Основные операции технического обслуживания аккумуляторных батарей являются:
1. Постоянная проверка чистоты батарей и их вентиляционных отверстий.
2. Проверка уровня электролита и при необходимости корректировка его.
3. Проверка заряженности батареи по замеру плотности электролита с учетом температуры.
Уровень электролита контролируется стеклянной трубкой, которую опускают вертикально в заливочное отверстие до упора в предохранительный щиток. Затем верхний конец трубки зажимают пальцем и вынимают ее из аккумулятора. Высота столбика электролита в трубке соответствует уровню электролита в аккумуляторе над предохранительным щитком. Нормальным считается уровень в пределах 10 – 15 мм.
Для проверки технического состояния батареи и оценки способности ее к холодному пуску двигателя разработан специальный диагностический режим – разряд током при Т = -18°С. Диагностическими параметрами при этом являются напряжение на 30-й и 150-й секундах разряда. Они должны быть соответственно не менее 9 и 6 В у полностью заряженной батареи.
Также используется такая характеристика, как значение тока, вызывающее падение напряжения до 1,2 В на аккумуляторе в течение 30 с.
Существуют методы диагностирования, основанные на контроле внутреннего сопротивления батареи и определении параметров ее эквивалентной электрической схемы.
Срок службы и исправность аккумуляторной батареи во многом зависят от своевременного обслуживания и правильного ухода за ней. Батарея должна содержаться в чистоте, так как загрязнение ее поверхности приводит к повышенному саморазряду. При техническом обслуживании надо протереть поверхность батареи 10%-ным раствором нашатырного спирта или кальцинированной соды, после чего вытереть чистой сухой ветошью.
|
Во время заряда в результате химической реакции выделяются газы, значительно повышающие давление внутри аккумуляторов. Поэтому вентиляционные отверстия в пробках нужно периодически прочищать тонкой проволокой. Учитывая, что при работе батареи образуется гремучий газ (смесь водорода с кислородом), нельзя осматривать батарею при открытом огне.
Необходимо периодически проверять уровень электролита и его плотность, а при необходимости производить полную проверку батареи в целях более точного определения ее состояния и пригодности к дальнейшей эксплуатации.
Для длительного хранения батарею необходимо снять с автомобиля, полностью зарядить и хранить в заряженном состоянии в сухом месте при температуре не выше 0°С и не ниже -30°С, имея в виду, что чем ниже температура электролита, тем меньше саморазряд. Каждое 3 месяца следует контролировать заряженность батареи по плотности электролита и при необходимости производить ее подзаряд.
При хранении батареи непосредственно на автомобиле следует отсоединить провода от полюсных.
Типы и условные обозначения стартерных батарей
Стартерные свинцовые аккумуляторные батареи классифицируют по номинальному напряжению (6 и 12 В) и номинальной емкости.
На стартерные аккумуляторные батареи наносят товарный знак предприятия -изготовителя, указывают тип батареи, дату выпуска и обозначение стандарта или технических условий на батарею конкретного типа. Условное обозначение типа батареи (например, батарея 6СТ-55А) содержит указание на количество последовательно соединенных аккумуляторов в батарее (3 или 6), характеризующих ее номинальное напряжение (6 или 12 В), указание на назначение по функциональному признаку (СТ - стартерная), номинальную емкость в А-ч и исполнение (при необходимости): А - с общей крышкой; Н - несухозаряженная; 3 - для необслуживаемой, залитой электролитом и полностью заряженной батареи.
|
В условных обозначениях еще применяемых в настоящее время батарей буква Э и Т величины номинальной емкости указывают на материал моноблока (соответственно эбонит и термопласт). Последующие буквы обозначают материал сепаратора (М - мипласт, Р - мипор).
Отечественная промышленность выпускает стартерные свинцовые аккумуляторные батареи номинальным напряжением 6 и 12 В и номинальной емкостью 45-190 А-ч.