Рубля
Понятие «конвертируемость» как особое свойство валюты следует рассматривать на двух уровнях. Один уровень - это более или менее свободный обмен национальной денежной единицы на иностранные валюты. Второй уровень - связь свойства реальной конвертируемости непосредственно с экономической силой, значимостью и авторитетом данной валюты. Несмотря на весь объем мероприятий по либерализации режима валютных ограничений, проводимых на протяжении двух последних десятилетий Национальным банком, говорить о значительной степени конвертируемости белорусского рубля пока можно лишь очень условно.
С точки зрения Международного валютного фонда, почти все современные валюты формально считаются конвертируемыми. Для того чтобы национальная валюта страны попала в этот список, ей необходимо лишь присоединиться к статье VIII устава МВФ, что на начало мая 2011 г. сделали 168 из 187 стран-участниц, то есть около 90% [26]. Но в международной валютной практике, и в том числе в валютной практике Национального банка Беларуси, свободно конвертируемыми валютами считаются лишь доллар, евро и еще около десятка других валют. Остальные валюты официально не покупаются и не продаются. Таким образом, очевидно, что конвертируемость валюты нельзя рассматривать только как техническую возможность валютного обмена. Тем более удручающим выглядит тот факт, что и техническая возможность обмена обеспечивается далеко не всегда [23].
Проблема валютных запасов, необходимых для обеспечения обмена валют по первому требованию субъектов хозяйствования, может быть во многом решена путем установления свободно плавающего валютного курса, который своими колебаниями будет обеспечивать выравнивание валютных требований и обязательств, возникающих на рынке. Мы уже определились с тем, что валютная политика является производной от общей макроэкономической политики, а значит, на первый план выходят другие критерии, которые в действительности предопределяют реальную силу и значение белорусского рубля в стране и мире.
|
Вернемся к условиям введения режима полной конвертируемости, которые мы выделили в главе 1. Очевидно, что республике на пути к конвертируемому белорусскому рублю предстоит создать экономическую базу в виде свободной рыночной экономики, конкурентоспособной по качеству товаров, издержкам их производства и значительно демонополизированной, а также обеспечить достаточно высокий уровень сбалансированности и стабильности внутренних и внешних факторов производства и обмена. Если экономическая база Беларуси не окрепнет в указанном направлении, то, как показывает исторический опыт, достижение полной конвертируемости национальной валюты явится процессом довольно продолжительным. Отсутствие или неразвитость экономических условий для полной конвертируемости белорусского рубля неизбежно будет тормозить процесс его реального функционирования, а в худшем случае вся система конвертируемости окажется обреченной на бездействие.
Приведем некоторые статистические данные, касающиеся указанного набора условий. Согласно данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, удельный вес убыточных организаций на конец I квартала 2011 г. составил 10,4% [27]. В I квартале 2010 г. эта величина составляла 12,0%. Несмотря на положительную динамику, цифра остается очень высокой. Кроме того сумма чистого убытка таких организаций возросла по сравнению с тем же периодом 2010 г. и составила 911,3 млрд. рублей [27]. Рентабельность продаж на исходе I квартала 2011 г. составила 6,6% и выросла по сравнению с I кварталом 2010 г. на 0,8% пункта [28]. Уровень монополизации белорусской экономики довольно высок, при этом монополизм этих предприятий не является естественным, а значительное их количество не показывают высокой эффективности хозяйственной деятельности. Белорусские монополии характеризуются устаревшими технологиями, высокой степенью износа оборудования и отсутствием средств для дальнейшего развития [29, c. 169-170]. Все эти данные говорят о том, что необходимые рыночные условия в белорусской экономике пока развиты слишком слабо, чтобы речь могла идти о полной конвертируемости в ближайшей перспективе.
|
Система ценообразования в республике носит достаточно централизованный характер, что малосовместимо с режимами повышенной конвертируемости (прежде всего из-за невозможности полноценной интеграции в сфере мировой торговли). Однако в этом направлении государство предпринимает мероприятия, нацеленные на либерализацию ценообразования. Так, 25 февраля 2011 г. главой государства был подписан указ, сокращающий сферу государственного регулирования цен и тарифов [30]. Тем не менее, перечень товаров и услуг, для которых сохранено централизованное регулирование цен, все еще довольно обширен.
В рамках общего оздоровления белорусской экономики властям предстоит немалый объем работ, связанных с достижением макроэкономических условий конвертируемости. Одновременно с этим важно стремиться к достижению валютно-финансовых условий улучшения режима конвертируемости.
|
Обеспечению гарантированного притока иностранной валюты в страну может поспособствовать наращивание экспортного потенциала Беларуси. В известной мере гарантом механизма конвертируемости выступают золотовалютные резервы, главное назначение которых - поддержание бесперебойности международных расчетов, обеспечение нормальной внешнеэкономической деятельности при временных нарушениях равновесия платежного баланса, когда остальные источники валютных поступлений оказываются исчерпанными.
Международные резервные активы Республики Беларусь последовательно наращивались Национальным банком на протяжении многих лет. Это можно увидеть на диаграмме ниже (рисунок 2).
Рисунок 2 - Международные резервные активы РБ на 01.01 каждого года в период с 2003 по 2011 гг.
Примечание - Источник: собственная разработка на основе [31].
К сожалению, относительную устойчивость такая положительная динамика может проявлять лишь в условиях спокойствия на внутреннем и мировом рынках. Как в случае с мировым финансовым, так и внутренним валютным кризисом, резервы страны значительно сокращались при проведении Национальным банком операций, направленных на поддержание курса белорусского рубля и стабилизацию валютного сектора в целом.
Оптимальный курс белорусского рубля - необходимое условие для перехода к полной конвертируемости. К сожалению, нынешний курс белорусского рубля является завышенным, что является одной из причин валютного кризиса 2011 г. Девальвация национальной валюты - это весьма непопулярная среди населения мера, к которой, однако, рано или поздно, монетарным властям прибегнуть придется. Первый шаг к этому уже сделан: без изменения официального курса Национальный банк с 11 мая 2011 г. отменил рекомендательные ограничения по установлению банками курсов сделок по покупке-продаже иностранной валюты с населением [32]. Поскольку до этого курс белорусского рубля существенно упал и на межбанковском рынке, официальное снижение его курса Национальным банком становится практически неизбежным.
Стабилизация и постоянное совершенствование национального валютного рынка являются одними из основных предпосылок развития любой экономики. Особенно это важно для стран с малой открытой экономикой, какой и является экономика Республики Беларусь.
Тем не менее, первоочередными представляются процессы реформирования реального сектора экономики и создание предпосылок для самостоятельной эффективной работы предприятий. Для этого необходимо провести снижение налоговой нагрузки, активизировать процесс приватизации, создать условия для привлечения иностранных инвесторов, стимулировать развитие малого и среднего бизнеса. Реализация данных мер позволит создать эффективную конкурентоспособную экономику, в которой валютный рынок будет являться не решающим, но одним из важных регуляторов экономических процессов.
Не имеет смысла обсуждать переход к формальной конвертируемости белорусского рубля. В действительности имеет значение лишь реальное использование конвертируемой валюты контрагентами. Реальная полная конвертируемость национальной валюты, ее свободное обращение на международных рынках - это сложная задача, решать которую необходимо, используя коренные экономические реформы, затрагивающие не только и не столько валютный рынок страны.
Определенно, государство движется в направлении либерализации валютного контроля и валютных ограничений, однако периоды послаблений перемежаются финансовыми кризисами, как внутренними, так и импортированными. В периоды таких кризисов государство вынуждено ужесточать валютные ограничения в целях предотвращения оттока капитала из страны. конвертируемый валюта денежный
В конце 2010 г. глава Национального банка сделал заявление, согласно которому, к 2015 г. может быть достигнута полная конвертируемость белорусского рубля [33]. Однако валютный кризис 2011 г. показал, насколько хрупким является равновесие на валютном рынке страны и насколько низок кредит доверия населения к национальной валюте. Разумеется, до завоевания валютой доверия своего населения никакой речи о глобальной конвертируемости идти не может. А сильная валюта это, прежде всего, сильная экономика. Без значительных реформ, предполагающих переход всей системы хозяйствования на рыночную основу, подобные цели монетарных властей представляются чересчур оптимистичными.
Тем не менее, дальнейшая интеграция республики в мировое хозяйство - это объективный процесс. Дальнейшая либерализация валютных ограничений в некотором смысле является неизбежной, если республика намерена стать полноценным и конкурентоспособным агентом мировой торговли.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного в курсовой работе исследования можно сделать следующие выводы:
. По степени обращения на национальном валютном рынке
различается частично конвертируемая, свободно конвертируемая, неконвертируемая, внешне конвертируемая и внутренне конвертируемая валюта. Полная конвертируемость охватывает все виды внешнеэкономических операций, действует одинаково в отношении всех категорий юридических и физических лиц, распространяется на все регионы и валюты мира.
. Установление режима конвертируемости национальной валюты - это многоэтапный процесс, реализация которого требует наличия определенных общих (макроэкономических) и специфических (валютно-финансовых) условий, выполнение которых должно предварять введение режима конвертируемости, то есть не может быть отложено на будущее.
. Обязательства по конвертируемости национальной валюты по текущим операциям регулируются разделами 2, 3 и 4 статьи VIII Статей Соглашения (Устава) МВФ. В соответствии с данными обязательствами не допускаются ограничения по текущим платежам и дискриминационная практика конвертируемости национальной валюты, принадлежащей зарубежным субъектам хозяйствования, в том числе практика множественности валютных курсов, а также гарантируется конвертируемость остатков национальной валюты, хранящихся за границей. Присоединение Беларуси 5 ноября 2001 года к статье VIII Устава МВФ означает международное юридическое признание белорусского рубля как конвертируемой валюты по текущим операциям.
. Подходы разных стран мира к использованию валютных ограничений с течением времени претерпевали значительные изменения. Наиболее аргументированной на данный момент является позиция, согласно которой каждая страна должна стремиться к максимальной интеграции в мировой товарооборот, однако параметры валютной политики (и валютных ограничений в частности), необходимые мероприятия и темпы перехода к режимам полной конвертируемости должны рассчитываться для каждого государства отдельно с учетом всех макроэкономических и внешнеторговых факторов.
. На протяжении всего периода своей деятельности Национальный банк проводил политику либерализации валютных ограничений. Ключевым в этом отношении был период с 2001 по 2004 гг., в течение которого были приняты основополагающие документы по валютному законодательству, а также были проведены мероприятия по снятию ограничений с операций в иностранной валюте текущего и капитального характера.
. Валютные ограничения в Беларуси на сегодняшний день являются не только и не столько составляющими антикризисной политики, временно проводимой государством, сколько постоянно необходимыми инструментами предотвращения оттока капитала из республики. Именно по этой причине вне зависимости от характера валютной операции ограничения применяются практически на все операции, связанные с оттоком капитала, а режим валютного регулирования по-прежнему содержит ряд существенных ограничений даже по текущему счету платежного баланса.
. Оценка современной макроэкономической ситуации в стране позволяет заключить, что необходимые для введения режима полной конвертируемости рыночные условия в белорусской экономике пока развиты слишком слабо. В рамках общего оздоровления белорусской экономики властям предстоит немалый объем работ, связанных с достижением макроэкономических условий конвертируемости. Одновременно с этим важно стремиться к достижению валютно-финансовых условий установки режима конвертируемости и улучшению имиджа национальной валюты среди населения.
. Курс монетарных властей на дальнейшее повышение степени конвертируемости белорусского рубля представляется верным и оправданным. Необходимо, чтобы процесс либерализации соответствовал процессам модернизации экономики страны и ее переходу на рыночные хозяйственные отношения. Такие меры как снижение налоговой нагрузки, активизация процесса приватизации, создание условия для привлечения иностранных инвесторов, стимулирование развития малого и среднего бизнеса необходимы для создания эффективной конкурентоспособной экономики, в рамках которой возможна полноценная интеграция страны в мировое хозяйство с переходом белорусского рубля к режиму полной конвертируемости.