Практическое занятие
Тема: «Методика изучения массы предмета в курсе математики
в начальных классах»
План.
Вопрос 1. Какие житейские понятия использует учитель, формируя у детей представления о массе предметов? Приведите примеры заданий, которые целесообразно предложить ученикам с целью уточнения представлений детей о массе как о величине. Какие иллюстрации в учебнике можно использовать для этого? Какие пословицы, поговорки, сказки, стихи и т.д. можно использовать на уроке с этой же целью?
Формирование у детей представления о такой величине, как масса, происходит через сравнение различных предметов.
Например, на столе учителя стоят два одинаковых по цвету и размеру кубика. Никаких внешних признаков различия учащиеся обнаружить не могут. Но один кубик бумажный, а другой деревянный.
Учитель подчеркивает, что различие между кубиками все-таки существует. Учащиеся пытаются разгадать, в чем же различие. У некоторых учеников возникает желание рассмотреть кубики поближе, взять их в руки. Взяв кубики в руки, они обнаруживают, что один из них тяжелее другого.
Таким образом, понятие масса учитель вводит, опираясь на ощущения детей, которые выражаются словами тяжелее, легче. Учитель уточняет, что учащиеся познакомились еще с одним свойством предметов, которое называется масса.(Масса предмета характеризует количество вещества, содержащегося в данном объеме) Вместо слов тяжелее, легче можно употреблять слова больше, меньше: масса одного предмета больше или меньше массы другого.
Примеры заданий, которые можно предложить ученикам с целью уточнения представлений о массе как о величине.
Например,
1.предложить учащимся: взять в одну руку книгу (учебник математики), а в другую – тетрадь и показать руками, что легче (тетрадь); высказать мнение о книге (тяжелее, чем тетрадь). Затем предложить ученикам взять в одну руку учебник математики, а в другую – учебник русского языка и рассказать о них (одинаковые; могут быть и другие мнения).
2.. предложит учащимся:две коробки, внешне одинаковые,чтобы сравнить их (по цвету, форме, размеру, материалу…). Ученики говорят, что они одинаковые. Учитель утверждает, что они отличаются. Учитель разрешает взять коробки в руки, ученики убеждаются, что одна из них легче, другая тяжелее.
Пословицы, поговорки, сказки, стихи можно использовать для представления о массе как о величине:
Стихи:
Тяжелая тонна - почти масса слона,
Тысяче килограммам тонна равна.
1 тонна = 1000 килограммов.
Нам привезли в школьный буфет
Сто килограммов сладких конфет -
Это центнер один вкуснейших конфет.
Но все же скажите сладкому: "Нет!"
1 центнер = 100 килограммов.
Гиря весом один килограмм,
Значит в гире тысяча грамм,
Один килограмм равен тысяче грамм.
А грамм мы разделим на миллиграммы.
1 килограмм = 1000 граммов
Пословицы, в которых упоминаются старинные меры массы:
Золотник (происходит от «златник» — название монеты, вес около 4,3 г., в древние времена служил единицей веса драгоценных металлов и камней)
Мал золотник, да дорог.
Здоровье (слава) приходит золотниками, а уходит пудами.
Мал золотник, да золото им весят, велик верблюд, да воду на нем возят.
Беда (горе, несчастье, недоля) приходит пудами, а уходит золотниками.
Пуд (равен 40 фунтам или 16 килограммам с «хвостиком»)
Зёрнышко пуд бережет.
Человека узнаешь, когда с ним пуд соли съешь.
Сено – на пуды, а золото – на золотники (т. е. каждая вещь имеет свою определенную ценность).
За это можно и пудовую свечку поставить.
Зернышко пуд бережет.
Свой золотник чужого пуда дороже.
Худое валит пудами, а хорошее каплет золотниками.
Человека узнаешь, покуда с ним пуд соли съешь.
Пудовое горе с плеч свалишь, а золотниковым подавишься (т. е. не следует пренебрегать даже ничтожной опасностью).
Фунт (старая русская мера веса, равен 409,5 г или 96 золотникам)
Вот так фунт! (выражает разочарование или удивление)
Это тебе не фунт изюму (шутливое выражение о каком–нибудь непростом деле)
Фунт пуду должен уступить» (т. е. надо иметь уважение к старшим, более сведущим, опытным).
Узнать, почём фунт лиха.
Сказки:
И.К.Чуковский – сказка «Телефон»;
П.П.Ершов – сказка «Конёк-горбунок»;
Н.А.Некрасов- сказка «Дедушка Мазай и зайцы»;
Слово «верста» встречается в следующих сказках:
Морской царь и Василиса Премудрая»
«- Что так долго не бывал? За вину твою вот тебе служба: есть у меня пустошь на тридцать вёрст и в длину и поперёк – одни рвы, буераки да каменье острое!»
Получаем: 30 верст • 1068 м = 32040 м = 32 км 40 м длины и ширины. Это примерно расстояние от Северодвинска до Архангельска (35 км). Имеем квадрат такой пустоши.
Соль»
«- Ах, - говорит, - ведь я шапку сронил! - Ну, брат, далеко твоя шапка – верст с пятьсот назади осталась, - отвечал великан»
3. «Солдат и смерть» [1,419]
«Прошел опять с версту », то есть 1 верста = 1 км 68 м, действительно такое возможно.
Скорый гонец»
«Семен – малый юныш принял от царя грамотку и пошел в путь – дорогу. Отойдя с версту, обернулся он в оленя быстроногого и пустился словно стрела, из лука пущенная»
Немного реже в сказках встречается пуд.