Оглавление
Оглавление. 2
Вступление. 3
Самоактуализация как высшая ступень человеческих потребностей. 4
Потребность в самоактуализации. 6
Характеристики самоактуализирующейся личности. 7
Заключение. 9
Литература. 11
Вступление
В 40-х годах в США появляется новая психологическая школа, получившая название гуманистической психологии. А. Маслоу (1908 – 1970) по праву считается «духовным отцом» гуманистической психологии. Именно им были сформулированы важнейшие теоретические положения этого направления – о самоактуализации, видах потребностей и механизмах развития личности.
Психоаналитическое и бихевиористское направления не могли решить всех вопросов относительно личности человека. Психоанализ впервые поставил вопрос о необходимости изучения мотивации и структуры личности, но игнорировал качественное своеобразие личности, возможность сознательного и целенаправленного определенных сторон «образа Я», взаимоотношения личности с окружающими. Бихевиористы игнорировали вопросы внутренней мотивации, переживаний личности, врожденных качеств влияющих на поведение. Развитию гуманистической психологии способствовала обстановка, сложившаяся в обществе после Второй мировой войны: она показала, что люди в экстремальных условиях проявляют стойкость и сохраняют достоинство. Все эти факторы привели к появлению третьего пути в психологии, который стремилась сформулировать гуманистическая психология.
Теория самоактуализации личности А. Маслоу, основанная на изучении здоровых и зрелых людей, ясно показывает основные темы и положения, характерные для гуманистического направления.
А. Маслоу считал, что жизнь человека нельзя понять, если не принимать во внимание наивысшие стремления личности: поиски идентичности, автономности, саморазвития, жажды прекрасного.
|
Самоактуализация как высшая ступень человеческих потребностей
А. Маслоу предположил, что все потребности человека врожденные, или инстинктоидные, и что они организованы в иерархическую систему приоритета и доминирования [2, стр.68]. Эта иерархия состоит из следующих ступеней:
1 ступень – физиологические потребности – это низшие, управляемые органами потребности, как дыхание, пищевая, сексуальная.
2 ступень – потребность безопасности – долговременное выживание и стабильность.
3 ступень – потребность принадлежности и любви. Удовлетворение этой потребности не объективно и трудно описсываемо. Одного человека удовлетворяют очень немногие контакты с другими людьми, в другом человеке эта потребность выражается очень сильно.
4 ступень – потребность в уважении, осознании собственного достоинства – здесь идет речь об уважении, престиже, социальном успехе. Вряд ли эти потребности удовлетворяются отдельным лицом, для этого требуются группы.
5 ступень – потребность в развитии личности, в осуществлении самого себя, в самореализации, в самоактуализации, в осмыслении своего назначения в мире.
Маслоу выявил следующие принципы мотивации человека [7]:
· мотивы имеют иерархическую структуру;
· чем выше уровень мотива, тем менее жизненно необходимыми являются соответствующие потребности: тем дольше можно задержать их реализацию;
|
· высшие остаются сравнительно интересными. С момента выполнения низшие потребности перестают быть потребностями, то есть они теряют мотивирующую силу;
· с повышением потребностей повышается готовность к большей активности;
· если в детстве низшие потребности были всегда удовлетворены, то впоследствии человек становится более устойчивым к их фрустрации.
Таким образом, возможность к удовлетворению высших потребностей является большим стимулом активности, чем удовлетворение низших. В последствии А.Маслоу отказался от столь жесткой иерархии, объединив все существующие потребности в два класса – потребности нужды (дефицита) и потребности развития (самоактуализации). Таким образом, он выделил два уровня существования человека – бытийный, ориентированный на лчностный рост и самоактуализацию, дефицитарный, ориентированный на удовлетворение фрустрированных потребностей [1, с.391]. В дальнейшем он выделил группы бытийных и дефицитарных потребностей, ценностей познания, обозначив их терминами Б и Д (например, Б-любовь и Д-любовь), а также ввел термин метамотивация для обозначения собственно бытийной мотивации, ведущей к личностному росту [1, с.391].
Маслоу отмечает, что нехватка благ, блокада базовых и физиологических потребностей в еде, отдыхе, безопасности приводит к тому, что эти потребности для обычного человека могут стать ведущими («Человек может жить хлебом единым, когда не хватает хлеба»). Но если базовые, первичные потребности удовлетворены, то у человека могут проявляться высшие потребности, метамотивация (потребности к развитию, к пониманию своей жизни, к поиску смысла своей жизни). Для многих людей присущи так называемые «неврозы существования», когда человек не понимает, чем живет, и страдает от этого.
Если человек стремиться понять смысл своей жизни, максимально полно реализовать себя, свои способности, он постепенно переходит на высшую ступень личностного саморазвития.