Заведующая районным краеведческим музеем




Очерки по истории Пристенского района

Выпуск 4

 

 

 

Периодическое издание

 

Алексей Гусев

Константин Субботин

 

При͑стенский район — административно-территориальная единица (район) и муниципальное образование (муниципальный район) на юге Курской области России.

Административный центр — посёлок городского типа При᷾стень.

 

 

 

Очерки является продолжением работы по созданию определённых взглядов на историю Пристенского района. В обработке информации на занятиях краеведческого кружка Дома детского творчества «Моя малая родина» приняли активное участие юные краеведы – Новиков Даниил, Сысоева Мария, Тараненко Анастасия, Гавришева Дарья. Важно отметить, что все основные исторические заключения сделаны на основе документов, ссылки на которые являются подтверждением исторической правдивости данной работы.

 

 

За время издания очерков у издания появились постоянные читатели, и мы прислушиваемся к советам и просьбам наших земляков. Данный номер мы решили посвятить выдающимся людям нашей малой родины, которые не жалели сил и времени, раскрывая свой талант, прославляя родные места и наш район.

I. Моя малая Родина

У любого уважающего себя человека есть история своей семьи.

Корни происхождения моей семьи, по отцовой линии, мне посчастливилось услышать от моей прабабушки Гладилиной Анастасии Ивановны 20.04.1893 г. - 31.08.1984 г., которая в мои юношеские годы была еще в здравой памяти, и нам, детям, было очень интересно слушать её «сказочные» истории, как я тогда думала.

По маминой линии, к сожалению, бабушек и дедушек в моё детство и юность уже не было в живых.

Из четырёх внуков (3 девочки и 1 мальчик) я была самая любопытная. Бабушка любила раскладывать «пасьянс», а я - как всегда «под руку» и со своими расспросами. Рассказывала она помалу и всегда говорила: «Смотри, никому не рассказывай! А то заберут!» Прошли годы, и я поняла, почему. А в то время просто думала, что это бабушкин секрет.

Её отца, Гладилина Ивана, в своё время, как и всех тогда зажиточных людей, раскулачивали и пускали семью, что называется, «по миру» в лучшем случае, как мы все знаем из истории страны.

Анастасия Ивановна была единственной дочерью своих родителей, мама у неё умерла, когда ей было шесть лет. Отец так больше и не женился, почему - причина неизвестна. Отец держал две лавки в селе Марьино, теперь это поселок Пристень. На том месте, где стоял дом Гладилиных, теперь находится железнодорожная больница. Родня жила в городах: Обояни, Курске, Риге. Бабушка всегда рассказывала размеренно-тихо, даже где-то таинственно, поэтому я воспринимала все её рассказы за сказку.

У Гладилина Ивана была упряжь лошадей, за которой ухаживал конюх, по национальности – черкес. И то, что из Марьино до Обояни доезжали за 30 минут, для меня это уже была сказка…

В лавках продавали разное: свечи, керосин, мыло, соль, материал, в общем, товары первой необходимости.

Бабушка Настя рассказывала, что один раз в месяц ездили в театр на представление..,а театр этот принадлежал графу П.А. Клейнмихелю. Театр находился на территории сахарного завода, принадлежавшего также графу. Теперь это поселок Кировский, и на сегодняшний день, к великому сожалению, этих исторических архитектурных зданий нет... Нет ни сахарного завода, ни театра…

Театр в советское время превратился в клуб, в годы войны был госпиталем, затем в мирное послевоенное время снова приобрел статус клуба, который прожил до лихих 2000 годов.

Купеческая семья Гладилиных огромна и почетна, один из братьев Гладилиных – Григорий Михайлович Гладилин, будучи городским головой города Обояни, в 1902 году был удостоен чести встречать Государя Императора на Курском вокзале и от жителей своего города поднести хлеб-соль. Этот исторический факт засвидетельствован в книге «Список городских голов Российской Империи.1903 год».

Много интересного материала о купцах Гладилиных хранится в таких документально- исторических изданиях как «Список чинов, состоящих на службе по Курской губернии.1859 год», «Вся Россия» (русская книга торгово- промышленный календарь Российской Империи. 1895 год»), «Курские Губернские Ведомости 1874 года».

 

Виктория Шеховцова

 

 

II. Краски родной природы…

(Статья посвящена члену Союза художников России, известному уроженцу Пристенского района – Меньшикову Николаю Петровичу)

Есть художники, картины которых сразу узнают на выставках и долго не забывают. Кто хоть раз видел картину, где изображены до боли знакомые родные места, тот уже полюбил пейзажи Меньшикова Н.П., уроженца центрального Черноземья.

Творческая тропинка Меньшикова начинается в поселке Кировский Пристенского района Курской области. Неброская красота этих мест навсегда осталась в памяти художника. В простых, на первый взгляд, незначительных сюжетах, художник умеет раскрывать душевную красоту и очарование русской природы. Н.Г.Чернышевский писал, что «на каждом шагу в природе встречаются мотивы, к которым нечего прибавить и из которых нечего выбросить». Николай Петрович видит такие мотивы и обладает даром передачи своего видения каждому человеку. «Думаю, то тепло, которое я чувствовал от родных мотивов, вообще, от той среды, где я жил и рос, оно как бы аккумулируется в творчестве. И я стараюсь по крайней мере это передать», – говорит художник.

Каждая работа Меньшикова – это окно туда, в мир чистых красок и незамысловатых сюжетов. Отсюда так много предметов деревенского быта в его натюрмортах: лукошки для яиц, кринки под молоко, ведра, ковшики. Фактура глиняной посуды и грубой поверхности деревянного стола почти осязаема, чувствуется тепло только что выпеченного хлеба, уют родного дома с его сенцами и большой русской печью. Но с не меньшим мастерством художник умеет передать и прелесть самой ранней весны, с ее неяркими нежными красками и сдержанными тонами, и летнее многоцветье с цветущей сиренью, буйством зелени, полевыми цветами. Натюрморты с полевыми цветами, сиренью всегда яркие, пронизанные солнцем, радостным ощущением жизни, в них нет никакой искусственности. В каждой картине раскрывается чуткая и нежная душа самого художника, сумевшего в обыденности найти тонкую поэзию, наполнить все изображение подлинной лирической взволнованностью.

Все, к чему прикасается рука художника, приобретает одухотворенность. Он никогда не творит с равнодушным сердцем. Искренняя взволнованность, живой интерес к жизни и событиям, страстная увлеченность – неизменные спутники Меньшикова Н.П. в его работе. В его картинах запечатлены и яркое сияние жарких солнечных дней, и торжественная тишина теплой летней ночи, и светлая печаль осеннего увядания природы, и буйная радость ее весеннего пробуждения.

Художник работает преимущественно широким, размашистым мазком, напоминая нам раскованные по технике работы лучших мастеров русской живописи 60-х годов прошлого века. Многие работы Меньшикова неожиданны своим мужественным и уверенным письмом. На первый взгляд это как бы не соответствует тихому, внутренне сосредоточенному интеллигентному образу самого автора. Огромная роль в работах Николая Петровича принадлежит цвету. Он, как аккорд в музыке, сообщает картине сразу определенное эмоциональное звучание. Любовь к цветовому богатству красочного решения, проявляющаяся в его картинах, и составляет особенность живописного мастерства Меньшикова. Вообще, по свидетельству коллег, Меньшиков – колорист от Бога. У него цвет даже звучит и пахнет хлебом, цветами, плодами, весной, морозом.

Признанными мастерами пейзажной живописи являются русские художники, чьи картины передают ту тонкую невидимую грань, которая отделяет человека от природы. Пейзажная живопись отражает тот мир, в котором не человек главенствует над природой, а природа над ним. Мир, в котором краски обостряют чувство единения с окружающим миром.

Времена года – особая тема в пейзажах картин природы русских художников, ведь ничто не трогает так чутко, как смена облика природы. Вместе с сезоном меняется настроение природы, которое с легкостью передает кисть художника в живописных картинах.

Настроение природы – любимая тема творчества Николая Петровича. Его вдохновляет природа родного курского края. Художник хорошо знает и любит свою малую родину, и это чувство передано в его работах: мы словно слышим мелодию пейзажа. Николай Петрович Меньшиков удивительно тонко чувствует и передает на холсте сложные состояния природы. Вместе с ним мы ощущаем и холод хмурого зимнего утра, и радость весеннего пробуждения («Весенние проталины» 2002г., «У реки» 2005г., «Зимний вечер».

Картины Николая Петровича узнаваемы и наделены искренностью, душевной теплотой и поэтичностью. Его мастерство позволяет говорить о самобытном таланте живописца и большой художественной ценности его работ. По оценкам его коллег, отличительными чертами стиля художника стали мастерство тонкого рисовальщика, самобытность, уникальное чувство природы, чувство цвета.

Успех Меньшикова неслучаен, в его основе лежит упорный и настойчивый труд, его можно называть трудоголиком. В день, говорят, четыре холста способен написать. Пейзаж с натуры (и Меньшиков этого не отрицает) – за час-полтора. Еще столько же на доработку – и готово. Но, ведь бывает, и месяцами приходится шлифовать. Однако иногда за одну только картину можно получить высокую награду. И тут без таланта, как ни трудись, не обойдешься. Где бы ни был художник: среди природы, в городе или в деревне, - повсюду он старается запомнить, запечатлеть все увиденное. Как писатель записывает поразившее его слово, выражение, мысль, так художник зарисовывает на листе бумаги то, на чем остановился его внимательный взгляд. Как истинный художник, Николай Петрович отовсюду привозит с собой пачки этюдов, набросков, эскизов, зарисовок. В его картинах запечатлены Суздаль, Соловки…

В настоящее время Николай Петрович Меньшиков живет и работает в Курске, преподает в КГУ, студентом которого сам являлся с 1970 по 1975гг. В 1975 году он закончил художественно-графический факультет Курского государственного педагогического института. Перед службой в армии Николай Петрович успел поработать учителем рисования в родном Пристенском районе, в с.Бобрышево.

Николай Петрович - член Союза художников России. В 2001 году его работы были отмечены Дипломом Российской Академии художеств. За достижения в области изобразительного искусства ему присуждена премия губернатора Курской области имени А. Дейнеки.

Николай Петрович участвует во всевозможных выставка, как региональных, так и зарубежных. Несколько его работ приобрел столичный Музей современного искусства, несколько картин художник подарил Фонду «Русская галерея XXI век». Помнит художник и о своих земляках – коллекция Пристенского краеведческого музея регулярно пополняется произведениями Николая Петровича, проводятся авторские выставки на малой родине, проводятся встречи с талантливыми детьми, а также ребята имели возможность побывать в мастерской художника.

В 2018 году Николай Петрович принял участие в 4 Межрегиональной выставке-конкурсе изобразительного искусства «Прохоровское поле», номинация «живопись», где было отобрано рекордное количество работ – 369. Их создали 248 авторов из 8 регионов России: Москвы, Брянска, Воронежа, Липецка, Курска, Орла, Тамбова, Белгорода. Меньшиков Николай Петрович стал лауреатом премии «Прохоровское поле», и попечительным советом «Прохоровское поле» было принято решение о выкупе его работы.

Николай Петрович Меньшиков скромный, интеллигентный человек, широта души которого разливается на полотнах как река ранней весной. В каждой его работе – мелодия русской природы, простая и непостижимая одновременно. Меньшиков пишет то, что хорошо знает и горячо любит, и делится этой красотой с миром.

Воодушевленный просмотром выставки Меньшикова Н.П. в Пристенском краеведческом музее, наш земляк написал стихотворение.

 

 

 

 

Картина (художнику-земляку Николаю Меньшикову)

 

Очень смелыми мазками

Нервы красок ловит холст,

Цветом делится он с нами,

Каждый слой объемно толст.

 

Сочность звездочек сирени,

Зелень листьев, влаги блеск,

Веток рыжих полутени,

Утра солнечный гротеск.

 

Представлений замиранье

Нам художник показал,

Так он понял мирозданье,

В красках мощно передал.

 

Близко взглядом – на детали,

Для сюжета – шаг назад,

Чувства нежно сердце сжали,

Муки творчества не спят.

 

Растревожила картина

Бытовщину на Душе,

В омут красок заманила

И не выпустит уже.

------------------------------------

Алексей Гусев

(Член Курского Союза писателей)

заведующая районным краеведческим музеем

Галина Голованова

III. Играй, гармонь!

Хочется рассказать ещё об одном пристенском самородке, который проживает на хуторе Ржавчик - Поспехове Сергее Анатольевиче. Он родился 03.10 1958 года в семье крестьян Поспеховых Анатолия Петровича и Анны Фёдоровны. С ранних лет отец привил ему любовь к русской народной музыке. С 6 лет он начал играть на гармошке, а с 12 лет на баяне.

С тех пор Сергей Анатольевич активный участник культурной жизни не только района, но областных мероприятий и различных конкурсов.

 

 

Имеет многочисленные грамоты, является Лауреатом Всероссийской программы «Играй, гармонь!» имени Геннадия Заволокина. Постоянно участвует в Межрегиональном фестивале «Гармошечка – говорушечка, песня, пляска и частушечка », посвященном памяти и творчеству баяниста и композитора, народного артиста России, уроженца села Пристенное Виктора Федоровича Гридина.

В Настоящее время Сергей Анатольевич работает водителем в ООО «Мираторг», а в свободное время продолжает радовать односельчан своими задорными мелодиями.

Константин Субботин

 

IV. Докучаев В.В. и земля пристенская

Докучаев Василий Васильевич (01.03. 1846 – 08.03. 1903г.г.) - русский геолог и почвовед, профессор минералогии и кристаллографии Санкт-Петербургского университета (1884—1897), директор Ново-Александрийского института сельского хозяйства лесоводства (1892—1895). Известен как основоположник школы научного почвоведения и географии почв. Создал учение о почве как о самостоятельном природном теле, открыл основные закономерности генезиса и распространения почв (природная зональность).

Докучаев В.В. автор многих научных работ, среди которых есть работы, связанные с его пребыванием на территории нашего Пристенского района. В книге «Методы исследования вопроса: «Были ли леса в южной степной России»» он пишет: «… близ Марьина в Обоянском уезде я лично наблюдал лиственные леса, живущие на чернозёме…» В этой же работе есть и другое упоминание о его пребывании у нас: «… ещё большие детали относительно кротовин вы найдёте в «Русском чернозёме» при описании окрестностей Марьина Обоянского уезда». Далее приведём выдержки из текста, при этом опустив чисто научную терминологию. Вот что пишет сам Докучаев в книге «Русский чернозём»: «…отчасти, чтобы пополнить фактическую сторону вопроса, а главное, чтобы осветить здешние почвы должным образом, я совершил в 1877 и в 1881 годах ряд экскурсий по рассматриваемому нами району, все они могут быть приурочены к следующим главным линиям: Курск – Марьино – Белгород…». Далее из текста: «… так как тучный чернозём Чаславского тянется, судя по его карте, почти без перерыва вплоть до Белгорода и Волчанска, то я решился поближе познакомиться с ним как раз в середине этого пространства, ближе железной дороги станции Марьино Обоянского уезда. Известно, что на всём пути от Курска до Белгорода сохраняется, в общем, тот же геологический характер, что мы видели и на правом берегу Тускари, только по мере приближения к Белгороду чистый мел всё более вытеснял меловой рухляк, местность всюду слабо волнистая, обыкновенная подпочва для чернозёма, светло-жёлтый известковистый суглинок, реже рухляки, чернозём толщиной от 45 до 61 см и более, цвет его в поле кажется очень тёмным. Типом для всего этого пространства может служить село Марьино, окрестности которого, вёрст 5 по радиусу, были осмотрены мной с одним из местных старожилов. Марьино лежит среди весьма слабой волнистой местности с довольно частыми лиственными перелесками, по свидетельству жителей, ещё на их памяти таких перелесков было здесь гораздо больше, и есть основания думать, что вся эта местность была когда-то сплошь покрыта лесами. Почвой для марьинских дубовых деревьев служит всюду типичный чернозём. У самой станции Марьино в длинном, только что выкопанном рве, среди совершенно ровного поля, которое пашется не более 10-15 лет, толщина чернозёма 89 см, гумуса в нём 6,031%. Между Марьино и деревней Плоское в 1 ½ - 2 верстах от первого пункта, посреди едва заметного склона толщина почвы 76 см, гумуса в ней 7,319%. Весьма характерно, что в 150 -200 шагах от первого места в свежей погребной яме чернозём достигал уже 106 см и более».

С 1878 года В. В. Докучаев преподавал минералогию и геогнозию в Институте гражданских инженеров, а также читал лекции по географии в частном женском пансионе.

С 1879 года В. В. Докучаев читал лекции по курсам минералогии и кристаллографии в университете Санкт-Петербурга. Одновременно он открыл первый специальный курс о «потретичных образованиях» (четвертичных) и почвах в том числе.

Физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета, Естественный разряд, Кафедра минералогии:

1879—1881 — Приват-доцент минералогии

1881—1884 — Доцент минералогии

1884—1886 — Экстраординарный профессор минералогии

1886—1897 — Ординарный профессор минералогии

В 1885—1891 - В. В. Докучаев был секретарём Санкт-Петербургского общества естествоиспытателей.

По инициативе и при содействии В. В. Докучаева в 1888 году была основана Почвенная комиссия при Вольном экономическом обществе, в которой он состоял председателем 10 лет. Это была первая организация почвоведов.

В 1889 году была создана комиссия под председательством В. В. Докучаева для всестороннего научного исследования Санкт-Петербурга и его окрестностей.

В 1889—1890 В. В. Докучаев был секретарём, делопроизводителем Распорядительного комитета и председателем Бюро VIII съезда русских естествоиспытателей и врачей в Санкт-Петербурге.

В 1895 году Докучаев организовал Бюро по почвоведению при Учёном комитете Министерства земледелия и государственных имуществ, получено согласие на подготовку новой почвенной карты (закончена в 1900 году Н. М. Сибирцевым, А. Р. Ферхманом и Г. И. Танфильевым).

В июне 1889 года он с помощью В. И. Вернадского, проходившего стажировку в Париже, организовал демонстрацию на Всемирной выставке в Париже почвенной коллекции, карт и научных работ. За это Отделу русских почв выставки была присуждена золотая медаль, а Докучаеву лично вручён орден «За заслуги по земледелию».

В 1892—1895 годах Докучаев временно исполнял обязанности директора Ново-Александрийского института сельского хозяйства и лесоводства и руководил преобразованием его в высшее сельскохозяйственное и лесное учебное заведение. В 1894 году он добился организации в нём первой кафедры генетического почвоведения, заведующим которой стал Н. М. Сибирцев.

В 1894—1900 годах руководил Невской комиссией по комплексному изучению Санкт-Петербурга и его окрестностей.

Редактор многочисленных научных трудов и сборников.

Докучаев воспитал множество учеников, ставших впоследствии известными исследователями, создал русскую школу почвоведов. Его идеи начали распространяться в Европе и США благодаря участию во Всемирных выставках: Всемирная выставка (1889) в Париже, Всемирная выставка (1893) в Чикаго, Всемирная выставка (1900) в Париже, на которых были представлены коллекции почв и почвенные карты.

На выставке в Чикаго продавался английский перевод книги «Наши степи прежде и теперь». На Всемирной выставке 1900 года в Париже русский отдел почвоведения за почвенные карты и коллекции получил высшую награду гран-при, а составители Почвенной карты Европейской России (ученики Докучаева — Н. М. Сибирцев, Г. И. Танфильев и А. Р. Ферхмин) получили золотые медали.

В 1886 году Э. Брюкнер в статье о чернозёме анализировал концепцию Докучаева и назвал её «новым словом в науке». Взгляды Докучаева на рубеже веков принял Э. Раманн, однако полностью от агрогеологических воззрений не отошёл.

Особую роль в распространении идей В. В. Докучаева сыграл отечественный журнал «Почвоведение» и его ученик К. Д. Глинка. Его учебник «Почвоведение» был переведён на немецкий и английский языки.

Мировое признание заслуг В. В. Докучаева началось после агрогеологических конференций 1909 (Будапешт) и 1910 (Стокгольм) годов, агропедологической конференции 1922 года в Праге и, в особенности, международных конгрессов почвоведов в Вашингтоне (1927) и Ленинграде (1930).

В России некоторое ослабление позиций докучаевской школы наметилось в 1910-е годы (работы Б. Б. Полынова), но после интенсивных дискуссий среди почвоведов докучаевские взгляды возобладали.

В. И. Вернадский ставил своего учителя В. В. Докучаева в ряд величайших учёных 19 века.

Отрадно, что такой человек неоднократно бывал на станции Марьино.

 

 

V. Самофалова Фёкла Ионовна

(Предисловие к сборнику песен Самофаловой Фёклы Ионовны)

В этом сборнике собраны песни, записанные от Самофаловой Фёклы Ионовны, уроженки села Котово. Родилась она в 1908 году в многодетной семье Калугиных. Детей было семеро. Отец служил при царе Николае II во втором эскадроне лейб-гвардейского полка.

Семья была зажиточной, имели 2 лошади, коров, мельницу, земли 50 гектаров. Отец Ион Никитович был председателем волости. После революции все отобрали. В семье свято чтили традиции, обычаи, соблюдали посты. С детства мама учила девочек петь, ткать, прясть.

По воспоминаниям Фёклы Ионовны, её рано стали звать на игрища и свадьбы. В 1922 году умер от тифа Ион Никитович. В 1924 году зимой в мясоед приехали первые сваты из с. Бобрышево. Богатые, на пятиконных подводах. Но сваты получили отказ, уж больно молода была невеста, всего 16 годков. Одиннадцать раз приезжали свататься, но получили отказ, так как Фёкла была главной помощницей в доме и все дети были на ней. А в 1926 году пришли очередные сваты-соседи да и сосватали за нелюбимого.

Трудную жизнь продолжила Фёкла Ионовна. Погибли братья в Гражданскую и Отечественную, умерли младшие сестры, схоронила двух детей и прожила она за всех них до 92-х лет.

По воспоминаниям Фёклы Ионовны, отец был пригож, ростом до 2-х метров, а пел так, что тухли "жмурки" (масляные свечи). Мама Фёклы также плясать и петь была мастерица. После трудового дня вся семья собиралась вместе и пели протяжные, плясовые, весёлые и грустные песни. " Без песен я бы пропала, как муха... Хлебом не корми - дай попеть да поплясать. Работы было много, да всё тяжелая. Думаешь, до дома скорей бы добрести, а как гармонь услышишь - где усталость девается! До зорьки пропляшешь, а там уже ложиться некогда..."

Голос у Фёклы Ионовны был сильный, звонкий. Недаром она слыла первой певуньей на всю округу. " Песню сыграть - что водицы живой глотнуть, " - часто говорила она.

В 1994 году приезжали из Государственного республиканского центра русского фольклора Анатолий Николаевич и Марина Анатольевна Ивановы, записывали песни Фёклы Ионовны, назвав их бесценным шедевром.

Особую благодарность хочется выразить дочери Фёклы Ионовны - Валентине Ивановне Самофаловой за большую помощь, оказанную в представлении материала и воспоминаний о маме.

" Человеку с малых лет плохо, если корней у него нет. У любого человека должны быть обязательно, кроме родителей, четыре корня: родная земля, родной язык, родная культура, родная история. И все они - в облике одной собственной матери родной ".

Так же, как и в первом сборнике все песни нотированы в той ладотональности, в которой они были записаны от исполнителя.

Некоторые песни нотированы в 2-х и 3-х голосном варианте, где Фёкла Ионовна исполняла их с внучками.

Поэтические тексты даны без сокращений. В них сохраняются диалектические особенности. Это сделано для того, чтобы облегчить произношение текста при разучивании коллективами других регионов России.

Сборник рекомендуется фольклористам, этнографам, музыкальным руководителям и участникам фольклорных ансамблей, а также всем тем, кто интересуется традиционной русской культурой.

(А. Кунавина, руководитель фольклорного ансамбля "Ларец" Курского областного



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: