МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫОБУЧЕНИЯ
Темы контрольных работ студенты выбирают самостоятельно.
История становления и развития дефектологии.
1.1. Эволюция отношения общества к лицам с психофизическими недостатками.
1.2. Творческое наследие Л.С. Выготского как методологическая основа дефектологии.
Дефектология как наука: предмет, задачи, принципы, методы.
2.1. Дефектология как отрасль педагогической науки.
2.2.Специальные понятия дефектологии: коррекция, компенсация, школьная адаптация, социальная реабилитация.
2.3.Понятия «нормального» и «аномального» развития.
Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с особенностями психофизического развития.
3.1. Аспекты исследования нарушений психофизического развития детей.
3.2. Общая характеристика нарушений развития.
3.3. Характеристика детей имеющих физические недостатки.
Дети с нарушением интеллектуального развития.
4.1. Причины интеллектуальной недостаточности. Классификация постепени тяжести и этиопатогенетическому принципу.
4.2. Особенности развития познавательной сферы, эмоционально-волевой сферы, деятельности
Дети с трудностями в обучении.
5.1. Причины и механизмы задержек психического развития. Классификация по степени тяжести и этиопатогенетическому принципу.
5.2. Особенности развития познавательной сферы, эмоционально-волевой сферы, деятельности.
Дети с нарушениями речи.
6.1. Причины первичных речевых нарушений. Классификация речевых нарушений.
6.2. Особенности развития познавательной сферы, эмоционально-волевой сферы, деятельности.
6.3. Психологическая диагностика и коррекция при трудностях нарушения речи.
Дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
7.1.Виды нарушений опорно-двигательного аппарата.
7.2. Структура двигательного дефекта при ДЦП.
7.3. Особенности нарушения психики и речи при ДЦП. Коррекционно-педагогическая помощь детям при ДЦП.
Дети с нарушениями слуха.
8.1.Причины нарушений слуха.
8.2.Психолого-педагогическая классификация нарушений слуховой функции у детей.
8.3. Особенности развития познавательной сферы, эмоционально-волевой сферы, деятельности.
Дети с нарушениями зрения.
9.1.Причины нарушения зрения.
9.2.Классификация нарушения зрительной функции у детей.
9.3. Особенности развития познавательной сферы, эмоционально-волевой сферы, деятельности.
Развитие и образование детей со сложными нарушениями в развитии.
10.1.Причины сложных нарушений развития.
10.2.Подходы к классификации детей со сложными нарушениями.
10.3. Особенности развития познавательной сферы, эмоционально-волевой сферы, деятельности.
Дети с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения.
11.1.Причины механизма возникновения РДА. Классификация состояния по степени тяжести.
11.2. Особенности развития познавательной сферы, эмоционально-волевой сферы, деятельности.
11.3. Психологическая диагностика и коррекция при РДА.
12. Специальное образование детей с аномалиями развития
12.1.Принципы специального образования.
12.2.Технология и методы специального образования.
12.3. Развитие науки и практики помощи аномальным детям в Росиии.
Система специальных учреждений для детей с особенностями психофизического развития.
13.1.Образование лиц с интеллектуальной недостаточностью и трудностями в обучении.
13.2.Система специальных учреждений в Росиии.
Раннее выявление и ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии.
14.1.Задачи и предпосылки создания системы ранней помощи.
14.2.Первичное выявление детей с отклонениями в развитии с использованием педагогического наблюдения.
14.3.Опыт различных стран по организации ранней помощи.
Особенности педагогической деонтологии в дефектологии.
15.1.Общее понятие деонтологии
15.2.Речь учителя-дефектолога.
Требования к написанию контрольных работ
Оформление работы
Работа оформляется в тетради или на листах форматом А-4, объемом до 20 страниц рукописного текста или 10-15 страниц печатного текста (шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, полуторный интервал), допускаются незначительные отклонения от нормы.
Текст работы печатается на одной стороне стандартного листа. Поля – 2 см с каждой стороны
Вопросы в работе должны быть относительно равномерны по объему. Материал должен излагаться логично, последовательно и соответствовать плану работы. Не допускается дословного механического переписывания текста из использованной литературы, за исключением цитат, которые должны сопровождаться ссылкой на источник. Ссылка оформляется в конце страницы, на которой находится цитата. В ссылке указываются фамилия и инициалы автора, название статьи или монографии (для монографии – место и год издания, для периодических изданий – название журнала, год выпуска и номер), также указывается страница, на которой находится цитата, или цифровые данные.
Например:
1. Ануфриев, А.Ф. Психодиагностика как деятельность и научная дисциплина // Вопросы психологии. - 2004. - №2. – С. 19 - 25.
Все графики и рисунки сопровождаются номером, названием и ссылкой на источник.
Структура работы
Работа должна содержать:
- Титульный лист;
- План (с указанием страницы начала каждой части);
- Вводную часть;
- Основной текст (отдельные вопросы);
- Заключительную часть;
- Список использованной литературы.
Вводная часть отражает значение и актуальность темы, а также цель и задачи работы.
В основной части излагаются и последовательно анализируются рассматриваемые проблемы, дается аргументация научных точек зрения.
В заключении приводятся собственные выводы автора по итогам работы, а также её практическая значимость.
В список использованной литературы могут быть включены учебники, монографии и статьи, а также электронные ресурсы.
Контрольная работа, соответствующая всем предъявляемым требованиям, может быть оценена положительно и зачтена.
Выполнение контрольной работы является обязательным условием для допуска студента к учебному зачету или экзамену.
Список рекомендованной литературы
1. Подласый И.Г. Курс лекций по коррекционной педагогике. Уч. пособ. для студентов средних и специальных учебных заведений. – М.: Гум. изд. центр «Владос», 2003. – 352с. (Коррекционная педагогика)
2. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. / Под ред. Ж.И. Шиф, - М.: Просвещение, 1966. – 343с.
3. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2001. – 220.
4. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников: учеб.пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2002. – 160с.
5. Мамайчук И.И Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – Спб.: Речь, 2004. – 400с.
6. Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития: учеб.пособие. – СПб, 2007. - 164с.
7. Особенности развития мышления у детей с особыми нуждами и потребностями / сост. О.П. Рожков. – М.: Изд. НПО «МОДЭК», 2007. – 80с.
8. Осипова А.А. Общая психокоррекция: учеб. пособие для студ. вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 512с.
9. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития ребенка. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 112с.
10. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 216с.
11. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. Уч.пособие для студентов пед.уч.заведений. – М.: Школа-Пресс, 1997. – 512с.
12. Глазунова Ю.Н., Сорвачева Г.В., Штинова Г.Н. Социальная педагогика. Пособие для студентов. – М.: Владос, 2001. – 224 с.
13. Возможности реабилитации детей с умственными и физическими ограничениями средствами образования / Под ред. доктора псих. наук В.И.Слободочкова – М.: Ин-т пед. инноваций РАО, 1995 – 395 с.
14. Настольная книга педагога / Авт. составит. Л.Н.Зуева, Е.Е.Шевцова. – М.: Астрель, 2005. – 398 с.
15. Бине А. Измерение умственных способностей: пер. с фр. – СПб.: Союз, 1999. – 432 с.
16. Умственная отсталость у детей: метод. пособие / Сост. О.П.Рожков. – М.: МОДЭК, 2007. – 120 с.
17. Мозговой В.М. Основы олигофренопедагогики: учеб. пособие / В.М.Мозговой, И.М.Яковлева, А.А.Еремина – М.: Академия, 2006. – 224 с.
18. Маршак В.В. Все виды отклонений в человеческой психике. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 352 с.
19. Педагогика: учеб. для студ. пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П.И.Пидкосистого. – М.: Пед. общ. России, 2002. – 608 с.
20. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. Учеб. пособ. – М.: Просвещение, 1988. – 144 с.–
21. Настольная книга педагога-дефектолога / Т.Б.Епифащева. – Ростов н/Д: Феникс, 2006 – 576 с.
22. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектологических фак-тов пед. ин-тов / Под ред. В.В.Воронковой – М.: Школа-Пресс, 1994. – 146 с.