Русь: пришлый родственный этнос




Историк польский Брюкнер в конце 19 века заметил, что тот, кто объяснить название Руси – тот объяснит и ее историю. Подлинную революцию в этом вопросе произвел академик Кузьмин в 70-80х годах прошлого века, опубликовав ряд работ, из которых стало ясно две капитальные вещи. Во-первых, есть термины в средневековых источниках русы, русь, русины, руги, рутены. Он доказал, что в средневековой литературе эти термины используются, как абсолютные синонимы. Из чего сделал вывод, что это такой факт, несогласие с которым нужно очень основательно аргументировать. Во-вторых, исследуя западноевропейские источники, он выяснил, что, хотя мы привыкли относить понятие русь, русская земля к державе, которая возникла в районе среднего Днепра, а затем объединила восточнославянские племена, на самом деле вся средневековая Европа кишела этими русиями.

Самое первое европейское упоминание рутенов принадлежит Юлию Цезарю, «Записки о галльской войне». Он фиксирует их в районе южной Франции. И на этом обычно историки заканчивали. Но как-то странно проходили мимо того, что египетские надписи буквально пестрят упоминанием страны Рутенов. Это территория современной Сирии и Ливана. Называется Рутено. Известна она в египетских памятниках с 19 века до нашей эры, там жил конгломерат племен с индоевропейскими и семитскими корнями. Возглавляли этот конгломерат племена кочевники гиксосы, правитель которых носил название «Правитель стран». Кстати, позднее Тацит подметит характерную особенность ругов, что у них в почете царская власть, как ни у какого другого народа. Когда Тутмос Третий в 15 веке до нашей эры уничтожает империю гиксосов, тут, видимо, наступает момент истины и эти многие племена, таким путем, они, как и венеды, оказались на территории южной Франции, Галлии тогдашней.

Сбитые римским ударом со своей территории, они начинают путешествие по следам венедов и если посмотрим на топонимы севера Европы, то обычно корни «вен- ван» и «рус-рух» - они лежат рядом.

Следующее упоминание об этом этносе находим у Тацита, который описывая Германию, упоминает на южной Балтике ругов. То, что речь идет об одном и том же народе, свидетельствует следующее, Цезарь поселил рутенов в соседстве с лемовиками. В период Великого переселения народов начинаются новые скитания. В конце концов, они оказываются на верхнем Дунае, где возникает земля Руголанд. Это в ранних средневековых памятниках отмечено именно так. Они создают королевство Ругов, которое падет под ударами готов, и с этого момента начинается непримиримая вражда готов, и вообще германского этноса и ругов. Она перейдет потом даже в скандинавские саги, «Сага о Тидреке Бернском» расскажет о ругском короле Вальдемаре, который очень долго будет сопротивляться Аттиле, германским племенам, а рядом с этим королем Вальдемаром будет богатырь Илья, который потом станет Муромцем. После того, как готы их сокрушат, часть из них уйдет в северную Италию, здесь их услугами воспользуется варварский король Одоакр, который захватит власть в Риме на некоторое время. Затем его одолеет гот Теодорих.

К 6 веку этот этнос расселяется на той территории, которую накроет волна славянского расселения. И здесь мы подходим к важнейшей вехе ругского, рутенского и славянского этноса, потому что, начиная с 6 века эти этносы начинают ассимилироваться. Немногочисленные ругские общины оказываются в окружении славян. Где-то они занимают господствующее положение, как в Поморье. В средние века немецкие миссионеры отметят существование такого интересного острова, который сейчас носит название Рюген, к востоку от Дании. Принадлежит он Германии, но во времена раннего средневековья он носил названия Ругия, Рутения, Русия. Это единственный остров в Балтийском море, который носит название Русия, остров Буян потом.

Восточная Германия, фактически, ГДР бывшая - это славянские топонимы на территории восточной Германии. И среди этих топонимов есть город Руссов. В то же время, начиная с конца 8 начала 9 веков, эти ассимилированные в славянской среде русы, которые по всем описаниям вели жизнь по нашей аналогии, как казачество. В том смысле, что они категорически не принимали мирного созидательного труда. Даже арабы пишут, что русы не имеют пашен. То есть, они все средства пропитания получали от своих данников. И в качестве купцов и пиратов одновременно, они с Балтики двумя путями начинают проникать на Черное море.

Первый путь через верхнюю Волгу на юг, где их фиксируют, начиная с 9 века арабские источники. Говорят о купцах-русах, которые приезжают вместе со славянскими рабами, с пушниной, причем настолько они хитры, что представлялись они там христианами, потому что в то время багдадский Халифат христианским купцам предоставлял таможенные льготы. Как только начинается апрель, пишут арабские историки, русы направляются на своих ладьях в походы на славян, захватывают их в плен. Это был самый ходовой товар на рынках Византии, Багдадского халифата.

Второй путь через верхний Дунай выход к Черному морю, устье Днепра, там образуются первые поселения русов, и оттуда они проникают на территорию городка, которому в будущем будет суждено называться Киевом. Русы никогда не стремились взять Константинополь, цель этих походов -заключить с Византией престижные договоры. Около 860 года русы заключают первый договор с Византией, который затем лишь подтверждается, изменяясь в частностях. Начиная с этого времени в договоре Олега с греками 911 года впервые упоминается имя нового государства, оно звучит Русь. Русская земля – это уже более позднее название, оно звучит в договоре Игоря с греками 944 года.

Так славяне стали русскими терминологически. И после того как образуется Русь, все 12 славянских племен объединяются под властью русских князей, с этого момента и начинается история термина.

Также существует два варианта легенды о Русе, Чехе, и Ляхе:

первый вариант говорит: “ Когда для народа Руса, Ляха и Чеха стало замало места в ихнем крае, они пошли в дорогу, и на великой горе каждый пошел в свою сторону: на восток, на запад и на север”.

второй же вариант говорит про общую охоту трех братьев, но каждый из них преследовал разную добычу, что развело их в разные стороны.

· Рус пошел на восток и поселился на Руси (в будущем центр великого государства — Киевской Руси).

· Чех пошел на запад и поселился на горе Рип (гора возле Праги — позже столица Чехии (Богемии), что возвышается среди богемских холмов.

· Лях путешествовал на севере, пока не встретил великого орла, который охранял свое гнездо. Удивленный этой величественностью, он решил поселиться тут, назвав это место «Гнезно» (позже первая столица Польши) и принял знак белого орла как свой знак, который до сих-пор остается гербом Польши.

Другие варианты:

Имени Лях — Лех, Леч, Лечус, Лачус, Лестус і Лешек.

Чех, или Праотец -Чех, также знаний под латинским

именем Богемус, или немецким — Бехм

Рус известен под латинским именем Русиниан.

Родиной трех братов, если считать, что они разошлись на север, восток и запад, должен был быть треугольник над Дунаем между Краковом, Будапештом и Веной, или земли ниже по Дунаю. Эти мысли подтверждаются также песенным фольклором всех славянских народов: песни про Дунай имеют даже те славянские народы, территории на которых он не протекает.

Горами, на которых братья разошлись, могут быть западные Карпаты на юг от Кракова, где сходятся этнические территории Руса, Ляха и Чеха.

Упоминается также их сестра Илмера, по имени которой якобы называется озеро Ильмень.

Славянские источники:

Легенда известна по «Великой хронике о Польше, Руси и их соседях»:

В древних книгах пишут, что Паннония является матерью и прародительницей всех славянских народов… от этих паннонцев родились три брата, сыновья Пана, владыки

паннонцев, из которых первенец имел имя Лех, второй — Рус, третий — Чех. Эти трое, умножась в роде, владели тремя

королевствами: лехитов, русов и чехов, называемых также богемцами.»

Данная легенда была положена в основу генеалогии рода князей Острожских. Во времена Константина Острожского была создана генеалогия его предков, в которой утверждалось, что он потомок в восьмом колене «короля Руси — Даниила», великого киевского князя Владимира «первокрестителя» и «первопредка Руса».

В XVII веке легенда о Русе нашла отражение у русских летописцев и авторов популярных тогда «Хронографов». Есть предположение, что «Сказание о Словене и Русе», было составлено митрополитом новгородским Киприаном (1626—1634 гг.). Но многочисленность списков и их широкая география допускают и существование более ранних вариантов этого сказания, частично существовавшего и в устной форме.

Конечно также есть альтернативные источники, например, Арабо-Персидские

В персидском «Собрании историй» (нач. XII века) содержатся:

‘’Рус и Хазар были от одной матери и отца. Затем Рус вырос и, так как не имел места, которое ему пришлось бы по душе, написал письмо Хазару и попросил у того часть его страны, чтобы там обосноваться. Рус искал и нашёл место себе. Остров не большой и не маленький, с болотистой почвой и гнилым воздухом; там он и обосновался.
Место то лесистое и труднодоступное, и никогда ни один человек не достигал того места, разве что Гуштасф по приказу отца своего Лехрасфа в то время, когда

Кей-хосров его послал к хазарам и аланам, и об этом будет сказано в своём месте, если захочет Бог. Рассказывают также, что у Руса был сын, которому в схватке с каким-то человеком разбили голову. Он пришёл к отцу весь в крови. Тот ему сказал: «Иди и порази его!» Сын так и сделал. И остался такой обычай, что, если кто-либо (русов) ранит, они не успокоятся, пока не отомстят. И если дашь им весь мир, они все равно не отступятся от этого. И один другому у них не оказывает доверия. Когда родится сын, отец кладет ему на живот меч и говорит: «Вот тебе наследство! ’’

 

Тот же источник сообщал и следующее:

...И Славянин пришел к Русу, чтобы там обосноваться. Рус ему ответил, что это место тесное (для нас двоих). Такой же ответ

дали Кимари и Хазар. Между ними началась ссора и сражение, и Славянин бежал и достиг того места, где ныне земля славян. Затем он сказал: "Здесь обоснуюсь и им легко

отомщу". (Славяне) делают жилища под землей, так чтобы холод, который бывает наверху, их не достал. И он (Славянин) приказал чтобы принесли много дров, камней и угля, и эти камни бросали в огонь, и на них лили воду, пока не пошел пар и под землей стало тепло. И сейчас они зимой делают так же. И та земля обильна. И много занимаются они торговлей...

Также есть источники, говорящие что людей русских, никогда не называли так, а название уже сами варвары придумали, до этого русичей звали славянами: Поэтому учитель славян — Павел, из тех же славян — и мы, русь … а славянский язык и русский один, от варягов ведь прозвались русью, а прежде были славяне; хоть и полянами назывались, но речь была славянской.

Иранская теория

Существует мнение, что этноним «рос» имеет иное чем «рус» происхождение, являясь значительно более древним. Сторонники этой точки зрения, также берущей начало от М. В.

Ломоносова, отмечают, что народ «рос» впервые упомянут ещё в VI веке в «Церковной Истории» Захарием Ритором, где он помещается по соседству с народами «людей-псов» и

амазонок, что многие авторы трактуют как Северное Причерноморье. С этой точки зрения его возводят к ираноязычным (сарматским) племенам роксаланов или росомонов, упоминаемых античными авторами. О дославянском бытовании на юге корня рос- писал В. А. Брим в статье „Происхождение термина «Русь» в сборнике «Россия и Запад» (1923 год), выдвигая теорию о двойном, северном и южном, происхождении слова «Русь».

Наиболее полно иранская этимология имени Русь обоснована академиком О. Н. Трубачёвым (* ruksi «белый, светлый»> * rutsi > * russi > русь; ср. с осет. рухс (иронск.) / рохс (дигорск.) «светлый»). О. Н. Трубачёв предложил толкование этнонима «рос», опираясь на данные южнорусской топонимики. Этноним «рос», по его мнению, в Житии святого Георгия Амастридского является архаизмом, поскольку идентичен названию народа ῥοῦς/ῥῶς, жившего на Азовском побережье в VI веке.

Георгий Вернадский также развивал теорию о

происхождении названия Руси от азовских племён асов и рухс-асов (светлых асов), которые, по его мнению, были частью антов. Тем не менее он считал, что народ русь

является смешением скандинавских переселенцев с местными племенами. В советское время археолог Д. Т. Березовец предложил отождествлять русов с населением, связанным с салтово-маяцкой культурой. В настоящее время эта гипотеза разрабатывается Е. С. Галкиной, которая отождествляет Подонье с центральной частью Русского каганата (О котором пойдет речь), упоминаемого в мусульманских, византийских и западных источниках в IX веке. Она считает, что после разгрома этого объединения кочевыми племенами венгров в конце IX века имя «Русь» от ираноязычных русов-аланов (роксоланов) перешло к славянскому населению Среднего Поднепровья (поляне, северяне). В качестве одного из аргументов Галкина опирается на этимологию М. Ю. Брайчевского, который предложил для всех «русских» названий Днепровских порогов из сочинения Константина Багрянородного аланскую интерпретацию (на основе осетинского языка).

Византийские источники:

«Мы заселяем среднее пространство между арктическим поясом, близким к северному полюсу, и летним тропическим, причём скифы-рось (Σκυθας τους Ρως) и другие гиперборейские народы живут ближе к арктическому поясу.»

«Народ незаметный, народ, не бравшийся в расчёт, народ, причисляемый к рабам, безвестный — но получивший имя от похода на нас, неприметный — но ставший значительным, низменный и беспомощный — но взошедший на вершину блеска и богатства; народ, поселившийся где-то далеко от нас, варварский, кочующий, имеющий дерзость [в качестве] оружия, беспечный, неуправляемый, без военачальника, такою толпой, столь стремительно нахлынул будто морская волна на наши пределы…»

» Даже для многих многократно знаменитый и всех оставляющий позади в свирепости и кровопролитии, тот самый так называемый народ Рос — те, кто, поработив живших окрест них и оттого чрезмерно возгордившись, подняли руки на саму Ромейскую державу! Но ныне, однако, и они переменили языческую и безбожную веру, в которой пребывали прежде, на чистую и неподдельную религию

христиан… И при этом столь воспламенило их страстное стремление и рвение к вере …, что приняли они у себя епископа и пастыря и с великим усердием и старанием встречают христианские обряды.»

» Зимний же и суровый образ жизни тех самых росов таков. Когда наступит ноябрь месяц, тотчас их архонты выходят со всеми росами из Киава и отправляются в полюдия, что именуется "кружением", а именно — в Славинии вервиано, другувитов, кривичей, севернее и прочих славян, которые являются пактиотами росов. Кормясь там в течение всей зимы, они снова, начиная с апреля, когда растает лед на реке Днепр, возвращаются в Киав. Потом так же, как было рассказано, взяв свои моноксилы, они оснащают [их] и отправляются в Романию»

Западноевропейские источники:

 

» Он также послал с ними тех самых, кто себя, то есть свой народ называли Рос, которых их король, прозванием каган, отправил ранее ради того, чтобы они объявили о дружбе к нему [Феофилу], прося посредством упомянутого письма,

поскольку они могли [это] получить благосклонностью императора, возможность вернуться, а также помощь через всю его власть. Он [Феофил] не захотел, чтобы они

возвращались теми [путями] и попали бы в сильную опасность, потому что пути, по которым они шли к нему в Константинополь, они проделывали среди варваров очень жестоких и страшных народов. Очень тщательно исследовав причину их прихода, император [Людовик] узнал, что они из народа свеонов (eos gentis esse Sueonum), как считается, скорее разведчики, чем просители дружбы того королевства и нашего, он приказал удерживать их у себя до тех пор, пока смог бы это истинно открыть»

«В северных краях есть некий народ, который греки по его внешнему виду называют Ρουσιος, русиос, мы же по их месту жительства зовём норманнами. Ведь на тевтонском языке „норд“ означает „север“, а „ман“ — „человек“; отсюда — „норманны“, то есть „северные люди“. Королём этого народа был [тогда] Ингер...»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: