Характеристика продуктов питания





В возрасте от 1 года до 3 лет рацион ребенка по своему разнообразию приближается к рациону взрослых людей. Поэтому мы здесь подробнее остановимся на характеристике продуктов питания как источниках веществ, необходимых для нормальной жизнедеятельности малыша.
Составляя его меню, внимательно отнеситесь к характеристикам пищевых веществ, их калорийности, а также потребностям малыша в тех или иных продуктах. Помните, что привычки и предпочтения в еде останутся у него на всю жизнь и что именно в 1–3 года закладывается здоровье его основных органов: желудка, печени, почек, мочевыделительной системы, кишечника. Наконец, от правильного питания зависит цвет лица, острота зрения, состояние зубов, телосложение.

 

Белки

Белковые вещества – важнейшая часть пищи. В их состав входит азот, без которого невозможна жизнь. Белки служат основным материалом для восстановления изнашивающихся клеток и тканей организма, для образования различных жизненных соков и только частично – для выработки энергии. Недостаточное количество белков в пище вызывает повышение восприимчивости организма к инфекционным заболеваниям. У ребенка снижается кроветворение, нарушается деятельность печени, нервной системы, замедляется выздоровление после болезни или операции, ухудшаются рост и развитие. Но и избыток белков в рационе может принести вред ребенку.
Важно и соотношение аминокислот в белках отдельных продуктов. Белки молока содержат все аминокислоты и в наилучших их пропорциях. Исследования показали, что замена молока мясом в рационе детей до 3 лет нарушает азотный баланс.
Все аминокислоты в наиболее благоприятном соотношении имеются в яйцах и печени, поэтому эти продукты включают в питание малышей наряду с молоком. Мясо является высокоценным продуктом питания, содержащим все незаменимые аминокислоты, причем в соотношениях, наиболее благоприятных для растущего организма ребенка. Однако во всех видах мяса присутствуют коллагены – соединительнотканные белки, которые плохо усваиваются. Особенно их много в мышцах груди, брюшной части, шеи, конечностей. Использовать такое мясо для питания детей раннего возраста не рекомендуется. Мясные блюда для малышей нужно готовить из нежирных сортов говядины, телятины, свинины, кур, кролика, а также из некоторых субпродуктов – языка, сердца, мозгов, почек. Жирные сорта говядины, свинины, а также баранину, гуся, утку для детского питания не используют.
Дети быстро растут, а потому нуждаются в повышенном поступлении белка в организм. При недостаточной калорийности пищи (малом содержании в ней жиров и углеводов) белки начинают расходоваться на удовлетворение энергетических потребностей организма и не используются по своему прямому назначению – для пластических целей. При отсутствии в рационе жиров и углеводов для удовлетворения нужд организма в азотистых веществах потребуется белка в 5 раз больше, чем при сбалансированном питании. По принятым в нашей стране физиологическим нормам питания, за счет белка должно обеспечиваться в среднем только 14 % общей калорийности пищи. Нормирование белка в сбалансированном питании производится в соответствии с калорийностью суточного пищевого рациона из расчета: на каждые 1000 ккал – 40 г белка.
Растительные продукты – злаки, бобовые, картофель – представляют собой ценный и важный источник белков. Однако необходимо, чтобы в рационе было более половины животных белков.
Мясные и рыбные бульоны, грибные отвары благодаря присутствию в них экстрактивных веществ способствуют лучшему пищеварению, вызывая повышенное выделение пищеварительных соков. Вместе с тем азотистые экстрактивные вещества требуют усиленной работы печени. Поэтому их дают маленьким детям в небольших количествах.

 

Жиры

Эти соединения представляют собой готовый «горючий» материал, который снабжает организм энергией. Известно, что жители Севера употребляют большое количество жиров, что помогает им лучше переносить холод.
Жиры необходимы для нормального усвоения белков, некоторых минеральных солей, а также жирорастворимых витаминов А и D. Жиры придают многим блюдам высокие вкусовые качества, возбуждая тем самым аппетит.
Жиры, поступающие в организм с пищей, частично идут на создание жировых запасов. Но ожирение наступает не столько из-за них, сколько из-за избыточного потребления углеводов.
Оптимальный в биологическом отношении баланс создается, когда суточная потребность в жирах удовлетворяется за счет 70–80 % животных и 20–30 % растительных жиров. В суточном рационе на каждые 1000 ккал должно приходиться 35 г жиров, приблизительно столько же, сколько и белков. При избытке жиров подавляется деятельность центральной нервной системы, уменьшается аппетит, хуже усваивается пища, тормозится кроветворение, создаются условия для развития малокровия, снижается сопротивляемость инфекциям.
Определенное значение имеет качественный состав жиров, входящих в рацион. Например, жиры, в которых высока концентрация стеариновой и пальмитиновой кислот, обычно плавятся при температуре выше температуры человеческого тела и относятся к тугоплавким жирам. Это бараний, говяжий, свиной жир. Детям их давать не следует. И напротив, жиры с высоким содержанием олеиновой и линолевой кислот легкоплавки. К ним относятся большинство растительных жиров и коровье (сливочное) масло. В растительных маслах (подсолнечное, горчичное, кукурузное, соевое, оливковое) много полиненасыщенных жирных кислот, очень полезных для организма.
Растительные жиры (по нескольку граммов) нужно ежедневно включать в рацион ребенка. Сливочное мало содержит также витамин А и важные для развития ребенка аминокислоты.
В рацион входят и некоторые жироподобные вещества – холестерин и лецитин. Холестерин содержится в животных жирах, яичных желтках, икре, мозгах, почках и печени. Однако в избыточном количестве он нарушает работу печени.
Лецитин стимулирует развитие растущего организма, благоприятно влияет на нервную систему, деятельность печени, улучшает кроветворение, повышает сопротивляемость организма токсическим веществам, служит антагонистом холестерина, повышает усвоение жиров. Значительное количество лецитина содержится в гречневой крупе, пшеничных отрубях, салате, сое, фасоли и других зернобобовых.

 

Углеводы

Более половины энергии, необходимой для нормальной жизнедеятельности, организм человека получает с углеводами из растений. Среди животных продуктов они содержатся в молоке и печени. Углеводы в чистом виде – крахмал и сахар – получают в результате промышленной переработки растительного сырья. Натуральным продуктом, состоящим почти исключительно из углеводов, является мед. Большое количество углеводов содержится в хлебе, крупах, картофеле, кондитерских изделиях, сладких ягодах и фруктах.
Углеводы исключительно важны для деятельности мышц, нервной системы, сердца, печени. Они необходимы для нормального усвоения жиров. Без углеводов пищевые жиры окисляются не полностью, при этом образуются так называемые кетоновые тела, которые неблагоприятно влияют на организм. Но и избыточное потребление углеводов нередко приносит вред: сахара способствуют образованию в теле жира, что может послужить причиной диатеза, ожирения, снижения сопротивляемости организма инфекции. В рационе ребенка углеводов должно быть в 4–4,5 раза больше, чем белков.
Углеводы всасываются в кишечнике в виде моносахаридов. Быстрота их всасывания и попадания в кровь зависит от вида углеводов, находящихся в продуктах. Содержащийся в хлебе и картофеле крахмал (полисахарид) предварительно расщепляется пищеварительными соками на моносахариды. На это требуется значительное время. Гораздо быстрее образуются моносахариды из свекловичного и тростникового сахара (дисахарид). Наиболее быстро всасывается глюкоза, так как она не подвергается ферментативному расщеплению, поскольку является моносахаридом. Глюкозы много в меде и винограде.
В растительных продуктах содержатся и так называемые непищевые углеводы – клетчатка (полисахарид). Она усваивается примерно на 25 % и как источник энергии практического значения не имеет. Но клетчатка необходимя для нормального функционирования кишечника: раздражая стенки кишок, она вызывает их движение, или перистальтику. Пища, лишенная клетчатки, способствует запорам. Задерживаясь в кишечнике, она разлагается, и продукты разложения, всасываясь, отравляют организм.
Много клетчатки содержится в хлебе, выпеченном из муки грубого помола (пшеничный и ржаной хлеб), в овощах, зелени и фруктах. Эти продукты непременно должны входить в детское меню. Сырые овощи и фрукты полезны еще и тем, что в них содержатся пектиновые вещества, которые обладают свойством набухать и тем самым также усиливают перистальтику кишечника, способствуя лучшему его опорожнению.
Пектиновые вещества уменьшают количество гнилостных бактерий в кишечнике, поглощают токсины, которые затем выводятся из организма. Много пектиновых веществ в тыкве, редисе, капусте, крыжовнике, вишне, сливе.

 

Минеральные вещества

Минеральные соединения входят во все ткани нашего тела и постоянно расходуются в процессах обмена веществ. Среди разнообразных минеральных солей, которые мы получаем с пищей, особое место занимает поваренная соль, необходимая для поддержания жидкостного баланса в организме. Она влияет на мочевыделение, деятельность центральной нервной системы, кровообращение, участвует в образовании соляной кислоты в железах желудка.
На костную систему приходится около -------
массы человеческого тела, а кости на -------
состоят из минеральных солей. Почти все соли, из которых построены кости и зубы, – это соли кальция, магния и фосфора. Отсюда ясно, какое большое значение имеют они в питании ребенка, у которого формируется костная система, прорезываются зубы. В костной ткани сконцентрировано 99 % всего кальция, имеющегося в организме человека. Однако оставшийся 1 % играет большую роль в обмене веществ. Соли кальция входят почти во все продукты питания, но не из всех продуктов они усваиваются. Молоко, кефир, простокваша, творог, сыр, яичные желтки – источники легкоусвояемого кальция.
Фосфор также участвует в образовании костей и нервной ткани. Много фосфора в орехах, хлебе, крупах, мясе, мозгах, печени, рыбе, сыре, яйцах, молоке.
Соли магния, как и соли калия, необходимы для нормальной деятельности сердечно-сосудистой системы. Основными пищевыми источниками солей магния являются отруби (а следовательно, и хлеб грубого помола), гречневая и ячневая крупы, морская рыба, а солей калия – тыква, кабачки, арбузы, яблоки, курага, изюм.
Потребность организма в железе и меди очень невелика и исчисляется долями грамма в сутки, но эти элементы играют исключительно важную роль в кроветворении и обмене веществ. Они содержатся в разнообразных продуктах питания.

Соли кобальта относятся к микроэлементам. Кобальт входит в состав витамина В (антинемический витамин), который регулирует кроветворение. В значительных количествах кобальт находится в горохе, свекле, красной смородине, клубнике.

 

Витамины

Витамины – это низкомолекулярные органические соединения, обеспечивающие нормальное течение биохимических и физиологических процессов в организме.

Большинство витаминов в соединении с белками образуют ферменты, которые непосредственно участвуют в обмене веществ. Некоторые пищевые продукты очень богаты одним или несколькими витаминами.

 

Рацион

Теперь, когда мы знаем основные качественные, энергетические и биологические характеристики пищи, давайте вместе подумаем, как из доступных продуктов сделать многообразный и полноценный рацион для вашего малыша.

Сначала о том, сколько жидкости (воды) требуется ребенку. В возрасте от 1 года до 2 лет он должен получать 95 мл жидкости на 1 кг массы тела, в возрасте от 2 до 3 лет – 60 мл. Поэтому в дневном рационе ребенка не менее пяти блюд должны быть жидкими (молоко, кофе с молоком, чай на завтрак, первое и третье блюда – в обед, сок – в полдник, простокваша, кефир – на ужин). Но во время ужина ребенку лучше пить поменьше. Утолять жажду перед сном можно фруктами и ягодами.

Суточный объем пищи для детей от 1 до 1,5 года в среднем 1000–1200 мл, от 1, 5 года до 3 лет – 1200–1400 мл.

При распределении калорийности питания советуем придерживаться следующей схемы. На завтрак должно приходиться 30 %, обед – 35 %, полдник – 15 %, ужин – 20 % общего количества калорий (в возрасте от 1 до 1,5 года – 1250–1300 ккал, от 1,5 года до 3 лет – 1400–1500 ккал в сутки).

При этом ежедневная потребность в источниках питания (на 1 кг массы тела) составляет: в белках – 4 г, жирах – 4 г, углеводах – 15–16 г. Другими словами, соотношение белков, жиров и углеводов в рационе должно быть 1:1:4.

После года молоко и молочные продукты по-прежнему играют большую роль в питании малыша. Они должны входить в меню ежедневно. Молока ребенку требуется не менее 500–600 мл (как в натуральном виде, так и для приготовления отдельных блюд). Кисломолочные продукты детям так же полезны, как и на 1-м году жизни.

Творог и сыр – источники полноценных белков и жиров, они хорошо перевариваются и усваиваются. Однако в натуральном виде творог можно давать только из молочной кухни или приготовленный дома из свежего кефира. Сыр детям до полутора лет лучше предлагать только неострых, некопченых, мягких сортов.

Сливки и сметана слишком богаты жиром, поэтому их не дают ребенку в натуральном виде. Заправляйте ими супы, готовьте с ними соусы. Сметану из магазина необходимо термически обрабатывать.

В приложении 8 приведен набор продуктов на каждый день, но это не значит, что ребенок, например, ежедневно должен съедать 40 г творога, 5 г сметаны и 3 г сыра. Лучше всего давать их 2–4 раза в неделю, но в больших количествах. Если сегодня он съел 100-граммовый сырник и 30 г сметаны, то в следующие дни эти продукты будут отсутствовать на его столе.

Мясо или рыбу нужно подавать ребенку ежедневно. Дети обычно любят молочные сосиски, нежирные сорта вареной колбасы. Давайте им эти «деликатесы», но только в том случае, если они свежие. Можно рекомендовать детские мясные консервы (непременно следя за сроком их годности и никогда не пользуясь уличной торговлей).

Рыба – ценный продукт питания, в ней содержатся легкоусвояемые белки. Детям в возрасте от 1 года до 3 лет можно давать любую нежирную морскую рыбу и все виды речной. Не очень полезны жирные деликатесные сорта рыб – палтус, осетрина, лосось, семга, угорь, а также рыбные консервы и икра. Они плохо перевариваются и к тому же могут вызывать аллергические реакции.

Ребенку в раннем возрасте необходимо в сутки 35–100 г мяса и 25–30 г рыбы. Советуем вам в течение недели 4–5 дней давать мясо (по 100–130 г) и 2–3 дня – рыбу (по 70–100 г).

Яйцо ребенку старше года уже можно давать целиком, а не только желток. И все же будьте осторожны: у некоторых малышей возникают аллергические реакции на белок куриного яйца. Яйца дают маленьким детям по-прежнему только в крутом виде или омлетах, запеканках, сырниках. Сырые яйца давать нельзя, так как в них содержатся овомукоид и авидин – вещества, подавляющие действие пищеварительных ферментов. При термической обработке эти соединения разрушаются, и белок яйца усваивается практически полностью. Целесообразно давать одно яйцо через день-два.

Всем детям раннего возраста полезно растительное масло. Но обращаем ваше внимание на то, что при термической обработке (например, во время жаренья) растительные масла быстро окисляются и теряют многие свои полезные качества. Поэтому их лучше использовать в натуральном виде, заправляя ими салаты и овощные пюре. Причем для заправки блюд лучше применять нерафинированные масла. Содержащиеся в них фосфолипиды улучшают обмен веществ.
Сливочное масло лучше добавлять в каши или мазать на хлеб. Использовать его для жаренья не стоит, так как при нагревании оно теряет свои ценные качества.
Ребята очень любят баранки, сухари, бублики. Наиболее полезен хлеб из ржаной или пшеничной муки грубого помола. Он богат витаминами группы В и растительными белками.
Крупы в качестве источника растительного белка, витаминов и минеральных солей также необходимы детям. Из круп в раннем возрасте первое место занимают гречневая и овсяная. Но теперь можно ввести в рацион ячневую, перловую, рисовую, реже – пшенную крупы.

Макаронные изделия менее богаты витаминами и минеральными веществами, но легко перевариваются. Кроме того, дети, как правило, любят макароны. Однако их не стоит включать в рацион малышей, масса тела которых находится на пределе избыточности.
Горох, фасоль, бобы, чечевица из-за грубой клетчатки и того, что они пучат, редко используются в питании малышей.
Сахар обязательно входит в рацион ребенка любого возраста. От года до трех его количество в среднем не должно превышать 50 г в сутки. Вообще, ограничение сладкого должно стать для вас законом. Не поощряйте знакомых и родных, которые приносят в качестве гостинца конфетку, тем более шоколад. Это ненужное лакомство в таком возрасте. Оно вызывает аллергические реакции, портит зубы, повышает возбудимость нервной системы. Уж если давать ребенку сладкое, то пусть это будет мармелад или пастила, но только в небольших количествах – не более 10–15 г в сутки.
Чрезвычайно полезны ребенку овощи, фрукты, зелень. И не только из-за содержания в них большого количества витаминов, минеральных веществ, пектина, клетчатки, углеводов, но и потому, что они выравнивают кислотно-щелочное состояние организма. Изменение его в сторону кислотности или щелочности приводит к различным заболеваниям.
Овощи можно давать малышу самые разнообразные – морковь, капусту, свеклу, помидоры, огурцы, тыкву, цветную капусту, зеленый лук. Необходимо добавлять в еду зелень – петрушку, сельдерей, укроп. Хорошо влияет на пищеварение кисель из ревеня.

 

Меню

Для того чтобы ребенок с удовольствием ел, мало хорошего аппетита и прекрасного настроения перед едой. Пища должна быть достаточно разнообразной, а объем блюд – таким, чтобы ребенок с удовольствием съедал все. Например, не допускается, чтобы в течение дня малыш не раз получал одно и то же блюдо, или 2 раза в день – каши (например, на завтрак и ужин), хотя бы и разные, или, скажем, вермишелевый суп на первое и отварную вермишель на гарнир ко второму блюду и т. д. Специалисты рекомендуют, чтобы в ежедневное меню маленького ребенка входили два овощных блюда и только одно – из крупы. Не рекомендуется также давать во время обеда больше, чем нужно, супа, если ребенок из-за этого не съедает или вообще отказывается от второго блюда – а оно несет основную питательную нагрузку. Если малыш страдает плохим аппетитом, ему можно вообще не давать суп, заменив его соком или водой. Если же ребенку с хорошим аппетитом недостаточно для насыщения обычного количества пищи, ему можно предложить еще салат, овощной гарнир или даже суп, но без хлеба.
На завтрак и ужин дети могут получать различные молочные каши, но отдавать предпочтение лучше все же гречневой и овсяной. Очень любят дети каши с овощами и фруктами (овсяную, манную или рисовую – с тыквой, изюмом и т. д.). Каши чередуют с овощными блюдами (овощное рагу, тушеная капуста или свекла, морковь в молочном соусе, овощная икра). Готовят и смешанные крупоовощные блюда (овощные голубцы с рисом, морковные, картофельные, капустные, свекольные котлеты с соусом, различные запеканки). Очень полезны детям блюда из творога (сырники, запеканки, ленивые вареники), а также из яиц (омлет натуральный, омлет с различными овощами, с картофелем, яблоками). На завтрак дети могут получать колбасные изделия (сосиски, сардельки, вареную колбасу), жареную или отварную рыбу, вымоченную сельдь или селедочный паштет, приготовленный непосредственно перед кормлением.
По возможности на завтрак и ужин детям дают салаты из свежих овощей и фруктов, правда, меньшими порциями, чем на обед. Салаты особенно рекомендуются летом, когда из-за жары у ребятишек ухудшается аппетит. Во время завтрака малыши охотно пьют, хотя бы каждый день, злаковый кофе с молоком, предпочитая его простому молоку, а также чай с молоком или какао (если ребенок его хорошо переносит), а на ужин – кефир, молоко или чай с молоком.
В обед малыш обычно съедает четыре блюда. Сначала идет салат, лучше из свежих овощей и фруктов, с добавлением свежей зелени. Чтобы ребенок более охотно съедал овощной салат, в него можно добавлять фрукты (например, мелко нарезанная свежая капуста с изюмом, тертая морковь с яблоками, вареная тертая свекла с черносливом).
На первое ребенок может получать как бульоны (мясной, рыбный, куриный), так и супы на этих бульонах, постные овощные супы-пюре со сметаной, молочные с овощами или макаронными изделиями. Выбор первых блюд для детей раннего возраста очень широк.
В качестве вторых блюд ребенок съедает, как правило, все мясо, предназначенное ему на день. Это могут быть паровые кнели, рулет с яйцом, суфле, котлеты, пюре, запеканки с мясом говядины, птицы или с рыбой; тушеное, или запеченное, или жареное мясо (рыба, птица).
На третье детям лучше давать свежие фрукты или ягоды, соки или компоты из свежих либо сухих фруктов и ягод, фруктовые пюре, свежеприготовленные или консервированные для детского питания. Нежелательно готовить кисели из концентратов. Пищевой ценности они не имеют, а углеводами детей перегружают.
На полдник малыши с удовольствием едят печенье или выпечку разного рода, молоко, кефир, свежие фрукты и ягоды.
Помня об основных правилах составления детского меню и стараясь следовать рекомендациям специалистов, не нужно забывать и об индивидуальных пристрастиях малыша к тем или иным блюдам, если, конечно, речь идет не о сладостях. Некоторые детишки оказывают настолько ярко выраженное предпочтение какому-либо блюду, что близкие вынуждены порой выдерживать настоящие сражения при попытках заменить это блюдо на другое, более питательное или вкусное, по их мнению. «Я знала одного маленького мальчика, – пишет известный детский психолог Э. Ле Шан, – который испытывал подлинную страсть к вареным макаронам и тефтелям. Его мать хотела, чтобы он получал сытный завтрак. И каждое утро превращалось в пытку для всей семьи, пока она не поняла, что макароны и тефтели столь же питательны, как и большинство продуктов для завтрака. В течение трех лет мальчик ел на завтрак макароны».
Есть малыши, которые на завтрак с удовольствием едят суп, или обязательно сосиски с картофельным пюре, или еще что-нибудь постоянное. Некоторые малыши в течение нескольких дней требуют одно и то же блюдо, отказываясь от других, а потом, насытившись им, могут увлечься каким-либо другим. Если вы встретились с подобной оригинальностью у своего малыша, наш совет – отнеситесь к ней с уважением. Чаще всего борьба с маленьким ребенком из-за еды либо приводит к стойкому нарушению у него аппетита или отказу есть за столом, либо превращается для малыша в повод заявлять во время трапезы о своей независимости и утверждаться в ней.
Встречаются и другие ситуации, к которым взрослые относятся порой чересчур серьезно, хотя они того не заслуживают. Многие дети, например, во время обеда, прежде чем приступить к салату, с наслаждением выпивают компот или сок или съедают что-нибудь сладкое. Часто это бывает поводом для бурного выяснения отношений с сыном или дочкой. Нужно ли это? Поверьте, нет. Понаблюдайте за малышом. Если он после такой прелюдии с удовольствием съедает весь обед, оставьте тот порядок приема пищи, который ребенок сам установил для себя. Этот выход из положения будет самым благоразумным. Вы не только сумеете избежать неблагоприятных последствий подхода к ребенку «с позиции силы», но и сохраните и даже упрочите отношения с ним.
Существует мнение, что при составлении меню для ребенка рацион не должен быть строго сбалансирован каждый день. Детям свойственны отклонения от питания «по науке». Но в то же время они инстинктивно стремятся к его уравновешенности, правда, в более широком, чем один день, временном промежутке – в течение нескольких недель и даже месяцев. И это вам также следует учитывать. При составлении меню руководствуйтесь правилом: еда не только источник всех необходимых для ребенка питательных веществ, но и повод для удовольствия. У ребенка ни в коем случае не должны быть связаны с ней неприятные эмоции. Позвольте сыну или дочери в известной мере выбирать пищу из того разнообразия блюд, которое вы ему или ей предлагаете.

 

Приготовление пищи

Для приготовления детского питания нужно использовать только доброкачественные продукты.
Блюда для детей первой половины 2-го года жизни это – по преимуществу блюда из протертых продуктов. Такая особенность питания малышей этого возраста связана с тем, что у них в достаточной мере не сформирован жевательный аппарат. И все же детишек постепенно приучают к более грубой пище.
Салаты готовят из сырых и вареных овощей, протертых на мелкой терке. Первые блюда – это прежде всего супы-пюре. Однако детишкам можно давать и суп с общего стола. Содержимое его размельчают непосредственно перед употреблением прямо в тарелке – вилкой или ложкой. Вторые блюда из говядины, рыбы или птицы готовят на пару. Яйца дают детям сваренными вкрутую и размятыми, добавляя в отварную вермишель, мясной рулет, зразы. Из яиц можно готовить паровой омлет на водяной бане в течение 20 минут. Яйца добавляют также в тесто во время приготовления оладий, блинчиков, запеканок. Желтки растирают с сахаром, а охлажденные белки сбивают венчиком. Благодаря такой подготовке яиц тесто получается пористым и лучше усваивается.
Крупы, за исключением манной, перед приготовлением перебирают и хорошо промывают, а затем засыпают в кипящую воду и варят до готовности. Дети до 1,5–2 лет получают непротертые, но сильно разваренные каши. Только в особых случаях каши из овсяной, гречневой, рисовой и перловой круп, приготовленные из целых зерен, протирают через сито (миксером не пользуются). Для приготовления каш молоко в сыром виде добавляют к уже сваренной крупе и смесь доводят до кипения. Протирают кашу перед добавлением молока. Если вы готовите кашу с овощами или фруктами, то в готовое блюдо вводят либо пюре из тушеных овощей, либо пюре из свежих яблок, слив, персиков.
После 1,5–2 лет в меню ребенка можно включать блюда из тех же продуктов, но запеченных и даже жареных, но сначала без панировки. Позже их перед жарением обваливают в муке или толченых сухарях. Овощи для салатов в этом возрасте можно натирать уже на крупной терке или мелко резать ножом.
Мясо хорошо промывают в проточной воде, срезают загрязненные места и клеймо. Замороженное мясо нужно оттаивать в крупных кусках при комнатной температуре. Если эту процедуру проводить в воде, особенно теплой, то теряется много сока, а следовательно, и питательных веществ. Оттаявшее мясо нужно сразу использовать.
Для приготовления пюре, суфле, рулета, мясо опускают в кипящую воду (в таком случае в нем сохраняется больше питательных веществ) и варят до готовности. Затем мясо пропускают через мясорубку дважды, добавляют мясной бульон и доводят до кипения. С замороженными курами поступают так же. Но дополнительно из тушки удаляют остатки перьев, опаливают, потрошат, тщательно промывают холодной проточной водой.
Если вам нужен бульон, мясо режут на куски, кости рубят, все это опускают в холодную воду и варят на медленном огне 1,5–2 часа. Приправы (коренья, лук) и соль добавляют за 20–30 минут до окончания варки.
Фарш для котлет, биточков, фрикаделек готовят непосредственно перед его использованием. Паровые котлеты и тефтели тушат в духовке 30 минут, котлеты обжаривают с обеих сторон 10 минут, а затем пропекают в духовом шкафу.
Замороженную рыбу оттаивают при комнатной температуре, потрошат, удаляют кости и готовят. Ее варят, тушат или жарят.
Субпродукты сначала многократно промывают проточной водой. Если готовят печень, то из нее вырезают крупные сосуды, пленки, желчный пузырь. Почки надрезают вдоль, снимают пленки, замачивают в холодной воде на 3–4 часа, а затем тщательно промывают в проточной воде.
В питании детей раннего возраста широко применяют разнообразные пудинги, в которые наряду с крупами входят фрукты, овощи, мясо, рыба. Благодаря тому что ингредиенты пудинга измельчают, протирают, разрыхляют (для чего используют взбитые яичные белки, которые вводят в готовую массу перед запеканием в духовом шкафу или отвариванием на водяной бане), это блюдо получается пышным и легко усваивается, а потому особенно рекомендуется для детского питания.
Из вязких каш можно готовить котлеты или биточки. С вареньем, повидлом, джемом, сладкой подливкой или киселем дети их едят с удовольствием. В охлажденную до 50–60 °C кашу добавляют сырые яйца, массу хорошо вымешивают, формуют котлеты или биточки, а затем пропекают в духовом шкафу 5–7 минут.
Макаронные изделия засыпают в подсоленную кипящую воду, варят до готовности, откидывают на дуршлаг и промывают горячей кипяченой водой. Макаронные изделия во время варки поглощают количество воды в 2 раза большего объема, чем собственный. Поэтому для их варки нужно брать достаточно много воды. Из готовых макаронных изделий, смешивая их с яйцом, протертыми тушеными овощами, творогом, яблоками, черносливом и т. д., готовят запеканки (смесь в течение часа запекают в духовке).
Блюда из бобовых для раннего возраста готовят редко, и в основном в виде протертых супов. Для этого горох, фасоль, бобы перебирают и замачивают в холодной воде на 3–4 часа, затем воду сливают и варят до готовности в другой воде. Продукт протирают через сито.
Детям раннего возраста можно давать булочки, пирожки, печенье. В бисквитное, песочное и дрожжевое тесто в этом случае можно добавлять только сливочное масло (но не маргарин). Кроме того, до полутора лет детям лучше не давать изделия из дрожжевого теста, оно еще недостаточно хорошо усваивается ими. В этом возрасте рекомендуются печенье из песочного теста и подсушенные бисквиты.
Все блюда для детей раннего возраста готовят на сливочном и растительном масле. Объем последнего должен составлять около 15 % от общего объема используемых жиров. При приготовлении детской пищи исключаются острые и пряные приправы и содержащие их соусы. Для улучшения вкуса блюд лучше применять овощи (помидоры, сладкий перец), фрукты, кислые соки, щавель, листовую зелень.


Малыш за столом

Ребенок должен садиться за стол в спокойном состоянии – не возбужденным, не утомленным и не раздраженным. Поэтому возвращайтесь с прогулки за 20–30 минут до обеда или ужина, чтобы набегавшийся и наигравшийся малыш мог успокоиться. Для этого ему можно предложить тихую игру.
Уже с первых лет жизни нужно воспитывать у малыша умение правильно вести себя за столом. Но спешить в этом деле не следует. Малыш должен чувствовать себя за столом раскованным, а время приема пищи должно быть приятным для него. Это напрямую связано с процессами пищеварения. Мы предвидим ваш вопрос: а как же быть с хорошими манерами? Ведь не секрет, что малыш, особенно в первое время после того, как он стал есть самостоятельно, ведет себя за столом подобно маленькому «свину». Приучать ребенка к опрятности во время еды следует исподволь. И здесь необходим прежде всего ваш собственный пример. Садитесь за стол вместе с вашим ребенком, используйте это время для спокойной беседы о том, что ест малыш, как это полезно. Покажите ему, как держать ложку. Начинать учить малыша пользоваться ею можно с 1 года 1 месяца – 1 года 2 месяцев. Предложите ему для начала есть ложкой блюдо, которое он очень любит, например протертую морковь с яблоком. Такое пюре легко зачерпнуть ложкой, оно не вываливается на стол при малейшей оплошности ребенка. В первое время вам придется помогать малышу. И не только показывая, как нужно пользоваться ложкой, но и используя метод «пассивных движений». Не раздражайтесь, если у ребенка не все получается так, как вам хотелось бы. Не забывайте, что в этом возрасте ручная моторика у вашего сына или дочери находится еще в стадии становления, ребенку трудно освоить сразу те далеко не простые движения, которые для нас, взрослых, столь естественны. Если вы будете чрезмерно требовательны и строги, у ребенка может сформироваться отрицательное отношение к приему пищи, и тогда у вас возникнут серьезные проблемы с питанием.
Для того чтобы ребенок скорее «освоил» ложку, предоставляйте ему почаще возможность есть самостоятельно. При этом выбирайте такое время, когда вы никуда не спешите. При вашем благожелательном и спокойном отношении, при достаточно частой тренировке ребенок уже к середине 2-го года жизни будет есть самостоятельно.
Ребятишек, страдающих расстройством аппетита, нередко приходится готовить к приему пищи. Для этого можно использовать страсть маленьких детей делать что-нибудь, как мама. В этом возрасте малыш должен знать, что перед едой нужно вымыть руки. Пусть он сам надевает на себя фартучек или нагрудник, сервирует стол, предварительно покрыв его клеенкой или положив на нее салфетку.
Малыша лучше кормить отдельно. За общим столом он отвлекается, требует дать то, что по возрасту ему никак не положено, капризничает. Хотя есть дети, которые едят лучше и за общим столом. Но в любом случае место, где ребенок ест, должно быть постоянным.
Во время еды помогайте малышу оставаться чистым. Так начинает складываться навык опрятности за столом. Если малыш пачкает личико или пальчики пищей, сначала вытирайте его вы, а затем предложите ему сделать это самому. При спокойном и неукоснительном приучении к опрятности малыш уже к концу 3-го года жизни ест аккуратно, а закончив еду, вытирает руки и губы салфеткой.
Во время еды нельзя торопить ребенка, заставлять его есть насильно. Подчас малыш, не желающий есть, не глотает пищу, держит ее во рту, в то время как бабушка или мама засовывают ему в рот все новые ложки с едой. Ни к чему иному, как к расстройству аппетита и отвращению к пище, такой метод кормления не приводит. Если малыш не хочет есть, позвольте ему выйти из-за стола. Но тут уж постарайтесь выдержать характер и ничего из еды не давайте ребенку до следующего кормления. Пусть ваше родительское сердце не сжимается от жалости. Ничего ужасного не произойдет, если ребенок не поел однажды. Как раз перекусы в таком случае – плохая мера воспитания. Ребенок быстро разберется в вашей слабости и будет ее использовать в дальнейшем. Так проблему с кормлением вам не решить.
Во время еды приучайте ребенка выражать свои просьбы спокойно и вежливо, пользуясь словом «пожалуйста». И вновь подчеркнем – в поведении ребенка отражаются те формы обращения, которые приняты у вас в семье. Вам трудно требовать от малыша придерживаться норм поведения, которых он не встречал в повседневной жизни. Помните о том, что малыш в этом возрасте во всем подражает вам.

 

Проблемы со сном

Родители порой жалуются врачу на то, что ребенок плохо засыпает вечером. Часто это связано с сильным возбуждением малыша, когда родители приходят с работы, собирается вся семья, включен телевизор, с малышом играют, тормошат его. Вечернее перевозбуждение особенно свойственно невропатичным детям.
Поэтому старайтесь, чтобы дома вечером было спокойно. Выбирайте для ребенка тихие игры, чтение вслух сказок, но таких, в которых нет ситуаций и образов, способных напугать малыша. Как бы это ни звучало странно, но ребенок перед ночным сном должен отдохнуть.
Малышу очень помогает успокоиться ежевечерний ритуал перед отходом ко сну – мы об этом уже писали. Причем ребенок должен хорошо знать, какие мероприятия предстоят ему вечером. Он с удовольствием будет подсказывать вам, что и в каком порядке нужно сейчас делать. Например, каждый вечер в одно и то же время малыш принимает ванну. За ней следуют сказка, поцелуй мамы, прощание на ночь с любимыми игрушками – с каждой по очереди (а это хорошее успокаивающее средство), затем ребенок засыпает.
Однако родителей тревожат не только трудности с засыпанием, но и нарушения ночного сна. Сегодняшние малыши страдают бессонницей, просыпаются с плачем, боятся



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: