Система школьного самоуправления имеет 2 уровня.
Первый уровень - индивидуальный, отдельные учащиеся, имеющие право избирать и быть избранными в органы ученического самоуправления, активно принимающие в нём участие, классы, выбирающие из своего числа представителя в органы ученического самоуправления, и выдвигающие кандидата в Председатели ученического самоуправления.
Индивидуальный уровень – ученик.
Педагогические задачи:
- Стимулирование самостоятельной деятельности и инициативы учащихся под руководством классных руководителей;
- Создание условий для реализации творческого потенциала каждой личности;
- Воспитание ответственности за порученные дела;
- Обеспечение отношений сотрудничества между учителями и учащимися.
Второй уровень - школьное самоуправление.
Совет занимается законотворческой деятельностью, проводящей совместные заседания с привлечением общественности, в функции которого входит планирование и отслеживание текущих дел. Председатель Совета ученического самоуправления - регламентирует и отслеживает работу органов ученического самоуправления.
Совет школы – высший орган самоуправления школы.
Уровень – общешкольное ученическое самоуправление.
Педагогические задачи:
- Формирование актива школы, анализ результативности работы актива.
- Помощь в разработке предложений ученического коллектива по совершенствованию учебно-воспитательного процесса;
- Развитие интереса к учёбе, к совместной деятельности на благо школы, района, Отечества;
- Демократизация и совершенствование учебно – воспитательного процесса.
Нормативно – правовой блок
Документы, лежащие в основе разработки модели ученического самоуправления, регулирующие функционирование ученического самоуправления:
|
· Закон об образовании с изменениями от 18.07 2005 года №92-Ф3, от 21.07.2005 года №100-Ф3
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации.
- Всеобщая декларация прав человека.
- Конвенция о правах ребёнка.
- Конституция Российской Федерации.
- Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124- Ф3 «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».
- Положение о лицензировании образовательной деятельности.
- Положение о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений (с изменениями от 11.07.2000 г.)
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
- Типовое положение об общеобразовательном учреждении.
- Основы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
- Семейный кодекс Российской Федерации (статья 121, статья 122, статья123)
- Национальный проект «Образование».
- Локальные акты, регламентирующие деятельность школы.
Содержательный блок
Содержание работы органов ученического самоуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий в школе. Таким образом, школьное ученическое самоуправление состоит из пяти блоков, называемых министерствами. Соотношение министерств и ведущих видов деятельности представлено в таблице ниже:
Министерства | Ведущий вид деятельности | Содержание |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ | Познавательная деятельность | предметные недели, встречи с интересными людьми, интеллектуальные игры, диспуты, конференции, консультации (взаимопомощь в учёбе) |
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА | Спортивно – оздоровительная деятельность | организация работы спортивных секций, спартакиада, соревнования, дни здоровья |
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ МИНИСТЕРСТВО ИНФОРМАТИЗАЦИИ | Художественно – эстетическая деятельность | тематические концерты, фестивали, акции, праздники, конкурсы, выставки, встречи |
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ | Правоохранительная деятельность | Организация правопорядка в школе во время дежурства, при проведении мероприятий |
МИНИСТЕРСТВО ПО РАБОТЕ СО ЗВЕНЬЯМИ | Познавательная деятельность | ведение экрана «Ай да мы – молодцы» |
|
Вся деятельность планируется самими учащимися, в ходе реализации плана учащимся оказывается помощь, как на классном, так и на общешкольном уровне.
Технологический блок
Реальность использования данной модели обусловлена тем, что её разработка велась с учётом реальных возможностей и
потребностей учащихся.
Ожидаемые результаты:
- Повышение гражданской позиции школьников;
- Повышение заинтересованности в развитии школы;
- Возможность участия всех детей в управлении школой в соответствии с их способностями и возможностями;
- Увеличение занятости детей во внеурочное время;
- Улучшение нравственного, физического здоровья учащихся;
- Активизация творческой деятельности учащихся;
- Снижение количества детей, имеющих вредные привычки;
- Снижение динамики роста детской возрастной преступности, а также правонарушений.
Основные формы ученического самоуправления.
|
- Заседания Совета ученического самоуправления;
- Участие в работе собрания;
- Участие в работе ученических и родительских собраний;
- Проведение благотворительных и иных акций;
- Проведение социологических опросов;
- Участие в работе творческих групп;
- Проведение круглых столов;
- Организация и проведение досуговых мероприятий;
- Организация и проведение спортивных соревнований;
- Другие формы работы.
Управленческий блок
Управление развитием ученического самоуправления.
Ученическое самоуправление функционирует на основе теории управления социальными объектами и процессами,
являясь органической частью общешкольного управления.
Основными функциями социального управления являются анализ, планирование, организация, контроль, регулирование
(коррекция) и снова анализ.
Указанные функции реализуются в течение одного месяца и затем повторяются снова, т.е. составляют управленческий
цикл.
· Сбор информации и её анализ (проводится участниками Совета,
председателем и педагогом-организатором ВР);
· Планирование; (производится участниками Совета, корректируется и дополняется Председателем совета, педагогом-организатором ВР и зам. директором по УВР)
· Организация, т.е. подготовка учащихся к деятельности; (осуществляется педагогом-организатором ВР и классными руководителями)
· Контроль; (производится Председателем совета, педагогом-организатором ВР и зам. директора по УВР);
· Регулирование – внесение изменений в функционирование системы, если она отклоняется от нормы. (педагогом-организатором ВР и Зам. директора по УВР)
Школьный Совет ученического самоуправления определил пять основных направления деятельности:
- «Традиция» (поддержание, укрепление и формирование традиций школы);
- «Отечество» (гражданско-патриотическое);
- «Нравственность» (воспитание толерантного отношения к окружающим, развитие творческих задатков, способностей, дарований и талантов);
- «Спорт и здоровье» (спортивно-оздоровительное).
- «Право и закон» ( профилактика предупреждения преступлений и правонарушений).
По каждому из направлений выбраны определенные формы деятельности и закреплены мероприятия, которые отражены
в планировании на год.
Школьное самоуправление – это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик
может определить свое место и реализовать свои способности и возможности.
Для роста активности детского коллектива решающую роль играет стиль взаимоотношений взрослых и детей, важными чертами которого является вера в силы детей, стремление развивать и максимально использовать их инициативу, самодеятельность, воспитывать их самостоятельность в решении всех вопросов жизни коллектива. Там, где школьники не являются организаторами, вместо этого играют в заседания, решения и протоколы, нет подлинного ученического самоуправления. Действующий орган ученического самоуправления – инициатор всех творческих дел, он отчитывается перед своими товарищами за проделанную работу, если член ученического коллектива самоуправления не справляется со своей работой, то в он в любой момент переизбирается или заменяется достойной кандидатурой.
Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагогов. Дети нуждаются в помощи
взрослого, особенно если у них есть проблемы в межличностных взаимоотношениях. Именно педагог, обладающий
педагогическим опытом и психологическими знаниями, может вовремя предотвратить конфликт в коллективе,
направить детскую деятельность в нужное русло, помочь ребенку в решении его проблем, в желании самоутвердиться.
Именно помочь, а не выполнять за детей работу, иначе ребята будут формально относиться к своей должности.
Чтобы дети на деле сами стали организаторами определённых участков работы, недостаточно просто предоставлять им права обходимо их научить выполнять свои обязанности и пользоваться своими правами.
ПЛАН РАБОТЫ