№ недели | ||||||||||||||||||
Лекции, ч. | ||||||||||||||||||
Лабораторные занятия, ч. | ||||||||||||||||||
Межсессионный учет успеваем. | * | * | ||||||||||||||||
Экзамен | * |
2. Технологическая карта дисциплины
«Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем»
Тематика | Текущий контроль | Методическое обеспечение | ||||||
№ | Лекции | Час | Лабораторные | Час | СРС | Час | ||
Предмет и задачи физиологии высшей нервной деятельности сенсорных систем. | Изучите и законспектируйте онтогенез нервной системы. | Проверка конспекта | Смирнов, В. М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 464 с. | |||||
Функциональная организация мозга. Учение А. Р. Лурия о функциональном блоке. | Законспектируйте 3 основных энергетических блока мозга по А.Р. Лурия | Проверка конспекта | Смирнов, В. М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 464 с. | |||||
Локализация функций в коре больших полушарий. Сенсорная, моторная и ассоциативная кора. | Локализация функций в коре больших полушарий. Сенсорная, моторная и ассоциативная кора. | Зарисуйте локализацию функций в коре головного мозга | Опрос на занятии, проверка конспекта | Смирнов, В. М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 464 с. | ||||
Общие принципы работы анализаторов. Структура и функция анализатора. Рецепторы. Кодирование информации в нервной системе. | Общие принципы работы анализаторов. Структура и функция анализатора. Рецепторы. Кодирование информации в нервной системе. | Зарисуйте принципиальную схему анализатора. | Опрос на занятии, проверка конспекта | Смирнов, В. М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 464 с. | ||||
Зрительная система. | Зрительная система. | Проделайте элементарный опыт для определения собственного поля зрения. 2. Определите остроту зрения при помощи таблицы Сивцева. 3. С помощью таблиц Рабкина исследуйте цветовое зрение. | Опрос на занятии, проверка конспекта | Смирнов, В. М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 464 с. | ||||
Слуховая система. | Слуховая система. | 1. Проделайте опыт исследования костной и воздушной проводимости звука. 2.Дайте определение понятию «бинауральный слух». | Опрос на занятии, проверка конспекта | Смирнов, В. М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 464 с. | ||||
Вестибулярный анализатор. Кожный и двигательный анализатор. | Вестибулярный анализатор. Кожный и двигательный анализатор. | 1.Как происходит выработка условного мигательного рефлекса у человека? 2.Объясните, как угасает условный мигательный рефлексу человека. | Опрос на занятии, проверка конспекта | Смирнов, В. М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 464 с. | ||||
Обонятельный анализатор. Вкусовой анализатор. | Обонятельный анализатор. Вкусовой анализатор. | Определите дермографизм. Дайте заключение о состоянии симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы. | Опрос на занятии. Проверка конспекта | Смирнов, В. М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 464 с. | ||||
Болевая (ноцицептивная) система. Виды боли. | Болевая чувствительность. Виды боли. | Проверка конспекта | Смирнов, В. М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 464 с. | |||||
Закономерности рефлекторной деятельности. Условные и безусловные рефлексы. | Закономерности рефлекторной деятельности. Условные и безусловные рефлексы. | 1.Объясните механизм образования условного зрачкового рефлекса на звонок и на слово «звонок» у человека. | Опрос на занятии, проверка конспекта | Смирнов, В. М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 464 с. | ||||
Доминанта. Торможение условных рефлексов. | Доминанта. Торможение условных рефлексов. | Опрос на занятии, проверка конспекта | Смирнов, В. М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 464 с. | |||||
Память. Механизмы памяти. Нарушения памяти. | Память. Механизмы памяти. Нарушения памяти. | 1.Определите объема кратковременной памяти у человека. 2.Проделайте опыт исследования памяти по методу А. Р. Лурия (10 слов). | Опрос на занятии, проверка конспекта | Смирнов, В. М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 464 с. | ||||
Виды научения. Инструментальный рефлекс. Когнитивное обучение. | Виды научения. Инструментальный рефлекс. Когнитивное обучение. | Опрос на занятии, проверка конспекта | Смирнов, В. М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 464 с. | |||||
Темперамент. Характеристика основных типов. | Темперамент. Характеристика основных типов. | Опрос на занятии, проверка конспекта | Смирнов, В. М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 464 с. | |||||
Современное состояние учения о типах ВНД. | Современное состояние учения о типах ВНД. | 1.Определите свой типа ВНД по опросникам. (теппинг-тесту). | Опрос на занятии, проверка конспекта | Смирнов, В. М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 464 с. | ||||
Особенности высшей нервной деятельности человека. Учение И.П. Павлова о первой и второй сигнальных системах | Особенности высшей нервной деятельности человека. Учение И.П. Павлова о первой и второй сигнальных системах | 1.Определение типа ВНД по психомоторной реакции | Опрос на занятии, проверка конспекта | Смирнов, В. М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 464 с. | ||||
Функциональные состояния. Сон. Стресс. | Функциональные состояния. Сон. Стресс. Нейрофизиология стресса. Значение стресса. | Опрос на занятии, проверка конспекта | Смирнов, В. М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 464 с. | |||||
Эмоции и мотивации. Произвольность. | Эмоции и мотивации. Произвольность. | Какова роль словесных раздражителей в возникновении эмоций? | Опрос на занятии, проверка конспекта | Смирнов, В. М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 464 с. |
3. Содержание дисциплины.
|
|
|
Лекционный курс
Тема 1 Введение
Предмет Физиологии высшей нервной деятельности и сенсорных систем. История развития. Место в системе нейронаук и психологии. Методы исследования.