Об отправлении посольства Карлы-юзбаши совместно с Хубби-ишаном к чоудорам




Суть настоящего события такова: после ужасных событий, связанных с убийством хана Абдуллы, глава и предводитель поколения (тирэ) абдаль | 39а | племени (халк) чоудоров, злосчастный ходжа Мухаммед-юзбаши, став во главе некоторых злодеев и разбойников этого племени (таифе), совершил несколько раз нападения на окрестное кочевое население (элят). Разграбив и опустошив владения и имущество сельских жителей, он тем самым создал большое беспокойство. Откочевав, наконец, с сочувствующими ему мятежниками и направившись в окрестности Старого Ургенча, он поселился там. Другая часть племени, не сочувствовавшая мятежным замыслам (ходжи Мухаммеда) и отличавшаяся благоразумием и любовью к (Хорезмской) державе, сгруппировалась в местности Кок-чеке, где и начала жить. Некоторые старшины этого племени прибыли в это время в сопровождении и под руководством благочестивого и набожного ишана Казак-бая к ханскому двору для того, чтобы засвидетельствовать здесь свою покорность и подчинение.

| 39б | Оказав всевозможные милости и благодеяния представителям этого племени, хан во вторник 20 числа месяца джумади II (27 февраля 1856 г.) отправил к остальным старшинам этого племени, в качестве послов, Хубби-ишана и Карлы-юзбаши, с милостивыми и ласковыми письмами.

В понедельник 26 числа того же месяца (4 марта) хан отправил мужественного Мухаммед-мехрема с отрядом храбрых войск для удержания и охраны крепости Хиляли (Ильялы)...

| 40а | В пятницу 8-го числа этого месяца (раджаба — суббота, 15 марта) прибыл к хану Худай-берген Орус от племени йомутов и получил прощение и извинение за все совершенные им проступки.

Подробности этого дела таковы: Худай-берген-юзбаши, известный под прозвищем Орус, состоял на ханской службе, от которой, однако, он после [567] убийства хана Кутлуг Мурада бежал и прибыл в Клыч Нияз-бай к мятежникам джемшидам. Находясь известное время среди мятежного племени, он активно участвовал во всех противозаконных делах, совершавшихся Мехди-кули-беком, так как состоял у него на службе. После того, как джемшиды ушли на свою первоначальную родину, (юзбаши) направился к мятежникам-йомутам, но, не находя здесь душевного покоя и испытывая раскаяние в совершенных им поступках, бежал от йомутов и прибыл в город Хиву, чтобы получить от хана прощение.

| 41а | В эти же дни были пойманы и повешены пять-шесть слуг Сейид Назар-бека, а младший брат его, Абд-ур-Рахман-бек, был посажен в зиндан (тюрьму).

| 41б | Суть этого дела заключается в том, что сын великого эмира Мухаммед Назар-инака во время тревожных событий царствования Кутлуг Мурад-хана, вместе со своим младшим братом Мухаммед Нияз-бием, действовал заодно с мятежниками-йомутами; однако, когда дела последних повернулись в худшую сторону, Мухаммед Нияз-бий испытал на себе гнев божий, будучи пойман и доставлен к хану.

Услышав об этом, он (Сейид Назар-бек), точно накурившись опия, потерял всякий рассудок и, присоединившись к некоторым туркменам, в момент общего замешательства бежал из города вместе со своим сыном Абд-ур-Рахман-беком.

Добравшись тайком до аула (оба) предводителя мятежного туркменского племени имрели, недостойного Эвез Мухаммед-векиля, он оставался некоторое время гостем в его доме. Здесь он усиленно пытался возбудить враждебные действия (против Хивы), но потерпел полную неудачу. Через | 42б | некоторое время, убедившись в полной своей беспомощности, он ушел от племени имрели и стал переживать различные злоключения в пустыне, пока не добрался до мятежников-джемшидов (стихи). Здесь, у джемшидов, он, совместно с неверным Мехди-кули-беком занимался некоторое время недостойными делами. Когда же джемшиды ушли из Хорезма в Хорасан, он снова пришел к племени имрели и стал жить среди них. С течением времени оказавшись раздетым, голодным и нуждаясь во многом, он отправил людей к своему младшему брату Абд-ур-Рахман-беку, жившему в своем доме в столице. Приготовляя все необходимое для своего брата, Абд-ур-Рахман-бек все это посылал к нему, проявляя таким образом полное с ним единодушие и солидарность. Преданные и верноподданные люди, узнав об этом, донесли обо всем хану.

После соответствующего расследования пять-шесть человек из числа слуг преступника были задержаны и доставлены хану. Когда преступление окончательно подтвердилось, слуги были повешены, а сам Абд-ур-Рахман-бек | 43а | был посажен в тюрьму. 66 [568]

| 48б | Продолжение рассказа о посольстве Хуббн-ишана и Карлы-юзбаши

Прибыв к чоудорам, послы предъявили им ханские грамоты, а затем в течение 30 дней всяческими способами убеждали некоторых невежд из этого племени, после чего сердца их, бывшие до сих пор твердыми и бесчувственными, как железо, стали мягкими, как воск. После этого из знатнейших и лучших людей этого племени было составлено посольство, которое, во главе с ишаном Казак-баем, Карлы-юзбаши, казием и другими учеными людьми, направилось к ханскому двору для выражения своей преданности и покорности.

В среду 20-го раджаба (четверг 27 марта) (посольство) прибыло к хану и было удостоено его высоких милостей.

| 49б | В это же время, т. е. в конце месяца раджаба (начало апреля 1856 г.) Хасан Мурад-бек, сын высокопоставленного Шах Нияз-аталыка, | 50а | присоединившись к старшинам чоудоров, прибывших с Хубби-ишаном и Карлы-юзбаши, отправился с ними в качестве посла к другим чоудорам, имея при себе милостивые (ханские) грамоты.

В пятницу 6 числа ша'бана (суббота, 12 апреля) уехавшие доставили к хану посольство чоудорских старшин, во главе с их казием и ишанами, которые выразили полную преданность и покорность его величеству и были милостиво награждены.

| 50б | В начале месяца ша'бана (начало апреля) один из занимавших высокое положение при дворе хана, Нияз Мухаммед-юзбаши, был послан к мервским теке и сарыкам с ханским предписанием о том, чтобы указанные племена прислали свои войска в помощь войскам хана для борьбы с йомутами в целях полного их истребления. 67

Во вторник 10-го числа месяца ша'бана (среда 16 апреля 1856 г.) удостоились ханского приема предводители кыятов, Рустем, Исфендияр и Худаяр-бий, а также известные своей долгой службой хану некоторые старшины гокленов, которые, для того чтобы засвидетельствовать свою верность этому (Хивинскому) государству, произвели нападение на аул йомутских | 51а | мятежников и овладели их многочисленным имуществом. Все они были обласканы ханом. Присоединив к гокленам упомянутых начальников, хан послал их к этому племени в Старый Ургенч для того, чтобы они после совершенных ими действий были осторожны.

| 51б | В довершение гостеприимства, оказанного ханом старшинам чоудоров, прибывшим ранее ко двору для выражения своей покорности, к ним в субботу 14 ша'бана (воскресенье 20 апреля) был присоединен старший брат кушбеги Хасан Мурада, Мухаммед Риза-бек, который направился к месту жительства этого племени. [569]

| 55а | Мухаммед-риза-бек, как описывалось уже ранее, присоединился к старшинам чоудоров и направился с ними (к их местожительству) и здесь остановился.

В это время один из предводителей бунтовщиков-чоудоров, проживавших в Старом Ургенче, по имени Карнай-юзбаши, под влиянием чувства привязанности к хану и желания служить его особе, отделился от прочих | 55б | бунтовщиков и явился к Мухаммед Риза-беку, который находился среди чоудоров в местности Кок-чеке.

Он пожелал, чтобы бек взял его с собой (в Хиву) и там представил хану. Мухаммед Риза-бек в сопровождении (Карная-юзбаши) и других старшин прибыл затем ко двору, где всем им был оказан милостивый прием.

| 56а | О том, как мятежники-йомуты напали на окрестности (города) Хивы и как они были отражены и обращены в бегство узбеками и чоудорами, находившимися в войсках Якуба-мехрема

Когда великий повелитель (Сейид Мухаммед) вступил милостью божьей на царский престол, его мудрость и человеколюбие, подобно светлому лучу солнца, коснулись всех туркмен и особенно йомутов и имрели. Проявляя | 56б | свою милость и благоволение, (хан) обратился к ним с следующим ласковым письмом: “О, туркменский народ! Уже с древних времен вы ревностно служите (Хивинскому) государству, с которым вас тесно связывают узы близкого родства. Все превратности судьбы и различные треволнения, какие происходили в последнее время, ныне миновали. Оставьте же теперь все ваши прежние возмущения и беспорядки и без задержки и замедления приходите на ханскую службу, пользуясь здесь всеми благами и дарами, какими будет награждать вас хан”.

Однако это злосчастное племя продолжало оставаться (в цепях) невежества и преступлений, какими оно было до сих пор сковано. Не послушавшись высокомилостивых ханских слов, они (снова) стали на путь мятежа и непослушания.

| 57а | Значительное число аламанщиков из этого племени собрались вместе и несколько раз они совершали нападения на окрестности Хивы, Ургенча и Гурлена.

Произведя грабеж среди степного населения (сахранишин) и прибрежных жителей и захватив большое количество женщин, детей и разного имущества, они после этого поспешно бежали, благодаря чему им удавалось избежать справедливого возмездия со стороны войск, посылавшихся вслед за ними в погоню. 68 [570]

В конце месяца рамазана (конец мая 1856 г.) они (йомуты) собрались в количестве около 1500 человек конных и направились в районы, расположенные вокруг города Хивы, чтобы совершить на них нападение. Об этом узнал доблестный Якуб-мехрем, которому в это время была поручена охрана крепости Ильялы. Он спешно послал ко двору сообщение о замыслах мятежников, а сам с подчиненными ему войсками направился вслед (за йомутами).

| 57б | Посланное (Якуб-мехремом) известие в пятницу 27 рамазана (воскресенье 1 июня) было доложено хану. Его величество приказал, чтобы часть хивинского гарнизона, совместно со старшинами чоудоров, во главе с Карнай-юзбаши и войсками теке, прибывшими из Мерва, под начальствованием Вейс Нияз-бая, Рахметуллы-юзбаши и Мухаммед Яр-бия, из кыятов, выступила бы против йомутских мятежников, с тем, чтобы не только проучить их, но и нанести им решительное поражение.

Согласно высокому приказу, все назначенные выступили утром в субботу 28-го числа указанного месяца (2 июня) из столицы и в конце дня прибыли к крепости (кала) Гази-абад (Газават, Хазават). Здесь же в ближайших | 58а | окрестностях были и бунтовщики. После намаза “шам” разъезды обеих сторон издали заметили друг друга. Не будучи в состоянии подойти ближе, бунтовщики ударились в противоположную сторону.

Думая, что они (йомуты) отправились вверх, т. е. на восток, наши (т. е. хивинские) разъезды сообщили об этом своим командирам. Начальники в тот же вечер все вместе выступили и дошли до крепости (кала) Кош-копрюк. 69 Не обнаружив здесь следов вражеского войска, они направились в сторону Шах-абада (Шават), пройдя через Чукур-кум. Когда они на рассвете в воскресенье (т. е. на следующий день—3 июня) находились уже вблизи Шах-абада, то услышали, что йомуты напали на (селение) Чагатай 70 и производят (там) грабеж и насилие.

Победоносные (хивинские) войска тотчас же с большой поспешностью направились в сторону Чагатая. Случилось так, что во время туркменского набега на Чагатай, туда прибыл со своими войсками Якуб-мехрем, который, как уже отмечалось, занимался преследованием мятежников. Оказавшись, [571] по счастью, готовым (к бою), он со своими войсками направил коней на | 58б | йомутов. Благодаря тому счастью, которое сопутствует могуществу великого государя, (войска) убили трех-четырех (йомутов) и овладели имуществом, захваченным ими в качестве добычи у населения. Не вынесши натиска победоносных войск, йомуты обратились в бегство. Случайно между йомутами и войсками (мехрема) оказался широкий и глубокий канал (яб) Манак, благодаря чему мятежникам удалось спастись от возмездия со стороны (хивинских) богатырей. Йомуты ушли на далекое расстояние в пески и там остановились. В это время к отряду (аламан) Якуб-мехрема подошли и присоединились начальники и хивинские войска, находившиеся под командованием Рахметуллы-ясаулбаши и Вейс Нияз-бая. Туркмены увидели это издали и поняли, что им надо бежать. Разделившись на отдельные мелкие части, они скрылись, рассеявшись в разные стороны. (Хивинские) войска, не будучи в состоянии переправиться через указанный канал, долгое время передвигались по его берегу и только к вечеру, найдя | 59а | мост, сумели переправиться на противоположную сторону. Однако йомуты в это время поспешно скрылись, разбежавшись в разные стороны, так что преследование их являлось бесполезным. Поэтому начальники остановились здесь, послав некоторое количество разъездов в погоню за бунтовщиками. Посланные не сумели обнаружить следов йомутов или что-либо узнать о них. (В конце концов) указанные начальники, после общего совета, по необходимости должны были направиться со своими войсками в сторону Хивы, а Якуб-мехрем с подчиненными ему войсками возвратился в Ильялы.

Однако мятежники-йомуты, узнав во время своего бегства о том, что их никто не преследует, напали на некоторых жителей (сахранишин) кишлака Кары в районе Ташауза, захватив (часть их) в плен. Казак-бай-ишан, узнавший еще ранее о том, что йомуты отправились в чапаул, собрал войско из икдыров и чоудоров и отправился в погоню за ними.

| 59б | Встретив мятежников случайно в кишлаке Кары, он с большим рвением вступил с ними в бой. Не будучи в состоянии сопротивляться, мятежники отступили в порядке. Якуб-мехрем, узнав об этом происшествии при возвращении своем в Ияьялы, отправил для преследования мятежников отряд из чоудоров и узбеков, во главе с отважным Дост Нияз-мехремом, сыном Карлы-юзбаши.

В полуденное время, во вторник 1 числа шавваля, (именно) во время праздника рамазана (четверг 5 июня 1856 г.), когда йомуты прошли около одного фарсаха (6—8 км) далее местности Кокче и беспечно расположились в одном месте на отдых, они (воины Дост Нияза) внезапно набросились на них и начали неистово их избивать.

Оставив захваченных пленных, йомуты пустились в поспешное и беспорядочное бегство.

| 60а | Убив мечом мщения четырнадцать человек йомутов, воины захватили их головы, прочие спаслись от гибели бегством. [572]

Веселые и довольные (хивинские) воины направились отсюда обратно и, пройдя большое пространство, прибыли в среду 2 шавваля (пятница 6 июня) в Хиву, к хану, который щедро наградил Дост Нияза-мехрема и всех других, находившихся под его командованием, и возвысил их среди других служилых людей ханства.

| 67а | [Описывая события, происшедшие около середины месяца шавваля (около 20 июня 1856 г.), автор, между прочим, сообщает следующее:] Некоторое время тому назад высокопоставленные придворные Нияз Мухам-мед-юзбаши и Мухаммед Назар-бек, согласно высочайшему приказу, были отправлены гонцами (сурдаул) в область Ахала, а Эйдек-юзбаши в Мервскую | 67б | область с тем, чтобы они собрали и доставили из упомянутых областей войска из теке и сарыков. В настоящее время эти лица явились к хану с многочисленным и храбрым войском из этих племен и были щедро за свою службу награждены ханства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: