Тема 4 Нейрофизиологические основы памяти и обучения




Память, ее значение. Нарушения памяти. Классификации видов памяти. Развитие памяти в онтогенезе.

Механизмы памяти. Сенсорная память и биохимические процессы в анализаторах. Механизм кратковременной памяти. Механизм промежуточной памяти. Механизм долговременной памяти. Структуры мозга, участвующие в процессах памяти. Нейрохимия памяти.

Общая характеристика процесса научения. Классификация форм обучения. Формы научения: пассивное (импринтинг), оперантное, инсайт (озарение).

Тема 5. Типы высшей нервной деятельности и темпераменты. Развитие нервных процессов и влияние на них генотипа и среды.

Темперамент как комплекс психодинамических особенностей поведения. Характеристика основных типов – холерика, сангвиника, флегматика, меланхолика.

Гуморальная теория темперамента Гиппократа.

Учение И.П. Павлова об основных свойствах нервных процессов. Тип высшей нервной деятельности как комбинация силы, уравновешенности и подвижности возбуждения и торможения.

Современное состояние учения о типах ВНД. Работы Теплова, Небылицина, Мерлина, Русалова и др.

Тема 6 Особенности высшей нервной деятельности человека

Особенности высшей нервной деятельности человека.

Учение И.П. Павлова о первой и второй сигнальных системах. Художественный и мыслительный тип. Взаимодействие первой и второй сигнальных систем.

Концепция Л.А. Фирсова о первичных и вторичных языках.

Функции речи. Экспрессивные, импрессивные, устные, письменные формы речи. Афазии.

Теория А.Р. Лурия о синтагматической и парадигматической системах языка.

Мозговые центры речи. Схема речи по Г. Шеперду.

Тема 7 Функциональные состояния. Сон.

Понятие о функциональном состоянии. Виды функциональных состояний.

Функциональный и эргономический подходы к определению функционального состояния

Понятие об активирующих системах мозга. Строение и функции ретикулярной формации. Строение и функции лимбической системы. Бодрствование.

Сон, его значение. Эксперименты по лишению сна. Электрофизиологические, мышечные и вегетативные корреляты сна.

Сновидения, их происхождение, значение. Индивидуальные особенности сна. Нейрофизиология и нейрохимия сна.

Нарушения сна.

Стресс. Нейрофизиология стресса. Значение стресса.

Тема 8 Эмоции и мотивации. Произвольность.

Эмоции и мотивации. Произвольность.

Факторы организации поведения. Физиологические механизмы потребностей. Биологические мотивации как внутренние детерминанты поведения. Роль эмоций в регуляции поведения. Произвольность, физиологические механизмы воли. Функциональная система поведенческого акта.

 

Практические занятия (тематика)

№ п/п Номер темы   Тема практического занятия Количество часов
    Локализация функций в коре больших полушарий. Сенсорная, моторная и ассоциативная кора. Общие принципы работы анализаторов. Структура и функция анализатора. Рецепторы. Кодирование информации в нервной системе.  
    Зрительная система. Слуховая система. Вестибулярный анализатор.  
    Вкусовой и обонятельный анализатор. Кожный, двигательный и висцеральный анализатор. Ноцицептивная (болевая) система.  
    Закономерности рефлекторной деятельности. Условные и безусловные рефлексы. Доминанта. Торможение условных рефлексов.  
    Память. Механизмы памяти. Нарушения памяти. Виды научения. Инструментальный рефлекс. Когнитивное обучение.  
    Темперамент. Характеристика основных типов. Современное состояние учения о типах ВНД.  
    Особенности высшей нервной деятельности человека. Учение И.П. Павлова о первой и второй сигнальных системах  
    Функциональные состояния. Сон. Стресс.  
    Эмоции и мотивации. Произвольность.  

 

Тема № 1 Локализация функций в коре больших полушарий. Сенсорная, моторная и ассоциативная кора. Общие принципы работы анализаторов. Структура и функция анализатора. Рецепторы. Кодирование информации в нервной системе.

План:

1. Локализация функций в коре головного мозга.

2. Поля Бродмана. Моторная, сенсорная и ассоциативная кора.

3. Функциональные блоки мозга по А. Р. Лурия.

4. Общие принципы организации сенсорных систем.

5. Принцип обратной связи и его значение.

6. Организация коркового звена анализатора.

7. Кодирование информации в сенсорных системах.

8. Сущность рецепции. Виды рецепторов. Свойства рецепторов.

9. Топическая организация сенсорных систем.

Литература:

1. Бадалян, Л. О. Невропатология: учебник для студентов дефектологических факультетов высших педагогических учебных заведений / Л. О. Бадалян. – 5 изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 400 с.

2. Данилова, Н. Н. Физиология высшей нервной деятельности: учебник /
Н. Н. Данилова, А. Л. Крылова – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 478 с.

3. Смирнов, В. М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. М. Смирнов – 3 изд., испр. и доп. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 464 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: