Имеет важное значение в обеспечении ритмичной, высокопроизводительной работы всего цеха, предприятия. Служба подготовки и контроля производства является главным координирующим центром предприятия. Оперативное руководство всеми подразделениями по данным производственно-подготовительной службы и при непосредственном ее участии.
Подготовка, текущее планирование и оперативное руководство производством возлагается на планово-диспетчерское бюро (ПДБ), которое осуществляет:
планирование и распределение работ по участкам, рабочим местам;
оперативное руководство производством;
комплектование и обеспечение цеха материалами, заготовками, полуфабрикатами, деталями и узлами;
руководство транспортными подразделениями;
обеспечение производственных связей с другими цехами и службами завода.
В серийном производстве бюро работает в соответствии с планом производства, производственно-диспетчерскими графиками и комплексной технологией, а в индивидуальном и мелкосерийном производстве – в соответствии с графиками работы, заданиями и маршрутно-технологическими картами.
Регламент обслуживания состоит в определении способов и последовательности выполнения работ производственно-подготовительными службами и увязывается с регламентом основного производства. Регламент обслуживания обеспечивается составлением графиков выпуска на планируемый период (смену, сутки, неделю и т.д.) и соответствующих графиков обслуживания на основании предварительных расчетов потребности рабочих мест и участков в предметах труда, транспорте, наладке и др. видах обслуживания.
Транспортная функция.
Рациональная организация основного производства и четкость работы вспомогательных служб в значительной мере зависят от того, насколько правильно решена задача внутрицехового транспорта. Поэтому при разработке системы обслуживания транспортной функции должно быть уделено особое внимание.
|
Транспортные службы осуществляют: доставку предметов труда, сырья, материалов в соответствующие цехи или к рабочим местам; вывоз готовой продукции; вывоз отходов; погрузочно-разгрузочные работы.
Характерной особенностью транспортного обслуживания является передвижной тип рабочего места обслуживающего персонала при большой зоне обслуживания.
Организация обслуживания транспортом может быть:
централизованной как внутри цеха, так и в заводском масштабе;
централизованной внутри цеха и децентрализованной в масштабе предприятия (Межцеховую транспортировку осуществляет цеховой персонал цеховыми транспортными средствами. Такая организация, как правило, менее предпочтительна;
децентрализованная как внутри цеха, так и в целом по предприятию. Такая организация имеет самую низкую эффективность и поэтому не может быть рекомендована.
Существуют 2 формы транспортного обслуживания: дежурная – в условиях единичного и мелкосерийного производства (по вызовам при условии предварительного комплектования грузов, а к началу смены – по заданию без вызова); в условиях серийного производства – планово-предупредительная по заранее разработанным графикам или по оперативным суточным планам.
Регламентация обслуживания РМ транспортом заключается в определении способов и последовательности выполнения работ согласно установленным маршрутам и графикам. Регламентация обслуживания РМ транспортом заключается в определении способов и последовательности выполнения работ согласно установленным маршрутам и графикам. Регламент обслуживания предусматривает согласованность времени переработки партии предметов труда и времени, необходимого для возобновления запасов. Он обеспечивается:
|
а) проведением предварительных расчетов ежедневной и недельной потребности в предметах труда по РМ и участкам в соответствии с заданной программой с учетом запасов на производственных переходах;
б) составлением комплексной технологии с разработкой транспортно-технологической схемы, а также схем механизированной грузопереработки, предусматривающих кратчайшие расстояния перемещения грузов, выпрямление грузопотоков, уменьшение количества погрузок, целевую доставку грузов к рабочим местам и т.д.;
в) составлением графика обслуживания.
Внедрение транспортно-технологической схемы позволяет обеспечить:
сокращение перевалок, перегрузок и пересчета сырья, материалов, полуфабрикатов, деталей в результате применения стандартной тары, поддонов, контейнеров, этажерок и др. устройств;
возможность ликвидации или сокращения промежуточного складирования;
транспортировку как внутри цеха, так и между цехами по кольцевым маршрутам;
централизованное выполнение транспортных операций бригадами, специализированными по видам работ, грузов, маршрутов.
При совершенствовании транспортно-технологической схемы предприятия следует учитывать направление и величину основных грузопотоков. По возможности рекомендуется применять кольцевые трассы, т.е. совмещать начало и конец цеховых грузопотоков. Это упрощает работку заводского транспорта: транспортные средства после их разгрузки могут загружаться без холостых пробегов.
|
Применение конвейеров и других транспортных средств возможно, когда это экономически оправдано (например, при стабильном грузопотоке и коротких расстояниях. Вопрос о целесообразности конвейерного (в особенности приводного) транспорта должен решаться на основе технико-экономического анализа.
На величину затрат рабочего времени на транспортное обслуживание оказывают влияние следующие факторы:
уровень механизации и автоматизации транспортных средств;
величина грузооборота;
номенклатура и вес обрабатываемых изделий;
протяженность грузопотоков;
характер организации транспортной функции (централизованная или децентрализованная);
принятая организация производства на участках и в цехах;
сменность работы.