Кормильцева Д.В.
Рабочая тетрадь
Для выполнения практических работ
Дисциплина
«Бухгалтерский учет»
для студентов специальности
38.02.06 «Финансы»
Санкт-Петербург, 2017
Организация-разработчик: Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Колледж управления экономики «Александровский лицей»
Рабочая тетрадь для выполнения практических работ по дисциплине «Бухгалтерский учет» рассмотрена методическим советом колледжа и рекомендована для использования в учебном процессе – протокол № 1 от 28.08. 2017.
Методист колледжа А.Ф. Жмайло
Оглавление
Практическое занятие 1 «Составление сравнительной таблицы финансового и управленческого учета. 9
Практическое занятие 2 «Составление схемы нормативного регулирования бухгалтерского учета кассовых операций». 10
Практическое занятие 3 «Группировка имущества и источников образования имущества ». 11
Практическое занятие 4 «Составление бухгалтерского баланса». 12
Практическое занятие 5 «Изменения в бухгалтерском балансе под влиянием хозяйственных операций»……………………………………………………………………………………………........…13
Практическое занятие 6 «Открытие счетов и определение оборотов и сальдо по счетам»…...……….13
Практическое занятие 7 «Классификация счетов по разделам плана счетов бухгалтерского учета». 14
Практическое занятие 8 «Составление бухгалтерских проводок"…………………………..………......15
Практическое занятие 9 «Заполнение первичных документов»...……………................….. ……….…15
Практическое занятие 10 «Заполнение регистров синтетического и аналитического учета». 15
|
Практическое занятие 11 «Заполнение бухгалтерского баланса». 16
Практическое занятие 12 «Составление бухгалтерских проводок по учету результатов инвентаризации……………………………………………………………………………………………...16
Практическое занятие 13 «Составление проводок по учету денежных средств в кассе и на расчетном счете». 17
Практическое занятие 14 «Решение задач по учету денежных средств в кассе и на расчетном счете» ………………………………………………………………………………………………………………..17
Практическое занятие 15 «Составление проводок ирешение задач по учету расчетных операций с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками»………………………………………...19
Практическое занятие 16 «Составление проводок и решение задач по учету расчетных операций с бюджетом и внебюджетными фондами»………………………………………………………………….20
Практическое занятие 17 «Составление бухгалтерских проводок по учету начислений и удержаний из заработной платы». 20
Практическое занятие 18 «Расчет заработной платы работников. Решение задач по учету начислений и удержаний из заработной платы.». 21
Практическое занятие 19 «Составление бухгалтерских проводок по учету основных средств и нематериальных активов»............................................... ……………………………………………….…………………………........…23
Практическое занятие 20 «Решение задач по учету основных средств». 23
Практическое занятие 21 «Решение задач по учету нематериальных активов». 25
Практическое занятие 22 «Составление бухгалтерских проводок по учету МПЗ». 26
Практическое занятие 23 «Решение задач по учету МПЗ»…………………………………....... …………..26
|
Практическое занятие 24«Составление проводок по учету затрат на производство.». 28
Практическое занятие 25«Решение ситуационных задач по учету затрат на производство, калькулированию себестоимости готовой продукции» ………….............................. …………………………………….... 29
Практическое занятие 26«.Составление бухгалтерских проводок по учету готовой продукции.». 31
Практическое занятие 27«Решение задач по учету и реализации готовой продукции и определению финансового результата» ……………………………………………...……………………...31
Практическое занятие 28 «Составление бухгалтерских проводок по учету собственного капитала, долгосрочных инвестиций и финансовых вложений, кредитов и займов»…..…. ……………….32
Практическое занятие 29 «Решение задач по учету собственного капитала, долгосрочных инвестиций и финансовых вложений, кредитов и займов»……………………..….……………. …………33
Практическое занятие 30 «Составление проводок по отражению финансового результата» ……..34
Практическое занятие 31 «Решение задач по расчету конечного финансового результата. Реформация бухгалтерского баланса»………………………….. ……….. …...……………………………35
Практическое занятие 32 «Решение задач по определению налоговой базы НДС. Заполнение налоговой декларации по НДС»……………………………………………………………………………35
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая тетрадь для выполнения практических работ предназначена для организации работы на практических занятиях подисциплине «Бухгалтерский учет», являющейся важной составной частью в системе подготовки специалистов среднего профессионального образования по специальности 38.02.06 «Финансы».
|
Практические занятия являются неотъемлемым этапом изучения дисциплины«Бухгалтерский учет»и проводятся с целью:
· формирования практических умений в соответствии с требованиями к уровню подготовки обучающихся, установленными рабочей программой учебной дисциплины;
· обобщения, систематизации, углубления, закрепления полученных теоретических знаний;
· готовности использовать теоретические знания на практике.
Практические занятия по дисциплине «Бухгалтерский учет»способствуют формированию следующих общих и профессиональных компетенций:
· ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
· ОК 2. Организовывать свою собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
· ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
· ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
· ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
· ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
· ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
· ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
· ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
· ПК 2.1. Определять налоговую базу для исчисления налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
· ПК 2.2. Обеспечивать своевременное и полное выполнение обязательств по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
· ПК 3.1. Участвовать в управлении финансовыми ресурсами организации.
· ПК 3.3.Участвовать в разработке и осуществлении мероприятий по повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации.
· ПК 3.4. Обеспечивать осуществление финансовых взаимоотношений с организациями, органами государственной власти и местного самоуправления.
· ПК 4.1. Осуществлять юридически обоснованное применение норм, регулирующих бюджетные, налоговые, валютные отношения в области страховой, банковской деятельности, учета и контроля.
В Рабочей тетради предлагаются к выполнению практические работы, предусмотренные рабочей программой по дисциплине «Бухгалтерский учет».
При разработке содержания практических работ учитывался уровень сложности освоения студентами соответствующей темы, общих и профессиональных компетенций, на формирование которых направлена дисциплина.
Выполнение практических работ в рамках дисциплины «Бухгалтерский учет» позволяет освоить комплекс работ по выполнению практических заданий, применяемых в деятельности. В Рабочей тетради представлены примеры практического применения расчетов подисциплине«Бухгалтерский учет».
Рабочая тетрадь для выполнения практических заданий по дисциплине «Бухгалтерский учет» имеет практическую направленность и значимость. Формируемые в процессе их проведения умения могут быть использованы студентами в будущей профессиональной деятельности.
Рабочая тетрадь предназначена для студентов колледжа, изучающих дисциплину «Бухгалтерский учет» и может использоваться как на учебных занятиях, которые проводятся под руководством преподавателя, так и для самостоятельного выполнения практических работ, предусмотренных рабочей программой во внеаудиторное время.
Практические занятия проводятся в учебном кабинете, не менее двух академических часов, обязательным этапом является самостоятельная деятельность студентов.
Оценки за выполнение практических работ выставляются по пятибалльной системе. Оценки за практические работы являются обязательными текущими оценками по дисциплине «Бухгалтерский учет» и выставляются в журнале теоретического обучения.
Перечень практических работ по дисциплине «Бухгалтерский учет»
№ раздела, темы | Освоение уменийв процессе занятия | Формируемые ОК и ПК | Тема практического занятия | Кол-во часов |
Тема 1.2 Финансовый и управленческийучет | Ориентироваться в ведении финансового и управленческого учета | ОК1 –ОК9 ПК 3.3. | 1. Составление сравнительной таблицы финансового и управленческого учета. | |
Тема 1.3 Нормативное регулирование бухгалтерского учета | Применять на практике нормативные требования в области бухгалтерского учета | ОК1, ОК9 ПК 3.4, ПК 4.1. | 2. Составление схемы нормативного регулирования бухгалтерского учета кассовых операций | |
Тема 1.4 Бухгалтерский баланс | Составлять бухгалтерский баланс | ОК1, ОК9 ПК3.1,ПК 4.1. | 3. Группировка имущества и источников образования имущества. 4. Составление бухгалтерского баланса 5. Изменения в бухгалтерском балансе под влиянием хозяйственных операций. | |
Тема 1.5. Счета и двойная запись | Осуществлять запись хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, составлять бухгалтерские проводки | ОК1, ОК9 ПК3.1. ПК 4.1. | 6. Открытие счетов и определение оборотов и сальдо по счетам. 7. Классификация счетов по разделам плана счетов бухгалтерского учета. 8. Составление бухгалтерских проводок. | |
Тема 1.6. Организация бухгалтерского учета | Заполнять первичные документы, регистры синтетического и аналитического учета, бухгалтерский баланс | ОК1, ОК9 ПК3.1. ПК 4.1. | 9. Заполнение первичных документов. 10. Заполнение регистров синтетического и аналитического учета. 11. Заполнение бухгалтерского баланса | |
Тема 1.7. Инвентаризация имущества и обязательств | Проводить инвентаризацию имущества и обязательств, оформлять результаты инвентаризации | ОК1, ОК9 ПК3.1. ПК 4.1. | 12. Составление бухгалтерских проводок по учету результатов инвентаризации | |
Тема 2.2. Учет денежных средств и расчетных операций | Проводить учет денежных средств в кассе и на расчетном счете, расчетных операций | ОК1, ОК9 ПК3.1 ПК 3.4. ПК 4.1. | 13. Составление проводок по учету денежных средств в кассе и на расчетном счете 14. Решение задач по учету денежных средств в кассе и на расчетном счете 15. Составление проводок ирешение задач по учету расчетных операций с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками. 16. Составление проводок и решение задач по учету расчетных операций с бюджетом и внебюджетными фондами | |
Тема 2.3. Учет труда и заработной платы | Проводить учет труда и заработной платы | ОК1, ОК9 ПК2.1 ПК 4.1. | 17. Составление бухгалтерских проводок по учету начислений и удержаний из заработной платы. 18. Расчет заработной платы работников. Решение задач по учету начислений и удержаний из заработной платы. | |
Тема 2.4. Учет основных средств и нематериальных активов | Проводить учет основных средств и нематериальных активов | ОК1, ОК9 ПК4.1. | 19. Составление бухгалтерских проводок по учету основных средств и нематериальных активов 20. Решение задач по учету основных средств 21. Решение задач по учету нематериальных активов | |
Тема 2.5 Учет материально-производственных запасов | Проводить учет материально-производственных запасов | ОК1, ОК9 ПК4.1. | 22. Составление бухгалтерских проводок по учету МПЗ. 23. Решение задач по учету МПЗ. | |
Тема 2.6 Учет затрат на производство продукции | Проводить учет затрат на производство продукции | ОК1, ОК9 ПК3.1. ПК 4.1. | 24. Составление проводок по учету затрат на производство. 25. Решение ситуационных задач по учету затрат на производство, калькулированию себестоимости готовой продукции. | |
Тема 2.7 Учет готовой продукции и ее реализации | Проводить учет готовой продукции и её реализации | ОК1, ОК9 ПК3.1. ПК 4.1. | 26. Составление бухгалтерских проводок по учету готовой продукции 27. Решение задач по учету и реализации готовой продукции и определению финансового результата | |
Тема 2.8 Учет собственного капитала, долгосрочных инвестиций и финансовых вложений, кредитов и займов | Проводить учет собственного капитала, долгосрочных инвестиций и финансовых вложений, кредитов и займов. | ОК1, ОК9 ПК3.1 ПК 4.1. | 28. Составление бухгалтерских проводок по учету собственного капитала, долгосрочных инвестиций и финансовых вложений, кредитов и займов. 29. Решение задач по учету собственного капитала, долгосрочных инвестиций и финансовых вложений, кредитов и займов. | |
Тема 2.9 Учет финансовых результатов | Определять финансовые результаты финансово-хозяйственной деятельности | ОК1, ОК9 ПК 3.3. ПК 4.1. | 30. Составление проводок по отражению финансового результата 31. Решение задач по расчету конечного финансового результата. Реформация бухгалтерского баланса. | |
Тема 3.4. Налоговый учет при исчислении налога на добавленную стоимость | Исчислять сумму налога на добавленную стоимость в налоговом учете | ОК1, ОК9 ПК 2.1. ПК 2.2. | 32. Решение задач по определению налоговой базы НДС. Заполнение налоговой декларации по НДС. | |
Итого |
Санкт-Петербургское государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Колледж управления и экономики «Александровский лицей»
Рабочая тетрадь
Для практических работ
по дисциплине «Бухгалтерский учет»
студента(ки) _____________________________группы___________________
специальности 38.02.06 «Финансы»
Санкт-Петербург 2017
Практическое занятие 1.
Наименование работы: Составление сравнительной таблицы финансового и управленческого учета.
Задания на занятие:
Задание 1. Составить сравнительную таблицу финансового и управленческого учета по соответствующим показателям сравнения.
Решение:
Показатели сравнения | Финансовый учет | Управленческий учет |
1.Цель учета | ||
2.Пользователи информации | ||
3.Обязательность ведения | ||
4.Объекты учета и отчетности | ||
5.Способы учета | ||
6. Правила ведения учета | ||
7.Используемые измерители | ||
8.Способы группировки расходов | ||
9.Степень точности информации | ||
10.Период, за который предоставляется информация | ||
11.Периодичность предоставления информации | ||
12.Сроки предоставления отчетности | ||
13. Ответственность за достоверность и своевременность | ||
14.Доступлность отчетных данных | ||
15. Регулирующий орган |
Практическое занятие 2.
Наименование работы: Составление схемы нормативного регулирования бухгалтерского учета кассовых операций
Задания на занятие:
Задание 1. Составить схему нормативного регулирования бухгалтерского учета кассовых операций.
Решение:
1 уровень |
2 уровень |
3 уровень |
4 уровень |
Практическое занятие 3.
Наименование работы: Практическое занятие. Группировка имущества и источников образования имущества.
Задания на занятие:
Задание 1. Сгруппировать по разделам имущество предприятия.
Исходные данные:
1. Запасные части
2. Денежные средства в кассе предприятия
3. Основные средства
4. Материалы
5. Краткосрочные финансовые вложения
6. Товарный знак
7. Автомобиль
8. Готовая продукция
9. Выданный заем на 3 года
10. Дебиторская задолженность.
Решение:
1 Раздел «Внеоборотные активы» |
2 Раздел «Оборотные активы» |
Задание 2. Сгруппировать по разделам источники образования имущества предприятия.
Исходные данные:
1. Нераспределенная прибыль
2. Задолженность перед бюджетом по НДС
3. Добавочный капитал
4. Полученный кредит на 3 месяца
5. Фонд накопления
6. Задолженность перед работниками по оплате труда
7. Уставный капитал
8. Доходы будущих периодов
9. Полученный заем на 2 года
10. Резервный капитал
11. Резерв предстоящих расходов и платежей
12. Задолженность перед поставщиками за материалы
Решение:
3 Раздел «Капитал и резервы» |
4 Раздел «Долгосрочные обязательства» |
5 Раздел «Краткосрочные обязательства» |
Практическое занятие 4.
Наименование работы: Составление бухгалтерского баланса
Задания на занятие:
Задание 1. Распределить имущество и источники образования имущества по разделам бухгалтерского баланса. Составить баланс и определить валюту баланса.
Исходные данные:
Статья баланса | Сумма, руб. |
Задолженность учредителям по выплате дивидендов | 185 000 |
Реконструкция здания | 205 000 |
Добавочный капитал | 715 000 |
Дебиторская задолженность | 165 000 |
Топливо | 190 500 |
Патент | 200 000 |
Грузовой автомобиль | 560 000 |
Затраты основного производства | 360 000 |
Задолженность перед внебюджетными фондами | 145 000 |
Денежные средства на расчетном счете | 365 000 |
Нераспределенная прибыль | 700 000 |
Полученный долгосрочный заём | 250 000 |
Доходы будущих периодов | 50 500 |
Бухгалтерский баланс
Актив | Сумма, руб. | Пассив | Сумма, руб. |
1 Раздел «Внеоборотные активы» | 3 Раздел «Капитал и резервы» | ||
Итого по 1 разделу | Итого по 3 разделу | ||
2 Раздел «Оборотные активы» | 4 Раздел «Долгосрочные обязательства» | ||
Итого по 4 разделу | |||
5 Раздел «Краткосрочные обязательства» | |||
Итого по 2 разделу | Итого по 5 разделу | ||
Баланс | Баланс |
Практическое занятие 5.
Наименование работы: Изменения в бухгалтерском балансе под влиянием хозяйственных операций
Задания на занятие:
Задание 1. Определить тип изменений в бухгалтерском балансе под влиянием хозяйственных операций.
Наименование операции | Дт | Кт | Тип |
Выплачена из кассы заработная плата | |||
Удержан НДФЛ из заработной платы | |||
Поступили материалы от поставщика | |||
Перечислены с расчетного счета налоги в бюджет | |||
Выданы денежные средства из кассы под отчет на хозяйственные расходы | |||
Поступили денежные средства в кассу с расчетного счета | |||
Перечислены денежные средства с расчетного счета поставщикам | |||
Начислена заработная плата работникам |
Практическое занятие 6.
Наименование работы: Открытие счетов и определение оборотов и сальдо по счетам.
Задание 1. Открыть счет 51, оформить хозяйственные операции, определить обороты и сальдо на 01.05.16 г.
Исходные данные:
На 01.04.16 г. остаток на расчетном счете ООО «Альвис» составил 150 000 руб. В течение месяца были произведены следующие хозяйственные операции:
1. 05 апреля перечислены денежные средства поставщику ООО «Альфа» в сумме 70 000 руб. за материалы;
2. 09 апреля поступили денежные средства от ООО «Свет» за отгруженную продукцию в сумме 194 000 руб.;
3. 13 апреля кассир сдал на расчетный счет выручку из кассы в сумме 110 000 руб.;
4. 14 апреля перечислены денежные средства ООО «Цветок» за оборудование в сумме 167 000 руб.;
5. 14 апреля сняты по чеку денежные средства в кассу для выдачи заработной платы в сумме 130 000 руб.;
6. 14 апреля перечислен НДФЛ в бюджет в сумме 16 900 руб.;
7. 14 апреля перечислены взносы во внебюджетные фонды в сумме 39 000 руб.;
8. 29 апреля зачислена на расчетный счета выручка от инкассации в сумме 142 000 руб.
Дт 51 «Расчетный счет» Кт | |
Сальдо на начало: | |
Оборот | Оборот |
Сальдо на конец: |
Задание 2. Открыть счет 60, оформить хозяйственные операции, определить обороты и сальдо на 01.06.16 г.
Исходные данные:
На 01.05.16 г. задолженность перед поставщиком ООО «Тесла» составила 182 000 руб. В течение месяца были произведены следующие хозяйственные операции:
1. 03 мая поступили материалы от поставщика на сумму 58 000 руб.;
2. 04 мая оплачено с расчетного счета поставщику 65 000 руб.;
3. 12 мая поступило оборудование от ООО «Тесла» на сумму 120 000 руб.;
4. 15 мая с расчетного счета были перечислены денежные средства за оборудование в сумме 120 000 руб.;
5. 27 мая оплачен остаток задолженности в сумме 175 000 руб.;
6. 29 мая перечислены денежные средства ООО «Тесла» в оплату будущей поставки материалов в сумме 90 000 руб.
Решение:
Дт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками » Кт | |
Оборот | Оборот |
Практическое занятие 7.
Наименование занятия: Классификация счетов по разделам плана счетов бухгалтерского учета.
Задания на занятие:
Задание 1. Провести классификацию счетов по разделам плана счетов.
Наименование счета | № счета | № раздела | Наименование раздела |
Материалы | |||
Расчеты с персоналом по оплате труда | |||
Расчетные счета | |||
Основные средства | |||
Уставный капитал | |||
Готовая продукция | |||
Основное производство | |||
Продажи | |||
Расчеты с поставщиками и подрядчиками | |||
Касса | |||
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям | |||
Товары |
Практическое занятие 8.
Наименование занятия: Составление бухгалтерских проводок.
Задания на занятие:
Задание 1. Заполнить журнал хозяйственных операций