Федеральный бюджет РФ — основной финансовый план правительства России на текущий финансовый год, имеющий силу закона.
Доходы федерального бюджета – в странах, имеющих федеральное устройство, доходы центрального государственного бюджета. В каждой стране используется собственная система формирования доходов центральных и местных бюджетов, но с учетом опыта других стран, т.е. на основе своих возможностей и мировой практики. Налоговый кодекс страны, другие законы определяют содержание и состав налоговой системы как основы формирования доходов каждого бюджета.
Д.ф.б. РФ ежегодно утверждаются Федеральным Собранием в законе, который подписывается Президентом РФ. Они состоят из доходов федерального уровня и части доходов субъектов РФ. В Д.ф.б. указываются поступления доходов по источникам.
Налоговые доходы: налог на доходы (прибыль) предприятий и организаций; НДС; акцизы; лицензионные и регистрационные сборы, налог от приватизации и продажи государственного имущества федерального значения; налог с доходов от внешней торговли; налоги на внешнеэкономические операции; платежи за пользование природными ресурсами.
К неналоговым доходам относятся доходы от приватизации и продажи собственности (федеральной), от арендных сборов, пошлин и др. К ним относятся доходы целевых фондов.
Среди Д.ф.б. по своей величине и значимости для формирования доходов всех видов бюджетов РФ выделяются основные: НДС, налог на прибыль (доходы от капитала), акцизы, платежи за пользование природными ресурсами и др.
Все эти Д.ф.б., но это не означает, что все суммы поступлений по ним зачисляются только в федеральный бюджет. Ежегодно устанавливаются или пересматриваются размеры (в %) зачисления доходов в федеральный бюджет. Так, в установленном законом проценте зачисляются в Д.ф.б. налоги: НДС, например в 1997г. - 75% по товарам российского производства и 100% - иностранного; акцизы - по импортируемым товарам полностью, а по спирту, водке и ликеро-водочным изделиям российского производства - только 50%. Следовательно, Д.ф.б. частично поступают на формирование доходов нижестоящих бюджетов. Практикуется и обратное, когда законодательно устанавливаются отчисления в федеральный бюджет части доходов (налогов) регионального уровня, например по налогу на физических лиц, по арендным доходам, по земельному налогу. Это означает, что в РФ нет полного закрепления налогов и доходов федерального, регионального и местного уровня за их бюджетами. Функционирует система отчислений по устанавливаемым законом нормативам от федеральных налогов в региональные, из региональных доходов - в местные бюджеты.
6-8Межбюджетные отношения — это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.
Межбюджетные отношения в России основаны на следующих принципах:
§ распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;
§ разграничения (закрепления) на постоянной основе доходов по уровням бюджетной системы РФ;
§ равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований;
§ выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;
§ равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Федерации.
В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ, а из бюджетов субъектов РФ — в местные бюджеты. Используется единая методика расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, а также единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов.
Целями организации системы межбюджетных отношений могут быть:
§ выравнивание бюджетной обеспеченности,
§ стимулирование роста налогового потенциала,
§ финансовое управление территориальным развитием,
§ снижение рисков недофинансирования ключевых бюджетных услуг на местном уровне.
4-6 доходы федерального бюджета
Доход федерального бюджета формируется за счет на-
логовых и неналоговых поступлений, заимствований, безвоз-
мездных перечислений и взаиморасчетов, поступающих из
бюджетов субъектов РФ.
К налоговым источникам поступлений относятся:
• федеральные налоги и сборы;
• таможенные пошлины и сборы;
• пени и штрафы.
К неналоговым источникам поступлений относят доходы:
• от использования имущества, находящегося в государ-
ственной собственности;
• от продажи или другого возмездного отчуждения иму-
щества, находящегося в государственной собственности;
• от платных услуг, оказываемых органами государствен-
ной власти и бюджетными организациями;
• полученные в результате мер гражданско-правовой,
административной и уголовной ответственности;
• от других неналоговых источников дохода.
В доходах бюджета от неналоговых источников учитыва-
ются:
• средства, полученные в виде арендной платы или иной
платы за сдачу во временное владение и пользование иму-
щества, находящегося в государственной собственности;
• средства, полученные в виде процентов по остаткам
бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;
• средства, полученные от передачи имущества, нахо-
дящегося в государственной собственности, под залог или в
доверительное управление;
• средства, полученные от возврата государственных
кредитов и бюджетных ссуд;
• средства, полученные от продажи (приватизации) иму-
щества, находящегося в государственной собственности;
• доходы от внешнеэкономической деятельности;
• плата за пользование предоставленными бюджетными
средствами;
• доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в ус-
тавных капиталах, дивидендов по акциям, принадлежащим
государству;
• часть прибыли государственных унитарных предприя-
тий, остающейся после уплаты налогов и других платежей;
• доходы от реализации государственных запасов и ре-
зервов;
• другие доходы от имущества, находящегося в госу-
дарственной собственности.
К безвозмездным доходам, поступающим в федеральный
бюджет, относят:
• безвозмездные перечисления физических и юридичес-
ких лиц;
• безвозмездные перечисления международных органи-
заций и правительств иностранных государств;
• перечисления по взаимным расчетам по передаче
средств между бюджетами различных уровней бюджетной
системы, связанные с изменениями в налоговом и бюджет-
ном законодательстве.
Денежные средства считаются зачисленными в доход фе-
дерального бюджета с момента совершения ЦБ РФ или кре-
дитной организацией операций по зачислению денежных
средств на счет органа, исполняющего федеральный бюджет.
Доходы федеральных целевых внебюджетных фондов,
входящих в федеральный бюджет РФ, обособленно учиты-
ваются в доходах соответствующих фондов по ставкам, ус-
тановленным налоговым законодательством, и распределя-
ются между федеральным и территориальными внебюджет-
ными фондами по нормативам, определенным Федеральным
законом "О федеральном бюджете на финансо-
вый год".
5-4