НАЗВАНИЕ : Реликтовые интуиции памяти и исторические перпендикуляры. 4 глава




тем чтобы получить деньги по прибытии в Иерусалим. Так тамплиеры

становились не только ростовщиками, но и организаторами банковского

дела. И оно принесло им огромные богатства: ведь многие крестоносцы

погибали в пути, не успев добраться до Иерусалима... Вторым был орден

госпитальеров-иоаннитов. Свое название он получил от госпиталя святого

Иоанна, помогавшего больным пилигримам. В конце XXI в. образовался

третий орден - Тевтонский. Позже он переселился на берега Балтийского

моря, где в 1237 г. объединился с орденом меченосцев. Объединенный

орден меченосцев зверски истреблял и грабил местные племена -

литовские, латышские, эстонские. Пытался захватить русские земли в XIII

в., но князь Александр Невский разгромил рыцарское войско на льду

Чудского озера 5 апреля 1242 г. В XI - XII вв. в Испании возникли три

ордена. Они были созданы рыцарями в связи с реконкистой - борьбой,

направленной к изгнанию арабов из Испании. В XIV - XV вв. европейские

короли, создавая централизованные государства, подчинили себе и

духовно-рыцарские ордена. Так, Французский король Филипп IV Красивый

жестоко расправился с самым богатым из них - орденом тамплиеров. В 1307

г. тамплиеров обвинили в ереси. Многих из них сожгли на кострах,

имущество ордена конфисковали, пополнив им королевскую казну. Но

отдельные ордена сохранились до наших дней. Например, в Риме до сих пор

существует орден иоаннитов - это реакционное клерикальное (церковное)

учреждение. Летом 1212 г. по дорогам Франции и Греции двигались

небольшими группами и целыми толпами мальчики от 12 лет и старше,

одетые по-летнему: в простых холщевых рубахах поверх коротких штанов,

почти все босиком и с непокрытыми головами. У каждого спереди на рубахе

был нашит матерчатый крест красного, черного и зеленого цвета. Это были

юные крестоносцы. Над процессиями веяли пестрые флаги; на одних было

изображение Иисуса Христа, на других - богородицы с младенцем. Звонкими

голосами крестоносцы распевали религиозные гимны, прославляющие бога.

Вослед за этими детьми тянулись стаи похотливых,любвеобильных дядушек.

Куда же и с какими целями направлялись все эти толпы детей? Впервые в

самом начале XI в. призвал Западную Европу к крестовым походам римский

папа Урбан II. Это произошло поздней осенью 1095 г., вскоре после того,

как городе Клермоне (во Франции) закончился сбор (съезд) церковников.

Папа обратился к толпам рыцарей, крестьян, горожан. монахов,

собравшихся на равнине близ города, с призывом начать священную войну

против мусульман. На призыв папы откликнулись десятки тысяч рыцарей и

деревенских бедняков из Франции, а позже и из некоторых других стран

Западной Европы. Все они в 1096 г. отправились в Палестину воевать

против турок-сельджуков,которые незадолго до этого захватили город

Иерусалим, считавшийся у христиан священным. По преданиям, там якобы

находился гроб Иисуса Христа, мифического основателя христианской

религии. Освобождение этой святыни и служило предлогом для крестовых

походов. Крестоносцы прикрепляли к своим одеждам кресты из материи в

знак того, что они идут на войну с религиозной целью - изгнать

иноверцев (мусульман) из Иерусалима и других священных для христиан

мест в Палистине. В действительности цели крестоносцев были не только

религиозные. К XI в. земля в Западной Европе была поделена между

светскими и церковными феодалами. Наследовать землю сеньора, по обычаю,

мог только его старший сын. В результате образовался многочисленный

слой феодалов, не имевших земли. Они жаждали получить ее любым путем.

Католическая церковь не без основания опасалась, как бы эти рыцари не

стали покушаться на ее обширные владения. Кроме того, церковники во

главе с папой римским стремились распространить свое влияние на новые

территории и поживиться за их счет. Слухи о богатствах стран Восточного

Средиземноморья, которые распространяли путешественники-богомольцы

(пилигримы), побывавшие в Палестине, возбуждали алчность рыцарей. Этим

и воспользовались римские папы, бросив клич "На Восток!". В планах

рыцарей-крестоносцев освобождение "гроба господня" имело

третьестепенное значение: феодалы стремились к захватам заморских

земель, городов, богатств. Первое время в крестовых походах участвовала

и крестьянская беднота, жестоко страдавшая от притеснения феодалов,

неурожаев и голода. Темные, задавленные нуждой земледельцы, большей

частью крепостные, слушая проповеди церковников, верили, что все

бедствия, которые они испытывают, ниспосылаются на них богом за

какие-то неведомые грехи. Священники и монахи уверяли, что если

крестоносцам удастся отвоевать у мусульман "гроб господень", то

всемогущий бог сжалится над бедняками и облегчит их участь. Церковь

обещала крестоносцам прощение грехов, а в случае гибели - верное

местечко в раю. Уже во время первого крестового похода погибли десятки

тысяч бедняков, и лишь немногие из них добрались вместе с сильными

рыцарскими ополчениями до Иерусалима. Когда в 1099 г. крестоносцы

захватили этот город и другие прибрежные города Сирии и Палестины, все

богатства достались только крупным феодалам и рыцарству. Прибрав к

рукам плодородные земли и цветущие торговые города "Святой земли", как

европейцы называли тогда Палестину, "христовы воины" основали свои

государства. Пришлые крестьяне почти ничего не получили, и поэтому в

дальнейшем все меньше крестьян участвовало в крестовых походах. В XII

в. рыцарям пришлось много раз снаряжаться на войну под знаком креста,

чтобы удержать захваченные территории. Однако все эти крестовые походы

терпели неудачи. Когда в начале XIII в. французские, итальянские и

немецкие рыцари в четвертый раз опоясались мечом по призыву папы

Иннокентия III, они направились не против мусульман, а обрушились на

христианское государство Византию. В апреле 1204 г. рыцари захватили ее

столицу Константинополь и разграбили его, показав, чего стоили все

пышные фразы о спасении "гроба господня". Через восемь лет после этого

позорного события состоялись детские крестовые походы. Средневековые

монахи-летописцы так рассказывают о них. В мае 1212 г. в аббатство

святого Дионисия, в Париже, пришел неведомо откуда двенадцатилетний

мальчик-пастух Этьен. Он объявил, что послан самим богом возглавить

поход детей против "неверных" в "Святую землю". Потом этот мальчуган

пошел по деревням и городам. На площадях, на перекрестках дорог, во

всех людных местах он произносил пылкие речи толпам людей, призывая

своих сверстников собираться в путь ко "гробу господню". Он говорил:

"Взрослые крестоносцы - дурные люди, жадные и корыстолюбивые грешники.

Сколько они ни воюют за Иерусалим, ничего у них не выходит: всесильный

господь не желает даровать грешникам победу над неверными. Милость бога

могут получить только непорочные дети. Безо всякого оружия им удастся

освободить Иерусалим из-под власти Султана. По велению божьему

Средиземное море расступится перед ними, и они перейдут по сухому дну,

подобно библейскому герою Моисею, и отберут у неверных "святой гроб".

"Сам Иисус приходил ко мне во сне и открыл, что дети избавят Иерусалим

от ига язычников", - заявил пастушок. Для большей убедительности он

поднимал над головой какую-то грамоту. "Вот письмо, - утверждал Этьен,

- которое дал мне спаситель, поручив предводительствовать вами в

заморском походе во славу господа". Тут же, прямо на виду у

многочисленных слушателей, рассказывают хроники (летописи), Этьен

совершал различные "чудеса": он будто бы возвращал зрение слепым и

исцелял калек от недугов одним прикосновением рук. Этьен приобрел

широкую известность во Франции. По его призыву толпы мальчиков

двинулись в город Вандом, ставший сборным пунктом юных крестоносцев.

Наивные рассказы летописцев не объясняют, откуда взялось такое

удивительное религиозное рвение у детворы. Между тем причины были те

же, которые в свое время побудили бедняков крестьян первыми двинуться

на Восток. И хотя движение крестоносцев в XIII в. уже было опорочено

грабительскими "подвигами" и крупными неудачами рыцарей и шло на убыль,

все же в народе не совсем угасла вера, что бог будет милостивее, если

удастся отвоевать священный город Иерусалим. Эту веру усиленно

поддерживали служители церкви. Священники и монахи стремились погасить

усиливавшееся недовольство крепостных против господ с помощью

"богоугодного дела" - крестовых походов. За юродивым (психически

больным) пастушком Этьеном стояли ловкие церковники. Им было нетрудно

подучить его творить заранее подготовленные "чудеса". Крестоносная

"лихорадка" охватила десятки тысяч бедняцкой детворы сначала во

Франции, а затем и в Германии. Судьба юных крестоносцев оказалась очень

плачевной. За пастухом Этьеном двинулось 30 тыс. детей. Они прошли Тур,

Лион и другие города, кормясь милостыней. Папа римский Иннокентий III,

зачинщик многих кровавых войн, предпринимавшихся под религиозным

знаменем, ничего не сделал, чтобы остановить этот безумный поход.

Напротив, он заявил: "Эти дети служат укором нам, взрослым: пока мы

спим, они с радостью выступают за Святую землю". К детям в пути

примкнуло нимало взрослых - крестьян, бедных ремесленников, священников

и монахов, а также воров и прочего преступного сброда. Нередко эти

грабители отбирали у детей продукты и деньги, которые им подавали

окрестные жители. Толпа крестоносцев, подобно катящейся лавине,

увеличивалась в пути. Наконец, они достигли Марселя. Здесь все тотчас

бросились к пристани, ожидая чуда: но, конечно, море перед ними не

расступилось. Зато нашлись два жадных торговца, которые предложили

перевезти крестоносцев за море безо всякой платы, ради успеха "дела

божьего". Детей погрузили на семь больших кораблей. Недалеко от берегов

Сардинии, у острова Св. Перта, суда попали в бурю. Два корабля вместе

со всеми пассажирами пошли ко дну, а остальные пять были доставлены

корабельщиками в гавани Египта, где бесчеловечные судовладельцы продали

детей в рабство. В одно время с французскими детьми в крестовый поход

пустились 20 тыс. немецких ребят. Их увлек 10-летний мальчик по имени

Николай, наученный своим отцом говорить то же самое, что Этьен. Толпы

юных немецких крестоносцев из Кельна двинулись вдоль Рейна на юг. С

трудом дети перешли Альпы: от голода, жажды, усталости и болезней две

трети детей погибло; остальные полуживые добрались до итальянского

города Генуи. Правитель города, решив, что приход такого множества

детей не иначе, как козни врагов республики, приказал крестоносцам

немедленно убираться прочь. Измученные дети отправились дальше. Только

небольшая часть их достигла города Бриндизи. Вид оборванных и голодных

ребятишек был настолько жалок, что местные власти воспротивились

продолжению похода. Юным крестоносцам пришлось возвращаться домой.

Основным движущим моментом походов являлась легальная возможность без-

наказанных грабежей и безнаказанных изнасилований бедных юных детей.

Большинство их погибло от голода на обратном пути. По свидетельству

очевидцев, трупы детей в течение многих недель валялись неубранными на

дорогах. Уцелевшие крестоносцы обратились к римскому папе с просьбой

освободить их от обета крестового похода. Но папа согласился дать им

отсрочку лишь на время, пока они достигнут совершеннолетия. Страшную

страницу истории - детские крестовые походы - некоторые ученые склонны

считать вымыслом. На самом деле детские крестовые походы - быль, а не

легенда. О них повествуют многие летописцы XIII в., составлявшие свои

хроники независимо друг от друга. Крестовые походы детей явились

результатом бедствий трудового люда и пагубного влияния религиозного

фанатизма, который всячески раздували в народе католические церковники.

Они-то и были главными виновниками массовой гибели юных крестоносцев.

Оккультные традиции, или тайное учение, всегда утверждали, что наша

планета существует уже более сотни миллионов лет, что стала

подтверждать современная наука. С того отдаленного времени, когда

поверхность материков достаточно охладилась, чтобы на ней могла

появиться растительность и могли воплощаться люди, - они всегда

находились под надзором и опекой Провидения. Эта опека была особенно

заботлива в ту раннюю пору, когда человечество находилось еще в

младенческом периоде своего умственного развития. На заре человеческих

рас, когда они ежечасно нуждались в защите и поддержке. Провидение им

посылало наставников, духовных учителей и пророков. Эти люди,

старшие братья, потомки рас, жившие раньше на других планетах и уже

достигшие совершенства, воплощались на нашей земле в разных странах, в

разное время, среди различных народов: они обучали их познанию

Божества, иерархии небесных сил, земледелию, ремеслам, науке и

искусствам. Самые способные и усердные ученики становились жрецами.

Мыслители, философы, ученые группировались вокруг храмов и святилищ,

являясь сосредоточением религии и всех наук, центром, из которого

излучались свет духовный - религиозное учение и свет умственный -

всякого рода знания, отвлеченные и практические. Люди, жаждавшие

знаний, устремлялись в ограду храмов и там находили просвещение. Все

великие религии имеют и всегда имели внешнюю историю и историю

внутреннюю: первая - видимая, вторая скрытая. Под внешней историей надо

понимать догматы и мифы, преподаваемые в школах и храмах публично и

вошедшие в обряд религии. Под внутренней историей надо понимать и

разуметь науку глубокую, тайную доктрину, оккультную деятельность

великих учителей, пророков и реформаторов, создавших и поддерживавших

живой дух великих религий. Первая, официальная история, которая может

быть всюду прочтена, протекает при дневном свете, тем не менее она

темна, запутанна и противоречива. Вторая, которую можно назвать

сокровенным или тайным преданием или учением Мистерий, - трудно

распознаваема, ибо она протекает в глубине святилищ и храмов, в

замкнутых братствах. Ее самые важные тайны сохранились верховными

учителями и жрецами, которые не доверяли их книгам и пергаментам, а

передавали на ухо своим приемникам. История эта - это устное предание,

ныне восстановленное, является историей, полной света, внутренней связи

и гармонии. Ее можно назвать также историей единой всемирной и

вечной религии; в ней проявляется внутренняя суть вещей, истинное

содержание человеческого сознания, тогда как внешняя история показывает

только его земные формы. Истоки тайного учения находятся в Индии, в

Ведах. Не менее поразительная древность священной доктрины в Египте в

свитках папируса Книги мёртвых. Тайное учение ярко сквозит в

очаровательной мифологии Эллады: оккультные традиции Израиля сохранены

под покровом туманных форм Каббалы, сокровенная мудрость Христианства

сияет в Евангелиях, она бьет ключом из живого родника притч Христа.

Мудрецы, пророки и великие учителя всех времен и всех стран пришли к

одинаковым заключениям относительно основ, относительно

первичных и последних причин путем глубокого внутреннего размышления и

созерцания, при полном закрытии всех чувств земным впечатлениям. Они

стали величайшими благодетелями человечества, вырвав его из бездны

жизней, животной природы, отрицания и постепенного поднимания его к

вершинам идеала. Изучение внутренней истории всех великих религий

приводит к результату величайшего значения: оно устанавливает

незыблемый факт - глубочайшую древность, непрерывность основного

единства тайного учения. Священные писания всех великих религий дают

вдумчивому читателю нечто большее, чем в них выражено буквами и

словами, нечто больше того, что когда-то было обнародовано для широкой

публики. Каждая великая религия всегда признавала, что она существует

для различных между собою классов людей и что она должна быть способна

удовлетворять умственным и духовным запросам каждого из этих классов,

находящихся на разных ступенях интеллектуального развития. Знание есть

сила, великая сила. Знание в области невидимого мира -

великое могущество. Лица, которым открываются высшие знания, берут на

себя моральные гарантии и известные обязательства в части применения их

на благо человечества. Нет религии выше Истины. Сокровенное знание,

унаследованное нами от глубокой древности, не противоречит ни одной из

великих религий, наоборот, оно поясняет и объединяет их всех вместе.

Оно считает, что все религии стремятся к установлению одних и тех же

основных истин, отличных друг от друга по форме и по названию только

потому, что были провозглашены различными учителями в разные эпохи

истории мира и были даны различными народами, стоящими на разных

ступенях развития. Адепты сокровенного знания считают, что истина,

лежащая а основе всех религий, вполне доступна разуму человека. Они

называют значение этой истины божественной мудростью или

мудростью богов, т. е. людей, достигших высшей ступени (грани)

совершенства на земле, иначе сказать сверхчеловеков, и каждый может

вполне исполнить свое назначение на земле - быть человеком в полном

смысле этого слова. Высший разум человека владеет воспоминаниями о

прошлых его земных жизнях. Память прошлого выражается в тех духовных

свойствах и качествах, которые он не приносит с собой при рождении и

которых он не мог не получить в наследство от родителей, ни приобрести

воспитанием. Где бы он ни был, человек наполняет пространство вокруг

себя своими мыслями. Куда бы он не ехал, ни шел, его мысли остаются за

ним длинным хвостом: все эти мысли - посев, который не пропадает даром,

он воспринимается им самим и другими людьми, и если они были светлые,

добрые, то они плодят радость и благословение, а если они были мрачными

и злобными, то плодят печаль и злобу. Человек без культуры мысли, без

внутренней правды дикарь, несмотря на культуру формы, на внешнюю

цивилизацию. Народ без культуры мысли - варварский народ. Все люди на

земном шаре соединены между собой тысячами невидимых нитей мысли,

которые безостановочно проносятся во всех направлениях и приносят им

пользу или вред. Мысль любви, посланная другу, защищает его от

опасности. Такие мысли могут быть посылаемы не только живым, но и

умершим людям, причем последние воспринимают их быстрее и легче. Если

одна и та же мысль появляется одновременно у нескольких лиц, она

приобретает большую силу. Древние маги, собираясь в несчетном

количестве и составляя магическую цепь, направляли одну и ту же мысль

на поставленную цель и достигали таким путем поразительных результатов.

Мысли, полные критики, осуждений, а порой и клеветы заражают чужие умы

подозрительностью, жаждой возмездия и затаенной злобы. Ясно и сильно

поставленная злая мысль может не только ранить, но и убить человека.

Кроме того, влияние, которое мы оказываем на мышление людей обычно

силой наших мыслей, мы можем особенно интенсивными мыслями влиять на их

волю и таким образом заставлять их служить нашим намерениям. Сила мысли

бесконечна и она лежит в основе магии. Внушая себе ошибочное понятие,

что главная сущность человека - это его тело, люди стали, естественно,

бояться смерти, они стали считать ее самым лютым врагом, своим

кошмаром, самым ужасным из всех ужасов, похитителем жизни и всех

сопряженных с телесной жизнью земных благ. Для людей, считающих, что их

тело является единственной и главной сущностью, а дух, если он вообще

существует, только одна из его функций - смерть, конечно ужасна, потому

что она отнимает у него всё, не оставляя ему ничего. Для тех же людей,

которые постигли, что человек тем и отличается от животного, что в нем

главную суть представляет дух, а что его тело есть только проводник,

инструмент, только одежда духа - им потеря их одежды или телесной

оболочки не страшна: тело будет съедено червями, погибнет навсегда,

никогда не сможет воскреснуть в своем первоначальном виде, а дух - это

частица бессмертного духа бога, что главная и единственная сущность

человека, освободившись от земной одежды, устремиться на свою родину,

когда настанет время, вернуться на Землю и воплотиться в новом теле,

которым он воспользуется для приобретения новых духовных качеств.

Неужели мы можем бояться расстаться со старыми, изношенными, больными,

уже никуда не годными телами, если мы знаем, что через некоторое время

обличимся в новое, свежее, сильное и здоровое тело, которое позволит

нам наслаждаться вновь всеми радостями жизни и далее совершенствовать

свой бессмертный божественный дух в стремлении к правде, добру,

красоте. Стоит человеку вспомнить, что он каждую ночь умирает, т.е.

всегда во сне его дух покидает тело и носится в пространстве, посещая

друзей, новые места, больную мать, дорогих детей - для того, чтобы не

бояться более продолжительного сна, который он привык называть смертью.

После этого он проснется к жизни в обновленном теле, которое дает ему

возможность продолжить дальнейшее шествие к единой цели,

предназначенной человеку - к совершенству. Оказывается, что с человеком

после смерти не происходит никакой внешней перемены: его жизнь в

потустороннем мире лишь естественное продолжение земной жизни. В

отношении сознания, свойств и сил человек остается после смерти таким

же, каким был до нее. Умерший постепенно узнает совершившуюся с ним

перемену из того, что он больше не чувствует голода, холода, усталости,

боли. Если бы мы знали это во время нашей земной жизни, то мы не

боялись бы смерти, и может быть, поняли бы, что по правде сказать,

именно мы - живые - являемся мертвецами, они - покойники - воистину

живые, бесконечно более свободные и подвижные, чем мы люди. Теряя со

смертью свое тело, человек сохраняет в потустороннем мире все свои

мысли, наклонности и страсти. Но с потерей тела он потерял возможность

удовлетворять их. Ввиду невозможности осуществиться они мучают, жгут и

грызут его, ненасытные и неудовлетворенные. Для человека порочного и

злого - невозможность в загробном мире осуществить свои пороки и злые

мысли - и является настоящим адом. Тайное учение заключает в себя

основной, незыблемый закон вселенной, - это то, что человек живет на

Земле не один, а много раз. Каждый из нас имеет позади себя длинный ряд

существований и только благодаря опыту, вынесенному из этих

многочисленных жизней на Земле, мы сможем подняться с уровня

первобытного человека, с уровня дикаря на нашу современную ступень

культурного человека. На нашей Земле эволюционирует 60 миллиардов душ.

Дух, приобретший уже запас опыта и знаний за время своих предыдущих

земных существований, опускается на Землю и воплощается в ребенке еще

во чреве матери, причем выбор семьи делается не случайно, а по строго

намеченному плану. Похоже, что в наше теперешнее время мало кто задумы-

вается о вещах имеющих настоящий смысл. И даже настал катакомбный пери-

од для носителей и хранителей культуры. Многое превратилось в слизь и

грязь. Но всегда остаются при любых раскладах базовые ценности, которые

заключаются в том, что Знание принадлежит Посвящённым! Вся ценность

индивидума равна ценности идеи, которую он олицетворяет, за которую он

способен помереть, без которой ему не жить. Это Сущность. Сущность выше

всех идей, истинное, настоящее то, что нетленно, непреходяще, то что

Свободно! Чем свободнее идея, тем она Истинней. Даже если реальность

виртуальная. Можно быть частично готовыми к тому, чтобы проявлять игно-

рирование реальности через супрематическую призму. Абсолютно спокойно!

Это все, конечно, не исключает того, что византийская культура,

оказывавшая воздействие на многие соседние страны, сама подвергалась

культурному влиянию со стороны как племен и народов, населявших ее, так

и сопредельных ей государств. В течение своего тысячелетнего

существования Византия сталкивалась с мощными внешними культурными

влияниями, исходившими из стран, находившихся на близкой ей стадии

развития, - из Ирана, Египта, Сирии, Закавказья, а познее латинского

Запада и Древней Руси. С другой стороны, Византии приходилось вступать

в разнообразные культурные контакты с народами, стоявшими на несколько

или на значительно более низкой стадии развития (византийцы называли

их "варварами"). Формирование христианства как философско-религиозной

системы было сложным и длительным процессом. Христианство впитало в

себя многие философские и религиозные учения того времени. Христианская

догматика сложилась под сильным влиянием не только ближневосточных

религиозных учений, иудаизма, манихейства, но и неоплатонизма.Догмат о

троичности божества, один из центральных догматов христианского

вероучения, - это, по существу переосмысленная триада неоплатоников.

Однако христианство, несмотря на наличие общих с манихейством и

неоплатонизмом черт, принципиально отлично от манихейского дуализма и

неоплатоновского монизма. Само христианство являлось не только

синкретическим религиозным учением, но и синтетической

философско-религиозной системой, важнам компонентом которой являлись

античные философские учения. Это, может быть, объясняет в некоторой

степени и то, что христианство не только боролось с античной

философией, но и использовала ее в своих целях. На смену непримиримости

христианства со всем что несло клеймо язычества приходит компромисс

между христианским и античным миросозерцанием. В самом неоплатонизме

образовалось два течения: одно - радикальное, настроенное против

христианства, другое - более умеренное. Постепенно берут верх

сторонники компромисса с христианством.Происходит процесс отталкивания,

обособления и одновременно сближения,слияния неоплатонической философии

и христианского богословия, который завершается поглощением

неоплатонизма христианством. Наиболее образованные и дальновидные

христианские богословы поняли необходимость овладения всем арсеналом

языческой культуры для использования ее в создании философских

концепций. В трудах Василия Кесарийского, Григория Нисского и Григория

Назианзина, в речах Иоанна Златоуста можно увидеть сочетание идей

раннего христианства с неоплатонической философией, порой

парадоксальное переплетение риторических идей с новым идейным

содержанием. Такие мыслители, как Василий Кесарийский, Григорий Нисский

и Григорий Назианзин, закладывают собственно фундамент византийской

философии. их философские построения уходят глубокими корнями в историю

эллинского мышления. В центре их философии находится понимание бытия

как совершенства, что ведет к своеобразному оправданию космоса, а

следовательно, мира и человека. У Григория Нисского эта концепция порой

приближается к пантеизму. Музыка занимала особое место в византийской

цивилизации. Своеобразное сочетание авторитарности и демократизма не

могло не сказаться на и на характере музыкальной культуры, которая

представляла сложное и многоликое явление духовной жизни эпохи. В V-VII

вв. поисходило становление христианской литургии, развивались новые

жанры вокального искусства. Музыка обретает особый гражданский статус,

включается в сиситему репрезентации государственой власти. Особый

колорит сохраняла музыка городских улиц, театральных и цирковых

представлений и народных праздненств, отразишая богатейшую

песенно-музыкальную практику многих народов,населявших империю. Каждый

из этих видов музыки имел свой собственный эстетический и социальный



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: