‑ выяснить, возможно ли образование временной связи между неосознаваемым эмоционально незначимым внешним сигналом и произвольной реакцией;
‑ установить, способен ли подобный неосознаваемый сигнал существенно влиять на процесс принятия решения;
‑ установить, насколько прочна ассоциативная связь, если она выработана.
Чтобы ответить на эти вопросы, были проведены эксперименты с регистрацией времени реакции в ситуации, которая требует различения зрительных стимулов и выбора реакции, т.е. при принятии решения. На экране предъявлялся предупреждающий стимул – стрелка, определенный угол наклона которой всегда сочетался (с паузой 1000 мс) с изображением буквы. При ее появлении испытуемый, согласно предварительно полученной инструкции, должен был нажать на кнопку, вмонтированную в подлокотник кресла. Другой угол наклона той же стрелки сопровождался изображением геометрической фигуры, на которую не надо было реагировать. В основной серии экспериментов изменение угла наклона стрелки, сигнализирующей о том, какой будет стимул, на который необходимо реагировать, было так незначительно, что оно не осознавалось испытуемым ни в одной пробе. Несмотря на неосознаваемость предупреждающего стимула, как видно из рис. 9А в процессе многократных сочетаний его с пусковым стимулом (100 проб) в течение эксперимента происходят определенные изменения величины времени реакции: она постепенно и вполне значимо сокращается. Однако такой эффект нестабилен, он проявляется лишь в рамках эксперимента и не сохраняется до следующего дня. На рис. 9 отмечено: время реакции, по существу, мало изменяется от эксперимента к эксперименту, проводимому в последующие дни.
|
Рис. 9. Динамика времени реакции (ВР) в процессе того, как возникает ассоциация с помошью неосознаваемого или осознаваемого предупреждающего зрительного стимула
А – сокрашение ВР в опыте с неосознаваемыми предупреждающими зрительными стимулами; Б – ВР в опытах, когда положение предупреждающего стимула – стрелки – не меняется; В – линамика ВР с осознаваемыми предупреждающими зрительными стимулами. Абсцисса – порядковый номер (по 10 проб) сочетаемых раздражителей в одном опыте; ордината – ВР; цифрынад кривыми – опытные дни.
Две другие серии экспериментов были контрольными. В одной из них пространственное положение предупреждающего стимула ассоциировалось в сознании испытуемого с пусковым стимулом, поскольку изменения положения стрелки хорошо видны на экране. В этих опытах время реакции сокращается не только в процессе повторения проб в одном эксперименте, но и при его повторении в последующие дни (рис. 9В). Можно заметить, что данные изменения при повторных исследованиях, проведенных на 2 и 3‑й день, весьма существенны.
В другом варианте контрольных ответов положение стрелки на экране не меняется, т.е. предупреждающий стимул не может сигнализировать о характере сочетаемого с ним пускового сигнала. В таком случае время реакции существенным образом не меняется ни в течение одного исследования, ни от опыта к опыту (рис. 9Б).
Эти, казалось бы, простые опыты важны для объяснения противоречивых данных, которые приводятся в обширной научной литературе о бессознательном. Они касаются влияния неосознаваемых эмоционально незначимых стимулов на произвольное поведение человека. Сокращение времени реакции в тех случаях, когда предупреждающий стимул сигнализирует о характере пускового раздражителя, обусловлено условнорефлекторной активацией процесса принятия решения. В результате действия этого условнорефлекторного механизма принятие решения о выборе положительной или тормозной реакции происходит до восприятия второго стимула, на который исследуемый должен прореагировать соответствующим образом. Положительный пусковой сигнал в данном случае действует в условиях «опережающего» принятия решения, когда выбор реакции, ее характер заранее определяются сигнальным значением предупреждающего стимула.
|
О том, что именно этот механизм условнорефлекторной активации процесса принятия решения оказывается причиной сокращения времени реакции на пусковой стимул, говорят результаты опытов, когда положение стрелки не менялось, вследствие чего предупреждающий стимул не сигнализировал о том, какой стимул последует за ним, – положительный или тормозныи. В этих случаях, несмотря на многократные сочетания, время реакции не меняется.
Постепенное сокращение времени реакции по мере повторения проб, несомненно, отражает процесс обучения в сфере произвольной двигательной деятельности. Это обучение в значительной мере представляет результат условнорефлекторного облегчения процесса принятия решения, который является центральным звеном в системе временных связей, обеспечивающих произвольную реакцию в ответ на зрительный стимул. Схематически систему выработки временных связей на корковом уровне можно представить так: от корковых элементов, воспринимающих условный стимул, к структурам, обеспечивающим принятие решения, и от последних – к моторной коре. К структурам, при преимущественном участии которых организуется процесс принятия решения, следует в первую очередь отнести лобные доли. Это неоднократно было показано в нейропсихологических исследованиях больных с органическими поражениями лобных долей (Лурия, 1962).
|
Опыт показывает, что у здорового взрослого человека упомянутое выше обучение может происходить с помощью не только осознаваемых, но и неосознаваемых зрительных сигналов. Однако существует весьма заметная разница в его характере, зависящая от осознаваемости или неосознаваемости условного стимула. Если сигнальный признак, определяющий принятие решения, не сознается, это обучение нестойкое, оно не сохраняется до следующего дня. Каждый раз оно фактически осуществляется заново, с тех же величин времени реакции, что и в первый день исследования. Следовательно, временные связи, устанавливаемые в произвольной двигательной сфере с помощью неосознаваемых стимулов, сохраняются только в краткосрочной памяти. Они не переходят в долгосрочную память, как это происходит при осознании сигнала. Очевидно, в образовании временной связи на неосознаваемом уровне не принимают участия факторы, необходимые для закрепления информации в долгосрочной памяти: селективное внимание (условный стимул не осознается) и мотивационно‑эмоциональное возбуждение.
Большое значение произвольного (фокусированного селективного, избирательного) внимания для сохранения воспринимаемой информации в долгосрочной памяти давно установлено психологами и нейрофизиологами. Крупный канадский невролог В. Пенфилд (1970) даже утверждал, что в нормальных условиях избирательное внимание необходимо для образования энграммы. По его мнению, только события, привлекающие внимание человека, остаются в памяти, а все, что им «игнорируется», не сохраняется в виде энграммы. Однако, как показали результаты экспериментов с неосознаваемыми эмоциональными стимулами, у человека без участия избирательного внимания на «бессознательном уровне» можно выработать временные связи, которые фиксируются в долговременной памяти, и они могут быть значительно более стойкими, чем в случаях, когда ассоциации образуются с участием избирательного внимания и сознательного опыта.
Еще раз подчеркнем, что определяющая роль эмоционального состояния и мотивации в запоминании и воспроизведении очевидна при сопоставлении ассоциаций, полученных в пробах с применением неосознаваемых эмоциональных слов и в пробах, когда сочетаемые стимулы не имели эмоционального значения: оставались в долгосрочной памяти только те неосознаваемые стимулы и временные связи, которые имели прямое отношение к доминирующей мотивации или же сильной отрицательной эмоции.
Итак, для сохранения в долгосрочной памяти человека временной связи, ассоциации, выработанной на «бессознательном уровне», обязательно требуется участие эмоциональномотивационного компонента. Только в тех случаях, когда в нервный механизм временной связи включается дополнительная эмоциональная активация коры больших полушарий из структур лимбической системы, в долгосрочной памяти фиксируются следы сочетаемых неосознаваемых зрительных стимулов.
Однако, хотя временные связи, образующиеся без участия эмоционального фактора, нестойкие, сохраняются только в краткосрочной памяти, они, как показывают опыты с регистрацией времени реакции, могут играть определенную роль в поведенческих реакциях. Принятие решения и в сфере произвольной деятельности способно осуществляться без осознания внешних сигналов, вызывающих этот нервно‑психический процесс согласно механизму условного рефлекса. Приведенные психофизиологические данные, касающиеся обучения с помощью неосознаваемых словесных и несловесных стимулов, делают понятной несогласованность психологических сведений о воздействии неосознаваемых стимулов на поведение человека. Наряду с не совсем добросовестными спекуляциями по такой таинственной и загадочной проблеме, как манипулирование поведением человека (напомним снова о 25‑м кадре), эти расхождения отмечаются и в честно проводимых научных исследованиях, если при их проведении не учитываются все условия, при которых регистрируется бессознательный эффект.