Гендерное равенство в Канаде – юридический фундамент




Признавая существующие различия между мужчинами и женщинами, правительство Канады сформировало солидный юридический фундамент для равенства, что содействовало принятию нескольких ключевых обязательств по продвижению статуса женщин.

В 1960 году был принят Канадский Билль о правах. В 1982 году вступила в силу Канадская Хартия прав и свобод. Таким образом были сформулированы гарантии основополагающего равенства между людьми, нормы соблюдения культурной и групповой идентичности и признания человеческого достоинства, все то, что помогает определять нас в качестве канадцев. Канада подписала большое число международных документов по вопросам прав человека, таких как Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, известная под кратким наименованием CEDAW, и другие международные соглашения, которые затем были ратифицированы. В рамках Пекинской платформы действий Канада также взяла на себя обязательство по т. н. гендерному мейнстримингу (комплексному подходу к вопросу равенства полов).

Эти обязательства стали также частью Федерального плана по гендерному равенству 1995 года. В этом плане закреплены обязательства правительства по достижению равенства полов и определен курс действий по ускорению этого процесса в форме широкого партнерства в обществе, проведения консультаций и мероприятий вместе с отдельными гражданами и обществом в целом. В Федеральном плане определены восемь целей, первая из которых – внедрение гендернодифференцированного анализа в федеральных министерствах и ведомствах. В этой связи в 1999 году Министерство по делам женщин Канады образовало свое Управление гендернодифференцированного анализа для проведения работы по достижению этой цели.

После Федерального плана по гендерному равенству в 2000 году была принята Программа работы по гендерному равенству. Она была основана на целях, изложенных в Федеральном плане. Таким образом, процесс достижения равенства зиждется в Канаде на солидном юридическом фундаменте и идет по стратегической траектории – на пути к полному равенству женщин. Но конечного результата мы еще не добились.

Внедрение ГДА– вызовы

Трудно переоценить роль, которую играет ГДА в деле продвижения гендерного равенства. Однако Канада столкнулась с вызовами на пути его официального внедрения. Управление ГДА Министерства по делам женщин разработало стратегический план стимулирования использования ГДА в правительстве и других юрисдикциях. Этот план включает в себя:

* обучение методам применения ГДА;

* дальнейшее развитие ГДА как инструмента;

* разработку исследований конкретных случаев применения и эффективности ГДА;

* поощрение исследований, информации и образования по вопросам ГДА;

* оценку и отчетность по ГДА;

* координацию внедрения ГДА.

Эта работа получает высокую международную оценку и используется другими странами в качестве модели для продвижения ГДА, что объясняет наше присутствие с этой же целью и здесь, в Москве. Но, как и во всем, полезно сверяться с реальностью, так как опыт Канады по внедрению ГДА не всегда шел по ровной восходящей линии. Министерство по делам женщин Канады – совсем небольшое ведомство в составе большого федерального правительства, поэтому мы не можем достигнуть этой цели самостоятельно. Нам необходимо было развивать партнерские связи, привлекать к этой работе другие стороны, тех, кто заинтересован во внедрении ГДА в своих организациях и обладает соответствующими полномочиями. Партнерства также придают дополнительную ценность, так как они помогают усовершенствовать нашу собственную базу знаний. У других министерств и ведомств есть компетенция, информация и опыт, которые мы можем использовать. Например, жизненно важную информацию, которая помогает принимать обоснованные решения, предоставляет Статистическое управление Канады. В частности, это публикация «Женщины в Канаде. Статистический отчет с учетом гендерных различий». Нынешнее издание – уже пятое из серии, начало которой было положено в 1985 году. Отчет «Женщины в Канаде» документально подтверждает текущее положение женщин в канадском обществе, там представлены самые последние по времени и значимые данные по широкому спектру вопросов, имеющих особое значение для гендерного равенства, включая охрану здоровья, уровень образования и уровень доходов.

Как показывают наши собственные исследования и опыт, имеются реальные барьеры на пути к достижению полноценного участия женщин в жизни общества. Среди них – многочисленные факторы и обстоятельства, основанные на комбинации половой принадлежности, расового происхождения, возраста, наличия физических недостатков и пр. Тем важнее добиваться внедрения гендернодифференцированного анализа, еще не столь распространенного в других федеральных министерствах и ведомствах, как того хотелось бы. Другие министерства начали организовывать свое собственное обучение и инфраструктуры поддержки интеграции гендернодифференцированного анализа. Однако, несмотря на эти усилия и международное признание качества и полноты инструментария, произведенного Министерством по делам женщин Канады, результаты оказываются неоднородными.

Отдельные федеральные министерства продолжают сталкиваться с трудностями в связи с разным уровнем выделяемых ими ресурсов и понимания ГДА. И, несмотря на то что правительство с годами реализовало конкретные меры, оказывающие положительное влияние на жизнь женщин, трудно определить, было это результатом последовательного применения гендернодифференцированного анализа или действия других факторов.

Опыт показывает, что необходимо прилагать усилия по формированию среды поддержки для практики внедрения ГДА. При интеграции гендернодифференцированного анализа и по мере накопления международного и национального опыта постоянно возникает проблема подотчетности.

Каким бы квалифицированным и преданным своему делу ни было наше Министерство, для того чтобы стратегически и эффективно заниматься своей работой, нужно, чтобы была подотчетность. Другими словами, нам необходимо представлять канадцам и остальному миру реальные и замеряемые результаты. Вопрос совершенствования подотчетности по гендерным вопросам очень важен на разных уровнях правительства, а также и в других секторах, таких как добровольческий или частный. По сути, нам нужна отчетность, чтобы добиваться реальных результатов путем применения ГДА.

Вызов подотчетности

Вот почему Министерство по делам женщин Канады начало работать вместе с отдельными министерствами и ведомствами над формированием, при поэтапном введении в действие, устойчивых рамок и механизмов подотчетности с использованием ГДА, делая особый упор на достижении замеряемых результатов. Это отражает как национальный, так и международный опыт рамок подотчетности, в которых цели и задачи государственной политики и программ увязаны с итогами и результатами. Уроки, извлеченные по всему миру, показывают, что когда ГДА становится неотъемлемой частью процесса разработки политики и программ на всех социальных, экономических и культурных участках ведения дел, его надлежит увязывать со стратегиями равенства, охватывающими четкий комплекс целей с ожидаемыми результатами, которые, в свою очередь, конкретны, замеряемы и могут быть достигнуты в оговоренные сроки. Кроме того, для достижения максимальных результатов мы обязаны удостоверяться в том, что ГДА можно применять стратегически, относительно высших политических и бюджетных приоритетов правительства.

Так как у министерств много приоритетов, мы обязаны мыслить стратегически, обеспечивая применение ГДА во всех структурах правительства с максимальной эффективностью. Наш надежный юридический фундамент для равенства полов, солидный механизм по вопросам статуса женщин, использование ГДА и наши обязательства по подотчетности, – все это необходимо применять комплексно. Это позволяет нам планировать и мыслить стратегически, чтобы наши усилия были направлены на участки, требующие первоочередного внимания. Мы не можем просто обеспечить обучение ГДА для отдельных многочисленных министерств и ведомств правительства Канады и ожидать от него осуществления реального и устойчивого изменения. Такой процесс работы с отдельными министерствами был бы дорогим, долгим и неэффективным, и его было бы почти невозможно отслеживать. Мы попробовали и поняли, что нужны такие механизмы подотчетности, чтобы министерства действительно стремились применять их.

Для того чтобы удостовериться, что ГДА внедрен в ключевые политические и программные инициативы такими способами, которые эффективны и замеряемы, нам нужно брать на себя ведущую роль и создавать стратегические партнерства с другими министерствами, делиться нашим опытом на курсах обучения ГДА и формирования потенциала, подчеркивая участки, которые мы сами определили как приоритетные.

Знания о положении женщин в Канаде помогают нам определить для них приоритеты на сегодняшний день. Например, мы знаем, что бедность и связанная с ней экономическая неуверенность – реальность для многих женщин, особенно в специфических группах населения, таких как коренные народности, пожилые и иммигранты. Мы также знаем, что насилие в отношении женщин продолжает оставаться серьезной проблемой в обществе, особенно для женщин коренных народностей.

Поэтому правительство Канады решает эти проблемы целенаправленно. В результате Министерство по делам женщин фокусирует свою деятельность на двух текущих высших приоритетах: продвижении экономической безопасности женщин и борьбе с насилием над женщинами.

Решая эти вопросы в отношении женщин коренных народностей, мы установили партнерские связи с ключевыми федеральными министерствами, чтобы обеспечить учет гендерной перспективы при оказании всех социальных услуг в резервациях, а именно – образования, обеспечения жильем и экономического развития.

В настоящее время мы также вовлекаем ключевые министерства в программу развития навыков и занятости среди коренного населения, преследуя конкретную цель расширения обучения и развития навыков женщин коренных народностей, среди которых отмечается высокий уровень безработицы.

Другой пример – наша текущая работа с Министерством по делам индейцев и северных народов Канады по решению вопросов наследственных прав собственности на недвижимость для женщин коренных народностей. В связи с тем, что земли коренных народностей находятся в исключительной юрисдикции федерального правительства, женщины коренных народностей не могут использовать в своих интересах законы провинций о наследственных правах собственности, которыми предписывается равное разделение собственности в случае расторжения брака. Поэтому женщины и их дети оказываются лишенными права занимать семейное жилище. Ситуация для женщин коренных народностей усугубляется также высоким уровнем домашнего насилия.

Министерство по делам женщин Канады решает этот вопрос, участвуя в форуме правительств федерального, провинциального и территориального уровней, где конкретно рассматривается тематика насилия в отношении женщин коренных народностей с целью усовершенствования политики, программ и законодательства по удовлетворению потребностей женщин коренных народностей.

В Канаде также отмечается высокий уровень убийств и исчезновений женщин коренных народностей в результате преступлений против них по мотивам расовой и половой принадлежности. Министерство поддерживает работу организаций коренных народностей и иных федеральных министерств по проведению мероприятий, направленных на осуществление программ, услуг и практической работы по сокращению и, в конечном итоге, устранению насилия в отношении женщин коренных народностей.

По сути, то, чем мы занимаемся – это совместная работа с ключевыми министерствами по применению ГДА к приоритетным вопросам и группам населения, с тем чтобы эти министерства могли исследовать конкретные случаи, видеть и отслеживать результаты. Таким образом, они непосредственно узнают, как функционирует ГДА. Более того, они видят эффективность ГДА при разработке политики, программ и законодательства, охватывающих всех, включая женщин.

Кроме того, мы используем этот инструмент для поддержки нашей «Программы для женщин» и других организаций гражданского общества. Она обеспечивает прямые выгоды для женщин путем финансирования неправительственных организаций (НПО) Канады. Многие из этих НПО – глубоко укоренившиеся на местах и устоявшиеся группы. Они внимательно следят за ходом дел и могут тонко определять предметы озабоченности, потребности и интересы женщин на уровне местных сообществ.

Очевидно, что когда вы можете поддерживать реальную связь с заинтересованными сторонами и понимать их, вы можете лучше удовлетворять их потребности. Это – центральный элемент стратегического и подотчетного подхода, обеспечивающего эффективность и ориентированного на результаты.

И правда заключается в том, что когда мы работаем вместе, делимся идеями и опытом, мы понимаем, что общего у нас больше, чем различий. Вот именно этим мы и занимаемся здесь, в Москве, собравшись вместе, чтобы поделиться опытом по продвижению решения гендерных вопросов.

Наше Министерство работает над такими стратегическими партнерствами, в которые привлекаются частные и неправительственные организации. Мы становимся партнерами по конкретным инициативам, направленным на повышение финансовой грамотности отдельных групп женщин, укрепление роли в принятии решений со стороны женщин коренных народностей, а также на активизацию реакции со стороны официальных ведомств и местных сообществ по предупреждению и решению вопросов, связанных с насилием над женщинами и девушками. Эта работа является воплощением истинного духа сотрудничества. Но Министерство по делам женщин – относительно небольшое ведомство в рамках очень большого, многогранного федерального правительства, обслуживающего обширную, разнородную нацию. Мы должны постоянно задаваться вопросом: как Министерство по делам женщин Канады должно работать в области равноправия женщин, чтобы можно было отчитываться перед канадцами?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: