май — Последнее дирижёрское выступление (Веймар).

1885 — Жизнь в Риме, Флоренции, Вене, Веймаре, Антверпене, Мюнхене. Сочинение 18-й и 19-й «Венгерских рапсодий».

1886, 10 марта — Прощальный концерт в Будапеште.

19 июля — Последнее выступление в качестве пианиста (Люксембург).

Июль — Приезд в Байрейт на вагнеровские торжества, присутствие на спектаклях «Тристан и Изольда» и «Парсифаль». Болезнь.

31 июля — Смерть в Байрейте.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: