В условиях распада СССР и приобретения в 1991 г. Республикой Беларусь политического суверенитета, перед монетарными властями возник вопрос формирования независимой валютной политики. К началу 90-х гг. денежная единица Советского Союза значительно потеряла покупательную способность и не отвечала интересам внутренних торговых связей экономики Республики Беларусь.
До 1992 г. монетарная политика властей республики сильно зависела от экономических приоритетов Российской Федерации. Однако в феврале 1992 г. направления валютных политик РБ и РФ разошлись: Центробанк РФ при определении курсовой политики начал придерживаться рыночных основ и приступил к установлению официального рыночного курса, в то время как РБ сохранила прежнюю направленность и даже повысила коммерческий курс [16, с. 21].
К концу марта 1992 в республике существовало уже четыре официальных курса: коммерческий курс, курс покупки валютной выручки, курс иностранных инвестиций и специальный курс по импорту. К концу года в республике действовал административный валютный режим в форме существования двух официальных обменных курсов: наиболее распространенный коммерческий и специальный.
Начало рыночного курсообразования в Беларуси датируется 4 января 1993 г., когда Национальный банк ввел котировку рубля к свободно конвертируемым валютам. К концу 1993 года Республика Беларусь отказалась от практики множественности валютных курсов, отменив курс обязательной продажи. Фактически с этого момента республика перешла от административного валютного регулирования к режиму свободно плавающего курса. Данное событие сопровождалось открытием официальных торгов по покупке-продаже иностранной валюты на Межбанковской валютной бирже (МВБ), где курс устанавливался исходя из рыночного курса, существовавшего накануне, путем последовательного сопоставления спроса и предложения по каждой валюте [17, c. 34].
|
Механизм валютного курса, максимально приближенный к режиму свободного плавания, на практике сочетался с разовыми интервенциями Национального банка для сглаживания резких скачков, что свидетельствует о реализации так называемого «грязного» или управляемого плавания. Положительное направление развития валютных отношений в начале 1995 г., обусловленное функционированием режима управляемого плавания и рядом мер Национального банка, привело к повышению реального обменного курса белорусского рубля, что грозило серьезными последствиями в первую очередь для предприятий-экспортеров.
Фиксированный режим обменного курса, не отражавший экономическую ситуацию в стране и повлекший новый виток структурного кризиса, было решено изменить Указом Президента Республики Беларусь № 31 от 27 января 1996 г. «О совершенствовании государственной денежно-кредитной политики» на режим валютного коридора с постепенной девальвацией курса.
Планируемый для реализации в 1996 г. режим регулируемого плавания в рамках валютного коридора фактически привел к возврату к административному режиму множественности валютных курсов. В целях либерализации валютного рынка в конце 1996 г. были предприняты меры, среди которых следует отметить разрешение уполномоченным банкам проводить сделки на внебиржевом валютном рынке без ограничений и предоставлять субъектам хозяйствования кредиты в инвалюте. Однако существенных сдвигов в направлении стабилизации валютного рынка не произошло. По-прежнему, спрос на свободно конвертируемые валюты и российские рубли превышал предложение.
|
С целью исправления ситуации в 1997 г. Национальный банк начал проводить девальвацию курса национальной валюты. В январе 1997 г. курс белорусского рубля снизился на 47 %. В течение остального периода 1997 г. проводилась плавная девальвация национальной валюты с целью снижения разрыва между официальным курсом белорусского рубля и котировкой белорусского рубля на рынке нерезидентов [18, c. 70].
Необходимо подчеркнуть, что в качестве инструментов валютной политики Национальный банк РБ широко использовал административные ограничения (например, обязательная продажа части выручки в иностранной валюте).
В сентябре 2000 г. Национальный банк от множественной системы курсов перешел к установлению единого валютного курса, что на тот момент явилось одним из важнейших достижений денежно-кредитной политики. Этот момент стал переломным и для проводимой монетарными властями политики в отношении валютных ограничений: Национальный банк начал процесс либерализации регулирования валютного режима страны. Прежде всего, это проявлялось в снятии валютных ограничений, введенных в действие в предыдущие годы с целью устранения кризисных явлений на валютном рынке.
В ноябре 2001 г. Республика Беларусь присоединилась к статье VIII Устава МВФ, то есть белорусский рубль был признан валютой, обладающей признаками внутренней и внешней конвертируемости по текущим операциям. Это стало возможным, в первую очередь, благодаря обеспечению Национальным банком свободного доступа нерезидентов к рублевым и валютным ресурсам на всех сегментах рынка. Помимо этих мероприятий Национальный банк впервые провел масштабную либерализацию валютного законодательства в части проведения резидентами валютных операций капитального характера и тем самым снял практически все ограничения на приток инвестиций в республику [11, c. 23].
|
Активная фаза либерализации была завершена в 2003-2004 гг. путем совершенствования нормативной базы, а именно с принятием основополагающих документов по валютному регулированию: Закона Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле » и Правил проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Национального банка 30 апреля 2004 г. Закон обобщил основные нормы законодательства в области валютного регулирования и валютного контроля, сохранив при этом их преемственность. Правилами, в свою очередь, были установлены основные принципы осуществления валютных операций между резидентами, резидентами и нерезидентами, порядок открытия резидентами счетов за границей. Кроме того, впервые было установлено четыре режима проведения валютных операций, связанных с движением капитала: разрешительный, регистрационный, уведомительный и без разрешения [19, гл. III]. Разрешительный и регистрационный режимы можно обозначить как элементы валютных ограничений.
Проследить за процессами эволюции валютных ограничений в РБ и изменением степени конвертируемости национальной валюты можно используя таблицу 3.
Таким образом, Национальный банк последовательно увеличивал степень конвертируемости национальной валюты, которая прежде была на весьма низком уровне из-за действия множества ограничений, которые в основном были связаны с необходимостью защиты национального валютного рынка от назревающих кризисных явлений.
За реформацией валютного законодательства и отменой валютных ограничений на приток капитала в форме прямых и портфельных инвестиций, а также на приобретение недвижимости в 2001-2004 гг. последовал следующий этап либерализации валютного законодательства. В течение 2005-2006 гг. Национальный банк декларировал уведомительный порядок совершения некоторых операций с капиталом, а также увеличил максимальные суммы по операциям купли-продажи иностранной валюты без регистрации паспортных данных физического лица, при ввозе иностранной валюты из-за рубежа без обязательного декларирования и некоторые другие [11, c. 23].
На фоне этих положительных тенденций монетарное руководство страны позволяло себе оптимистические прогнозы относительно будущего белорусского рубля как конвертируемой валюты. Председатель Национального банка Петр Прокопович сообщил, что, при условии достаточного объема золотовалютных резервов (не менее 5 млрд. USD), национальная валюта Беларуси может стать полностью конвертируемой к 2010 г. Эти заявления были сделаны на фоне активных действий российских властей, направленных на получение российским рублем статуса валюты с полной конвертируемостью [20].
Таблица 3 - Валютные ограничения по значимым операциям капитального характера нефинансового сектора.
Валютные операции, подлежащие ограничениям | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | |
Валютные операции капитального характера: | |||||||||||
приток капитала: | |||||||||||
прямые инвестиции | +/- | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |
портфельные инвестиции | +/- | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |
привлечение займов свыше 180 дн. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
приобретение недвижимости | +/- | - | - | -/У | У | У | У | У | У | У | |
отток капитала: | |||||||||||
прямые инвестиции | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
портфельные инвестиции | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
предоставление займов свыше 180 дн. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
приобретение недвижимости за рубежом | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
предоставление на срок более 180 дней отсрочки оплаты по экспорту и авансирования по импорту | + | + | + | +/Р | Р | Р | Р | Р/У | У | У | |
расчеты по договорам финансовой аренды (лизинг) свыше 180 дней | +/- | - | - | -/+ | + | + | + | + | У | У | |
размещение денежных средств в банках-нерезидентах | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
предоставление гарантий и поручительств | + | + | + | +/У | У | У | У | У/+ | + | + | |
аренда недвижимости за рубежом | + | + | + | + | + | + | + | +/У | У | У | |
расчеты по договорам перевода долга и уступки прав требования | - | - | - | У | У | У | У | У/+ | + | + | |
передача денежных средств в доверительное управление | + | + | + | +/У | У | У | У | У/+ | + | + | |
Открытие счетов за рубежом: | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
для содержания филиалов и проведения хозяйственной деятельности | |||||||||||
для собственного кредитования | + | + | + | + | - | - | - | - | - | - | |
« + » - валютная операция осуществляется с разрешения Национального банка (разрешительный порядок); « - » - валютная операция осуществляется без разрешения Национального банка (свободный порядок); « Р » - валютная операция осуществляется в регистрационном порядке; « У » - валютная операция осуществляется в уведомительном порядке. | |||||||||||
Примечание - Источник: [11, c. 24].
Собственно, начиная с 2007 г. кардинальных реформ валютного законодательства, направленных на увеличение степени конвертируемости белорусского рубля, не проводилось. Наоборот, вследствие неблагоприятных макроэкономических и внешнеторговых факторов некоторые ограничения были ужесточены. Так, «газовый кризис» в начале 2007 г. вынудил Национальный банк уменьшить лимит суммы авансовых платежей, проводимых резидентом без разрешения Национального банка, в 6 раз (с 3000000 USD до 500000 USD).
На протяжении 2007 г. в Правила проведения валютных операций было внесено еще несколько изменений, одна часть которых была направлена на либерализацию валютного режима, а другая - на его ужесточение. В 2008 г. Национальный банк продолжил вносить изменения в порядки проведения операций. Большинство этих изменений были связаны с увеличением степени конвертируемости национальной валюты.
Однако принятие этих мер совпало с началом мирового финансово-экономического кризиса. Сложившаяся ситуация характеризовалась увеличением спроса на иностранную валюту с одной стороны и сокращением поступлений валютной выручки в республику с другой стороны. Помимо этого значительная часть рублевых депозитов населения была изъята держателями с целью покупки иностранной валюты. При всей сложности положения на валютном рынке, среди мер, предпринятых Национальным банком (а они также включали снижение курса белорусского рубля (4.5% к USD) [21], введение реестра предварительных заявок на покупки иностранной валюты банками и др.), дополнительных административных ограничений было установлено немного. Наиболее серьезное из них содержалось в постановлении Правления №165 от 11.11.2008 г., где устанавливалось ограничение на осуществление субъектами хозяйствования авансовых платежей. Никаких других значительных мер по пресечению свободного оттока капитала из страны предпринято не было.
В 2009 г. Национальный банк продолжил реализацию комплекса мер, направленных на стабилизацию экономической ситуации в стране. 2 января 2009 г. Национальный банк девальвировал белорусский рубль, снизив его обменный курс на 20.5% к USD [22]. В то же время никаких дополнительных валютных ограничений введено не было. В 2009 г., несмотря на серьезные последствия экономического кризиса, было продолжено смягчение режима валютного регулирования. 3 июня 2009 г. были внесены значимые поправки в Закон «О валютном регулировании и валютном контроле». Новая редакция закона предусматривала несколько иные принципы отнесения валютных операций к текущим либо капитальным. В частности,
· расчеты между резидентами и нерезидентами по всем сделкам, обеспечивающим экспорт или импорт, стали относиться к текущим операциям вне зависимости от срока проведения подобных расчетов;
· операции, связанные с кредитованием или заимствованием, стали относиться к операциям капитального характера (а значит, стали требовать разрешения Национального банка в случае, если связаны с оттоком капитала) вне зависимости от сроков их совершения.
Таким образом, уже на конец 2009 г. практически все валютные операции капитального характера, осуществляемые между резидентами и нерезидентами в рамках притока иностранного капитала в Республику Беларусь, проводились без ограничений. Отток денежного капитала был все еще подвержен контролю со стороны регулятора. Однако режим внешней конвертируемости действует и в отношении операций капитального характера: нерезидентам для проведения валютных операций (не только связанных с репатриацией прибыли) получать разрешения у Национального банка не требуется [11, c. 28]. В 2010 году никаких значительных реформ не производилось, поэтому на 2011 г. объем валютных ограничений практически не изменился.
С начала 2011 г. на фоне девальвационных ожиданий населения в республике наблюдалось развитие валютного кризиса. В итоге с середины марта того же года спрос на иностранные валюты возрос настолько, что через несколько дней их продажа населению полностью остановилась [23]. В целях стабилизации положения на валютном рынке Национальный банк ввел некоторые ограничения по расчетам по импорту (которые, напомним, считаются текущими операциями). Так, 5 января 2011 г. регулятор запретил авансирование импорта за счет валютных кредитов белорусских банков. Существенные изменения в схемы расчетов с нерезидентами были внесены и совместным постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 25 февраля 2011г. № 240/5 «О расчетах по импорту некоторых товаров».
Несмотря на то, что монетарные власти официально заявили о том, что дополнительные ограничительные меры в сфере валютного контроля более применяться не будут, основным условием выполнения этого обязательства будут решения потенциальных кредиторов страны о возможном предоставлении республике займа для поддержания платежного баланса [24].
Подводя итоги, можно отметить, что на протяжении всего периода своей деятельности Национальный банк проводил политику либерализации валютных ограничений. Ключевым в этом отношении был период с 2001 по 2004 гг., в течение которого были приняты основополагающие документы по валютному законодательству, а также были проведены мероприятия по снятию ограничений с операций в иностранной валюте текущего и капитального характера. Помимо этого Национальный банк в стремлении урегулировать валютный рынок осуществлял важные для проблемы конвертируемости национальной валюты изменения. Например, корректировку режимов обменных курсов. Известно, что уставом МВФ прямо запрещается множественность валютных курсов. Фиксированный валютный курс не может быть совместим с режимом полной конвертируемости, однако разнообразные его модификации могут по-разному влиять на степень конвертируемости валюты.
Эволюцию режимов обменного курса в республике можно проследить по таблице 4.
Таблица 4. Режимы обменного курса в РБ в период 1992-2011 гг.
Год | Режим обменного курса |
Административный режим множественности валютных курсов | |
Административный режим множественности валютных курсов | |
Управляемое плавание | |
Фиксированный | |
Административный режим множественности валютных курсов | |
Административный режим множественности валютных курсов | |
Административный режим множественности валютных курсов | |
Административный режим множественности валютных курсов | |
Скользящая фиксация курса национальной валюты | |
Скользящая фиксация курса национальной валюты | |
Скользящая фиксация курса национальной валюты | |
Скользящая фиксация курса национальной валюты | |
Скользящая фиксация курса национальной валюты | |
Режим жесткой привязки | |
Режим жесткой привязки | |
Режим жесткой привязки | |
Режим жесткой привязки | |
Режим привязки к корзине валют | |
Режим привязки к корзине валют | |
Режим привязки к корзине валют |
Примечание - Источник: собственная разработка.
Как можно заметить, к 2000 г. республика окончательно избавилась от множественности валютных курсов, хотя и на современном этапе вследствие особых рекомендаций (иногда даже «устных») регулятора на валютном рынке могут складываться ситуации, характерные для режима множественности валютных курсов [25].
Стремления Национального банка повысить степень конвертируемости национальной валюты часто совпадали с локальными или глобальными экономическими кризисами: сырьевым кризисом в 2007 г., мировым финансово-экономическим кризисом 2008-2010 (по различным версиям, …-2009, …-2011), валютным кризисом 2011 г. Республика Беларусь не обладала и по сей день не обладает развитым финансовым рынком, а потому вынуждена принимать меры ограничительного характера, направленные на ограничение оттока капитала из страны.
Таким образом, валютные ограничения и на сегодняшний день являются не только и не столько составляющими антикризисной политики, проводимой государством, сколько постоянно необходимыми инструментами предотвращения оттока капитала из республики. Именно по этой причине вне зависимости от характера валютной операции ограничения применяются практически на все операции, связанные с оттоком капитала, а режим валютного регулирования по-прежнему содержит ряд существенных ограничений даже по текущему счету платежного баланса.