Учебно-исследовательская работа
Студента по «анатомии человека»
Методическая разработка
УДК
ББК
Б
И.А. Баландина, В.В. Рудин, О.А. Маслова, П.А. Гаряев. Учебно-исследовательская работа студента по «Анатомии человека» / Методическая разработка. – ГБОУ ВПО «ПГМА им. ак. Е.А. Вагнера» Минздравсоцразвития России. – Пермь, 2012. – с.
Рецензенты:
Методическая разработка предназначена для преподавателей, руководящих учебно-исследовательской работой студентов, а также для студентов 1 и 2 курсов лечебного, педиатрического, стоматологического и медико-профилактического факультетов, выполняющих УИРС по предмету «Анатомия человека».
Печатается по решению …
УДК …
ББК …
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения | |
2. Тематика УИРС | |
3. Содержание УИРС | |
4. Порядок выполнения УИРС | |
5. Рецензирование и защита УИРС | |
6. Требования к оформлению УИРС | |
6.1. Титульный лист | |
6.2. Оглавление | |
6.3. Введение | |
6.4. Требования к оформлению реферативной части УИРС | |
6.5. Требования к оформлению практического раздела УИРС | |
6.6. Заключение | |
6.7. Список использованной литературы | |
7. Приложения | |
Приложение 1. Титульный лист (образец заполнения) | |
Приложение 2. Содержание (образец заполнения) | |
Приложение 3. Правила работы на кафедре | |
Приложение 4. Изготовление влажного учебного препарата | |
Приложение 5. Анатомическое препарирование трупного материала | |
Приложение 6. Изготовление влажного музейного препарата | |
Общие положения
Учебно-исследовательская работа студента (УИРС) – это раздел самостоятельной работы студента с элементами научного исследования (НИРС), который выполняется по желанию студентов под руководством преподавателя в рамках учебной рабочей программы по дисциплине.
|
Выполнение УИРС по учебной дисциплине «Анатомия человека» должно способствовать формированию у студентов следующих общекультурных и профессиональных компетенций:
-Способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
-Способность и готовность к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанные на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности.
-Способность и готовность анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма взрослого человека и подростка для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов.
-Способность и готовность анализировать и интерпретировать результаты современных диагностических технологий по возрастно-половым группам пациентов с учетом их физиологических особенностей организма человека для успешной лечебно-профилактической деятельности, провести диагностику физиологической беременности, участвовать в проведении судебно-медицинской экспертизы;
|
-Способность и готовность использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, международные системы единиц (СИ), действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций.
-Способность и готовность изучать научно-медицинскую информацию.
Учебно-исследовательская работа студента оценивается дифференцированной оценкой: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
При выполнении УИРС студент руководствуется данными периодических изданий, научных журналов (Архив АГЭ, «Морфология» и др.), научно-практической литературой (сборники научных статей, монографии, авторефераты диссертаций, результаты научных исследований сотрудников академии, интернет-ресурсом и другие источники). Учебно-исследовательская работа студента должна содержать элементы собственного исследования, выражающегося в анализе и обобщении полученных сведений, в сопоставлении концепций различных авторов, в обосновании своей точки зрения.
Тематика УИРС
Учебно-исследовательская работа студента выполняется по выбору на одну из тем, предложенных и утвержденных кафедрой в рамках учебной рабочей программы. Студент по согласованию с кафедрой может предложить свою тему, обосновав целесообразность ее разработки. Возможна комплексная разработка вопроса со смежными дисциплинами (кафедрами): гистологии, физиологии, стоматологии, рентгенологии и др. Желательна профилизация тематики УИРС (для студентов педиатрического факультета – детские особенности органов или препарирование трупа новорожденного; для студентов стоматологического факультета – морфология областей головы и шеи)
|
Утверждение и закрепление тем УИРС за студентом проводится решением заседания кафедры по представлению ведущего преподавателя.
СОДЕРЖАНИЕ УИРС
Учебно-исследовательская работа студента состоит из трех частей:
1. Составление обзора литературы по избранной теме.
2. Выполнение практической работы по избранной теме.
Формы практической работы:
- препарирование фрагмента сосудисто-нервного или мышечного трупа с морфометрией;
- изучение учебных и (или) музейных препаратов (не менее 10 препаратов) с описанием и морфометрией;
-сравнительно-анатомические исследования анатомии различных животных;
- изготовление моделей, муляжей или анатомических препаратов (влажных, сухих, костных);
- изучение данных аппаратных методов визуализации: анализ рентгенограмм ил КТ и МРТ снимков (норма и варианты развития) (не менее 10) с собственным описанием;
- проведение антропометрических и морфометрических исследований (на студентах, больных или других категориях населения);
- анализ медицинской документации.
При выполнении практической части УИРС возможно сочетание нескольких форм практической работы дополняющих друг друга.
3. Анализ результатов собственных исследований, по возможности, их статистическая обработка и сопоставление с данными литературы.
4. Общий объем УИРС в печатном виде 30-40 страниц компьютерного текста.
Порядок выполнения УИРС
Темы и формы УИРС определяются ведущим преподавателем.
УИРС выполняется в течение II и III семестров обучения на кафедре в свободное от аудиторных часов время, под периодическим контролем ведущего преподавателя. Перед началом работы с биологическим материалом и химическими веществами студенты должны познакомиться в правилами работы на кафедре нормальной, топографической и клинической анатомии, оперативной хирургии (Приложение № 3).
Выполнение УИРС рекомендуется по схеме:
- выбор темы;
- составление плана работы;
- поиск специальной литературы;
- анализ исходных данных и отбор материалов для включения в УИРС;
- ознакомление с методиками анатомических исследований;
- выполнение собственных исследований, их анализ и оформление УИРС;
- защита УИРС.
Рецензирование и защита УИРС
После выполнения и оформления УИРСы должны быть сданы студентами 2 курса на кафедру не позднее 10 декабря. Рецензирование осуществляет преподаватель кафедры, ответственный за учебную работу на соответствующем факультете. В случае положительной оценки работа допускается к защите перед кафедральной комиссией, которая проходит 20-25 декабря (по графику). Для защиты УИРС студент должен подготовить мультимедийную презентацию продолжительностью не более 5-10 минут. При этом основное внимание доклада следует посвятить не нормальной (общеизвестной) анатомии, а собственному вкладу, вариантам строения, итогу статистических выкладок. Руководителю УИРСа следует заблаговременно предоставить СД-диск с записью файлов: ММП и печатный вариант работы.
При защите УИРСа на «отлично» и при наличии учебного рейтинга не менее 225 баллов за три семестра студент может претендовать на получение «автомата» на экзамене по дисциплине «Анатомия человека».