Истоки и направления эпидемиологии




Введение

 

Греческое слово epidemia обозначало массовое распространение инфекционных заболеваний, прежде всего чумы. Когда болезнь охватывала многие государства и даже континенты, речь шла о pandemia. Тогда в болезни прямо обвиняли бога природы всех вещей – Папа. «Epi» обозначает «сверх» (на русском языке – «массовость»). «Demi» от слова «demos» – народ. На Руси эпидемии называли мором, или повальной болезнью.

Эпидемия никогда не была просто массовым инспекционным заболеванием. Это всегда было и особое психическое состояние. Человеческая психика не могла оставаться в «норме» и здоровой по двум основным причинам. Во-первых, человек непосредственно соприкасался со смертью своих родных, близких, знакомых и своей собственной смертью. Какое бы ни было до эпидемии у человека отношения к смертности, во время эпидемии оно радикально изменялось с изменением его психического состояния История накопила не мало литературных источников, превосходно передающих массовые психические изменения, возникающие при эпидемиях у разных народов, в разные эпохи, при разных религиях и в разных сословиях.

Эпидемиями и эпидемиологическими процессами занимается такой раздел медицины как эпидемиология.

У профессора Л. П. Зуевой эпидемиология – «наука, изучающая закономерности возникновения и распространения любых патологических состояний среди людей и разрабатывающая меры борьбы и профилактики» [2, с. 12].

J. M. Last: «Эпидемиология – наука о распространении относящихся к здоровью (человека) состояний или событий в определенных популяциях и их детерминант, а также применение этих исследований в контроле над проблемами здоровья» [4, с. 7].

В.В. Власов же пишет, что эпидемиология – «наука, изучающая причины, условия и механизм формирования заболеваемости населения путем анализа ее распределения по территории, среди различных групп и коллективов, а также во времени и у субъектов с различающимися характеристиками» [1, с. 9].

Разный подход к объяснению термина «эпидемиология» вызван тем, что часть ученых-медиков склонна рассматривать только эпидемиологию инфекционных заболеваний, а другая часть говорит еще и о неинфекционной эпидемиологии.

В основу данной работы вошли труды таких известных авторов, как Черносвитов Е.В., Жилов Д.Ю., Назарова Е.Н. и других.

 


Истоки и направления эпидемиологии

 

Эпидемиология это область медицины, изучающая закономерности возникновения и распространения заболеваний: инфекционных, психических, сердечнососудистых и других.

Как показывает история, возникновение тех или иных эпидемий болезней трудно связать с какой-то одной глобальной причиной. Поэтому следует назвать главные причины возникновения эпидемий.

1. Теория природных катаклизмов восходит к древним египтянам, ко времени правления царицы Хатшепсуп. Среди ее приближенных был великий ученый: философ, врач, архитектор, географ, военный стратег Сенемнут, с именем которого впервые и связана эта наука. Приверженцем данных взглядов был и известный итальянский философ и историк Джамбаттиста Вико (1668 - 1744).

2. Космологическая теория связана, прежде всего, с именем русского ученого А. Л. Чижевского.

3. Социально-экономическая теория. Первым четко ее изложил английский экономист Давид Рикардо (1772-1823).

4. Этико-культурологическая связана только с одним именем Альберта Швейцера (1875-1965), «доктора из Ламбарене», лауреата Нобелевской премии.

5. Религиозно-мистические представления о причинах возникновения «моров» («кары Господней», «мести духов» и т. п.).

6. Военно-стратегическая «концепция». Эпидемии заболеваний всегда были средством ведения войн, то есть они планировались и искусственно вызывались на территориях противников. Кстати, дань этим взглядам отдавали Александр Македонский, Суворов и Наполеон [5, с. 135-136].

Чтобы лучше представить положение вещей с корнями общих закономерностей эпидемиологии (наук об эпидемиях), необходимо привести высказывания самих авторов теорий.

«Несколько веков назад Европа вновь впала в первобытное варварство. Народы этой части света, ныне столь просвещенные, пребывали тогда в состоянии худшем, чем невежество. Какая-то подделка под науку, еще более презренная, чем невежество, присвоила себе название знания и ставила возврату последнего почти непреодолимые преграды». Это написал Жан-Жак Руссо в 1750 году. «Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов», – этим вопросом задался великий просветитель XVIII в. и сам же ответил на него, что не способствовало [5, с. 136].

Альберт Швейцер высказывается так (все на ту же самую тему, за разработку которой Руссо получил награду Дижонской Академии наук): «Сейчас уже для всех очевидно, что самоуничтожение культуры идет полным ходом». «То, что происходит ныне в отношениях между народами и внутри каждого народа, – яркая иллюстрация этой истины. На истории нашего времени лежит печать никогда ранее невиданной бессмыслицы». «Утилитаризм вообще не видит этой своей внутренней проблемы, не говоря уж о том, чтобы решать ее. Он слишком спешит получить практические результаты. Наконец, он отдает себя во власть биологии и социологии, приобретая форму бурно развивающейся и развиваемой морали стадного животного. Тем самым он ставит себя окончательно ниже уровня действительной этики» [5, с. 136-137]. Эти мысли ученый вынашивал с 1913 года, с той поры, когда, покинув Европу, он организовал госпиталь в Габоне, в Центральной Африке. Четко свои мысли Альберт Швейцер изложил в 1960 году, уже будучи нобелевским лауреатом (1952 г.) в книге «Культура и этика» [5, с. 137].

Конечно, причины эпидемий в каждом конкретном случае могут быть разные. Нужно признать, что вопрос о причинах эпидемий и в настоящее время остается открытым. Но эпидемии – есть эпидемии болезней человека (история знает лишь единичные случаи, когда эпидемии болезней человека совпадали с падежом скота). Они возникали, развивались и распространялись в человеческом обществе, будь то общество древних египтян или европейское содружество конца XX века.

Несомненно, с каждым годом человечество становится цивилизованней во всех отношениях. И первая причина этому – научно-технический прогресс. Но цивилизация отнюдь не укрепляет интересующий нас предмет – здоровье (человека, людей, общества, нации, народа). Если судить по нашей стране и нашему времени, то цивилизация скорее способствует заболеваниям, возникновению и распространению эпидемий, инвалидизации и смертности. Только вторая, составляющая общество характеристика, а именно, культура, предохраняет здоровье от пагубных последствий цивилизации. Этико-моральные императивы, которые она предъявляет обществу, защищают его здоровье. СПИД, губчатый энцефалит, вирус гриппа H5N1, «эпидемии» токсикомании, наркомании, алкоголизма, детской проституции, олигофрении, психозов и многих других «повальных болезней» – корни всего этого в моральной деградации общества при бурном расцвете цивилизации [5, с. 138]. Научно-технический прогресс, с одной стороны, и коммерческие интересы, с другой стороны, – суть факторы, в лучшем случае не принимающие во внимание здоровье человека (ни физическое, ни психическое, ни духовное). Следовательно, в их сферах находятся основные конкуренты социальной медицины. Задача социальных медиков сделать их своими помощниками.

 

Эпидемиология здоровья

 

Термин «эпидемиология» нужно применять не только к болезням или другим негативным общественным или природным явлениям, но и прежде всего к понятию «здоровье». Закономерности поддержки в обществе здоровья как непреходящей ценности и изучает эпидемиология здоровья.

История цивилизованного человечества знает немало примеров, когда к здоровью относились именно как к желаемой эпидемии. Так, Спарта своим примером заражала много греческих государств в отношении к здоровью. Это, кстати, была одна из причин конкуренции и конфронтации с Афинами.

Первой общеизвестной «эпидемией» здоровья нужно считать Олимпийские игры, которые проводились по всей Греции, захватывая и близлежащие острова и страны (776 год до Р. Х. - 394 год Р. Х.). Это был праздник здоровья, на котором торжествовали физкультура и искусство. Кстати, древние не знали слова «спорт». Его в обиход ввели англичане, когда в Англии проходили IV Олимпийские игры в 1908 году. Именно с тех пор физкультура и спорт стали постепенно расходиться как в состязательных целях, так и, самое главное, в отношении к здоровью [5, с. 143].

Многие формы правления и политические режимы провозглашали здоровье народа (нации) и сограждан высшей ценностью и всячески стимулировали «эпидемиологический охват» здоровьем всех и каждого в отдельности. В СССР в 30-х годах была вызвана настоящая «эпидемия» здоровья, инициатором которой явился Анатолий Васильевич Луначарский. Он пригласил в страну известную танцовщицу Айседору Дункан [5, с. 143] и создал все условия для того, чтобы она могла пропагандировать массовые физкультурные танцы, по типу танцев древней Олимпии.

«Эпидемия», вызванная Луначарским и Дункан, просуществовала недолго. Когда пройден этот активный и полный этап под лозунгом ГТО («готов к труду и обороне»), многое было формализовано. Появились обязательные уроки физкультуры в школах. Преподавателей для них готовили институты физкультуры [5, с. 144].

В 60-х, 70-х годах в СССР вновь наблюдалась вспышка «эпидемии» здоровья. Молодежь буквально лавиной двинулась в различные спортивные секции. Они организовывались при заводах и фабриках, при клубах, институтах, спортивных обществах, как в города, так и в поселках. Но здесь уже речь шла более о спорте, чем о физкультуре, хотя секции не ставили перед собой задачи вырастить спортсменов, побивающих мировые рекорды. На первом месте все же было здоровье – основная цель подготовки в спортивных секциях.

После 70-х гг. «эпидемий» здоровья в СССР не наблюдалось, хотя «вспышки» были – то там, то тут. В настоящее время мы имеем дело с «эпидемиями» болезней, прямо связанными со спортом. Это, конечно, в первую очередь – массовое употребление анаболиков и всевозможных допингов, не только профессиональными спортсменами, но и «подвальными качками».

В настоящее время в ряде стран (США, страны Западной Европы, Австралия, Канада, Мексика, Япония, Южная Корея, Тайвань) развернута широкая компания за «качество жизни», которая, правда, еще не переросла в «эпидемию» здоровья, но, судя по материалам ежегодных конференций и симпозиумов, проводимых Международным обществом качества жизни (Quality of Life), это вполне возможно, и именно такую цель данное движение преследует. Это общество делает ставку именно на частную инициативу, на всенародное движение [5, с. 136-137].

Социально-экономические и культурные условия России таковы, что об «эпидемии» здоровья говорить пока не приходится. Тем не менее, то, что общество должно быть здоровым понимают все и в какой-то степени стремятся к этому.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: