ЗАВОЕВАНИЕ ЕГИПТА, АЛ-МАГРИБА И АЛ-АНДАЛУСА




/ 1 / Во имя Аллаха милостивого, милосердного, у которого мы ищем помощи! Да благословит [Аллах] Мухаммеда, своего пророка благородного!

Рассказал нам шейх факих имам ученый хафиз Абу Тахир Ахмад б. Мухаммад б. Ахмад б. Мухаммад б. Ибрахим ас-Силафи ал-Исбахани 1 — читая [по записи], а я слушал — в пограничном округе Александрии 2 — да охранит его Аллах превеликий! — сказав: нам поведал шейх Абу Садик Муршид б. Йахйа б. ал-Касим б. ‘Али ал-Мадини [по записи], сказав: нам сообщил шейх Абу-л-Хасан ‘Али б. Мунир б. Ахмад ал-Халлал в своем письме в 435 {1043-44} г.: нам рассказал Абу Бакр Мухаммад б. Ахмад б. ал-Фарадж ал-Каммах: нам сообщил Абу-л-Касим ‘Али б. ал-Хасан б. Халаф б. Кудайд ал-Азди: нам поведал Абу-л-Касим ‘Абд ар-Рахман б. ‘Абдаллах б. ‘Абд ал-Хакам: нам рассказал Мухаммад б. Исма’ил ал-Ка’би: мне сообщил мой отец [со слов] Хармалы б. ‘Имрана ат-Туджиби 3, [который передал сообщение] Абу Кабила 4, [пересказавшего рассказ] ‘Абдаллаха б. ‘Амра б. ал-’Аса 5. Он сказал: Мир создан пятичастным по фигуре птицы с головой, грудью, двумя крыльями и хвостом 6. Голова ее — Мекка, Медина и Йемен; грудь — Сирия и Египет; правое крыло — Ирак, а за Ираком народ, называемый ал-вак, а за ним — народ, который называют ваквак 7, а за ними — народы, которых не знает никто, кроме Аллаха преславного и превеликого; левое крыло — это Синд, а за Синдом — Хинд 8, а за Хиндом — народ, называемый насик, а за ними — народ, который называют мансак 9, а за этим — народы, которых никто не знает, кроме Аллаха превеликого и преславного; а хвост — от Зат ал-Хумам 10 до заката солнца; а то, что [составляет] хвост птицы, — плохое. [19]

/ 2 / Рассказ о завете посланника Аллаха 11 — да благословит его Аллах и да приветствует! — относительно коптов 12

Нам рассказали Ашхаб б. ‘Абд ал-’Азиз 13 и ‘Абд ал-Малик б. Маслама 14, сказав: нам поведал Малик б. Анас 15, [передавший слова] Ибн Шихаба 16, [который пересказал сообщение] Ибн Ка’ба б. Малика 17 о посланнике Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует! Он сказал:

Когда вы завоюете Египет, то примите заповедь быть добрыми с коптами, потому что им [принадлежит право] на защиту и родство.

Сказал Ибн Шихаб:

Он постоянно говорил, что мать Исма’ила 18, сына Ибрахима 19, — да будет мир над ними обоими! — из коптов.

Рассказали нам ‘Абдаллах б. Салих 20 и Мухаммад б.Румх 21, сказав: нам поведал ал-Лайс б.Са’д 22, [передавший рассказ] Ибн Ка’ба б. Малика о посланнике Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует: [Он сообщил] подобное этому.

Сказал ал-Лайс:

Я спросил Ибн Шихаба: «Что за родство у коптов?» Он ответил: «Поистине, из них Агарь, мать Исма’ила».

Нам рассказали мой отец ‘Абдаллах б. ‘Абд ал-Хакам 23 и Хамид б. Йахйа, сказав: нам поведал Суфйан б.’Уйайна 24, [передавший рассказ] Ибн Шихаба, [который], как я думаю, [пересказал сообщение] Ибн Ка’ба б. Малика о посланнике Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует: [Он рассказал] подобное этому.

Рассказал нам ‘Абд ал-Малик б. Хишам 25: нам поведал Зийад б. ‘Абдаллах ал-Бакка’и 26, [передавший рассказ] Мухаммеда б. Исхака 27: мне сообщил Мухаммад б. Муслим б. ‘Убайдаллах б. Шихаб аз-Зухри, что ‘Абд ар-Рахман б. Ка’б б. Малик ал-Ансари, затем ас-Салами, рассказал ему о посланнике Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует: [Он рассказал] подобное этому.

Сказал Ибн Исхак:

Я спросил Мухаммада б. Муслима: «Что за родство у них, которое упомянул посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует?» Он ответил: «Из них Агарь, мать Исма’ила».

Рассказал нам мой отец ‘Абдаллах б. ‘Абд ал-Хакам: мне поведал Ришдин б. Са’д 28 и сообщил нам ‘Абд ал-Малик б. Маслама: нам рассказал ‘Абдаллах б. Вахб 29, [который передал сообщение] Хармалы б. ‘Им-рана ат-Туджиби [со слов] ‘Абд ар-Рахмана б. Шумасы [20] ал-Махри 30. Он сказал: я слышал, как Абу Зарр 31 говорил:

Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует: «Воистину, вы завоюете землю, в которой упоминают “кират" 32. Так примите заповедь быть (добрыми/ 3 / с ее народом, потому что им [принадлежит право] на защиту и родство».

Рассказал нам Са’ид б. Майсара 33, [передавший слова] Исхака б. ал-Фурата 34, [который пересказал сообщение] Ион Лахи’и 35, [который передал рассказ] ал-Асвада б. Малика ал-Химйари, [пересказавшего слова] Бахира б. Захира ал-Ма’афири, [передавшего сообщение] ‘Амра б. ал-’Аса 36 [со слов] ‘Умара б. ал-Хаттаба 37, да будет доволен Аллах ими обоими:

Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует: «Воистину, Аллах преславный и превеликий даст вам захватить Египет после моей смерти. Так примите завет быть добрыми с его коптами, потому что у них с вами свойство и родство».

Рассказали нам ‘Абд ал-Малик б. Маслама и Йахйа б. ‘Абдаллах б. Букайр 38, [передавшие слова] Ибн Лахи’и [со слов] Ибн Хубайры 39, что Абу Салим ал-Джайшани Суфйан б. Хани’ 40 сообщил ему, что кто-то из сподвижников посланника Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — рассказал ему, что он слышал:

Посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — постоянно говорил: «Вы будете жить армиями. Лучшая из ваших армий — армия запада. Побойтесь же Аллаха в отношении коптов. Не поедайте их, как овощи».

Рассказал нам мой отец: сообщил нам Исма’ил б. ‘Аййаш 41, [передавший слова] ‘Абд ар-Рахмана б. Зийада 42, [который пересказал сообщение] Муслима б. Йасара 43:

Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует: «Примите завет быть добрыми к коптам, потому что они принесут вам пользу щедрой помощью в битве с вашими врагами».

Рассказал нам ‘Абд ал-Малик б. Маслама [со слов] ал-Лайса и Ибн Лахи’и. Сказал ‘Абд ал-Малик: нам сообщил Ибн Вахб, [передавший рассказ] ‘Амра б. ал-Хариса 44 [со слов] Йазида б. Абу Хабиба 45, что Абу Салама б. ‘Абд ар-Рахман 46 рассказал ему: Посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — завещал перед смертью, чтобы иудеи были выселены с Аравийского полуострова, и сказал: «Аллах, Аллах с коптами Египта. Поистине, вы узнаете их, они будут для вас орудием и помощью на пути Аллаха».

Сказал [Ибн ‘Абд ал-Хакам]: рассказал нам ‘Абд ал- [21] Малик б. Маслама: поведал нам Ибн Вахб, [передавший сообщение] Муса б. Аййуба ал-Гафики 47 [со слов] человека из аз-Забада 48:

Посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — заболел и упал в обморок. Затем он пришел в себя и сказал: «Примите завет относительно темных, курчавых». Затем он вторично потерял сознание, потом пришел в себя и сказал что-то подобное этому. Затем он упал в обморок в третий раз и сказал что-то в этом роде. Люди сказали: «Не спросить ли нам посланника Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — относительно темных, курчавых?» Он пришел в себя, и его спросили. Он ответил: «Это копты Египта. Воистину, они ваши дядья по матери и родственники по женской линии. Они ваши помощники [в борьбе] против врагов и за вашу веру». Его спросили: «Как же они могут быть помощниками нам [в борьбе] за нашу веру, о посланник Аллаха?» Он ответил: «Они избавят вас от дел сего мира, и вы освободитесь для поклонения [Аллаху]. Соглашающийся с тем, как с ними поступают, / 4 / подобен делающему им это, а тот, кому не нравится, что с ними поступают несправедливо, подобен их защитнику».

Рассказал нам ‘Абд ал-Малик б. Маслама: нам поведал Ибн Вахб, [пересказавший сообщение] Абу Хани’ ал-Хаулани 49 [со слов] Абу ‘Абд ар-Рахмана ал-Хубулли 50, ‘Амра б. Хурайса 51 и других:

Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует: «Поистине, вы придете к народу с курчавыми волосами. Примите завет быть с ними добрыми, потому что они будут для вас силой. И достаточно для вас врагов с дозволения Аллаха всевышнего». Он подразумевал коптов Египта. Рассказал нам Абу-л-Асвад 52: поведал нам Ибн Лахи’а, [передавший сообщение] Абу Хани’, что он слышал ал-Хубулли и ‘Амра б. Хурайса, которые рассказали о посланнике Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует: [Он сказал] что-то вроде этого.

Рассказал нам ‘Абд ал-Малик б. Хишам: нам сообщил ‘Абдаллах б. Вахб [со слов] Ибн Лахb’и: мне поведал ‘Умар, маула Гуфры 63:

Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует: «Аллах, Аллах с покровительствуемыми, жителями черной земли, черными, темными, курчавыми, потому что они имеют родословие и родство».

Сказал ‘Умар, маула Гуфры:

Их родство состоит в том, что посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — имел из них наложницу, а родословие их в том, что мать пророка Исма’ила — Да будет мир над ним! — происходила из них.

Сказал Ибн Вахб: мне сообщил Ибн Лахи’а: [22]

Мать Исма’ила Агарь происходила из Умм ‘Араб — селения, которое было около ал-Фарама 54 в Египте.

Рассказал нам ‘Усман б. Салих: 55 нам сообщил Марван ал-Кассас. Он сказал:

Из пророков — да будет над ними благословение Аллаха! — породнились с коптами трое: Ибрахим, друг божий,— да будет над ним мир! — имел наложницей Агарь; Йусуф 56 — да благословит его Аллах и да приветствует! — был женат на дочери владетеля ‘Айн Шамса 57; посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — имел наложницей Марию 58. Рассказал нам Хани’ б. ал-Мутаваккил 59: нам поведал Ибн Лахи’а [со слов] Йазида б. Абу Хабиба: Селение Агари — Йак, которое около Умм Дунайна 60. Как нам рассказал йбн Хишам, [передавая сообщение] Зийада б. ‘Абдаллаха [со слов] Ибн Исхака: Агарь похоронили, когда она умерла, в ал-Хиджре 61.

Сказал Ибн Хишам:

Арабы произносят [имя Агарь] то Хаджар, то Аджар, меняя алиф и ха так же, как они говорят харак ал-ма’ и арак ал-ма’ и вроде этого.

/ 5 / Рассказ о некоторых достоинствах Египта

Рассказал нам ‘Абдаллах б. Салих, [передавая сообщение] Ибн Лахи’и [со слов] Бакраб. Савады 62 и Бакра б. ‘Амра ал-Хаулани 63, которые возводят рассказ к ‘Абдаллаху б. ‘Амру. Он сказал:

Копты Египта — самые благородные из всех неарабов, с самой щедрой рукой, с самым достойным происхождением. Они ближе всех по родству к арабам вообще, к курайшитам 64 в частности. Тот, кто хочет описать рай или посмотреть на нечто похожее в сем мире, пусть поглядит на землю Египта, когда зеленеют ее посевы и цветут плодовые деревья.

Рассказал нам Абу-л-Асвад ан-Иадр б. ‘Абд ал-Джаббар: поведал нам Ибн Лахи’а. [передавший сообщение] Йазида б. ‘Амра ал-Ма’афири 65 [со слов] Ка’ба ал-Ахбара 66. Он сказал:

Тот, кто хочет видеть подобие рая, пусть посмотрит на Египет, когда там созревают плоды,

А другой, не Абу-л-Асвад, передает:...на Египет, когда он в цвету.

Передает некто другой, не Ибн Лахи’а: Среди них были колдуны. Они все уверовали [в Аллаха] в одночасье. Мы не знаем другого народа, который бы принял ислам в одночасье, более многочисленного, чем копты.

Говорит [Ибн ‘Абд ал-Хакам]: как нам рассказал ‘Усман б. Салих, [передавший сообщение] Ибн Лахи’и [со слов] ‘Абдаллаха б. Хубайры ас-Саба’и, Бакра [23] б. ‘Амра ал-Хаулани и Йазида б. Абу Хабиба ал-Малики, которые добавляют один к другому в рассказах: было двенадцать главных чародеев. Под рукой каждого из них было двадцать ведунов. Под рукой каждого из ведунов было по тысяче колдунов. А всего колдунов было двести сорок тысяч двести пятьдесят два человека вместе с чародеями и ведунами. Когда они увидели то, что увидели, и поняли, что это с неба, что волшебство не устоит против дела Аллаха, то двенадцать чародеев пали ниц в покорности. Им последовали ведуны, а ведунам — все остальные. И они сказали: «Мы уверовали в господа миров, господа Мусы и Харуна» 67.

Рассказал нам Хани’ б. ал-Мутаваккил: поведал нам Ибн Лахи’а [со слов] Йазида б. Абу Хабиба, что Ту-бай’ 68 сказал:

Они были сподвижниками Муса — да будет над ним благословение Аллаха! — и никто из них не поддался искушению вместе с теми израильтянами, которые прельстились поклониться золотому тельцу. 69

Рассказал нам Хани’ б. ал-Мутаваккил: сообщил нам Ибн Лахи’а [со слов] Йазида б. Абу Хабиба, что Тубай’ говорил: Никогда не уверовал народ в одночасье, как копты.

Рассказал нам Абу Салих 70: сообщил нам ал-Лайс [со слов] Йазида б. Абу Хабиба, что до того дошло, что Ка’б ал-Ахбар говорил:

Копты Египта были подобны лесной чаще, которая нарастает каждый раз, когда ее вырубают, пока Аллах не дал разорить их и их творения островам румийцев.

/ 6 / Говорит [Ибн ‘Абд ал-Хакам]: как нам рассказали ‘Абдаллах б. Салих и ‘Усман б. Салих, [передавшие слова] Ибн Лахи’и, [который пересказал сообщение] Йазида б. Абу Хабиба, [сообщившего рассказ] ‘Абд ар-Рахмана б. Шумасы ал-Махри [со слов] Абу Рухма ас-Сама’и 71:

В Египте были мосты и плотины, соразмеренные и устроенные так, чтобы вода текла ниже домов египтян в каналы, и они задерживали ее, как хотели, и направляли ее, как хотели. И вот слова Аллаха преславного и превеликого о том, что было сказано из речей фараона: «Разве не у меня власть над Египтом, и эти реки текут подо мною? Разве вы не увидите?» {Коран XLIII, 50}. Нет теперь на земле царства более великого, чем Египет.

Сады тянутся по берегам Нила от начала до конца его по обеим сторонам от Асуана 72 до Рашида 73. [Там есть] семь заливов: залив Александрии, залив Саха 74, залив Думйата 75, залив Манфа 76, залив ал-Файйума 77, залив ал-Манха 78 и залив Сарадуса 79. Сады примыкают друг к другу, без промежутков, и посевы тянутся между горами от начала Египта до [24] конца его всюду, куда доходит вода. Вся земля Египта бывает напоена шестнадцатью локтями [подъема Нила при разливе], для чего они и соразмеряют и устраивают свои мосты, заливы и плотины. И вот слова его (Аллаха), преславного и превеликого: «Сколько они оставили садов и источников, п посевов, и мест почетных». {Коран XLIV, 24-25}

Говорит [Ибн ‘Абд ал-Хакам]:

Почетные места — это соборные мечети. Там была тысяча мечетей.

Говорит [Ибн ‘Абд ал-Хакам]:

Что касается заливов ал-Файйума и ал-Манха, то их выкопал Йусуф, да благословит его Аллах и да приветствует! Я расскажу, как это было, в своем месте, если захочет Аллах. А залив Сарадуса выкопал Хаман 80.

Рассказали нам ‘Абдаллах б. Салих и ‘Усман б. Салих, говоря: нам поведал Ибн Лахи’а, [передавший сообщение] Йахйа б. Маймуна ал-Хадрами 81 [со слов] ‘Абдаллаха б. ‘Амра б. ал-’Аса:

Фараон поручил Хаману выкопать залив Сарадуса. Когда он приступил к рытью его, к нему пришли жители всех деревень и просили его, поднося ему деньги, чтобы залив тянулся [именно] до их деревни.

Говорит [Ибн ‘Абд ал-Хакам]:

Они пошли с ним в деревню на восток, затем отправились с ним в деревню в сторону против киблы 82, затем направились в деревню на запад, а потом — к жителям деревни в сторону киблы. Он брал у жителей каждой деревни деньги, так что у него собралось сто тысяч динаров. Тогда он отправился, неся деньги фараону. Фараон спросил его об этом, и он рассказал ему о том, что сделал в своем рытье [залива]. Фараон сказал ему: «О ты, несчастный! Господину следует быть милостивым к рабам и заливать их [благодеяниями], / 7 / а не стремиться к тому, чем они владеют. Возврати жителям каждой деревни то, что ты у них взял!» И он вернул деньги жителям каждой деревни.

Говорит [Ибн ‘Абд ал-Хакам]:

В Египте неизвестен залив, более обильный милостями, чем этот, из-за того, что сделал Хаман при рытье его.

Как рассказал нам Асад 83, [передавая сообщение] Халида б. ‘Абдаллаха 84 [со слов] некоего мухаддиса 85, Хаман был набатеем 86.

Как нам рассказал ‘Абдаллах б. Салих [со слов] ал-Лайса б. Са’да:

[На месте] озера Александрии был виноградник жены ал-Мукаукиса 87. Она получала с его жителей харадж 88 вином согласно возложенному на них. У нее собралось много вина, так что ей стало трудно от этого, и она сказала: «Мне не нужно [25] вино. Давайте мне динары». Они ответили: «У нас нет». Она пустила воду на их [земли] и затопила это место. И стало озеро, в котором ловили рыбу, пока Аббасиды 89 не отвели воду. Они укрепили дамбы и засеяли это место.

Рассказ о приходе коптов в Египет и поселении их там

Рассказал нам ‘Усман б. Салих: поведал нам Ион Лахи’а, [передавая сведения] ‘Аййаша б. ‘Аббаса ал-Китбани 90, [который пересказал сообщение] Ханаша б. ‘Абдаллаха ас-Сан’ани 91 [со слов] ‘Абдаллаха б. ‘Аббаса 92. Он сказал:

У Нуха 93 — да благословит его Аллах и да приветствует! — «было четыре сына: Сам б. Нух, Хам б. Нух, Иафис б. Нух и Йахтун б. Нух 94. Нух — да благословит его Аллах и да приветствует! — молил у Аллаха преславного и превеликого и просил у него даровать ему исполнение просьбы в отношении его сыновей и потомства, когда оно разрослось, прибавлением имущества и благословением. Аллах обещал ему это. Нух позвал своих сыновей, а они спали на рассвете. Нух позвал Сама, тот ответил быстро. Сам закричал своим детям, но ни один из них не отозвался, кроме его сына Арфахшаза 95. Сам отправился вместе с ним к Нуху, и они оба пришли к нему. Нух поставил Сама справа, а Арфахшаза б. Сама — слева и просил Аллаха преславного и превеликого благословить Сама самыми наилучшими благословениями и дать царство и пророчество потомкам Арфахшаза. Затем Нух стал звать Хама. Он смотрел и направо и налево, но тот ему не ответил, и не подошел к нему ли он, ни кто-нибудь из его детей. Тогда Нух вознес молитву Аллаху преславному и превеликому поставить его потомство низко и сделать их рабами потомков Сама.

Говорит [‘Усман б. Салих]:

Миср б. Байсар б. Хам 96 спал сбоку от своего деда. Когда он услышал, что Нух зовет его деда и его потомков, он быстро пришел к Нуху и сказал: «О дедушка! / 8 / Вот я ответил тебе, а не ответил тебе ни мой отец, ни кто-нибудь из его потомства. Сотвори для меня одну из твоих молитв!» И возрадовался Нух — да благословит его Аллах и да приветствует! — возложил свою руку на голову его и сказал: «О Аллах! Вот он ответил на мой призыв. Благослови же его и его потомство и посели их в благословенной земле, которая есть мать городов и помощь рабам [божьим], реки которой — наилучшие реки на этом свете! Ниспошли этой земле наилучшие благословения! Подчини Мисру и его потомкам эту земно, покори ее им и дай им силу над ней!»

Говорит [‘Усман б. Салих]: Затем Нух позвал своего сына Йафиса, но не отозвался ни [26] он, ни кто-нибудь из его потомков. Тогда Нух проклял их пред Аллахом преславным и превеликим, чтобы тот сделал их худшими из людей.

Говорит [Усман б. Салих]:

Потом Нух позвал Йахтуна, и тот ответил ему. Нух вознес молитву Аллаху преславному и превеликому за него, чтобы Аллах ниспослал ему благословение. Но у Йахтуна не было ни детей, ни потомков.

Сам жил в благословении, пока не умер. И жил его сын Арфахшаз б. Сам в благословении, пока не умер. И царство, поскольку его любил Аллах, и пророчество, и благословение были у потомков Арфахшаза б. Сама.

Старшим сыном Хама был Кан’ан б. Хам 97. Он тот, которого мать зачала во время потопа в ковчеге. Нух проклял его, и он стал черным. Его потомство грубое, темное, непокорнее. Он прародитель всех негров и абиссинцев. Вторым сыном Хама был Куш б. Хам. Он предок синдийцев и хиндийцев. Третий сын Хама — Фут б. Хам. Он прародитель берберов. Младший, четвертый сын его — Байсар б. Хам 98. Он предок коптов.

Рассказал нам ‘Абд ал-Малик б. Маслама: поведал нам Сулайман б. Билал 99, и рассказал нам [также] Йахйа б. ‘Абдаллах б. Букайр: нам поведал ал-Лайс б. Са’д, [передавая сообщение] Йахйа б. Са’ида 100 [со слов] Са’ида б. ал-Мусаййаба 101. Он сказал: У пророка Нуха — да благословит его Аллах и да приветствует! — было три сына: Сам, Хам и Йафис. У каждого из трех родилось по три сына. Сам — прародитель арабов, персов и румийцев 102: Йафис — предок славян, тюрков, йаджуджа и маджуджа 103; Хам — прародитель негров, берберов и коптов.

Вновь идет рассказ ‘Усмана. Он сказал: У Байсара б. Хама было четверо сыновей: Миср б. Байсар, старший сын,— тот самый, на которого Нух призвал благословение Аллаха, помолившись за него; Фарик б. Байсар; Мах б. Байсар; Йах б. Байсар.

Говорит некто другой, не ‘Усман:

У Мисра было четыре сына: Кифт б. Миср; Ушмун б. Миср; Атриб б. Миср; Са б. Миср 104.

Рассказали нам ‘Усман / 9 / б. Салих и Йахйа б. Халид [со слов] Ибн Лахи’и и ‘Абдаллаха б. Халида 105, дополняя друг друга, а ‘Усман часто говорил: мне рассказал Халид б. Наджих 106 [со слов] Ибн Лахи’и и ‘Абдал-лаха б. Халида. Они говорят:

Первым, кто поселился в Египте после того, как Аллах потопил народ Нуха, был Байсар б. Хам б. Нух. Он поселился в Манфе — а это был первый город, построенный после потопа, — вместе с потомками, а их было тридцать душ. Они были уже взрослые и женатые. Поэтому их назвали мафа(т), а мафа(т) на коптском языке значит «тридцать».

Говорит [‘Усман б. Салих]: [27]

Байсар б. Хам был уже стар и слаб. Миср был его старшим сыном. Он тот, кто привел своего отца и всех своих братьев в Египет, и они там остановились. По Мисру б. Байсару Египет назван Мисром. Он захватил для себя и для своих потомков то, что от двух деревьев за ал-’Аришем 107 до Асуана в длину и от Барки 108 до Айлы 109 в ширину.

Говорит [‘Усман б. Салих]:

Затем Байсар б. Хам скончался и был похоронен в месте Абу Хирмис.

Говорит некто другой, не ‘Усман:

Это самое первое кладбище, на котором хоронили в земле Египта.

Говорит [Ион ‘Абд ал-Хакам]: снова возвращаюсь к рассказам ‘Усмана б. Салиха и других. Он сказал:

Байсар б. Хам скончался. Ему наследовал его сын Миср. Каждый из братьев Мисра взял себе кусок земли, за исключением земель Мисра, которые он захватил для себя и своих потомков.

Когда стали многочисленными сыновья Мисра и дети его детей, Миср выделил для каждого из своих сыновей надел, которым тот овладел для себя и для своих детей. Миср разделил для них этот Нил.

Говорит [‘Усман б. Салих]:

Миср выделил для своего сына Кифта место Кифт 110 — там он поселился, и по нему Кифт назвали Кифтом — и го, что выше него [по течению Нила] до Асуана и что ниже него до Ушмуна 111, на восток и на запад. Он выделил для Ушмуна от Ушмуна вниз до Манфа на восток и на запад; Ушмун поселился в Ушмуне, который назван по нему. Для Атриба он выделил то, что между Манфом и Са 112; Атриб поселился там, и [место] 113 названо по нему. Он выделил для Са то, что простирается от Са до моря; Са там поселился, и [место] названо по нему. Весь Египет был разделен на четыре части: две в Верхнем Египте, две в Нижнем.

Говорит [‘Усман]:

Затем Миср б. Байсар умер. Ему наследовал его сын Кифт б. Миср. Кифт б. Миср умер. Ему наследовал его брат Ушмун б. Миср. Ушмун б. Миср умер. Ему наследовал его брат Атриб б. Миср. Атриб б. Миср умер. Ему наследовал его брат Са б. Миср. Са б. Миср умер. Ему наследовал его сын Тударис б. Са. Тударис б. / 10 / Са умер. Ему наследовал его сын Малик б. Тударис. Малик б. Тударис умер. Ему наследовал его сын Хирибта б. Малик. Хирибта б. Малик умер. Ему наследовал его сын Калликан б. Хирибта. Их власть продолжалась около ста лет. Затем он умер, а сына у него не было. Ему наследовал его брат Малийа б. Хирибта. Малийа б. Хирибта умер. Ему наследовал его сын Тутис б. Малийа, а он тот самый, кто подарил Агарь Саре 114, жене Ибрахима, друга божьего, да благословит его Аллах и да приветствует! [28]

Рассказ о приходе Ибрахима в Египет

Как нам рассказали Асад б. Муса и другие:

Причиной прихода Ибрахима [в Египет было следующее]. Когда ему было приказано уйти из земли его народа и переселиться в Сирию, он ушел вместе с Лутом 115 и Сарой. Он прибыл в Харран 116 и остановился там. Народ Харрана постиг голод. Тогда Ибрахим поехал с Сарой, направляясь в Египет. Когда он вступил туда, о красоте Сары доложили ее царю и описали ему ее.

Нам рассказал Асад б. Муса: нам поведал ‘Абдаллах б. Халид, [пересказывая слова] Халида б. ‘Абдаллаха, [который передал рассказ] ал-Калби 117, [который повествовал по сообщению] Абу Салиха 118 [со слов] Ибн ‘Аббаса. Он сказал:

Красота Сары была как красота Хавва’ 119.

Говорит [Ибн ‘Абд ал-Хакам]: затем снова следует рассказ Асада б. Муса и других. Он сказал:

Царь приказал привести ее, и ее доставили к нему. Ибрахима — да благословит его Аллах и да приветствует! — спросили: «Что это за женщина?» Он ответил: «Это моя сестра». Царь стал заниматься ею, но Аллах иссушил его руки и ноги. Тогда Ибрахим — да благословит его Аллах и да приветствует! — сказал: «Вот [к чему привел] твой поступок. Вознеси Аллаху молитву за меня, и, клянусь Аллахом, я не причиню тебе зла за Сару». Царь вознес Аллаху молитву за него, и Аллах отпустил его руки и ноги. Царь дал Ибрахиму и Саре овец и коров и, сказав: «Не следует этой женщине самой себе прислуживать», подарил ей Агарь.

Говаривал Абу Хурайра 120:

«Это ваша праматерь, о дети воды небес», — подразумевая арабов.

Рассказали нам, [передавая слова], ‘Абдаллаха б. Вахба, [который пересказал сообщение] Джарира б. Хазима 121 [повествовавшего по сведениям] Аййуба 122, [который передал рассказ] Мухаммада б. Сирина 123 [со слов] Абу Хурайры:

Посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — сказал: «Ибрахим пришел в землю тирана, и вместе с ним Сара, которая была прекраснейшей из людей. Ибрахим сказал ей: “Если он узнает, что ты моя жена, / 11 / он отберет тебя у меня. Так что, если он спросит, скажи ему, что ты моя сестра, потому что ты моя сестра во исламе". Когда Ибрахим пришел в эту землю, Сару увидел кто-то из людей тирана. Он пошел к тирану и сказал: “В твою землю прибыла женщина, которой подобает быть только твоей". Тиран послал за ней, и ее привели, а Ибрахим [тем временем] молился. Когда Сара вошла к тирану, он не мог удержаться, чтобы не протянуть к ней руку. Но его руку свело сильной судорогой. Он [29] сказал Саре: “Помолись Аллаху, чтобы он освободил мою руку, и я не причиню тебе вреда!" Она сделала это, но тиран снова [протянул к ней руку]. Его руку свело судорогой, сильнее первой. Он [опять] сказал ей что-то вроде этого. Сара сделала так, а он вновь повторил [свой поступок], и его схватила судорога, сильнее двух первых. Он воскликнул: “Помолись Аллаху, чтобы он освободил мою руку! Да поможет тебе Аллах! Я не причиню тебе вреда!" Она сделала так, и его рука была освобождена. Он призвал того, кто ее привел, и сказал: “Воистину, ты привел ко мне шайтана, а не человека. Уходи же из моей земли!" Тиран подарил Саре Агарь. Сара ушла от него, и когда Ибрахим — да благословит его Аллах и да приветствует! — увидел ее, то отвернулся и спросил: “Что с тобой?" Она ответила: “Все хорошо! Аллах удержал руку нечестивого и заставил его прислуживать!"».

Сказал Абу Хурайра: «Это ваша праматерь, о сыны воды небес».

Рассказал нам Ибн Вахб: нам поведал Ибн Абу-з-Зинад 124, [передавая слова] своего отца, [который пересказал сообщение] ал-А’раджа 125, [поведавшего рассказ] Абу Хурайры о посланнике Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует:

[Он говорил] нечто подобное.

Говорит [Ибн ‘Абд ал-Хакам]:

Ибрахим подошел к Саре, а она совершила омовение, помолилась, а затем произнесла: «О, Аллах! Поистине, я верила в тебя и в твоего посланника и сохранила себя чистой только для мужа моего! Не было дано власти надо мной нечестивому, хотя он храпел и топал ногами!»

Сказал ал-А’радж: рассказал Абу Салама: сообщил Абу Хурайра:

Сара воскликнула: «О Аллах! Пусть он умрет!» И говорят, она его убила.

Рассказал нам Асад б. Муса, [передавая слова] Исра’ила 126, [который пересказал сообщение] Абу Исхака 127, [повествовавшего по рассказу] Харисы б. Мударриба 128 [со слов] ‘Али б. Абу Талиба 129, да будет над ним мир: Сара была дочерью одного из царей. Она была красива. На ней женился Ибрахим, да будет над ним мир! Он пришел с ней к одному из царей, и она поразила его. Царь спросил Ибрахима: «Кто это?» Тот ответил ему то, что захотел Аллах. Когда Ибрахим и Сара испугались, что царь сблизится с ней, они вознесли Аллаху проклятие царю, и Аллах иссушил его руки и ноги. Царь сказал Ибрахиму: «Я понял, что это твое дело. Помолись за меня Аллаху, и, клянусь Аллахом, я не причиню тебе зла в отношении ее!» Ибрахим вознес молитву за царя, и Аллах освободил его руки и ноги. Затем царь сказал: «Поистине, не подобает, чтобы эта женщина сама себе прислуживала» — и подарил ей Агарь. Агарь служила ей, как хотел [30] Аллах. Однажды Сара разгневалась на нее. Она поклялась заставить ее испытать три вещи, потому что ревновала к ней [Ибрахима].

И говорят:

Она унизила ее, продырявила ей / 12 / уши, а затем подарила Агарь Ибрахиму, чтобы он не сделал ей (Саре) зла из-за нее. Ибрахим совокупился с ней, она забеременела и родила Исма’ила б. Ибрахима, да будет над ним мир!

Говорит [Ибн ‘Абд ал-Хакам]: рассказал нам Васима б. Муса 130, [передавая слова] Саламы б. ал-Фадла 131 и ‘Амра б. ал-Азхара 132 или одного из них, [повествовавшего по сведениям] Ибн Исхака, [который пересказал сообщение], ‘Абд ар-Рахмана [со слов] Абу Хурайры:

Когда Сара увидела, что она не рожает, она захотела предложить Агарь Ибрахиму, но ей мешала ревность.

Рассказал нам Васима б. Муса, [передавая слова] Саламы б. ал-Фадла и ‘Амра б. ал-Азхара или одного из них [со слов] Ибн Исхака:

Агарь была первой, кто волочил подол, чтобы скрыть свои следы от Сары. А Сара поклялась рассечь ей лоно. Это дошло до Агари, она надела рубаху и стала волочить подол, чтобы скрыть свои следы. Сара потребовала ее [обратно], но не смогла получить власть над ней. Ибрахим спросил: «Не простить ли тебе ее?» Сара ответила: «А как же с тем, в чем я поклялась?» Ибрахим сказал: «Ты ее унизила. Пусть это станет обычаем у женщин — и будь освобождена от своей клятвы!» Так возник обычай унижать.

Рассказ о завоевании Египта амаликитянами 133 и о деле Йусуфа

Говорит [Ибн ‘Абд ал-Хакам], возвращаясь к рассказу ‘Усмана и других. Он сказал:

Затем умер Тутис б. Малийа. Ему наследовала его дочь Харуба ибнат Тутис, так как у него не было детей, кроме нее. Она была первой женщиной, которая царствовала.

Рассказал [‘Усман]:

Затем Харуба ибнат Тутис умерла. Ей наследовала дочь ее дяди Залифа ибнат Мамум б. Малийа. Она прожила долгий век, и вся земля Египта стала изобильной и обогатилась и наполнилась. И амаликитяне захотели ее [захватить]. Ал-Валид б. Даумаг напал на египтян. Он яростно сражался с ними, и они согласились принять его власть над собой. Он царствовал над ними около ста лет, но чинил несправедливости, превозносился и проявлял порочность. Аллах послал на него льва, который схватил его и растерзал. [31]

Говорит [Ибн ‘Абд ал-Хакам]: как рассказал нам ‘Абд ал-Малик б. Хишам:

Амаликитяне — потомки Амлака, или, как говорят, Амлика б. Лаваза / 13 / б. Сама.

Рассказали нам Абу-л-Асвад, Асад б. Муса и Йахйа б. ‘Абдаллах б. Букайр, [передавая слова] Ибн Лахи’и, [который пересказал сообщение] Йазида б. ‘Амра ал-Ма’афири [со слов] Ибн Худжайры 134.

Он сказал: Семьдесят человек из народа Муса могли поместиться в черепе одного амаликитянина.

Говорит [Ибн ‘Абд ал-Хакам]:

После ал-Валида над египтянами царствовал его сын ар-Риййан б. ал-Валид б. Даумаг. Он и есть господин пророка Йусуфа, да благословит его Аллах и да приветствует! Когда царь увидел сон, который Йусуф — да благословит его Аллах и да приветствует! — понял и растолковал, он вывел Йусуфа из тюрьмы.

Рассказал нам Асад б. Муса, [передавая слова] Халида б. ‘Абдаллаха, [который повествовал по сведениям] ал-Калби, [пересказавшего сообщения] Абу Салиха [со слов] Ибн ‘Аббаса. Он сказал:

Посланец царя пришел к Йусуфу и сказал ему: «Сбрось тюремные одежды, надень новые одеяния и иди к царю!» И заключенные благословили его. Йусуфу было тогда тридцать лет. Когда он пришел к царю, тот увидел молодого человека и сказал: «Разве он поймет сны, тогда как их не поняли ни чародеи, ни жрецы?» Он посадил Йусуфа перед собой и сказал: «Не бойся!»

Говорят ‘Усман и другие в своих рассказах:

Когда царь поговорил с ним и порасспросил его, Йусуф вырос в его глазах и положение его стало великим в сердце [царя]. Царь передал ему свою печать и поручил ему править тем, что за воротами [дворца] {Т. е. всей страной, кроме царского дворца}.

Рассказал нам Асад б. Муса, [передавая слова] Халида б. ‘Абдаллаха, [который пересказал сведения] ал-Калби, [повествовавшего по сообщению] Абу Салиха [со слов] Ибн ‘Аббаса. Он сказал:

Царь надел на Йусуфа золотое ожерелье и шелковое одеяние и дал ему лошадь, оседланную и украшенную, как царский конь. И в Египте ударили в барабаны, потому что Йусуф стал наместником царя.

Рассказал нам Асад б. Муса, [передавая сообщение] Халида б. ‘Абдаллаха: поведал мне Абу Са’ид 135 [со слов] ‘Икримы 136:

Фараон сказал Йусуфу. «Вот я дал тебе власть над Египтом. Но я хочу сделать мой трон выше твоего на четыре пальца». И Йусуф сказал: «Так!» [32]

Говорит [Ибн ‘Абд ал-Хакам], возвращаясь к рассказу ‘Усмана и других. Он сказал:

Царь посадил Йусуфа на трон и вошел в свой дом со своей женой. Он передал Йусуфу все дела Египта. Так благодаря толкованию сна царя Йусуф стал править Египтом.

Рассказал нам Асад б. Муса: поведал мне ал-Лайс б. Са’д, сказав: сообщили мне наши шейхи, сказав:

В Египте усилился голод, так что хлеб продавали за золото, пока не отдали [все] золото. Стали продавать за серебро, пока не отдали [все] серебро. Стали продавать за скот, пока не отдали [весь] скот. И продолжали продавать хлеб в течение этих двух лет, пока у народа не иссякли серебро, золото, бараны и коровы. Тогда [люди] пришли к Йусуфу толпой и сказали ему: «У нас не осталось ничего, кроме нас самих, семей наших/ 14 / и земель наших». И Йусуф скупил всю их землю для фараона. Затем Йусуф дал им хлеб, чтобы они посеяли, на том условии, что пятую часть [они будут отдавать] фараону.

Рассказ об осушении ал-Файйума

Говорит [Ибн ‘Абд ал-Хакам]:

В это время был осушен ал-Файйум. Причиной этого было [следующее]:

Как нам рассказал Хишам б. Исхак 137: Когда Йусуф получил власть над Египтом и возвысилось его положение у фараона, а возраст его превзошел сто лет, вазиры государства сказали фараону: «Ослабел ум у Йусуфа, изменяет ему разум, истощилась его мудрость». Но фараон разбранил их и отвел их наговоры и злоречие, и они замолчали, но через несколько лет повторили ему те же слова. Он сказал: «Придумайте что хотите, чтобы я его на этом испытал». Ал-Файйум в то время наз



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: