Арабо-персидские источники




«Если говорить о купцах ар-Рус, то эти из славян. Они доставляют заячьи шкурки, шкурки чёрных лисиц и мечи от самых отдалённых славян к Румийскому морю. Владетель ар-Рума берёт с них десятину. Если они сплавляются от славян по реке Танис, то проезжают Хамлидж, город хазар. Их владетель также берёт с них десятину. Затем они отправляются по морю Джурджан и высаживаются на любом берегу… Иногда они везут товары от Джурджана до Багдада на верблюдах. Переводчиками у них славянские слуги-евнухи. Они утверждают, что они христиане и платят мусульманам подушную подать».

«Я нахожусь между двумя врагами: один — хазары, а другой — русы, которые суть враги целому миру, в особенности же арабам, а воевать с ними, кроме здешних людей, никто не умеет. Вместо того, чтобы платить дань, будем воевать с русами сами и собственным оружием, и будем удерживать их, чтобы они не вышли из своей страны».

«Прежде того [909 года] они [русы] были здесь [в Абаскуне]

при Хасане ибн-Зайде [864—884], когда русы прибыли в

Абаскун и вели войну, а Хасан Зайд отправил войско и всех перебил.»

«Я видел русов, когда они прибыли по своим торговым делам и расположились у реки Атиль. Я никого не видал, более совершенного телом. Они стройны, белокуры, краснолицы и белотелы. Не носят курток и кафтанов, но их мужчины носят кису, которой охватывают один бок, так что одна рука остаётся снаружи. Каждый из них имеет топор, меч и нож, и со всем этим он не расстаётся. Мечи их плоские, бороздчатые, франкские. Иные из них изрисованы от края ногтей и до шеи деревьями и всякими изображениями…

Дирхемы русов [деньги] — серая белка без шерсти, хвоста, передних и задних лап и головы, [а также] соболи… Ими они совершают меновые сделки, и оттуда их нельзя вывезти, так что их отдают за товар, весов там не имеют, а только стандартные бруски металла…

Собирается их в одном доме десять или двадцать, — меньше или больше. У каждого скамья, на которой он сидит, и с ним девушки-красавицы для купцов. И вот один совокупляется со

своей девушкой, а товарищ его смотрит на него. И иногда собирается группа из них в таком положении один против другого, и входит купец, чтобы купить у кого-либо из них

девушку, и наталкивается на него, сочетающегося с ней. Он же не оставляет её, пока не удовлетворит своего желания…

В обычае царя русов, что вместе с ним в его высоком замке всегда находятся четыреста мужей из его витязей, к нему приближённых… С каждым из них девушка, которая служит ему, моет ему голову и приготовляет ему то, что он ест и пьёт, и другая девушка, которой он пользуется как наложницей в присутствии царя. Эти четыреста сидят, а ночью спят у подножья его ложа…

Если двое ссорятся и спорят, и их царь не может их примирить, он решает, чтобы они сражались друг с другом на мечах, и тот, кто победит, тот и прав.»

«Что касается до Русии, то находится она на острове, окружённом озером. Остров этот, на котором живут они, занимает пространство трёх дней пути: покрыт он лесами и болотами; нездоров и сыр до того, что стоит наступить ногою на землю, и она уже трясётся по причине обилия в ней воды.

Они имеют царя, который зовётся хакан-Рус. Они производят набеги на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в плен, отвозят в Хазран и Булгар

и продают там. Пашен они не имеют, а питаются лишь тем, что привозят из земли славян.

Когда у кого из них родится сын, то он берёт обнажённый меч, кладёт его пред новорождённым и говорит: „не оставлю тебе в наследство никакого имущества, а будешь иметь только то, что приобретёшь себе этим мечом“. Они не имеют ни оседлости, ни городов, ни пашен; единственный промысел их — торговля соболями, беличьими и другими мехами, которые и продают они желающим; плату же, получаемую деньгами, завязывают накрепко в пояса свои…

Есть у них знахари, из коих иные повелевают царю, как будто они начальники их [русов]. Случается, что приказывают они приносить в жертву их божеству, что ни вздумается им: женщин, мужчин и лошадей, а уж когда приказывают знахари, не исполнить их приказание нельзя никоим образом. Взяв человека или животное, знахарь накидывает ему петлю на шею, вешает жертву на бревно и ждёт, пока она не

задохнётся, и говорит, что это жертва богу…

Они храбры и дерзки. Когда нападают на другой народ, то не отстают, пока не уничтожат его весь. Женщинами

побеждённых сами пользуются, а мужчин обращают в рабство. Они высокорослы, имеют хороший вид и смелость в нападениях; но смелости этой на коне не обнаруживают, а все свои набеги и походы совершают на кораблях. Шаровары носят они широкие: сто локтей материи идёт на каждые. Надевая такие шаровары, собирают они их в сборки у колен, к которым затем и привязывают.»

«Что касается язычников в [хазарском] государстве, то среди них есть сакалиба и русы, которые живут на одном конце этого города [Итиля]. Они сжигают своих мертвецов вместе с их конями [букв.: животными], утварью и украшениями. Когда умирает мужчина, его жену заживо сжигают вместе с ним, но если умирает женщина, то мужа не сжигают. Если кто-нибудь умирает холостым, его женят посмертно, и женщины горячо желают быть сожжёнными, чтобы с душами мужей войти в рай […] Русы и саклабы, которые, как мы уже говорили, язычники, [также] служат в войске царя [хазар] и являются его слугами. […] Русы — громадное племя; они не подчиняются никакому

Русы — громадное племя; они не подчиняются никакому царю и никакому закону. […]

Русы состоят из многочисленных племён разного рода. Среди них находятся ал-лудзгана, которые наиболее многочисленны и с торговыми целями постоянно посещают страны Андалус, Рим, Константинополь и страну хазар.»

«Народ этот могущественный, телосложения крупного, мужества большого, не знают они бегства, не убегает ни один из них, пока не убьёт или не будет убит. В обычае у них, чтобы всякий носил оружие… Сражаются они копьями и щитами, опоясываются мечом и привешивают дубину и оружие, подобное кинжалу. И сражаются они пешими…

Когда умирал один из них [русов], хоронили его, а вместе с ним его оружие, платье и жену или какую другую из женщин, и слугу его, если он любил его, согласно их обычаю… После того как дело русов погибло, потревожили мусульмане могилы их и извлекли оттуда мечи их, которые имеют большой спрос и в наши дни, по причине своей остроты и своего превосходства.»

«Русов три группы. Группа, ближайшая к Булгару, и царь их в городе, называемом Куйаба, и он больше Булгара. И группа самая высшая (главная) из них, называют её ас-Славийа, и царь их в городе Салау, (третья) группа их, называемая ал-Арсанийа, и царь их сидит в Арсе, городе их. […] Русы приезжают торговать в Хазар и Рум. Булгар Великий граничит с русами на севере. Они (русы) велики числом и уже издавна нападают на те части Рума, что граничат с ними, и налагают на них дань. […] Некоторые из русов бреют бороду, некоторые же из них свивают её наподобие лошадиной гривы [заплетают в косички] и окрашивают её жёлтой (или чёрной) краской.»

«Это обширная страна, и жители её злонравны, непокорны, имеют надменный вид, задиристы и воинственны. Они воюют со всеми неверными, живущими вокруг них, и выходят победителями. Властитель их называется Рус-каган […] Среди них проживает часть славян, которые прислуживают им […] Они носят шапки из шерсти с хвостами, спадающими сзади на их шеи […] Куйаба — это город русов, расположенный ближе всего к землям ислама. Это приятное место и место пребывания [их] властителя. Оно производит меха и ценные мечи. Сълаба — приятный город, из которого всегда, когда царит мир, выходят они для торговли в области Булгара. Уртаб — город, в котором убивают чужеземцев всегда, когда они посещают его. Он производит весьма ценные клинки мечи, которые можно согнуть вдвое, но как только руку убирают, они возвращаются в прежнее положение.»

Хазарские источники:

«Роман [византийский император] [злодей послал] также большие дары X-л-гу, царю Русии, и подстрекнул его на его (собственную) беду. И пришёл он ночью к городу С-м-к-раю [Самкерц] и взял его воровским способом, потому что не было там начальника […] И стало это известно Бул-ш-ци, то есть досточтимому Песаху […] И оттуда он пошёл войною на X-л-га и воевал… месяцев, и Бог подчинил его Песаху. И нашёл он… добычу, которую тот захватил из С-м-к-рая И говорит он: Роман подбил меня на это“. И сказал ему Песах: „Если так, то иди на Романа и воюй с ним, как ты воевал со мной, и я отступлю от тебя. А иначе я здесь умру или (же) буду жить до тех пор, пока не отомщу за себя“. И пошёл тот против воли и воевал против Кустантины [Константинополя] на море четыре месяца. И пали там богатыри его, потому что македоняне осилили [его] огнём. И бежал он, и постыдился вернуться в свою страну, а пошёл морем в Персию, и пал там он и весь стан его.»

«Я охраняю устье реки [Волги] и не пускаю русов, приходящих на кораблях, приходить морем, чтобы идти на исмаильтян, и [точно так же] всех врагов [их] на суше приходить к „Воротам“ [Дербенту]. Я веду с ними [русами] войну. Если бы я их оставил [в покое] на один час, они уничтожили бы всю страну исмаильтян до Багдада.»

Археологические исследования подтверждают факт больших социально-экономических сдвигов в землях восточных славян и фиксируют в IX веке проникновение в их среду жителей Балтийского бассейна. На севере (Новгородские земли) балтийское влияние отмечается раньше и носит гораздо более заметный характер, чем на юге (Киев). В целом результаты археологических исследований не противоречат преданию «Повести временных лет» о призвании варягов в 862 году, однако трудности в точной датировке и этнической идентификации археологического материала не позволяют сделать определённые выводы о происхождении, географической локализации и исторической роли руси в образовании восточнославянского государства — Руси.

В середине VIII века по течению Волхова основываются два населённых пункта: Любшанская крепость на месте крепости финно-угорских племён и, предположительно позже, в нескольких километрах от неё на другом берегу Волхова скандинавское поселение Ладога. В 760-х годах Ладога подвергается нападению, и её население вплоть до 830-х годов стало преимущественно славянским (предположительно кривичи). В конце 830-х Ладога сгорает и состав её населения сменяется снова. Теперь в ней чётко прослеживается заметное присутствие скандинавской военной элиты (скандинавские мужские воинские захоронения, «молоточки Тора» и т. д.)

К середине IX века археологи относят возникновение Рюрикова городища, рядом с которым в 930-х годах появились три поселения (кривичи, словене и финно-угры), позднее слившихся в Великий Новгород. Характер поселения в Рюриковом городище позволяет отнести его к военно-административному центру с ярко выраженной скандинавской культурой в ранних слоях, причём не только воинской, но и бытовой (то есть жили семьями). Начиная со 2-й половины IX века Русь покрывается сетью городов (городище в Гнёздово под Смоленском, Сарское городище под Ростовом, Тимерево под Ярославлем), где чётко прослеживается присутствие варяжской военной элиты. Эти поселения обслуживали торговые потоки с Востоком, в то же время служили центрами колонизации среди славянских и прочих племён.

Ибн Фадлан в деталях описал обряд захоронения знатного руса сжиганием в ладье с последующим возведением кургана. Могилы такого типа обнаружены под Ладогой и более поздние в Гнёздово. Способ захоронения вероятно возник в среде выходцев из Швеции на Аландских островах и позднее с началом эпохи викингов распространился на Швецию, Норвегию, побережье Финляндии и проник на территорию будущей Киевской Руси.

В 780-х начинается Волго-Балтийский торговый путь — первые находки арабских серебряных дирхемов датируются этим десятилетием (древнейший клад в Ладоге датируется 786 годом). Число ранних кладов (до 833 г.) на территории будущей Новгородской земли сильно превышает количество аналогичных кладов в Скандинавии, то есть изначально Волго-Балтийский путь обслуживал местные потребности. Ладога стала ключевым городом, через который проходил поток арабского серебра в Европу. Один из ранних кладов, найденных в Петергофе (младшая монета датируется 805 годом), содержит большое количество надписей-граффити на монетах, по которым стало возможным определить этнический состав их владельцев. Среди граффити единственная надпись на греческом языке (имя Захариас), скандинавские руны и рунические надписи (скандинавские имена и магические знаки), тюркские (хазарские) руны и собственно арабские граффити

Сравнение археологического, антропологического и нумизматического материалов свидетельствует о самых древних связях Северо-Западной Руси с Южной Балтикой (по сравнению с той же Скандинавией) и о самом широком присутствии в её пределах южнобалтийских славян. На ранних поселениях и городищах VIII—IX веков (Ладога, Городище, Гнёздово, Тимерёво, Псков, Городок на Ловати, Городец под Лугой, селищах Золотое Колено и Новые Дубовики, сопках на средней Мсте, Белоозере и др.) в самых ранних слоях в изобилии присутствует лепная керамика южнобалтийского типа, свидетельствующая о пришлом населении.

В Приладожье и в самой Ладоге (с самого раннего периода) в VIII—IX веках распространяется лепная керамика так называемого «ладожского типа», имеющая также южнобалтийское происхождение. В IX веке керамика «ладожского типа» распространяется в Приильменье. В Скандинавии такой тип керамики появляется позднее (в средний период «эпохи викингов»), чем в Приладожье и встречается редко. Причём похожая керамика найдена в Средней Швеции только в Бирке и на Аландских островах, а в погребениях встречена только при трупосожжениях, то есть связана с переселенцами из Южной Балтики.

В ряде современных геногеографических исследований гаплотипов мужчин, принадлежащих к Y-хромосомной гаплогруппе R1a, прослеживается отдельная ветвь, распространённая среди лиц, происходящих из Северной Польши, Восточной Пруссии, Прибалтики, северо-западных областей России, Южной Финляндии, которую возможно сопоставить с потомками балтийских славян.

Данные антропологии также свидетельствуют о некоторых переселениях балтийских славян в VIII—IX веках.

Данные лингвистики также свидетельствуют об особых языковых связях древненовгородцев с балтийскими славянами. Как показывает исследование лексических связей, особые лексические связи др.-новгородского диалекта были с нижнелужицким, кашубским и полабским языками, которые заметно превышали связи других восточнославянских диалектов с не восточнославянскими. Древненовгородский диалект отличался от древнекиевского диалекта особыми рефлексами сближающими его с западнославянскими языками.

Арабские авторы писали, что русы живут исключительно грабежом и не возделывают землю. С середины VIII в. скандинавы-русы образовали правящую военную и торговую элиту в поселениях на берегах Волги, Днепра и Дона, при том, что большинство населения там составляли местные народы — славяне или финны. Поселения («города») становились опорными пунктами, откуда скандинавы-русы совершали набеги на славянские и финские племена, с которых брали дань рабами и мехами, находившими большой спрос у греков и арабов.

Важно отметить, что в названии также фигурирует времена трех царств и Русского Каганата, да правда есть вероятность того, что существовало троецарствие, где несколько славянских племен имело свое ‘’царство’’, центров было всего три. Была Артания, земля таких союзов как поляне, уличи, и тиверцы.

Свои воспоминания про Артанию оставил нам восточный ученый-энциклопедист конца IX - первой половины Х века Абу-Али Ахмед Ибн-Омар Ибн-Даста (более известный в истории, как Ибн Русте). В своей "Книге драгоценных сокровищ" он описал жизнь, быт, обычаи и образ хозяйствования русов. И даже дал историкам легкую подсказку о том, где это государство находилась.

Однако сделал он это очень туманно, чем и вызвал волну дискуссий среди исследователей. "Что касается Руси, то находится она на острове, окруженном Большой Водой. Остров этот, на котором живут русские, занимает территорию трех дней пути, покрытый он лесами и болотами... Они имеют царя, который называется Хакан-Рус ".

Так, Ибн Русте пишет о русских, которые жили на большом острове (три дня дороги лошадьми - это примерно 150 километров) среди лесов. Этот таинственный остров искали долго. И все напрасно. Наверное, восточный историк-то перепутал.

И вдруг в 60-х годах прошлого века пилоты, которые обрабатывали колхозные поля, с воздуха заметили, что пространства между Каневом, Смелой и Чигирином намного выше окружающих земель. Об увиденном сообщили археологов. А те уже сделали интересное открытие: оказывается, тысячу лет назад чуть ниже Канева Днепр расходился двумя мощными рукавами, оставляя посередине русла огромный остров. А таинственное плато, увиденное пилотами, является ничем иным, как остатками этого острова!

Оба рукава были судоходными и активно использовались русами в их торговых и военных операциях. На Самми острове было несколько крупных укрепленных городищ. А вокруг него (уже на суше, за пределами острова) четыре города с востока - Золотоноша, с запада - Смела, с севера - Канев, а с юга - Чигирин.

Учитывая выгодное стратегическое расположение острова, а также тот факт, что он охранялся со всех сторон четырьмя укрепленными городищами, можно сделать вывод о его особую значимость для русов. Очевидно, остров использовался трояко. С одной стороны, это был важный экономический центр, поскольку через него проходил большой торговый путь из северных территорий в Византию и Восточных стран (историки любят называть его путем "из варяг в греки»). Поэтому островные города имели большое количество ремесленных мастерских и несколько торговых рынков. Был также порт и корабельные доки, где строились и чинились торговые суда.

 

Второе его назначение - это таможня. Здесь находилась специальная военизированная служба, собирала пошлину с иностранных купцов и обеспечивала их дальнейшую защиту. Также торговцы имели возможность отдохнуть, починить корабли, пополнить запас провианта - ведь дорога предстояла не близкая. Те же, которые уже завершали свою торговую миссию, тоже могли восстановить силы перед тем, как покинуть Артанию и вернуться на родину.

И, наконец, остров имел важное военное значение. Его часто использовали для организации походов против кочевников или Византии. Здесь сооружались новые боевые корабли, чинились старые, формировались военные дружины. Перед началом похода на остров прибывает русский флот с воинами. Далее проходила подготовка кораблей, их загрузки провиантом и амуницией. Когда все было готово, русы оставляли остров и начинали свои захватнические войны.

А воевать они умели. "Воюют сплоченно против врага, пока не победят его... Они мужественные и сильные. Когда нападают на другой народ, то ни отстанут, пока не уничтожат его всего... Они крепкие, имеют хороший вид и смелость в нападениях... Носят широкие шаровары (!) - сто локтей материи идет на каждые. Надевая такие шаровары, они собирают их у колен, к которым затем и привязывают». (Ибн-Русте).

Однако русские были не только безжалостными воинами, но и хорошими хозяевами и гостеприимными людьми. "Мост в них очень много и живут они на пространствах. К гостям проявляют уважение и хорошо относятся к иностранцам, которые ищут в них покровительства, так же, как и ко всем остальным, кто часто бывает в их краях, не позволяя никому из своих обижать или ущемлять этих людей. В случае, если кто-то из них обидит иностранца, помогают последнему и защищают его. Когда же просит помощи какой-то из их родов, выступают все, между ними нет разногласий ". (Ибн-Русте).

Столицей Артании был город Роден (совр. Княжа Гора), названное во имя Бога Рода, которое находилось южнее Канева, близ устья реки Рось. Это был торгово-ремесленный центр, который уже в первые века нашей эры играл важную роль в жизни края. В разное время в Родена было обнаружено 12 сокровищ ювелирных изделий (в основном местного производства). В ближайшем соседстве с Княжеской горой, в Сахновцы на Роси, найдена золотая пластина с изображением праздника скифов-сколотов, о которой также пишет Геродот. Праздник проводился здесь в гористых берегах Роси. На пластине: в центре, возле трона богини - царь с ритоном в руке рядом с богиней - воины, клянутся друг другу и скрепляют клятву ритоном вина; далее - жрец, совершающий приношения. По другую сторону царя - слуги или просто народ, показан не в своих трудовых делах, а также на празднике: несут мехи, наполняют ритоны вином из амфор.

Размещено на Княжеской горе, высота которой над уровнем моря 172 метра, а над уровнем Днепра - 63 метра, город играл важную историческую роль защитника русских земель от многочисленных нападений кочевников - печенегов, торков, половцев. В летописи зафиксировано 46 нападений только с 1061 по 1210-й. Археологические материалы раскрывают полную трагедию города после татарского нашествия. Это случилось в первой половине XIII в. Все жилья уничтожены большим пожаром. Жители города были перебиты. В одной только яме у городских ворот найдены кости более 60 человек. Жизнь в городе больше не возобновлялось.

А что же остров с его укрепленными городищами? Пройдет несколько веков и по каким-то геологическим причинам правое русло Днепра исчезнет, ​​а ВДИ реки сольются в один мощный поток. Бывший левый рукав является настоящим руслом Борисфена-Днепра. Правосторонние же земли, по которым когда-то протекала река, высохнут, зарастут травой, кустарниками. Со временем там поселятся люди, возникнут села, зазеленеют обработанные поля, гордая и сады. И только естественная низина, а еще народные предания напоминать жителям о том, что здесь когда-то Днепр раздваивался, создавая посреди реки большой кусок суши. Теперь на месте бывшего острова находится город Черкассы.

Что же насчет Куявии?

Большинство ученых сходятся на том, что Куявия - это киевская земля с центром в Киеве. И это действительно так. Это государство включала в себя земли полян, древлян, дреговичей и, возможно, частично земли северян. Ибн Русте оставил нам свои воспоминания также и о Куявию. Вот, что он пишет: "Дорога в их страну идет через степи, по бездорожью, через ручьи и дремучие леса. Страна славян ровная и лесистая, в лесах они и живут... В самом начале границ страны славян находится город по имени Куябы ". Или напоминают вам эти описания Московии? Однозначно - нет, здесь речь идет об Украине. А город Куяба - это, очевидно, наш Киев.

Во главе страны был князь. "Правитель их коронуется, они ему подчиняются и никогда не пренебрегают его приказами. Жилье его находится в глубине страны... Город, в котором он живет, называется Джарваб (?). Ежемесячно в нем проводятся крупные торги, которые длятся три дня ". (Ибн-Русте).

Относительно занятий русов Ибн Русте пишет следующее: "Они занимаются выращиванием свиней, подобно тому, как другие народы овцеводством. Более всего сеют они просо. Во время жатвы берут зерна проса в кувшин, поднимают их к небу и говорят: «Господи! Ты обеспечивал нас пищей до сих пор, обеспечь нас ею и теперь в достатке "... Хмельной напиток они делают из меда"

Ибн Русте свидетельствует, что русы были язычниками. "Все они поклоняются идолам... Когда умирает кто-то из них, они сжигают труп... При сжигании покойника шумно веселятся, выражая этим радость той милости, которую Бог явил умершему... На следующий день после сожжения покойника идут на место, где оно произошло, собирают пепел и кладут его в урну, которую затем ставят на холм. Через год после смерти умершего берут кувшинов двадцать меда, иногда несколько больше, иногда меньше, и несут их на холм, где собирается семья покойного, едят, пьют, а потом расходятся ".

Трупосожжения, так же, как и празднования годовщины смерти (тризна), были давней традиции украинский. Вспомним тризну, которую скифы устраивали на месте захоронения своих царей. А еще вспомним годовщину, которые украинцы уже в наше время устраивают по своим умерших родственниках. Традиции пока живы...

Жители Куявии были не менее воинственны, чем артанийци. Об этом также пишет Ибн Русте, отмечая, между прочим, еще и высокий уровень военного производства русов. "Их вооружение состоит из дротиков, щитов и копий. Есть у них также замечательные, крепкие и дорогие кольчуги ".

СЛАВИЯ

... Московские историки решили, что Славия находилась на Севере Московии - в землях ильменских словен. И центром этого государства был город Старая Ладога, а позже Новгород.

Арабские авторы в своих произведениях ни разу не сказали о том, что описываемые ими государства находились на севере Московии. Зато, если внимательно их почитать, то можно заметить, что речь идет именно о Украине.

Например, Аль-Истахри писал: "Русы состоят из трех племен, из которых одно является ближе к Булгара...". Здесь речь может идти только об Украине, поскольку в описываемую им эпоху нашим восточным соседом действительно была Булгария. Читаем дальше. "Второе племя, живущее дальше первым, называется Славией". Неужели выражение "... живет дальше по первому" дает нам основания разместить Славию только в новгородских землях, за тысячи километров от Украины? Итак, здесь речь снова может идти только о какой-то близкое украинскую территорию.

Не могла Славия находиться в Новгородских землях. По причине того, что в то время, когда жили и работали арабские авторы, Новгород не был настолько могущественным государством, чтобы привлечь их внимание. Официальной датой основания города является 859 год. А радиоуглеродный анализ остатков деревянных зданий и тротуаров вообще свидетельствует, что этот город возник лишь в 10 веке, в то время, как книги писались в 9-10 веках. Император Византии Константин Багрянородный в своем труде "Об управлении империей" дату рождения Немогард (так он называет Новгород) также относит к 10 веку. Итак, не могли арабские ученые писать о том, чего еще не существовало.

Старая Ладога, которой московские историки сейчас уделяют так много внимания и возлагают столько надежд, также не "тянет" на Славию. Поскольку этот город был основан в 8 веке скандинавами. Археология свидетельствует о полном доминировании норманнского этнокультурного элемента в городе в эту эпоху. И только в 11-12 веках, во времена подъема Киева, большинство населения в нем станет украинским (русским). И вообще, это было обычное торгово-ремесленное поселение и быть столицей какого-то могущественного государства в то время оно не могло.

Поэтому, наиболее вероятно, центром государственного образования Славия был город Переяслав (современный город Переяслав-Хмельницкий). И охватывала это государство восточные области современной Украины... Подобную гипотезу высказал и академик Б. Рыбаков, что г. Славией может быть Переяслав-Южный, расположенный недалеко от Киева.

Выходит, что все 3 центра находилось на территории Украины.

Последнее в этой главе, это Русский Каганат, существовал ли он на самом деле, и что это было вообще такое?

Ру́сский кагана́т — гипотетическое государственное образование народа русь (русов), хронологически предшествовавшее Киевской Руси.

В ряде источников IX века правитель руси назывался каганом (хаканом). Самое раннее сообщение об этом относится к 839 году, когда, согласно древнерусским летописям, ещё не существовало варяжских княжеств в Новгороде и Киеве. Каган — тюркский титул, который носили верховные правители кочевых империй. Вероятнее всего, русь могла заимствовать его у хазар. В источниках X века титул по отношению к правителям Руси (Древнерусского государства) не применяется, что может свидетельствовать о том, что он вышел из употребления. Однако он появляется в ряде древнерусских текстов XI—XII веков применительно к киевским князьям. Полагают, что в это время он использовался неофициально, как панегирик, так как не являлся христианским.

Общепринятого взгляда на историю Русского каганата не существует по причине недостатка источников. Время его возникновения может быть определено только гипотетически. Гипотетическим является и отождествление его с каким-либо из «суперсоюзов» восточнославянских племён. Большинство исследователей считает, что в своём первоначальном виде Русский каганат мог существовать до 2-й половины или конца IX века, затем уступив место объединениям, описанным в русских летописях.

Существуют следующие исторические упоминания о русском кагане:

Бертинские анналы, 839 год — хакан народа Рос

В официальной франкской хронике содержится рассказ о византийском посольстве, прибывшем в Ингельгейм ко двору императора Франкского государства Людовика I Благочестивого 18 мая 839 года. Вместе с византийцами прибыли, посланные византийским императором Феофилом люди, о которых хронист сообщает следующее:

С ними [послами] он [Феофил] прислал ещё неких [людей], утверждавших, что они, то есть народ (gens) их, называются рос (Rhos) и что король (rex) их, именуемый хаканом (chacanus), направил их к нему, как они уверяли, ради дружбы. В упомянутом послании он [Феофил] просил, чтобы по милости императора и с его помощью они получили возможность через его империю безопасно вернуться, так как путь, которым они прибыли к нему в Константинополь, пролегал по землям варварских и в своей чрезвычайной дикости исключительно свирепых народов, и он не желал, чтобы они возвращались этим путём, дабы не подвергались при случае какой-либо опасности. Тщательно расследовав [цель] их прибытия, император [Людовик] узнал, что они из народа свеев (Sueones), и, сочтя их скорее разведчиками и в той стране, и в нашей, чем послами дружбы, решил про себя задержать их до тех пор, пока не удастся доподлинно выяснить, явились ли они с честными намерениями или нет.

Хронист, по сути, пересказывает фрагмент дипломатической переписки двух императоров. Этноним рос (Rhos) и обозначение правителя хакан (chacanus) представляют собой результат стандартной книжной повторной записи (транслитерации) средствами средневековой латыни греческих слов ‘Ρώς и χακανος из упомянутого в тексте хроники сопроводительного письма императора Феофила (лат. imperatori dignis epistola), привезённого византийско-росской делегацией из Константинополя. Росы оказываются свеями, то есть шведами, скандинавами.

Письмо Людовика II, 871 год — хаган норманнов

В ответном письме на послание византийского императора Василия I (не сохранившееся) франкский император Людовик II спорит о титулах иностранных правителей и заявляет, что франки (в отличие от византийцев?) называли хаганом (chaganum) только государя авар, а не хазар или норманнов:

Хаганом же мы называем государя авар, а не хазар или норманнов, а [правитель] болгар называется не государем, а королём или господином.

Оригинальный текст (латынью.)

О чём говорилось в утраченном послании Василия I — неизвестно. Норманны (букв. «северные люди») в данном случае надёжно отождествляются с русами на основании ряда аналогий в других латинских источниках того времени (в «Венецианской хронике» Иоанна Диакона рубежа X—XI веков, а также у известного писателя и дипломата Лиутпранда Кремонского, побывавшего в Константинополе в качестве посла в 949 и 968 годах).

Арабо-персидские географы, 2-я пол. IX века — хакан рус

Произведения, восходящие к так называемой «Анонимной географической записке» IX века (создана не позднее 870-х — 890-х годов), в которой содержится древнейший пласт арабских сведений о Восточной Европе. Источники: Ибн Русте, Гардизи, ал-Марвази, Худуд аль-алам и др. сообщают, что русы отличаются от славян и обитают на острове, а их правитель называется хаканом. Это единственное описание Русского каганата как политической и территориальной структуры, и в отличие от двух предыдущих свидетельств, которые допускают альтернативные трактовки, здесь титул кагана ассоциируется с русами напрямую. Ибн Русте, «Книга дорогих ценностей»:

Что же касается русов (ар-русийа), то они — на острове, окружённом озером. Остров, на котором они живут, протяжённостью в три дня пути, покрыт лесами и болотами, нездоров и сыр до того, что стоит только человеку ступить ногой на землю, как последняя трясётся из-за обилия в ней влаги. У них есть царь, называемый хакан-рус. Они нападают на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в плен, везут в Хазаран и Булгар и там продают. У них нет пашен, а живут они лишь тем, что привозят из земли славян.

В период Киевской Руси

Митрополит Иларион в своих трактатах «Слово о законе и благодати» и «Исповедание веры» (1040-е годы) называет каганом Владимира Святославича («великий каган нашей земли», «каган наш Владимир») и его сына Ярослава Мудрого («благоверному кагану нашему Георгию», «благоверному кагану Ярославу»).

Короткая надпись, граффити на стене Софийского собора в Киеве: «Спаси, Господи, кагана нашего». Полагают, что речь идёт о сыне Ярослава Мудрого — Святославе Ярославиче, княжившем в Киеве в 1073—1076 годах.

Автор «Слова о полку Игореве» (конец XII века) называет каганом тмутороканского князя Олега Святославича. («Рекъ Боянъ и ходы на Святъславля пѣстворца стараго времени Ярославля Ольгова коганя хоти»).
На вопрос, где именно находился Русский Каганат идут мощные дискуссии, но факт его существования – факт, хотя присутствует и критика со стороны многих историков, основная ихняя концепция это то, что назывались правители Руси каганами, только потому что правили на подконтрольной территории хазар.

Центром же Русского Каганата был либо Словенск либо Старая Ладога либо Рюрикого городище.

Давайте вернемся чуть-чуть назад...

До времени так званого ‘’Призвания варяг’’

В чем же сама суть, спросите вы? По правде говоря, призывали викингов не все славяне, и призывали их в большинстве своем совсем не славяне.

Призвание варягов — легендарное призвание славянскими племенами ильменских словен и кривичей и финно-угорскими племенами чуди, мери и веси варягов во главе с Рюриком и его братьями Синеусом и Трувором на княжение в Ладогу или Новгород и другие города в 862 году.

Древнейшим источником сведений о событии является основанное на устном предании «Сказание о призвании варягов», содержащееся в «Повести временных лет» и в предшествующем ей летописном своде конца XI века, текст которого частично сохранился в Новгородской первой летописи.

Согласно летописям, в середине IX века славянские и финские племенные союзы словен, кривичей, чуди, мери и веси платили дань варягам, приходившим из-за моря, возможно, Варяжского (Балтийского): «В лѣто 6367 [859]. Имаху дань варязи, приходяще изъ заморья, на чюди, и на словѣнехъ, и на меряхъ и на всѣхъ, кривичахъ ». В 862 году эти племена изгнали варягов, и после этого между ними начались усобицы: «В лѣто 6370. И изгнаша варягы за море, и не даша имъ дани, и почаша сами в собѣ володѣти. И не бѣ в нихъ правды, и въста родъ на род, и быша усобицѣ в них, и воевати сами на ся почаша ».

Для прекращения внутренних конфликтов представители славянских и финских племён решили пригласить князя со стороны. По наиболее раннему и авторитетному изложению «Повести временных лет» было решено пойти искать князя за море, к варягам-руси: «И ркоша: „Поищемъ сами в собѣ князя, иже бы володѣлъ нами и рядилъ по ряду, по праву“ »

Призывающая сторона идёт за море (возможно, Варяжское) «к варягам, к руси», описывает свою землю как обширную и обильную, но лишённую порядка, и приглашает варягов на княжение. Приходят трое братьев со своими родами и садятся править в трёх разных городах.

Согласно «Повести временных лет»:

«В год 6370 [862 по современному летоисчислению]… Пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные — норманны и англы, а еще иные готы — вот так и эти. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами“. И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли прежде всего к славянам. И поставили город Лад



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: