Об уходе джемшидского народа (халк) из Хорезма в Хорасан




МУХАММЕД РИЗА МИРАБ АГЕХИ

ЦВЕТНИК СЧАСТЬЯ

ГУЛЬШЕН-И-ДЕВЛЕТ

ИСТОРИЯ ЦАРСТВОВАНИЯ ХАНА СЕЙИД МУХАММЕДА

(1856-1865 гг.)

Извлечения из «Гульшен-и-Девлет», соч. Мухаммед Риза-мираба, прозванного Агехи. Рукопись ИВ АН, В 1891

| 32б | Когда, вслед за убийством блаженной памяти хана Кутлуг Мурада, хивинские жители начали производить всеобщее избиение (йомутов), 59 часть мятежников все же сумела кое-как спастись от народного мщения и с большим трудом бежала.

| 33а | Еле живые от страха они (йомуты), сойдясь с разных сторон, собрались затем около туркменского аула (оба), расположенного в окрестностях мазара святого Исми Махмуд-ата.

Читающим эти строки да будет известно, что во времена йомутского возмущения при Абдулла-хане (1855 г.), когда восставшие йомуты уходили из района Хивы в сторону Старого Ургенча, предводитель рода орус-кошчи, [563] славный Ходжа Нияз-векиль, обладавший дальновидным умом и не принимавший поэтому участия в беспорядках, отделился от бунтовщиков и поселился с тысячью семейств в окрестностях упомянутого мазара в качестве подданного хивинского хана.

| 33б | Собравшиеся в этом месте враждебные йомуты, объединившись под властью Баба-бахши, решили проведать о положении дел в Хиве и послали с тайными намерениями в Хиву трех-четырех человек во главе с Байрам Али-сердаром.

Явившись в качестве послов к хану, йомуты обратились к нему со лживыми словами о том, что они раскаиваются теперь в своих прежних дурных делах и готовы, дескать, верно служить его величеству, во всем подчиняясь его воле. При этом они просили хана, чтобы он смилостивился над ними и простил их прежние проступки и прегрешения.

| 34а | Хотя его величеству и была ясна лживость и неискренность слов этого несчастного племени, однако, в силу обстоятельств времени, он простил их проступки и выдал им свою милостивую грамоту, с обещанием не подвергать их наказанию.

В качестве своего посланника он отправил вместе с послами йомутов Рахметуллу-ясаулбаши, который был лишен своего звания и отстранен от ханской службы Абдулла-ханом, а теперь снова был приближен и осыпан царскими милостями.

Когда прибыл Рахметулла-ясаулбаши, несчастные мятежники (йомуты) оскорбили его недостойными словами и отправили обратно, а сами направились в свое укрепление (сенгер) около Хан-абада.

| 34б | Прибыв в указанный выше день, т. е. в субботу 10 джумади II (воскресенье, 17 февраля 1856 г.) ко двору, ясаулбаши доложил хану о всем, что он слышал и видел у бунтовщиков.

Об уходе джемшидского народа (халк) из Хорезма в Хорасан

| 35а | Испытав на себе многочисленные заботы и благодеяния хорезмских государей, они (джемшиды) вместо верной службы за проявленные к ним милости стали на путь вражды и, избрав удобный момент, ушли со всем своим имуществом и людьми в Хорасан, который является их первоначальной родиной.

Подробности этого события таковы.

В течение долгого времени джемшиды проживали в Хорасане, где они влачили грязное полуголодное существование. С большим трудом добывая себе кусок хлеба, они едва могли спасти себя от смерти.

Во время счастливого царствования Алла-кули-хана, отца Рахим-кули-хана, в год коровы, соответствующий 1255 г. х. (1839/40 г.), когда | 35б | победоносные (хивинские) войска направились в Хорасан, они, по ханскому приказу, переселили указанное племя (джемшидов) в Хорезм. После этого они (джемшиды) были, по их собственному желанию, поселены около крепости [564] (кала) Клыч Нияз-бая, 60 где были им предоставлены орошенные пахотные земли. Здесь (хан) так много о них заботился, что вскоре же они по своей материальной обеспеченности стали превосходить всех прочих воинов (лешкерийе). Главный начальник их сердар мир Мухаммед-хан в течение пятнадцати лет служил на пользу могущества названных государей (Алла-кули и Рахим-кули). Но он был убит во время ужасных событий при Абдулла-хане. 61 После этого события его младший брат Мехди-кули-бек направился со своими войсками к своему племени в Клыч Нияз-бай. Здесь он убедился, что по количеству принадлежащего ему скота и богатства он стоит выше других племен, а по числу коней и вооружения | 36а | он превосходит все прочие войска (ханства). Вследствие этого его обуяли мятежные замыслы. Он построил в окрестностях (Клыч Нияз-бая) крепость, после чего поднял знамя восстания.

Во время царствования Кутлуг Мурада он совершил набег на окрестности столицы государства (Хивы), забрав много имущества у окружающего населения. Не удовлетворившись даже этим, он в своей враждебности дошел до того, что, выступив со всеми своими войсками, забрал крепости (города) Клыч Нияз-бай и Хытай и предал жестокой смерти много ни в чем неповинных людей. Разграбив имущество убитых, он оставшуюся (в живых) часть населения переселил к себе в крепость. Затем он несколько раз выступал против (городов) Мангыта и Гурлена, создав таким образом | 36б | чрезвычайно большую смуту и беспорядок во всех концах государства (стихи). 62

Когда происходили тревожные и кровавые события, связанные с царствованием и гибелью хана Кутлуг Мурада и восстаниями йомутов, Мехди-кули-бек джемшидский, боясь возмездия со стороны вступившего на престол его величества (Сейид Мухаммеда) и пользуясь тем, что наступившие смуты продолжались и в первые дни его правления, избрал подходящий момент (для своего ухода). Приготовив все необходимое для пути, он в [565] понедельник 12-го числа месяца джумади II (вторник 19 февраля 1856 г.), что совпало с восьмым днем царствования (Сейид Мухаммеда), со всем своим | 37а | народом, женщинами, детьми, скотом и имуществом выступил из своей крепости и устремился в сторону Хорасана, направляясь вверх по берегу р. Джейхуна (Аму-дарьи).

Его величество, зная, что этот народ не соблюдает верности и не знает дружбы, не препятствовал их уходу (стихи).

Однако, во избежание вреда, который могло бы нанести богоспасаемому государству при своем движении это злобное племя, (хан) из предосторожности назначил, в целях охраны, отряд войск в Ургенчскую крепость, под командой Баги-бека-беглербеги, 63 Вейс Нияз-бая и некоторых других начальников. Для охраны крепости в Ханака был назначен Мухаммед Риза-бек, сын Шах Нияз-аталыка с нукерами. Для охраны от посягательств джемшидов жизни и имущества населения, живущего по берегам реки, | 37б | а также прочих степных жителей (сахранишин) 64 в крепость Хазараспа был направлен Хаким Нияз-аталык, из кыпчаков, а также Хасэ-кушбеги и другие сановники из конгратов, во главе с царевичем султан Махмуд-бием (старший брат хана) и некоторым количеством войск.

До тех пор, пока это племя джемшидов не покинет Хорезма, войска должны были находиться в строю, показываясь время от времени с разных сторон. Когда это племя мятежных изменников поспешно проходило против Ургенча, бросая в страхе на каждой остановке свои вещи, хлеб (букв. зерно) и прочее имущество, Баги-бек-беглербеги, руководствуясь ханским приказом, вышел с подчиненными ему войсками из крепости (Ургенча) и стал сопровождать их. Когда (джемшиды) достигли крепости Ханках, и, пройдя мимо, направились с чрезвычайной поспешностью вверх (по реке), Мухаммед Риза-бек, вместе с находящимися при нем войсками, вышел из крепости и, присоединившись к названному выше беглербеги, стал двигаться также около джемшидских войск. Когда (все они) достигли местности Турангусы, Сейид Али-джан своевольно набросился на лагерь (коч) мятежников, чтобы поживиться добычей и пленными.

Увидев это, мятежники всеми своими силами устремились на победоносное (хивинское) войско. Началась свалка, которая вскоре же превратилась в сражение. После того, как с каждой стороны оказалось по несколько человек убитыми, обе стороны удалились с места битвы и стали снова [566] двигаться в прежнем порядке. Когда (джемшиды) поравнялись с крепостью | 38б | Хазарасп, из крепости выступил царевич султан Махмуд-бий с находившимися в его распоряжении силами и, в целях охраны страны и населения, проводил джемшидское племя до границ Питняка и Теве-боюна.

После того, как райские поля Хорезма были освобождены от мусора, каким являлось джемшидское племя, все начальники и предводители войск собрались в Хазараспе, а затем все вместе выступили в обратный путь и в пятницу 23 числа названного выше месяца (суббота 1 марта 1856 г.), прибыли к хану, удостоившись его высокой милости. 65



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: