Отличительные особенности данной программы дополнительного образования от существующих образовательных программ




Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой
тем, что образ цели, определяющей эту деятельность, еще не сформирован.
В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый
отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они
чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.

Исследовательское обучение предполагает следующее:

· ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;

· предлагает возможные решения;

· проверяет эти возможные решения, исходя из данных;

· делает выводы в соответствии с результатом проверки;

· применяет выводы к новым данным;

· делает обобщения.

Программа построена на основе следующих принципов

· Принцип оптимального соотношения процессов развития и саморазвития

· Принцип соответствия развивающей среды особенностям саморазвития и развития

· Принцип противоречивости в содержании знаний, получаемых детьми, как основы саморазвития и развития

· Принцип «развивающей интриги»

· Принцип формирования творчества на всех этапах обучения и воспитания

· Принцип деятельного подхода к развитию личности

· Принцип ориентации на многообразие форм реализации поисково-познавательной деятельности

· Принцип системного подхода к объединению направлений работы, подбору программного содержания, формулирования поисково-познавательной деятельности

· Принцип использования средств познания (пособий, карт, схем, оборудования интеллектуального содержания)

Возраст детей, участвующих в реализации программы дополнительного образования

Данная программа кружка «Юный исследователь» разработана для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Старший дошкольник особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребенка и взрослого – носителя высшей формы развития, тем содержательнее становится собственная активность ребенка. Ведущая идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественнонаучных представлений дошкольников.

Сроки реализации программы дополнительного образования

Освоение программного материала кружка «Юный исследователь» рассчитано на один учебный год: старший дошкольный возраст (5-6 лет).

 

Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников

Общее количество учебных часов – базовый уровень –

программа рассчитана на один год, 108 часов.

Форма обучения очная

Особенности организации образовательного процесса - сформированы группы детей одного возраста по 10 человек

Программа предполагает проведение по одному занятию в неделю. Продолжительность интегрированных занятий составляет с обязательной физкультминуткой (связанной с темой занятий): Старшая группа – 25 мин;

 

Общее количество учебных занятий в год обучения – 34 занятия.

Структура проведения занятий экспериментирований

1. Постановка, формулирование проблемы (познавательные задачи).

2. Выдвижение предложений (гипотез) отбор, способы проверки.

3. Проверка гипотез.

4. Подведение итогов, вывод.

5. Фиксация результатов.

6. Вопросы детей.

 

Ожидаемый результат.

-овладение средствами познавательной деятельности;

-способами действий, обследования объектов;

-расширение познавательного опыта;

-формирование умения самостоятельно «добывать» нужную информацию;

-формулирование своего познавательного интереса в вербальной форме или с помощью условных символов;

-использование приобретённых знаний, умений и навыков в игровой деятельности;

-иметь представления о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха; вода-переход в различные состояния; воздух; почва);

-иметь представление о значимости воды и воздуха в жизни человека;

-иметь представление о свойствах почвы и входящих в её состав песок и глину.

- овладение опытом выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

форма отслеживания и фиксации образовательных результатов: дневник наблюдений, материал анкетирования и тестирования, методическая разработка, фото, презентации, отзывы детей и родителей.

форма предъявления и демонстрации образовательных результатов: научно-практическая конференция, открытое занятие.

Материально-техническое обеспечение:Для успешного воспитательно-образовательного процесса по данному направлению в группе преобразована предметно-развивающая среда и создан центр экспериментально-поисковой деятельности.

Основное оборудование и материалы:

Приборы-помощники: увеличительное стекло, чашечные весы, песочные часы, разнообразные магниты, бинокль.

Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки.

Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, разная по составу земля, крупный и мелкий песок, птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей.

Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки – вкладыши от наборов шоколадных конфет.

Технические материалы: гайки, винты, болтики, гвозди.

Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, наждачная.

Красители: ягодный сироп. Акварельные краски.

Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели. Деревянная палочка, вата, мензурки, воронки, шприцы (пластмассовые без игл) марля, мерные ложечки.

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, растительное масло, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, поддоны, стеки, линейки, сито, таз, спички, нитки. Пуговицы разного размера, иголки, булавки, соломинки для коктейля.

Игровое оборудование: игры на магнитной основе «Рыбалка». Различные фигурки животных, ванна для игр с песком и водой.

Контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.

Клеенчатые передники, полотенца.

Формы и режим занятий

Гибкая форма организации экспериментальной деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, здоровье, настроение, уровень установления причинно-следственных связей, выявления закономерностей и другие факторы. Состав группы одновременно работающих детей может меняться в зависимости от вышеуказанных причин.

Набор для каждого эксперимента имеется в готовом виде. Педагог проводит презентацию каждого эксперимента. Это может быть индивидуальная презентация, индивидуальный показ, круг. К каждому набору для эксперимента могут прилагаться инструктивные карты, выполненные в виде последовательных рисунков.

Для начала усвоения программного материала к воспитанникам не предъявляется определенных требований. Важно лишь соответствие общего развития дошкольников своему возрастному периоду. При этом, если ребёнок ранее не посещал кружок, то на любом этапе обучения он может начать посещать его. Программа рассчитана как на слабых в своём развитии детей, так и на одарённых, при этом темпы их движения по программе будут разными.

Курс «Юный исследователь» содержит элементарные, доступные для восприятия детей сведения о живой и неживой природе.

рекомендуют использовать метод экспериментирования применяя инновационные технологии:

· использование элементов ТРИЗ, например таких приемов, как системный оператор. При проведении опытов по знакомству детей с разными агрегатными состояниями воды мы используем прием «маленькие человечки» для обозначения жидкого, твердого и газообразного состояния воды;

· на занятиях используются отдельные приемы мнемотехники - мнемотаблицы и коллажи;

· метод игрового проблемного обучения заключается в проигрывании на занятиях и в совместной деятельности с детьми проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы;

· метод наглядного моделирования разработан на основе идей известного детского психолога Л.А. Венгера, который путем исследований пришел к выводу, что в основе развития умственных способностей ребенка лежит овладение действиями замещения и наглядного моделирования.

Формы работы:

· занятия,

· экскурсии,

· проведение опытов,

· игры,

· совместная и самостоятельная деятельность.

Методические приемы обучения:

· информационно-познавательный: беседа, рассказ, объяснение, художественное слово, уточнение, сравнение, анализ, вопросы, ответы хоровые и индивидуальные, и др.;

· игровой: создание игровых ситуаций, игры с пальчиками, словесные игры, игры малой подвижности и др.;

· наглядный: иллюстрации, показ, оборудование для проведения экспериментальной работы и др.;

· практический: выполнение практических действий детьми.

Принципы обучения:

· доступности, использование доступного материала детям;

· наглядности, использование наглядных пособий для обучения;

· последовательности, изложение материала идет последовательно;

· систематичности, в определенной последовательности, системе;

· индивидуальности, осуществляется индивидуальный подход к детям.

Совместная деятельность руководителя кружка и воспитанников организуется два раза в неделю в мини-лаборатории группы дошкольного учреждения. При этом занятие в группе проходит 30 минут.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: