РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 36 с., 2 рис., 4 табл., 33 источника.
КОНВЕРТИРУЕМОСТЬ ВАЛЮТЫ, ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ВАЛЮТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ, СВОБОДНО КОНВЕРТИРУЕМАЯ ВАЛЮТА
Объект исследования - система валютных ограничений как инструмент валютной политики государства
Предмет исследования - условия достижения полной конвертируемости белорусского рубля
Цель работы: обосновать необходимость перехода к конвертируемости национальной валюты, выявить основные условия такого перехода и определить перспективы белорусского рубля как конвертируемой валюты.
Методы исследования: анализа и синтеза, индукции, метод логического и исторического подхода, метод экспертных оценок.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Конвертируемость национальных валют: понятия, виды и условия достижения
Эволюция подходов к использованию валютных ограничений в странах
мира
Пути достижения конвертируемости белорусского рубля
Валютные ограничения в рамках валютной политики Республики Беларусь в 1991-2011 гг.
Условия и перспективы конвертируемости белорусского рубля
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Любая страна, ныне входящая в мировое сообщество, стремится увеличить свое участие в мировом торговом обороте, чтобы снизить свои издержки и реализовать относительные преимущества. Процессы взаимовлияния и интеграции экономической жизни стран, несомненно, имеют множество положительных результатов, однако нельзя не учитывать ряд негативных последствий, которые могут быть вызваны поспешной либерализацией движения товаров, услуг, краткосрочных финансовых потоков и долгосрочных капиталов.
|
Перед уже суверенной Беларусью в свое время стояла непростая задача финансовой и экономической стабилизации, в процессе решения которой валютное регулирование являлось частью механизма этой стабилизации. Однако по мере развития внешнеэкономических связей республики перед Национальным банком встали вопросы обеспечения стабильности обменного курса белорусского рубля и его конвертируемости. В ходе достижения этих целей было снято множество ограничений по операциям текущего и капитального характера. На сегодняшний день полностью обеспечена конвертируемость белорусского рубля по текущим международным операциям, связанным с торговлей товарами и услугами, межгосударственными переводами доходов и трансфертов. Однако дальнейшее движение к либерализации валютных ограничений связано с рядом объективных трудностей.
Актуальность данной работы обусловливается непосредственной связью режима конвертируемости национальной валюты со степенью открытости страны для мировой экономики, протеканием девальвационно-инфляционных процессов в стране и устойчивым экономическим ростом, на основе которого в долгосрочной перспективе значительно повышается благосостояние населения.
В то же время либерализация валютных ограничений носит двойственный характер, поскольку увеличению степени конвертируемости денежной единицы должно предшествовать выполнения ряда условий. Несвоевременные и необоснованные мероприятия в этой сфере могут негативно сказаться на состоянии экономики страны.
|
Целью курсовой работы является обоснование необходимости перехода к конвертируемости национальной валюты, выявление основных условий такого перехода и определение перспектив белорусского рубля как конвертируемой валюты.
Исходя из цели исследования в работе поставлены следующие задачи:
· определить понятие конвертируемой валюты, классифицировать режимы конвертируемости и выявить условия перехода к конвертируемой валюте;
· исследовать подходы к валютным ограничениям в разных странах мира;
· проанализировать ход либерализации валютных ограничений в Республике Беларусь на протяжении всего периода проведения самостоятельной денежно-кредитной политики;
· охарактеризовать условия конвертируемости белорусского рубля и исследовать его перспективы в качестве валюты с режимом полной конвертируемости.
Теоретической основой работы послужили работы ведущих аналитиков как национальной, так и зарубежной экономической науки. В работе используются общие работы и учебные пособия по дисциплинам общей экономической теории, финансам и кредиту, мировой экономике. Также широко используются публикации и исследования международных финансовых организаций, материалы периодической печати последних лет по исследуемой теме. Набор использованных законодательных документов включает письма и постановления Национального банка Республики Беларусь, указы Президента, законы Республики Беларусь и др. Статистическая информация получена из источников Национального банка Республики Беларусь и Национального статистического комитета Республики Беларусь.
|
1
Конвертируемость национальных валют: понятие, виды и
Условия достижения
Участие в международном разделении труда непременно сопровождается развитием внешнеэкономической деятельности. При этом за границами страны обычно теряют силу законы, управляющие экономикой на национальной территории. И не в последнюю очередь это касается денег, которые в качестве обязательного посредника присутствуют практически во всех видах и формах международного обращения и обмена. Возникает проблема признания иностранной валюты законным платежным средством на территории своей страны. Данное противоречие разрешается через механизм конвертируемости (обратимости) валют. Он обеспечивает необходимый обмен одних национальных денежных единиц на другие или на какие-то третьи валюты, если последние используются для международных расчетов и платежей.
Итак, под конвертируемостью (обратимостью) будем понимать такой валютно-финансовый режим, который позволяет в ходе всех или определенных внешнеэкономических операций осуществлять свободный обмен национальных денежных единиц на иностранные валюты [1, c. 126].
При существовании классического золотого стандарта проблемы обратимости фактически не было. Действительно, если каждая из валют беспрепятственно могла быть обменяна на золото по твердым паритетам, оплата могла производиться как в национальной для плательщика валюте, так и в иностранной. Другими словами, для расчетов и платежей, по сути, использовалось золото в разнообразных его видах.
Разразившийся в 30-х годах XX века мировой экономический кризис (известный также как «Великая депрессия») привел к краху системы золотого стандарта, поскольку странами-участниками был нарушен один из основных принципов стандарта - фиксированность валютных курсов. После резкого падения показателей национального производства и занятости, страны прибегли к протекционистским мерам и девальвировали свою валюту по отношению к золоту. Со временем всем государствам пришлось покончить даже с ущербными формами разменности национальных валют на золото. В этих условиях международная платежная система развалилась, а валюты в своем большинстве стали неконвертируемыми [2, c. 475].
В такой ситуации неизбежно встает проблема конвертируемости, ведь существует необходимость совершения международных расчетов и платежей, обеспечивающих международную торговлю и перемещение капитала, которая, в свою очередь, рождает потребность в обмене одних денежных единиц на другие.
Обратимость валют - это категория исключительно денежного обмена (Д - Д), связанная лишь со сменой «национальной одежды» денежных единиц. А значит, потребность в конвертируемости валюты возникает вследствие интенсивного развития внешнеэкономических связей, когда принимается политическое решение открыть национальную экономику мировому рынку для того, чтобы активнее использовать факторы международного распределения труда, экономии масштабов и др. (в соответствии с теориями международной торговли).
В современных условиях задача установления и поддержания режима конвертируемости не может реализовываться иначе, как в рамках прерогатив и волеизъявления государства. Поэтому в практическом плане реальное продвижение по пути к конвертируемости будет непосредственно зависеть от соответствующей официальной политики. При этом в зависимости от допускаемых пределов свободы выбора и действий участников внешнеэкономических отношений существует несколько вариантов режимов конвертируемости (или степеней конвертируемости), а именно:
· свободно конвертируемая валюта;
· частично конвертируемая валюта;
внешне конвертируемая валюта;
внутренне конвертируемая валюта;
· неконвертируемая валюта.
Свободно конвертируемая валюта - это валюта, свободно и неограниченно обмениваемая на другие иностранные валюты. Полная конвертируемость охватывает все виды внешнеэкономических операций, действует одинаково в отношении всех категорий юридических и физических лиц, распространяется на все регионы и валюты мира. Сфера обмена такой валюты распространяется как на текущие операции (к ним относятся все платежи по внешней торговле и услугам, краткосрочные банковские и кредитные операции, платежи по погашению займов и процентов по ним, переводы прибылей по инвестициям и другим видам капитальных вложений, денежные переводы некоммерческого характера), так и на операции по движению внешних кредитов или заграничных инвестиций.
Отдельное место среди свободно конвертируемых валют занимают резервные конвертируемые валюты. Наличие у валюты такого свойства, как свободная конвертируемость, непосредственно не означает, что эта валюта может выполнять функцию мировых денег. Иначе говоря, условие конвертируемости является хотя и необходимым, но не достаточным для того, чтобы данная валюта использовалась в качестве всеобщего международного платежного и покупательного средства. Способностью выступать таким средством в той или иной степени обладают валюты экономически развитых стран, обладающих большим финансовым потенциалом и развитой банковской системой. Эти деньги оседают в международном платежном обороте, будучи в использовании как общепризнанные средства международных расчетов и платежей, что дает возможность стране-эмитенту иметь пассивный торговый и платежный балансы без каких-либо нежелательных последствий для экономики.
Частичная конвертируемость связана с тем, что на отдельные отрасли внешнеэкономической деятельности или на некоторых владельцев валюты режим конвертируемости не распространяется. Из режимов частичной обратимости наибольшее распространение имеет случай, когда свободный обмен национальной валюты на иностранную валюту разрешается только в отношении текущих операций и не допускается по сделкам, связанным с заграничными инвестициями и другими международными перемещениями капиталов [2, c. 480].
По принципу резидентности можно выделить два вида частично конвертируемых валют: внешне и внутренне конвертируемые валюты. При внешней конвертируемости обеспечивается свобода обмена заработанных в данной стране денег для расчетов с заграницей только нерезидентам, тогда как резиденты данной страны таким правом не обладают. Внешняя обратимость стимулирует активность иностранных инвесторов, снимая проблему репатриации ввезенных капиталов и вывоза полученных прибылей. Складывается более или менее устойчивый спрос на данную валюту с соответствующим благоприятным воздействием на валютный курс и валютное положение страны. Нерезиденты могут свободно распоряжаться валютой, то есть перевозить ее за границу, покупать на нее нужные товары, увеличивать экспорт в страну. Установление и поддержание подобной ограниченной формы обратимости требует меньших экономических и финансовых преобразований и валютных издержек, поскольку контингент нерезидентов обычно невелик по сравнению с отечественными собственниками валюты.
При режиме внутренней конвертируемости резиденты страны без ограничений обменивают национальные денежные единицы на иностранные валюты, тогда как нерезиденты такого права не имеют. Внутренняя конвертируемость распространяется на юридических и физических лиц и может иметь место в виде отмены любых ограничений при обмене национальной валюты на иностранную, предоставления права покупки за национальные деньги иностранных товаров и др. [3, c. 452-453]
Неконвертируемая валюта - это валюта стран, где существует запрет обмена национальных валют на иностранные, применяются различные ограничения и запреты по ввозу и вывозу, покупке и продаже, обмену национальной и иностранных валют и другие методы валютного регулирования.
Возможны следующие причины неконвертируемости валют:
· завышенный валютный курс национальной денежной единицы. Действительно, в таком случае, проведение текущих операций приведет к дефициту платежного баланса, а значит к истощению запасов резервной валюты;
· нерациональная система внутренних цен, не отражающая общественно необходимые затраты труда на производство товаров, не учитывающая их спрос и предложение и усугубляемая тем, что официальный обменный курс национальной денежной единицы устанавливается в административном порядке без учета рыночных сил;
· товарная неконвертируемость, присущая административно-командной экономике и заключающаяся в ограничении количества товаров и услуг, которые могут свободно продаваться иностранцам [4, c. 125].
Неконвертируемость национальной денежной единицы является одним из тормозов на пути включения экономики страны в систему международного разделения труда. Мировой опыт подсказывает, что с введением конвертируемости:
происходит открытие национальной экономики для международной конкуренции и создаются предпосылки для введения рыночного ценообразования. Тем самым конвертируемость и открытость экономики могут стать важными факторами снижения инфляции издержек;
создаются предпосылки для долгосрочного улучшения платежного баланса по текущим операциям, поскольку приспособление отечественных товаропроизводителей к мировому уровню цен означает возможность нахождения дополнительных доходов от экспорта;
появляется возможность проведения политики антиинфляционной макроэкономической стабилизации, разгосударствления, приватизации, либерализации внешней торговли и т.д.;
увеличивается объем потенциальных иностранных инвестиций в будущем, однако неизбежны текущие убытки и потери. Причинами тому выступают практически неизбежные при переходе к конвертируемости либерализация импорта и девальвация национальной денежной единицы. Существенное удорожание импорта приводит к усилению инфляции, уменьшить которую можно только жесткой бюджетной и денежно-кредитной политикой, а также ограничением реальных доходов отечественных товаропроизводителей и населения. Следствиями такой политики являются банкротство предприятий, рост безработицы, кризис неплатежей, дефицит госбюджета и другие экономические пертурбации, в итоге неизбежно приводящие к тяжелым социальным последствиям [2, c. 477-478].
Таким образом, переход к конвертируемости национальной валюты сопряжен как с экономическими потрясениями (преимущественно в настоящем), так и с экономическими выгодами (преимущественно в будущем). Помимо учета всех экономических (а вместе с ними и социальных) последствий как в целом для страны, так и для отдельных слоев населения, необходимо знать текущие возможности государства.
Несмотря на все сложности, с которыми сопряжен переход национальной валюты в разряд конвертируемых, все больше государств в современном мире стремятся повысить степень конвертируемости своих денежных единиц. Любую страну в таком случае ожидает длительный процесс такого перехода: рассматривать переход национальной валюты к конвертируемости как единовременный акт невозможно.
Стремления государств мира увеличить степень конвертируемости своей валюты связаны не только с реализацией их экономической политики, но и с некоторыми принятыми на себя обязательствами. Так, все государства-члены Международного валютного фонда (далее - МВФ) принимают на себя обязательства избегать ограничений по текущим платежам [5, c. 26]. Вслед за обеспечением внутренней (для резидентов) и внешней (для нерезидентов) конвертируемости валюты по текущим операциям монетарные власти путем снятия валютных ограничений по счету движения капитала достигают полной конвертируемости национальной валюты.
Непосредственно перед инициацией такого процесса должна быть выяснена степень подготовленности экономики к осуществлению этой акции. Требования, которые должно соблюсти государство, сводятся к его способности бесперебойно в необходимом количестве и ассортименте удовлетворять спрос обладателей валюты на свои товары и услуги, постоянно поддерживать возможность обмена своей валюты на иностранную и обеспечивать реальный обменный курс собственной денежной единицы.
Все это предполагает соответствующую структуру, технико-экономический уровень производства и качественные характеристики его развития. Условия введения конвертируемости можно проиллюстрировать на схеме (рисунок 1).
Рисунок 1 - Условия введения конвертируемости валюты в виде схемы
Примечание - Источник: собственная разработка на основе [2, c. 483].
Все вышеуказанные условия являются необходимыми, их создание нельзя отнести на будущее. Надо располагать определенным запасом различных иностранных валют, чтобы иметь возможность обменивать национальную денежную единицу на иностранные валюты. Разумеется, накопить их можно лишь путем продажи товаров и услуг.
Как уже отмечалось, переход к конвертируемости - протяженный во времени процесс. Как и любой процесс, его можно условно разделить на несколько этапов. На первом этапе необходимо оздоровить экономическое положение страны в целом. Важно оздоровить производственный сектор экономики, насытить товарами внутренний рынок. Не менее важно и проведение мероприятий в денежно-кредитной области, направленных на сдерживание инфляции и завоевания доверия субъектов хозяйствования к национальной денежной единицы.
На втором этапе проходят реформы ценообразования с целью максимального приближения цен на важнейшие товары к мировым.
На третьем этапе в государстве создается конкурентоспособная база экспорта, необходимая для поддержания равновесия платежного баланса и стабильного курса национальной валюты на мировых рынках.
Однако последовательность действий и длительность процесса перехода сильно зависит от выбранного государством варианта введения конвертируемости национальной валюты. Первый вариант, эволюционный, предполагает создание множества предпосылок к переходу путем общего оздоровления экономики государства. Этот процесс охватывает все перечисленные выше условия и должен включать следующие мероприятия:
стабилизация экономики и переход на рыночные отношения;
оздоровление финансов и денежного обращения;
сокращение дефицита государственного бюджета;
приведение денежной массы в обращении в соответствие с товарными ресурсами;
проведение в стране ценовой реформы и выравнивание ценовых пропорций в соответствие с ценовыми пропорциями мирового рынка;
введение единого экономически обоснованного курса национальной денежной единицы;
создание в государстве реального рынка средств производств;
постепенная отмена валютных ограничений по операциям текущего платежного баланса, а затем по всем прочим валютным операциям.
Этот вариант перехода является наиболее обоснованным с точки зрения экономической науки. При таком развитии событий будет происходить постепенное укрепление национальной денежной единицы по мере нарастания позитивных элементов в развитии экономики и сглаживания негативных последствий изменения экономического режима. Ускоренными темпами будет развиваться рыночная инфраструктура, усилится воздействие предпринимательства на хозяйственную активность. Понижение официального курса национальной валюты является неизбежным, но оно будет наименьшим по сравнению с остальными вариантами. Социальные издержки для широких слоев населения также будут наименьшими. В конце концов, конвертируемость национальной денежной единицы станет логическим завершением рыночной трансформации экономики.
Второй, шоковый, или волюнтаристский, вариант перехода к конвертируемости связан с резким понижением обменного курса национальной валюты и введением плавающего курса с применением интервенционных операций органами денежно-кредитного и валютного регулирования. Этот вариант практически неизбежно приводит к развязыванию инфляционных процессов в стране, разгулу спекуляции, перемещению капиталов в сферу обращения из сферы производства. Вместе с тем при эффективных интервенционных операциях центрального банка понижение курса национальной денежной единицы может быть и не столь уж большим. Таким образом, этот вариант предполагает более быстрый переход к конвертируемости (иначе говоря, более быстрое открытие страны для международной торговли) в размен на более высокие риски, связанные с негативными последствиями перехода к конвертируемости валюты страны, которая фактически к нему не готова.
Третий вариант предполагает переход к конвертируемости национальной денежной единицы посредством введения новой денежной единицы и параллельным обращением новой и старой валют. Такие изменения радикально укрепляют денежное обращение в стране, но происходит это за счет вытеснения старых денег новой валютой. Этот вариант является тяжелым с точки зрения социальных последствий, поскольку неизбежно приводит к обесценению имеющихся у широких слоев населения денежных сбережений [2, c. 484-485].
Таким образом, установление режима конвертируемости национальной валюты - это многоэтапный процесс, реализация которого требует наличия определенных макроэкономических и валютно-финансовых условий.
2
Эволюция подходов к использованию валютных ограничений
В странах мира
Как уже было сказано, изменения режимов конвертируемости национальной валюты в странах мира связаны, прежде всего, со стремлением этих стран влиться в мировой товарооборот. А важнейшая особенность международной торговли по сравнению с торговлей внутренней состоит в том, что ее обслуживают разные денежные единицы. Эта ее особенность и обусловливает наличие проблемы валютного обеспечения торговых операций.
В современной практике достаточно четко различаются три категории участников международного валютного оборота, которые могут быть отнесены к числу возможных субъектов процедур обратимости. Первое, низшее, но самое многочисленное звено состоит из фирм, организаций и индивидуальных лиц, непосредственно занятых в различных отраслях внешнеэкономической деятельности. Во второе, опосредствующее, звено входят коммерческие банковские учреждения, обеспечивающие денежно-кредитное обслуживание внешних связей. Третье, высшее, звено образуют государственные учреждения, обычно представляемые в валютной сфере центральными банками.
Представители первой категории больше других зависят от степени обратимости местных денег, как правило, не располагают накоплениями в иностранной валюте. В данном звене уровень конвертируемости национальной валюты непосредственным образом влияет на саму оправданность ведения дел за рубежом.
По существу то же самое можно сказать о смысле и значении обратимости для коммерческих банков, которые в сфере кредитно-банковского бизнеса являются такими же независимыми и самостоятельными участниками рыночного оборота, как и их клиентура.
Совершенно иначе выглядит проблема обратимости с точки зрения третьей категории - высшего государственного эшелона, включая руководящее звено национального денежно-кредитного устройства в лице центрального банка. Для этих верховных инстанций, эмитирующих законные платежные средства и распоряжающихся государственными валютными резервами и золотым запасом страны, вопросы о возможности и невозможности обмена местной валюты на иностранные денежные ценности исключаются в принципе [7, c. 34-35].
Но, несмотря на все это, конвертируемость валюты не является атрибутом «чистого рынка». В настоящее время обеспечение конвертируемости кредитно-бумажных денег в решающей степени зависит от воли и политики государства, берущего на себя разработку и реализацию соответствующих правовых норм внутри страны и необходимых договоренностей с заграницей.
Политика государства в этой сфере называется валютной политикой. Она являет собой часть экономической политики государства и внешнеэкономической политики, представляющую систему действий государства внутри и вне страны, проводимую посредством воздействия на валютный курс и валютные операции [8, c. 41].
Валютная политика вторична по отношению к производству, поскольку на первом месте стоит комплекс мер, который обеспечивает стабильный рост реального сектора экономики, налаживание процесса воспроизводства, достижение целей структурной политики страны, вытекающей из общегосударственной экономической концепции. Но при этом валютная политика является частью механизма для достижения целей экономической политики и необходима ее тесная взаимосвязь с мерами по обеспечению устойчивого экономического роста, финансовой стабильности, ограничению инфляции, поддержанию равновесия платежного баланса [9, c. 5].
Таким образом, валютная политика как часть экономической политики государства способствует решению перспективных и текущих задач, направленных на структурные изменения в экономике для достижения устойчивости экономического роста, сдерживания инфляционных процессов и безработицы, на основе целенаправленного и эффективного использования валютных средств. Содержание валютной политики составляет комплекс мер, обеспечивающих относительную эквивалентность обменного курса национальной валюты, равновесие платежного баланса, формирование золотовалютных резервов страны [9, c. 6].
В рамках рассматриваемой темы наиболее интересными для изучения представляются валютные ограничения как инструменты валютной политики.
В законе РБ «О валютном регулировании и валютном контроле» не имеется нормативного понятия «валютные ограничения», так же как и нет общепризнанного толкования этой категории, хотя исторически валютные ограничения существуют довольно давно. В наших целях будем использовать следующее, весьма широкое определение.
Валютные ограничения - это система государственных мер (административных, законодательных, экономических, организационных) по установлению порядка проведения операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте [10, c. 65]. Примерами таких ограничений могут быть требования государства о продаже всей валютной выручки, установление лимитов сумм по определенным операциям, необходимость получения разрешения на проведение определенных операций и т.п.
Степень открытости экономики и уровень экономических свобод субъектов хозяйствования напрямую связаны с возможными изменениями режима конвертируемости национальной валюты, что объясняет важность модернизации системы валютных ограничений.
Впервые валютные ограничения стали применяться в годы первой мировой войны в воюющих странах. В период временной стабилизации в 1924-1928 гг. они были отменены. В условиях мирового экономического кризиса 1929-1933 гг., особенно с 1931 г., валютные ограничения получили широкое распространение в связи с ухудшением платежных балансов многих стран, «бегством» капитала, крушением золотого стандарта, обесценением валют. Введение валютных ограничений в сфере движения капиталов и выплат внешних долгов узаконило банкротство 25 государств-должников. Валютные ограничения активно использовались странами фашистской оси для концентрации валютных ресурсов в руках государства в целях финансирования подготовки и ведения второй мировой войны.
С началом Второй мировой войны валютные ограничения распространились почти на весь мир. После войны валютные ограничения отсутствовали лишь в США, Швейцарии. Канаде; некоторые страны Латинской Америки сохранили свободу валютных операций под давлением США, заинтересованных в беспрепятственном переводе капиталов и прибылей от своих инвестиций в этом регионе.
Новым явлением в послевоенный период стало межгосударственное регулирование валютных ограничений через МВФ. В статье VI Устава МВФ говорится, что государствам-членам предоставлена полная свобода в части введения мер валютного контроля для регулирования трансграничных потоков капитала в целях поддержания платежного баланса и обменного курса национальных валют [5, c. 7].
С середины 1970-х годов, изменяя систему фиксированных на систему плавающих валютных курсов, многие страны начали активно участвовать в процессах, связанных с отменой валютных ограничений. Действительно, развитие финансовых систем и ужесточение конкуренции на международном рынке капиталов с одной стороны и сдерживающее воздействие систем валютного контроля развивающихся стран с другой стороны заставляли развитые страны активно распространять парадигму открытых валютных отношений на страны остального мира.
Углубление внешнеэкономических связей в 80-е годы породило еще большую необходимость в либерализации валютных отношений, снятии валютных ограничений, продвижении к конвертируемости национальных валют. Такую же позицию занимал и МВФ. Рекомендации странам-участницам, прежде всего, сводились к необходимости обеспечения конвертируемости по счету текущих операций, хотя в целом МВФ являлся сторонником постепенной отмены всяких валютных ограничений. Совокупность этих факторов привела к тому, что многие развивающиеся страны, сделавшие ставку на развитие экспортного потенциала за счет привлечения иностранного капитала, вслед за индустриально развитыми странами включились в процесс либерализации трансграничных капитальных потоков.
В ряде случаев либерализация валютных режимов стран третьего мира носила вынужденный характер, была обусловлена затяжным кризисом внешней задолженности, развернувшимся процессом конверсии долгов иностранным банкам в национальные ценные бумаги. С 1984 г. в развивающихся странах все отчетливее проявлялась тенденция ослабления ограничений на трансграничное движение капиталов, принимались меры по расширению притока иностранного капитала [11, с. 20].
Дальнейшее развитие рынка капиталов, связанное с усилением процессов глобализации, снятием административных ограничений во многих странах и проведением экономических преобразований в развивающихся странах и странах с переходной экономикой, требовало еще большей свободы движения капитальных средств. В связи с этим все большее количество стран стремилось к устранению ограничений на движение капиталов. Такую же позицию оформил и МВФ в своем отчете за 1996 г.
Однако в конце 90-х годов финансовые кризисы в странах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки заставили мировое экономическое сообщество взглянуть на либерализацию валютного режима в ином свете. Проявились макроэкономические риски, которые заставили многие страны (прежде всего развивающиеся) пойти на попятный и ужесточить валютное регулирование, ограничив режимы конвертируемости. Примеры таких стран можно увидеть в таблице 1.
Таблица 1 - Перечень некоторых стран, изменявших режим конвертируемости в 1973-1997 гг.
Страна | Год введения конвертируемости | Год отказа от конвертируемости |
Аргентина | ||
Боливия | ||
Гондурас | ||
Гонконг | ||
Индонезия | ||
Иран | ||
Малайзия | ||
Мексика | ||
Парагвай | ||
Сингапур | ||
Уругвай | ||
Эквадор |
Примечание - Источник: собственная разработка на основе [12, c. 13].
В связи с этим главный экономист Всемирного банка Дж. Стиглиц рекомендовал развивающимся странам сохранять в своих руках рычаги управления валютным рынком: «Либерализация валютного регулирования может повысить доверие иностранных инвесторов к стране и способствовать притоку иностранных инвестиций. В то же время целесообразно продолжать использовать меры, ограничивающие чрезмерное поступление в страну краткосрочных обязательств в иностранной валюте» [13, c. 61].
Осознание того, что либерализация движения капитала увеличивает вероятность возникновения финансового кризиса, усиливает чувствительность рынков к внешним шокам и приводит к формированиям т.н. «спекулятивных пузырей», привело к тому, что как многие страны, так и МВФ пересмотрели свое во многом одностороннее отношение к режиму полной конвертируемости.
Так, в годовом отчете МВФ за 2000 год указывается на то, что меры контроля над потоками капитала в разных странах будут иметь неодинаковую эффективность, поскольку это зависит от многих факторов, в том числе от степени гибкости обменного курса, уровня финансового развития рынка, качества проведения денежно-кредитной политики. Контроль трансграничного движения капитала не может заменить рациональную макроэкономическую политику, хотя и может послужить временной «заплатой». В отчете также говорилось о необходимости определения темпов и последовательности отмены валютных ограничений отдельно для каждого конкретного случая, поскольку эти параметры находятся в тесной связи с общим уровнем экономического развития страны и конкретными экономическими условиями.
Мировой финансово-экономический кризис 2007-2009 гг. заставил МВФ пересмотреть перечень рекомендаций, разработанных ранее для развивающихся стран - потенциальных импортеров капитала. Чтобы снизить риски возникновения новых пузырей, МВФ предложил вводить ограничения на приток спекулятивного капитала, хотя свобода финансовых операций до кризиса являлась одним из главных принципов, закрепленных уставом МВФ.
С одной стороны, такая политика стала стимулом к экономическому росту, с другой - привела к необоснованному повышению стоимости активов и масштабным спекуляциям на фондовых рынках. В конечном итоге это вылилось в усугубление последствий мирового финансово-экономического кризиса для стран с развивающимися рынками.
Как следствие, МВФ пришел к выводу о необходимости введения ограничений, включая такие инструменты, как налоги и резервирование, которые будут сдерживать быстрый рост объемов международных инвестиций в развивающиеся страны [11, c. 22].
Мировая практика и исследования показывают, что эффективность применения валютных ограничений определяется, прежде всего, краткосрочностью их действий, невозможностью обхода данных ограничений со стороны экономических агентов и сопровождается наличием реформаторских процессов в экономической и других сферах государства.