История становления и развития дефектологии.




МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫОБУЧЕНИЯ

 

Темы контрольных работ студенты выбирают самостоятельно.

 

История становления и развития дефектологии.

1.1. Эволюция отношения общества к лицам с психофизическими недостатками.

1.2. Творческое наследие Л.С. Выготского как методологическая основа дефектологии.

 

Дефектология как наука: предмет, задачи, принципы, методы.

2.1. Дефектология как отрасль педагогической науки.

2.2.Специальные понятия дефектологии: коррекция, компенсация, школьная адаптация, социальная реабилитация.

2.3.Понятия «нормального» и «аномального» развития.

 

Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с особенностями психофизического развития.

3.1. Аспекты исследования нарушений психофизического развития детей.

3.2. Общая характеристика нарушений развития.

3.3. Характеристика детей имеющих физические недостатки.

 

Дети с нарушением интеллектуального развития.

4.1. Причины интеллектуальной недостаточности. Классификация постепени тяжести и этиопатогенетическому принципу.

4.2. Особенности развития познавательной сферы, эмоционально-волевой сферы, деятельности

 

Дети с трудностями в обучении.

5.1. Причины и механизмы задержек психического развития. Классификация по степени тяжести и этиопатогенетическому принципу.

5.2. Особенности развития познавательной сферы, эмоционально-волевой сферы, деятельности.

 

Дети с нарушениями речи.

6.1. Причины первичных речевых нарушений. Классификация речевых нарушений.

6.2. Особенности развития познавательной сферы, эмоционально-волевой сферы, деятельности.

6.3. Психологическая диагностика и коррекция при трудностях нарушения речи.

Дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

7.1.Виды нарушений опорно-двигательного аппарата.

7.2. Структура двигательного дефекта при ДЦП.

7.3. Особенности нарушения психики и речи при ДЦП. Коррекционно-педагогическая помощь детям при ДЦП.

 

Дети с нарушениями слуха.

8.1.Причины нарушений слуха.

8.2.Психолого-педагогическая классификация нарушений слуховой функции у детей.

8.3. Особенности развития познавательной сферы, эмоционально-волевой сферы, деятельности.

 

Дети с нарушениями зрения.

9.1.Причины нарушения зрения.

9.2.Классификация нарушения зрительной функции у детей.

9.3. Особенности развития познавательной сферы, эмоционально-волевой сферы, деятельности.

 

Развитие и образование детей со сложными нарушениями в развитии.

10.1.Причины сложных нарушений развития.

10.2.Подходы к классификации детей со сложными нарушениями.

10.3. Особенности развития познавательной сферы, эмоционально-волевой сферы, деятельности.

 

Дети с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения.

11.1.Причины механизма возникновения РДА. Классификация состояния по степени тяжести.

11.2. Особенности развития познавательной сферы, эмоционально-волевой сферы, деятельности.

11.3. Психологическая диагностика и коррекция при РДА.

 

12. Специальное образование детей с анома­лиями развития

12.1.Принципы специального образования.

12.2.Технология и методы специального образования.

12.3. Развитие науки и практики помощи аномальным детям в Росиии.

 

Система специальных учреждений для детей с особенностями психофизического развития.

13.1.Образование лиц с интеллектуальной недостаточностью и трудностями в обучении.

13.2.Система специальных учреждений в Росиии.

 

Раннее выявление и ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии.

14.1.Задачи и предпосылки создания системы ранней помощи.

14.2.Первичное выявление детей с отклонениями в развитии с использованием педагогического наблюдения.

14.3.Опыт различных стран по организации ранней помощи.

 

Особенности педагогической деонтологии в дефектологии.

15.1.Общее понятие деонтологии

15.2.Речь учителя-дефектолога.

Требования к написанию контрольных работ

Оформление работы

Работа оформляется в тетради или на листах форматом А-4, объемом до 20 страниц рукописного текста или 10-15 страниц печатного текста (шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, полуторный интервал), допускаются незначительные отклонения от нормы.

Текст работы печатается на одной стороне стандартного листа. Поля – 2 см с каждой стороны

Вопросы в работе должны быть относительно равномерны по объему. Материал должен излагаться логично, последовательно и соответствовать плану работы. Не допускается дословного механического переписывания текста из использованной литературы, за исключением цитат, которые должны сопровождаться ссылкой на источник. Ссылка оформляется в конце страницы, на которой находится цитата. В ссылке указываются фамилия и инициалы автора, название статьи или монографии (для монографии – место и год издания, для периодических изданий – название журнала, год выпуска и номер), также указывается страница, на которой находится цитата, или цифровые данные.

Например:

1. Ануфриев, А.Ф. Психодиагностика как деятельность и научная дисциплина // Вопросы психологии. - 2004. - №2. – С. 19 - 25.

Все графики и рисунки сопровождаются номером, названием и ссылкой на источник.

Структура работы

Работа должна содержать:

- Титульный лист;

- План (с указанием страницы начала каждой части);

- Вводную часть;

- Основной текст (отдельные вопросы);

- Заключительную часть;

- Список использованной литературы.

Вводная часть отражает значение и актуальность темы, а также цель и задачи работы.

В основной части излагаются и последовательно анализируются рассматриваемые проблемы, дается аргументация научных точек зрения.

В заключении приводятся собственные выводы автора по итогам работы, а также её практическая значимость.

В список использованной литературы могут быть включены учебники, монографии и статьи, а также электронные ресурсы.

Контрольная работа, соответствующая всем предъявляемым требованиям, может быть оценена положительно и зачтена.

Выполнение контрольной работы является обязательным условием для допуска студента к учебному зачету или экзамену.

Список рекомендованной литературы

 

1. Подласый И.Г. Курс лекций по коррекционной педагогике. Уч. пособ. для студентов средних и специальных учебных заведений. – М.: Гум. изд. центр «Владос», 2003. – 352с. (Коррекционная педагогика)

2. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. / Под ред. Ж.И. Шиф, - М.: Просвещение, 1966. – 343с.

3. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2001. – 220.

4. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников: учеб.пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2002. – 160с.

5. Мамайчук И.И Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – Спб.: Речь, 2004. – 400с.

6. Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития: учеб.пособие. – СПб, 2007. - 164с.

7. Особенности развития мышления у детей с особыми нуждами и потребностями / сост. О.П. Рожков. – М.: Изд. НПО «МОДЭК», 2007. – 80с.

8. Осипова А.А. Общая психокоррекция: учеб. пособие для студ. вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 512с.

9. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития ребенка. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 112с.

10. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 216с.

11. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. Уч.пособие для студентов пед.уч.заведений. – М.: Школа-Пресс, 1997. – 512с.

12. Глазунова Ю.Н., Сорвачева Г.В., Штинова Г.Н. Социальная педагогика. Пособие для студентов. – М.: Владос, 2001. – 224 с.

13. Возможности реабилитации детей с умственными и физическими ограничениями средствами образования / Под ред. доктора псих. наук В.И.Слободочкова – М.: Ин-т пед. инноваций РАО, 1995 – 395 с.

14. Настольная книга педагога / Авт. составит. Л.Н.Зуева, Е.Е.Шевцова. – М.: Астрель, 2005. – 398 с.

15. Бине А. Измерение умственных способностей: пер. с фр. – СПб.: Союз, 1999. – 432 с.

16. Умственная отсталость у детей: метод. пособие / Сост. О.П.Рожков. – М.: МОДЭК, 2007. – 120 с.

17. Мозговой В.М. Основы олигофренопедагогики: учеб. пособие / В.М.Мозговой, И.М.Яковлева, А.А.Еремина – М.: Академия, 2006. – 224 с.

18. Маршак В.В. Все виды отклонений в человеческой психике. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 352 с.

19. Педагогика: учеб. для студ. пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П.И.Пидкосистого. – М.: Пед. общ. России, 2002. – 608 с.

20. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. Учеб. пособ. – М.: Просвещение, 1988. – 144 с.–

21. Настольная книга педагога-дефектолога / Т.Б.Епифащева. – Ростов н/Д: Феникс, 2006 – 576 с.

22. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектологических фак-тов пед. ин-тов / Под ред. В.В.Воронковой – М.: Школа-Пресс, 1994. – 146 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: