ЗАВОЕВАНИЕ ЕГИПТА, АЛ-МАГРИБА И АЛ-АНДАЛУСА




Говорит [Ибн ‘Абд ал-Хакам]:

Хишам б. ‘Абд ал-Малик построил кайсарию, которая известна как Кайсарийа Хишама, где торгуют фустатскими тканями, на пустом пространстве между ал-Касром и рекой.

После этого пустое пространство осталось только между бану ва’ил и рекой. Аббасиды выделили его людям.

Говорит [Ибн ‘Абд ал-Хакам]:

‘Амр б. ал-’Ас, когда он правил Египтом, выделил участок своему маула Вардану за мостом, западнее которого находится Абу Хумайд, вплоть до церкви румийцев, которая находится там.

А [то, что расположено] правее, от начала старого моста до Хаммам ал-Кабш — а это баня, / 137 / которую теперь называют Хаммам ас-Сук, — и до другой бани у южного побережья, — все это принадлежало ал-Валиду б. ‘Абд ал-Малику. Ал-Валиду принадлежало также то, что лежит от ал-Джазиры слева, если идти к ал-Джазире, и торговые помещения, примыкающие к Джазират ас-Сина’а.

‘Умар б. ал-Хаттаб — да будет доволен им Аллах! — выделил Ибн Сандару Мунйат ал-Асбаг и взял там для себя тысячу федданов.

[Это] рассказал нам Йахйа б. Халид [со слов] ал-Лайса б. Са’да.

Нам неизвестно, чтобы ‘Умар б. ал-Хаттаб выделил кому-нибудь из людей какую-нибудь землю в Египте, кроме Ибн Сандара, которому он выделил Мунйат ал-Асбаг. Она принадлежала Ибн Сандару до его смерти. Ее купил ал-Асбаг б. ‘Абд ал-’Азиз у его наследников. В Египте нет кати’а старше и лучше этой.

Рассказал нам ‘Абд ал-Малик б. Маслама, [передавая слова] Ибн Лахи’и, [который пересказал сведения) [158] ‘Амра б. Шу‘айба, [повествовавшего согласно сообщению] своего отца [со слов] своего деда:

Причиной того, что ‘Умар даровал то, что он дал, [было следующее]. У Зинба’ ал-Джузами был гулам по имени Сандар. Зинба‘ застал его целующим его рабыню, которую он любил. Зинба’ отрезал ему уши и нос. Сандар пошел к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует! Тот послал к Зинба’ и сказал: «Не нагружайте на них того, что непосильно [для них], кормите тем, что едите сами, одевайте в то, что носите сами. Если вы довольны, то держите их, а если они вам противны, то продайте. Но не истязайте творений Аллаха. Тот, с кем [поступят], как с этим, или тот, кого будут жечь огнем, — свободен, он маула Аллаха и его посланника». И Сандар был освобожден. Он попросил: «Дай завет обо мне, о посланник Аллаха!» Тот ответил: «Я завещаю тебя всем мусульманам!» Когда посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — умер, Сандар пошел к Абу Бакру ас-Сиддику — да будет доволен им Аллах! — и попросил: «Сохрани мне завет пророка, да благословит его Аллах и да приветствует!» И Абу Бакр до самой смерти кормил его. Тогда Сандар пошел к ‘Умару и сказал ему: «Сохрани завет пророка — да благословит его Аллах и да приветствует! — относительно меня!» ‘Умар ответил: «Хорошо! Если хочешь, оставайся у меня, и тебе будет идти то же, что шло от Абу Бакра, а если нет, то смотри, в какое место мне написать относительно тебя». Сандар сказал: «[Напиши] в Египет, потому что это прибрежная страна!» ‘Умар написал относительно его письмо ‘Амру б. ал- ‘Асу: «Сохрани относительно Сандара завет посланника / 138 / Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует!» Когда Сандар прибыл к ‘Амру, тот выделил ему обширную землю и двор, и Сандар стал там жить. А когда он умер, его похоронили за счет имущества Аллаха. {Т. е. мусульманской общины}

Рассказал ‘Амр б. Шу’айб:

Потом ‘Абд ал-‘Азиз б. Марван выделил эту землю ал-Асбагу, а этот участок — один из лучших в Египте.

Рассказал Ибн Вахб, [передавая сведения] Ибн Лахи’и, [который пересказал сообщение] Йазида б. Абу Хабиба, [повествовавшего по рассказу] Раби’и б. Лакита ат-Туджиби, [который передал сведения] ‘Абдаллаха б. Сандара [со слов] его отца:

Сандар был рабом Зинба’ б. Саламы ал-Джузами, и тот его изругал, оскопил и изувечил. Сандар пошел к посланнику Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — и рассказал ему [об этом]. Мухаммад резко поговорил с Зинба‘ и освободил Сандара. Тот попросил: «Распорядись относительно меня, о посланник Аллаха!» Мухаммад ответил: «Я даю о тебе завет всем мусульманам!» [159]

Рассказал Йазид: А Сандар [тогда] не был мусульманином.

Рассказал нам ‘Абдаллах б. Салих: нам поведал ал-Лайс б. Са’д [со слов] Йазида б. Абу Хабиба: Сандар был рабом Зинба’ ал-Джузами. Тот заподозрил его и приказал оскопить его и отрезать ему нос и уши. Сандар пошел к посланнику Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — и тот освободил его и сказал: «С кем из рабов сделают, как с тобой, тот станет свободным и будет маула Аллаха и его посланника!» Сандар остался в Медине при посланнике Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — который с ним хорошо обращался. Когда болезнь посланника Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — стала тяжелой, Ибн Сандар сказал ему: «О посланник Аллаха! Вот мы в том положении, как ты видишь. Кто же заступится за нас после тебя?» Посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — ответил: «Я дам завет о тебе всем верующим!» Когда правил Абу Бакр — да будет доволен им Аллах! — он утверждал траты на Сандара до самой смерти. Когда стал править ‘Умар б. ал-Хаттаб, Ибн Сандар пришел к нему и сказал: «Сохрани завет [обо мне] посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует!» ‘Умар ответил: «Смотри, какую из областей мусульман ты хочешь, и отправляйся туда. Я дам приказ для тебя о том, что будет для тебя хорошо!» Ибн Сандар сказал: «Я отправлюсь в Египет». ‘Умар написал для него письмо ‘Амру б. ал-’Асу, приказывая тому, чтобы тот распорядился дать ему землю, достаточно обширную для него. И в Египте не было [участка] больше, чем его земля.

Говорят:

Он — Сандар и Ибн Сандар. А Аллах знает лучше.

У египтян с его слов сохранились два возвышенных хадиса. Вот и один, и другой:

Рассказали нам Йахйа ибн Букайр и ‘Абд ал-Малик б. Маслама, говоря: нам поведал Ибн Лахи’а, передавая сведения Йазида б. Абу Хабиба, [который передал сообщение] Абу-л-Хайра [со слов] Ибн Сандара. Он сказал:

Посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — говорит: «[Племя] аслам — примирился с ним Аллах; [племя] гифар — простит ему Аллах; [племя] туджиб — послушно Аллаху и посланнику его».

Говорит Ибн Букайр в своем рассказе:

Я спросил / 139 / Абу-л-Асвада: «Ты слышал, как посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — упоминал [племя] туджиб?» Тот ответил: «Да!» Я продолжил: «Могу ли я передавать это людям с твоих слов?» Он [снова] ответил: «Да!» [160]

Отправление ‘Амра в ар-Риф 567

Рассказал нам ‘Абдадлах б. Салих, [передавая сообщение] ‘Абд ар-Рахмана б. Шурайха [со слов] Абу Кабила. Он сказал:

Люди собрались в ал-Фустате, когда возвратились [из похода]. Когда появились плоды прибрежья, ‘Амр произнес проповедь людям. Он сказал: «Вот появились плоды вашего прибрежья. Уходите! Когда скиснет молоко, скрутятся стебли, размножатся мухи, живите в вашем лагере! Вы не заметили, что происходит с каждым из вас: [человек] жиреет, а его лошадь тощает!»

Рассказал нам Ахмад б. ‘Амр: нам поведал Ибн Вахб, [передавая сообщение] Ибн Лахи‘и [со слов] Йазида б. Абу Хабиба. Он сказал:

‘Амр говорил людям, когда они вернулись из похода: «Пришла весна. Кто из вас хочет пойти со своими конями, чтобы их пасти, пусть сделает это. Вы не заметили, что происходит с человеком: он жиреет, а лошадь тощает. А когда скиснет молоко, размножатся мухи и скрутятся стебли, возвращайтесь в свой лагерь!»

Рассказал нам ‘Абд ал-Малик б. Маслама: нам поведал ал-Лайс б. Са‘д:

‘Амр б. ал-‘Ас говорил людям, когда они вернулись [из похода]: «Идите в свои прибрежья. А когда размножатся мухи, скиснет молоко и скрутятся стебли, живите в своем лагере».

Проповедь ‘Амра б. ал-’Аса

Рассказал нам Са’ид б. Майсара, [передавая сведения] Исхака б. ал-Фурата, [который пересказал сообщение] Ибн Лахи‘и, [повествовавшего по рассказу] ал-Асвада б. Малика ал-Химйари [со слов] Бахира б. Захира ал-Ма’афири. Он сказал:

Я отправился с отцом на пятничную молитву в полдень. Это было в конце зимы, я думаю, после христианского хамима {Страстной четверг}, / 140 / через несколько дней. Но молитву задерживали, как вдруг несколько человек с кнутами в руках стали сдерживать народ. Я испугался и спросил: «Папочка, кто это?» Он ответил: «Это шурта, сыночек». Му’аззины призвали к молитве. ‘Амр б. ал-’Ас встал на минбаре, и я увидел мужчину среднего роста, большеголового, черноглазого, со сросшимися бровями, в одежде со сверкающими узорами, подобными орлам. На нем были изар, рида’, ‘имама и джубба. Он восславил Аллаха, повторил кратко хвалу ему, призвал благословение на посланника [161] Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — и стал наставлять людей, приказывая и запрещая. Я слышал, как он призывал давать закат и дары милостыни, приказывая умеренность и запрещая излишества и многодетность. Он сказал по этому поводу: «О люди, собравшиеся ко мне! У меня четыре завета. Они призывают к труду после отдыха, трудностям после достатка, смирению после величия. А еще у меня многодетность, необеспеченное положение, утрата имущества, болтовня без разума и смысла. Человеку необходимо время, чтобы обратиться к тому, чтобы успокоить свое тело, обдумать то, что его занимает, освободить свою душу от страстей. Тот, кто сделает это, получит желаемое и долю, хотя бы и малую. Не следует терять человеку долю знания, чтобы это добро не пропало втуне и чтобы не оставить разрешенное и запрещенное Аллахом в небрежении.

О собравшиеся люди! Взошло созвездие Близнецов, пылает Сириус, и открылось небо. Отошла чума, и уменьшилась роса, улучшились пастбища, ягнились овцы, и подросли ягнята. Пастух должен хорошо смотреть за пастьбой. Пусть он с благословения Аллаха живет в своей долине! Пользуйтесь же ее скотом, ее молоком, ее барашками, ее дичью! Пасите своих лошадей, откармливайте их, заботьтесь о них, почитайте их! Ведь они — ваш щит от врагов ваших, в них ваше богатство и ваше бремя. Примите заповедь хорошо обращаться с коптами, с которыми вы окажетесь по соседству! И еще. Я запрещаю вам [увлекаться] благовониями и медовыми сластями, ибо они портят нам веру и делают беззаботными.

Мне рассказал ‘Умар, эмир верующих, что он слышал, как посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — говорил: “Воистину, Аллах даст вам захватить / 141 / Египет после моей [смерти]. Вам завещано хорошо обращаться с коптами, потому что они в родстве с вами и под покровительством". Так удержите ваши руки, не трогайте женщин, опустите ваши глаза!

Я не знаю, что произойдет с человеком, который сам оброс жиром, но истощил лошадь. Знайте же, что я запрещаю по отношению к лошадям, то же, что по отношению к людям! Знайте, что вы стоите на страже до Дня воскресения из мертвых из-за множества врагов вокруг вас и алчности их сердец относительно вас и ваших дворов — источника жатвы, богатства, обильного добра и возрастающего благословения. Рассказал мне ‘Умар, эмир верующих, что он слышал, как посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — говорил: “Когда Аллах даст вам захватить Египет, устройте там сильное войско. Это войско — самое лучшее на земле!" Абу Бакр спросил его: “А почему, о посланник Аллаха?" Он ответил: “Потому что они и их жены на страже до Дня воскресения из мертвых".

Так воздайте же хвалу Аллаху, собравшиеся, за то, чем он дал вам овладеть, и пользуйтесь в своей долине тем, кто вам [161] нужно! А когда скрутятся стебли, станут жаркими зори, размножатся мухи, скиснет молоко, иссохнут овощи, отцветут деревья, то живите в своем лагере с благословения Аллаха. Пусть никто из вас, у кого есть дети, не придет к детям без подарка соответственно своему достатку или нужде. Я говорю эти мои слова, да сохранит вас Аллах!»

Я запомнил это с его слов. Мой отец сказал, когда мы ушли к себе домой и я пересказал ему эту хутбу: «О сыночек! Он побуждал людей, когда они пришли к нему, стоять на страже, как побуждал [раньше] идти в долину на покойную жизнь».

Рассказ о пастбищах войска

Говорит [Ибн ‘Абд ал-Хакам]:

Когда наступило время выпаса и доения, ‘Амр написал всем племенам, чтобы они пасли животных и доили их, где им понравится. Самыми большими селениями, которые они захватили для этого, были Манф,Дисбиндис 568, Ахнас 569 и Таха 570. «Люди знамени» разошлись [по разным местам]. Семьи ‘Амра б. ал-’Аса и ‘Абдаллаха б. Са’да заняли [пастбища] в Манфе и Васиме 571.

[Племя] хузайл захватило [пастбища] в Бана 572 и Бусире 573, [племя] ‘адван — в Бусире. Селения / 142 / [племени] ‘акк, которое захватило в них большую часть, — это Бусир, Мануф 574, Дисбиндис и Атриб. [Племя] бали заняло [пастбища] в Манфе и Тарабии 575, [племя] фахм — в Атрибе, ‘Айн Шамсе и Мануфе, [племя] махра — в Тата 576 и Тумайе 577, [племя] ас-садиф — в ал-Файйуме, [племя] туджиб — в Тумайе, Баете 578 и Васиме, [племя] лахм — в ал-Файйуме, Тарабии и Курбайте 579, [племя] джузам — в Тарабии и Курбайте, [племя] хадрамаут — в Бана, ‘Айн Шамсе и Атрибе, [племя] мурад — в Манфе и ал-Файйуме, а вместе с ним [племя] ‘абс б. зауф. [Племя] химйар захватило [выпасы] в Бусире и селениях Ахнаса, [племя] хаулан — в селениях Ахнаса, ал-Бахнаса 580 и ал-Кайса 581, род Ва’лы — в Сафте 582, в [округе] Бусир, род Абрахи — в Манфе, род Йасара б. Динны — в Атрибе. [Племя] ал-ма’афир заняло [пастбища] в Атрибе, Саха и Мануфе, части [племен] туджиб и мурад — в ал-Йадкуне 583.

Некоторые из этих племен превосходили одно других пастбищами, но из-за этого ни на одно не совершило нападений, только самые большие племена захватили выпасы там, где мы указали, [а другим] написали послание относительно пастьбы, и они стали пасти скот и доить его там, где находились.

У [племен] гифар и ал-лайс были выпасы в Атрибе. Говорит [Ибн ‘Абд ал-Хакам]:

[Племя] мудлидж стояло в Хирибта 584. Они захватили там дома, а вместе с ними было некоторое количество людей из [племени] химйар, из [племени] зубхан и других, которые примкнули к ним там как их союзники; там и их дома. [163] [Племя] хушайн и часть [племен] лахм и джузам вернулись и остановились на окраинах / 143 / Сана 585, Иблила 586 и Тарабии, но [их] за ними не закрепили. [Племени] кайс в древности в ал-Хауф аш-Шарки 587 не было. Их поселил там только Ион ал-Хабхаб 588. Это произошло потому, что он послал к Хишаму б. ‘Абд ал-Малику и тот приказал ему обязать пять тысяч человек или три тысячи — ‘Абд ар-Рахман ибн ‘Абд ал-Хакам точно не знает. Ибн ал-Хабхаб возложил обязанность на [племя] кайс, привел его и поселил в Египте в ал-Хауф аш-Шарки.

Рассказ о лошадях в Египте

Гов орит [Ибн ‘Абд ал-Хакам]:

Когда люди поселились и устроились их жилища, они стали выводить и упражнять лошадей на ристалищах.

Рассказал нам Ахмад б. ‘Амр: нам поведал Ибн Вахб, [передавая сведения] ‘Амра б. ал-Хариса, [который пересказал сообщение] Йазида б. Абу Хабиба, [повествовавшего по рассказу] ‘Абд ар-Рахмана б. Шумасы ал-Махри [со слов] Му’авии б. Худайджа:

Му’авийа б. Худайдж шел мимо человека с лошадью, которую он сдерживал поводом, на ристалище на холме. Му’авийа послал своего раба посмотреть, кто этот человек, и оказалось, что это Абу Зарр. Ибн Худайдж направился к нему и сказал ему: «О Абу Зарр! Я вижу, эта лошадь причиняет тебе заботу, но я не вижу у нее ничего [особенного]». Абу Зарр ответил: «Это лошадь, на мольбу которой отвечают». Ибн Худайдж спросил: «Что за мольба может быть у скотины?» Абу Зарр ответил: «Это не просто лошадь. Она возносит молитву каждое утро: “О Аллах! Ты дал меня одному из твоих рабов и дал мне долю из его рук. О Аллах! Дай мне то, что более всего желанно ему в отношении его детей, его дома и его имущества"»

Рассказали нам мой отец ‘Абдаллах б. ‘Абд ал-Хакам и Шу’айб б. ал-Дайс, сказав: нам поведал ал-Лайс б. Са’д, [передавая сообщение] Йазида б. Абу Хабиба [со слов] Ибн Шумасы, что Му’авийа б. Худайдж рассказал ему:

Му’авийа б. Худайдж проходил мимо Абу Зарра, стоявшего со своей лошадью, и спросил его: «Что это ты бьешься со своей лошадью?!» Тот ответил: «Я думаю, что молитвы этой лошади исполняются». И рассказал вроде [приведенного] рассказа Ибн Вахба.

Рассказал нам Са’ид ибн ‘Уфайр: нам поведал Ибн Лахи’а [со слов] Кайса б. ал-Хаджжаджа. Он сказал:

‘Абд ар-Рахман б. Му’авийа б. Худайдж проходил мимо нас, а мы сидели с Ханашем б. ‘Абдаллахом около Сафа Махра, но не поздоровался. Ханаш обратился к нему: «Эй, Ибн Му’авийа! Ты проходишь и не здороваешься. Клянусь Аллахом, я считал [164] себя твоим заступником перед твоим отцом, чтобы он сделал к твоему седлу стремена, чтобы ты вдевал туда ноги».

Говорит [Кайс б. ал-Хаджжадж]:

У сына Му’авии б. Худайджа было седло без стремян, так что он садился на лошадь прыжком.

Говорит [Ибн ‘Абд ал-Хакам]:

/ 144 / Египетские кони происходят от лошадей, часть которых называет Ибн ‘Уфайр. Среди них ал-Ашкар {«Рыжий»} [племени] ас-садиф. Он принадлежал Абу На‘име Малику б. На’име ас-Садафи. По нему назван проход Хаухат ал-Ашкар в ал-Фустате Египта. Причиной этому было то, что ал-Ашкар издох, но его хозяин не хотел выбросить его на свалку, как делают с трупами животных. Он выкопал для него яму и похоронил коня там. И это место стали называть его именем.

Рассказал нам мой отец ‘Абдаллах б. ‘Абд ал-Хакам. Он сказал:

Когда мусульмане старались взять ал-Каср, из округа ал-Кусайра 589 приехал один румиец на серой лошади. Мусульмане совершали утреннюю молитву. Он стал убивать их и наносить удары копьем. Кони мусульман устремились за ним, но не смогли [догнать]. Владелец ал-Ашкара был в отсутствии. Когда он приехал, ему рассказали об этом. Он спрятался в засаде. Этот молодчик приехал и стал делать то, что делал. Владелец ал-Ашкара устремился за ним, догнал его и, сказав: «Я вознамерился его убить, и ал-Ашкар взял верх над [его] ублюдком», убил его.

Среди коней, [от которых происходят египетские кони], были: Зу-р-Ршн {«Пернатый»}, конь ал-’Аввама б. Хабиба ал-Йахсуби; ал-Хаттар {«Раскачивающий»}, конь Лабида б. ‘Укбы ас-Сауми; аз-3у’лук {«Горячий»}, конь Химйара б. Ва’ила ас-Сауми; ‘Аджла {«Поспешная»}, которая принадлежала [племени] ‘акк.

О ней сказал поэт:

Опередила всех ‘Аджла, обогнала их, будучи жеребой.

Рассказал нам ‘Абд ал-Вахид б. Исхак: нам поведал Мар-ван б. Му’авийа, [повествуя по сведениям] Абу Хаййана ат-Тайми 590, [который передал сообщение] Абу Зур’ы 591 [со слов] Абу Хурайры:

Посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — сказал: «Самых прославленных лошадей называют конями».

Говорит [Ибн ‘Абд ал-Хакам]: [165]

‘Аджла — это та лошадь, о которой ‘Абд ар-Рахман б. Му’авийа б. Худайдж сказал Намру б. Айфа’ ал-’Акки то, что сделало ‘Аджла предметом насмешки. Намр ответил: «Так-то так, но у нее по отношению к твоей матери две доли!»

Говорит [Ибн ‘Абд ал-Хакам]:

У [племени] лахм был конь, которого звали Аблак {«Пегий»} лахм. А ал-Джаун {«Вороной»} принадлежал ‘Укбе б. Кулайбу ал-Хадрами.

‘Абд ал-’Азиз б. Марван попросил ал-Хаттар у Лабида б. ‘Укбы, но тот отказал. ‘Абд ал-’Азиз послал его в поход в Ифрикию. Там Лабид умер. Когда Муса б. Нусайр отправил ‘Абд ал- ‘Азизу б. Марванулошадей, среди них была ал-Хаттар. Муса сказал: «У ал-Хаттар стали длинными грива и хвост. Когда лошади будут у египтян, не найдется никого, кто бы узнал ал-Хаттар». Ему ответили: «Дочь Лабида». ‘Абд ал-’Азиз послал к ней по этому поводу, и она сказала тому, кто к ней пришел: «Я ведь женщина. Выведите лошадь ко мне, чтобы я посмотрела!» Так и сделали. Она посмотрела, узнала ал-Хаттар и сказала: «Клянусь Аллахом! / 145 / Не поскачет на тебе никто, равный моему отцу!» Затем она подрезала лошади уши, обрезала хвост и сказала: «Вот она! Берите, да не будет вам в ней благословения Аллаха!» Ал-Хаттар перешла к ‘Абд ал-’Азизу б. Марвану. Тот предназначил ее для своих жеребцов. От нее произошел аз-За’ид {«Защитник»}. От аз-За’ида был ал-Фаркад — родоначальник фаркадийских лошадей, но он ничем не выделялся среди египетских лошадей, только бегал быстро.

Когда Марван б. ал-Хакам достиг ал-Касиры, египтяне направили к нему ‘Укбу б. Шурайха б. Кулайба ал-Ма’афири и Мутайра б. Йазида ат-Туджиби в качестве разведчиков, [причем] Мутайр ехал тогда на ал-Хаттар, лошади Лабида б. ‘Укбы ас-Сауми. Они прибыли в лагерь Марвана и стали его осматривать. Шейх из лагеря Марвана заподозрил их. Ему не понравился их вид, и он сказал: «Клянусь Аллахом! Мне не нравится вид этих двух лошадей, и я не вижу на их владельцах тягот путешествия!»

‘Укба и Мутайр отправились назад в ал-Фустат. Они проехали в окрестностях лагеря мимо верблюдицы Сарсарании, принадлежавшей Бишру б. Марвану, и погнались за ней. Когда лошади приблизились к ней, Мутайр сказал ‘Укбе: «Гони верблюдицу, а я защищу тебя». Мутайр поехал обратно и вступил в бой с [людьми Марвана], так что они повернули вспять. Потом он соединился со своим спутником, тут к ним подоспели их всадники, и ехали они, пока не достигли ал-Фустата. Их спросили о новостях, и они ответили: «Сперва режьте верблюдицу и ешьте ее мясо, это первая добыча!» Верблюдицу зарезали, ее мясо [166] съели, и тогда они рассказали о событиях и о том, что они сильнее, чем этот человек.

Рассказали нам Шу’айб б. ал-Лайс, ‘Абдаллах б. Салих, Йахйа б. ‘Абдаллах б. Букайр и ‘Абд ал-Малик б. Маслама, [передавая сообщение] ал-Лайса б. Са’да [со слов] Йазида б. Абу Хабиба:

‘Умар б. ал-Хаттаб написал ‘Амру б. ал-’Асу: «Посмотри, кто у тебя есть из принесших “присягу под деревом". Дополни их довольствие на две сотни [динаров]. И себе дополни за свое правление, Харидже б. Хузафе — за его храбрость, а ‘Усману б. Абу-л-’Асу 592 — за его гостеприимство».

/ 146 / Рассказ о разделе правления ‘Умаром б. ал-Хаттабом

Говорит [Ибн ‘Абд ал-Хакам]: рассказал нам Му’авийа б. Салих, [передавая сведения] Мухаммеда б. Сама’и ар-Рамли, сказавшего: мне поведал ‘Абдаллах б. ‘Абд ал-’Азиз 593, надежный шейх:

‘Умар б. ал-Хаттаб послал Мухаммада б. Масламу к ‘Амру б. ал-’Асу и написал ему письмо: «И далее. Воистину, вы — ‘амили. Вы сидите у источников богатств. Вы собираете запретное, едите запретное и оставляете в наследство запретное. Я послал к тебе Мухаммада б. Масламу ал-Ансари, чтобы он разделил с тобой твои богатства. Представь ему твои богатства! Привет!»

Когда Мухаммад б. Маслама прибыл в Египет, ‘Амр б. ал-’Ас послал ему подарки, но тот вернул их ему. ‘Амр рассердился и спросил: «О Мухаммад! Почему ты вернул мне мои подарки? Я ведь посылал подарки посланнику Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — вернувшись из похода к Зат ас-Саласил 594, и он принял их». Мухаммад ответил ему: «Воистину, посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — принимал по откровению, что хотел, и отказывался, от чего хотел. Если бы это были подарки брата брату, я бы принял. Однако это подарок имама, за которым [стоит] зло». ‘Амр воскликнул: «Черным сделал Аллах день, когда я стал правителем у ‘Умара б. ал-Хаттаба. Я видел ал-’Аса б. Ва’ила 595, одетого в златотканую парчу, а ал-Хаттаб б. Нуфайл 596 грузил дрова на осла в Мекке». Мухаммад б. Маслама возразил ему: «И твой отец и его отец в аду! ‘Умар лучше тебя! Если бы не сегодняшний день, который ты стал ругать, оказалось бы, что ты привязал козу и радуешься, что она жирная, но, к сожалению, молока-то она не дает». ‘Амр сказал: «Вот спасение от [моего] гнева. Оно в твоей честности». Затем ‘Амр представил ему [собранные] богатства. Мухаммад б. Маслама разделил их с ним и вернулся [к ‘Умару].

Говорит [Ибн ‘Абд ал-Хакам]: рассказали нам Абу-л-Асвад ан-Надр б. ‘Абд ал-Джаббар и ‘Абд ал-Малик б. [167] Маслама, [передавая сведения] Ибн Лахи’и, [который пересказал сообщение] Йазида б. Абу Хабиба [со слов] / 147 / Халида б. ас-Са’ка. Он сказал:

Причиной раздела правления ‘Умаром б. ал-Хаттабом было стихотворение, которое написали ‘Умару б. ал-Хаттабу:

Получи послание, о эмир верующих, ведь ты представляешь Аллаха в отношении богатств и приказов!
Не позволяй людям рустаков — [плательщикам хараджа] и джизйи поглощать имущество Аллаха в [своих] обширных кошельках.
Пошли к ан-Ну’ману 597 и разберись в его счетах, пошли к Джаз’у 598 и пошли к Бишру 599,
Не упускай из виду обоих этих, приносящих пользу, и Сихра бану газван 600, обладателя богатств.
Не призывай меня для свидетельства, ведь я отсутствую. Однако я вижу чудеса [нашего] времени:
Коней, как ал-Гизлан, и мечи, как ад-Дума, и то, что нельзя забыть, — верблюдов, завесы,
Покрывала, свернутые в их хранилищах платья, свертки завес, желтых и красных.
Когда индийский купец приносит мешок мускуса, то он переходит из рук в руки.
Мы продаем, когда они продают, и воюем, когда они воюют, потому что у них есть богатство, а у нас нет.
Выдели им меня как выкуп за тебя, ведь они будут довольны, [только] если ты выделишь им часть от своего.

И ‘Умар выделил им половину [собранных ими] денег. Ан-Ну’ман — это ан-Ну’ман б. Башир, он правил Химсом; Сихр бану газван — это Абу Хурайра, он правилал-Бахрайном 601.

Рассказал нам Му’авийа б. Салих, [передавая сведения] Йахйа б. Ма’ина, [который пересказал сообщение] Вахба б. Джарира, [повествовавшего по рассказу] своего отца [со слов] аз-Зубайра б. ал-Хиррита 602: Говорят, что эти стихи сказал Абу-л-Мухтар ан-Нумайри. Он сказал:

/ 148 / Получи, о эмир верующих, послание, ведь ты представляешь Аллаха на суше и на море!
Пошли к ан-Ну’ману и разберись в его счетах, пошли к Джаз’у и пошли к Бишру.
Призови обоих, приносящих пользу, — и того, кто на ас-Сук, маула бану бадр.
Не защитит от них двоих тот, у кого пустая сумка, и не Ибн Галаб из вождей бану наср.
Мы продаем, когда они продают, и воюем, когда они воюют, потому что у них есть богатство, а у нас нет.
Ты видишь саранчу величиной с зайца, и мечи, как ад-Дума, и то, чего нельзя сосчитать. — верблюдов, завесы,
Покрывала, свернутые в их хранилищах платья, свертки завес, желтых и красных.
Когда индийский купец приносит мешок мускуса, то он переходит из рук в руки.
За тобой ведь имущество Аллаха, не бросай его! Они будут довольны, [только] если ты выделишь им часть от своего.
Не призывай меня для свидетельства, ведь я отсутствую. Однако я вижу чудеса [нашего] времени. [168]

‘Умар сказал: «Мы освободили его от свидетельства. У них мы возьмем половину их денег!» И он взял эту половину, а [ведь] назначил этих людей правителями.

Рассказал нам ‘Абд ал-Малик б. Маслама: нам поведал Ибн Лахи’а, [передавая сообщение] Джа’фара б. Раби’и 603 [со слов] его отца:

Его дед завещал отдать ‘Умару б. ал-Хаттабу половину его имущества, а ‘Умар назначал его править некоторыми округами.

Рассказал нам Асад б. Муса: нам поведал Сулайман б. Абу Сулайман 604 [со слов] Мухаммада б. Сирина.

Он сказал:

Абу Хурайра сказал: «Когда я прибыл из ал-Бахрайна, ‘Умар сказал мне: “Эй ты, враг Аллаха и враг ислама! Ты поступил вероломно с имуществом Аллаха!" Я ответил: “Я не враг Аллаху и не враг исламу, но враг тому, кто враждует с ними! Я не поступил вероломно с имуществом Аллаха. Оно — цена приплода моего коня и собранных стрел!" ‘Умар воскликнул: “Эй, враг Аллаха и враг ислама! Ты поступил вероломно с имуществом Аллаха!" Я ответил: “Я не враг Аллаху и не враг исламу, я враг тому, что враждует с ними! Я не поступил вероломно с имуществом Аллаха. Оно — цена / 149 / приплода моего коня и собранных стрел!"». ‘Умар в третий раз сказал то же самое, а Абу Хурайра возразил ему теми же словами.

Абу Хурайра продолжил рассказ:

Он наложил на меня пеню в двенадцать тысяч. Я встал на утреннюю молитву и сказал: «О Аллах! Прости эмиру верующих». ‘Умар позже захотел [возвратить] меня на мою должность. Я сказал: «Нет!» Он возразил: «А разве Йусуф не был лучше тебя, а просил должность?» Я ответил: «Так ведь Йусуф пророк, сын пророка, а я сын Умаймы и боюсь трех [вещей] и двух». Он спросил: «А разве ты не сказал [сразу] пяти?» Я ответил: «Нет!» Он сказал: «Почему?» Я возразил: «Я боюсь, что скажу неразумное слово и решу неумно, и [боюсь], что меня побьют по спине, опозорят мою честь и отберут имущество».

Рассказ о Ниле

Рассказал нам ‘Усман б. Салих: нам поведал Ибн Лахи’а, [передавая сообщение] Вахиба б. ‘Абдаллаха ал-Ма’афири 605 [со слов] ‘Абдаллаха б. ‘Амраб. ал-’Аса, что тот сказал:

Нил Египта — господин рек. Аллах заставил все реки на востоке и на западе работать на него. Когда Аллах захотел, чтобы Нил потек, он приказал каждой реке помочь ему, и реки помогли ему своей водой. Аллах исторг из земли для него родники. Когда его течение достигло того, что Аллах хотел, Аллах внушил всем рекам, чтобы они вернулись к исходному состоянию. [169]

Рассказал нам ‘Усман б. Салих: нам поведал Ибн Лахи’а [со слов] Йазида б. Абу Хабиба:

Му’авийа б. Абу Суфйан спросил Ка’ба ал-Ахбара: «Нашел ли ты в Книге Аллаха рассказ об этом Ниле?» Тот ответил: «Конечно, клянусь тем, кто разверз для Муса море. Я, конечно, нашел в Книге Аллаха то, что Аллах внушает ему дважды в год. Аллах внушает ему при разливе: “Воистину, Аллах приказывает тебе разлиться", и он разливается, как ему предписал Аллах. Затем Аллах внушает ему после этого: “Спади спокойно!"».

Рассказал нам ‘Абдаллах б. Йусуф 606: нам поведал ‘Аб-даллах б. ‘Умар 607, [передавая сообщение] Хубайба б. ‘Абд ар-Рахмана 608, [который повествовал по рассказу] Хафса б. ‘Асима 609 [со слов] Абу Хурайры: Посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — сказал: «Нил, Сайхан 610, Джайхан 611 и Евфрат — райские реки».

Рассказал нам ‘Абдаллах б. Салих: нам поведал ал-Лайс, [передавая сообщение] Йазида б. Абу Хабиба, [который повествовал по рассказу] Абу-л-Хайра [со слов] Ка’ба ал-Ахбара, что тот говорил:

Четыре реки —/ 150 / райские, которые Аллах поместил в сей мир. Нил — это в раю река меда, Евфрат — в раю река вина, Сайхан — в раю река воды, а Джайхан — в раю река молока.

Рассказал нам Са’ид б. Абу Марйам: нам поведали ал-Лайс б. Са’д и ИбнЛахи’а, говоря: нам сообщил Йазид б. Абу Хабиб, [передавая рассказ] Абу-л-Хайра [со слов] Абу Джунады ал-Кинани о том, что тот слышал, как Ка’б говорил:

Нил в другом мире — мед. Он обильнее всех тех рек, которые назвал Аллах. Тигр в другом мире — молоко. Он обильнее всех тех рек, которые назвал Аллах. Евфрат в другом мире — вино. Он обильнее всех тех рек, которые назвал Аллах. Джайхан — вода. Он обильнее всех тех рек, которые назвал Аллах.

Говорит [Ибн ‘Абд ал-Хакам]: как рассказал нам ‘Усман б. Салих, [передавая сообщение] Ибн Лахи’и, [который повествовал по сведениям] Кайса б. ал-Хаджжаджа [со слов] того, кто ему рассказал:

Когда ‘Амрб. ал-’Ас завоевал Египет, к нему пришли египтяне при наступлении неарабского месяца ба’уны и сказали ему: «О эмир! У нашего Нила такой обычай, что он разливается не иначе, как в этот месяц». ‘Амр спросил: «Как это?» Ему ответили: «Когда наступает 12-е число этого месяца, мы направляемся к чистой девице и ее родителям и получаем согласие ее родителей. Мы надеваем на нее украшения и самое лучшее платье, какое есть, а затем бросаем в Нил». ‘Амр ответил им: «Так при исламе не будет! Воистину, ислам разрушил то, что было до него!» Египтяне провели так месяцы ба’уна, абиб и [170] мисра, а Нил тек, не разливаясь и не уменьшаясь, так что они собрались выселяться. Когда ‘Амр увидел это, он написал об этом ‘Умару б. ал-Хаттабу. ‘Умар написал ему [в ответ]: «Ты прав, ислам разрушает то, что было до него. Я послал тебе записку. Вот что в ней: “От раба Аллаха ‘Умара, эмира верующих, Нилу египтян. И далее. Ты раньше всегда разливался, но не разлился [на этот раз]. Воистину, Аллах единый и всемогущий заставляет тебя разливаться. Мы просим Аллаха единого и всемогущего, чтобы он заставил тебя разлиться"».

‘Амр бросил эту записку в Нил за день до дня окончания разлива Нила, а египтяне приготовились /151/ выселиться и уйти оттуда, потому что все блага там только от Нила. Они встали утром в день окончания разлива, а Аллах ночью разлил Нил на высоту шестнадцати локтей. Так прекратился у египтян этот мерзкий обычай.

Рассказал нам ‘Усман б. Салих: нам поведал Ибн Лахи’а [со слов] Йазида б. Абу Хабиба:

Муса — да благословит его Аллах и да приветствует! — призвал проклятие Аллаха на дом фараона, и Аллах прекратил доступ Нила к ним, так что они захотели выселиться. Они попросили Муса, чтобы он вознес молитву Аллаху. Муса вознес Аллаху молитву, потому что они уверовали. Они встали утром, а в эту ночь Аллах заставил Нил разлиться на высоту шестнадцати локтей. И Аллах согласился продолжать разливы ради ‘Ума-ра б. ал-Хаттаба, как он согласился для своего пророка Муса, да благословит его Аллах и да приветствует!

Рассказ о джизйе

Говорит [Ибн ‘Абд ал-Хакам]:

‘Амр посылал ‘Умару б. ал-Хаттабу джизйу, удержав то, что было ему необходимо:

Как нам рассказал ‘Усман б. Салих, [передавая сообщение] Ибн Лахи’и [со слов] Йазида б. Абу Хабиба:

Доля Египта для рытья каналов, поддержания плотин, строительства мостов, отделения островов составляла 120 000 с гор и низменностей вместе. Обычно они следовали этому, не переставая ни зимой, ни летом.

Как нам рассказал ‘Абд ал-Малик б. Маслама, [передавая сообщение] ал-Касима б. ‘Абдаллаха 612, [который повествовал по сведениям] ‘Абдаллаха б. Динара 613 [со слов] ‘Абдаллаха б. ‘Умара:

‘Умар написал, чтобы на шеи зиммиев 614 наложили свинцовые печати, чтобы ясно было, из какой они области и что с их округа собрано, и чтобы они садились в седло поперек. Облагали джизйей только тех, кто уже брился, и не облагали женщин и детей и не позволяли зиммиям походить одеждой на мусульман.

Рассказал нам Шу’айб б. ал-Лайс: нам поведал мой отец [171] [со слов] Мухаммеда б. ‘Абд ар-Рахмана б. ‘Анаджа 615, что Нафи’ сообщил им. Рассказал нам [также]/ 152 / ’Абд ал-Малик б. Маслама: нам поведал Ибн Вахб - мне передали ‘Абдаллах б. ‘Умар и ‘Умар б. Мухаммад 616, что Нафи’ сообщил им [со слов] Аслама, маула ‘Умара 617, что тот ему рассказал:

‘Умар написал эмирам джундов 618, чтобы они облагали джизйей только тех, кто уже брился.

Их джизйа составляет сорок дирхамов с тех из них, кто [платит] серебром, и четыре динара с тех из них, кто [платит] золотом. А из доли мусульман пшеницей и маслом на них возложено два муд’а 619 пшеницы и три доли масла в месяц каждому мусульманину, будь он из Сирии или из Аравии, и еще курдючного сала и меда, я не знаю сколько. А мусульманам египетским положено по ирдаббу [пшеницы] в месяц каждому, а сколько курдючного сала и меда, я не знаю. На них возложено [поставлять] ткани и одежды, в которые эмир верующих одевает людей, и оказывать гостеприимство в течение трех дней тем мусульманам, кто у них остановится.

На жителей Ирака возложено поставлять по пятнадцати са’ 620 [пшеницы] каждому человеку и, не знаю сколько, курдючного сала.

Джизйа не налагается на женщин и детей. На шеи мужчин — людей джизйи накладывают печать.

Говорит [Ибн ‘Абд ал-Хакам]: как рассказал нам ‘Абд ал-Малик [со слов] ал-Лайса б. Са’да: Вайба 621 ‘Умара б. ал-Хаттаба в правление ‘Амра б. ал-’Аса составляла шесть муд’ов.

Рассказал нам Асад б. Муса, говоря: нам поведал Су-фйан б. ‘Уйайна, [передавая сообщение] Абу Исхака [со слов] Харисы б. Мударриба:

‘Умар сказал: «Я возложил на жителей ас-Савада обязанность гостеприимства на один день и одну ночь. А тот, кого задержит дождь, пусть тратит свои деньги».

Говорит [Ибн ‘Абд ал-Хакам]:

Ко



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: