Техническая эксплуатация транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования
Практическое занятие 2
Информационное обеспечение технической эксплуатации автомобилей
Учебные вопросы:
Нормативное обеспечение.
2. Документальное обеспечение.
Нормативное обеспечение.
Существуют следующие виды обеспечения технической эксплуатации автомобилей:
· Информационное (нормативное, документальное, методическое);
· Персонал, выполняющий определенные функции в системе;
· Контрольное (диагностическое) по функциям определения состояния элементов автомобиля, производственных, экономических и других процессов предприятия;
· Средства контроля процессов и связи в подразделениях, обработка и хранение информации;
· Материально-техническое обеспечения.
Информационное обеспечение включает в себя составной частью нормативно-справочное обеспечение, составляющее до 60 – 70% от общего объема информации, используемой в управлении автотранспортным производством,
Нормативная база представляет собой систему норм, устанавливающих количественные характеристики использования различных ресурсов, показателей, параметров состояния автомобилей и процессов. Наличие нормативной базы всистеме управления позволяет принимать однозначные решения и последующие управленческие воздействия на автомобили и соответствующие процессы.
Все сферы деятельности автомобильного транспорта, такие, как автомобильные перевозки грузов и пассажиров; ТО и ТР подвижного состава; ремонт автомобильных шин и аккумуляторных батарей; оборудование да ТО и ТР подвижного состава; средства механизации погрузочно-разгрузочных работ и др. — регламентированы правилами и нормами, которые могут быть государственными, отраслевыми и нормативами предприятия. В системе автомобильного транспорта Российской Федерации действует свыше 500 наименований нормативных, конструкторских и технологических документов, в том числе: 175 наименований документов по техническому обслуживанию; 104 наименования по капительному ремонту; 102 наименования по стандартизации и метрологии; 77 по текущему ремонту; 19 по оборудовании ря ТО и ремонта автомобильной техники; 17 по диагностике; 11 по ремонту и обслуживанию шин.
|
Использование государственных и отраслевых нормативов не вызывает каких-либо осложнений в работе. Одновременно часто возникает необходимость в корректировании нормативов, например, расхода топлива, шин в зависимости от маршрутов движения, дорожных условий и т.и. Поэтому каждое предприятие в силу своей специфики вырабатывает нормы и нормативы с учетом фактических положений дел и потребностей производства. Нормативы предприятий должны учитывать достижения современной науки и техники, передового опыта и директив правительства.
Государственные нормативы включают:
· справочно-расчетные таблицы по начислению сумм на восстановление износа и ремонт автомобильных шин на 1000 км пробега;
· временные линейные нормы расхода жидкого топлива и газа для автомобильного транспорта;
· амортизацию на полное восстановление и ремонт автомобилей.
Государственные стандарты (ГОСТы) определяют техническую политику отрасли автомобильного транспорта. Отраслевые нормативы включают:
|
· положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта (I и П части);
· нормы затрат на техническое обслуживание и текущий ремонт автомобилей;
· инструкцию по получению, хранению, выдаче и учету топлива и смазочных материалов;
· правила эксплуатации автомобильных шин;
· руководство по диагностике технического состояния подвижного состава автомобильного транспорта;
· типаж гаражного оборудования и специализированного инструмента для АТП и БЦТО Минтранса РФ;
· методику определения экономической эффективности от внедрения мероприятия новой техники, изобретений и рационализаторских предложений на предприятиях и в организациях Министерства транспорта РФ.
Предприятие разрабатывает нормативы по следующим элементам системы:
· предельные нормативы периодичности ТО-1 и ТО-2с учетом возраста автомобилей и условий эксплуатации;
· нормативы на объемы работ ТО и ТР автомобилей предприятия в соответствии с конкретными условиями эксплуатации;
· нормативы на предельно допустимые состояния элементов автомобиля в результате проведения экспериментальных работ, исходя из конкретных условий эксплуатации и применения имеющейся на предприятии диагностической аппаратуры;
· нормативы на необходимый оперативный запас элементов оборотного фонда на промежуточном и центральном складах;
· дифференцированные нормы расхода запасных частей на автомобили в зависимости от пробега и условий эксплуатации;
· дифференцированные нормы расхода топлива автомобилями в зависимости от условий эксплуатации;
· предельно допустимые значения параметров состояния элементов автомобилей, влияющих на расход топлива;
· дифференцированные нормы гарантийного пробега шин в зависимости от условий эксплуатации;
· предельно допустимые значения параметров состояния элементов автомобилей, влияющих на ресурс шин;
· предельное время простоя автомобилей на технических воздействиях и др.