Принципы построения и развития ученического самоуправления.




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Каратунская средняя общеобразовательная школа

С углубленным изучением отдельных предметов»

Апастовского муниципального района Республики Татарстан

Утверждено Директор школы   _____________Фахрутдинов И.И. М.П. Приказ №__186_____ от «_31__»______08______2019г

ШКОЛЬНОЕ

УЧЕНИЧЕСКОЕ

САМОУПРАВЛЕНИЕ

 

Учебный год

Ученическое самоуправление.

1. Позиционный блок

Цель - формирование у школьников личной готовности к самореализации в условиях современного общества через

освоение навыков социального взаимодействия.

 

Задачи ученического самоуправления:

· Реализация права обучающихся на участие в процессе управления образовательным учреждением;

· Создание условий для самореализации личности учащегося: развитие творческих способностей, формирование самостоятельности, активности и ответственности в любом виде деятельности;

· Определение организационной структуры ученическо­го коллектива, призванной реализовать выявленные потребности и интересы учащихся;

· Организация деятельности органов ученического само­управления;

· Воспитание положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни;

· Воспитание гражданина с высокой демократической культурой, способного к социальному творчеству, умеющему действовать в интересах своей личности, общества и Отечества;

· Подведение итогов работы, анализ ее результатов;

· Формирование у учащихся потребности и готовности совершенствовать свою личность, создание условий для развития способностей и интересов членов ученического коллектива, развитие самостоятельного мышления и самосознания, социальных компетенций, гражданской позиции, гражданской ответственности;

· Создание системы самоуправления как воспитывающей среды школы, обеспечивающей социализацию каждого ребёнка;

· Организация групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей школьника в общественно – целостные отношения.

 

Принципы построения и развития ученического самоуправления.

· Равноправие - все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения;

· Выборность - полномочия приобретаются в результате выборов и обсуждений;

· Откровенность и гласность - работа органов самоуправления должна быть открыта для всех учащихся;

· Законность - неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов;

· Целесообразность - деятельность органов ученического самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся;

· Гуманность - действия органов самоуправления должны основываться на нравственных принципах;

· Самодеятельность - творчество, активность, самостоятельность учащихся;

· Ответственность - необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и её результатах перед представителями Совета, учащимися и учителями.

 

Чтобы более полно понять цели, задачи и принципы ученического самоуправления, прежде всего, нужно разобраться в понятии «самоуправление». И так, что же такое самоуправление? Понятие «самоуправление» говорит само за себя и означает, что та область, на которую оно распространяется и применяется обществом или субъектом, представляет собой самоорганизацию, исключая принудительное поведение, определяемое правилами, принципами, законами, продиктованными кем-то другим извне, то есть без участия и согласия самого субъекта.

Это понятие наиболее близко примыкает к понятию «Автономия», что очень тесно перекликается с положениями Федерального закона РФ «Об образовании». Этимологический термин «автономия» происходит от греческих слов «autos» - «сам» и «nomos» - «закон», что означает «самоуправляемый», который сам детерминирует, а не является проводником чужой воли или не выполняет чужие приказы.

С социологической точки зрения самоуправление – это коллективное управление, участие всех членов организации.

 

 

Самоуправление – самостоятельность какой-либо организованной социальной общности в управлении собственными делами. (Советский энциклопедический словарь. /Гл.ред. А. М. Прохоров.- 4-е изд.-М., 1988.- С.568).

Этот термин имеет очень продолжительную историю, реальный апробированный временем опыт использования такой формы организации небольших сообществ, как самоуправление.

Ученическое самоуправление – это особый вид управления, основной в детском общественном объединении.

Самоуправление – это осуществление детским объединением управления собственной деятельностью. Управление - объединение распределенных действий в общую деятельность, направленную на достижение единой цели.

Для понимания самоуправления принципиально важно, что субъектом является ни кто иной, как детское общественное объединение в целом. Объектом выступает деятельность, которая осуществляется совместно, т.е. распределяется на отдельные действия, которые должны быть скоординированы, упорядочены и направлены на достижение единого результата. (Детское движение словарь-справочник. /Гл.ред. Л. В. Алиева.- 2-е изд.-М., 2005.- С.544).

 

Содержание деятельности органов ученического самоуправления

Содержание работы органов самоуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для

организации внеурочных занятий в школе. Такими видами деятельности являются:

· Познавательная деятельность – предметные недели, встречи с интересными людьми, интеллектуальные игры, диспуты, конференции, консультации (взаимопомощь учащихся в учебе), разработка проектов и их реализация.

· Трудовая деятельность – забота о порядке и чистоте в школе, благоустройство школьных помещений, организация дежурства;

· Спортивно-оздоровительная деятельность - организация работы спортивных секций, спартакиад, соревнований, спортивных эстафет, дней здоровья;

· Художественно-эстетическая деятельность - тематические концерты, фестивали, праздники, конкурсы, акции, выставки, встречи;

 

· Информационная деятельность – пресс-центр (письменная информация о жизни классов школы).

Вся деятельность планируется самими учащимися, в ходе реализации плана учащимся оказывается помощь, как на классном, так и на общешкольном уровне.

Самоуправление – самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решения и его реализации в интересах своего коллектива или организации.

Самоуправление организуется благодаря самоанализу, самооценке, самокритике и самоустановке учащихся по

отношению к своей деятельности или коллективу.

Самоуправление не следует рассматривать как вседозволенность. Это участие в управлении собственными делами.

Заметим, что управление не делами администрации, педагогов, учителей, а своими, которые входят в компетенцию

учащихся. Самоуправление учащихся – это их реальное право на самоанализ, самокритику и самоустановку в своей

деятельности.

Самоуправление проявляется в развитии инициативы, в принятии решений, в самореализации учащихся.

Самоуправление - это часть педагогического процесса, развиваемая и управляемая педагогами на основе социальных,

правовых и этических принципов.

Природа самоуправления многогранна. В целом, корни самоуправления - в социальной активности народа.

Политические корни, в частности, - в демократической культуре, идеологические - в оптимальном сочетании личного

и общественного, а нравственные - в утверждении этических ценностей, гуманного отношения к человеку. (Детское

движение словарь-справочник. /Гл.ред. Л. В. Алиева.- 2-е изд.-М., 2005.- С.544

 

 

Структура ученического самоуправления:

.

 

 
 


 

           
   
 
 
   
 

 


 

 

 

Данная модель самоуправления опирается на:

  • Реальные возможности школы, исходя из контингента обучающихся;
  • Основные нормативные документы школы, не противореча им;
  • Сохранение и приумножение школьных традиций;
  • Простоту внедрения проекта в жизнь;
  • Вовлечение в процесс самоуправления учащихся.

 

Через систему самоуправления ребёнок социально определяется, у него формируется позитивный социальный опыт, происходит гражданское становление личности, решается проблема развития патриотических чувств. Поэтому ученическое самоуправление можно назвать активным и эффективным механизмом социализации школьников.

Социализация детей и подростков - это процесс взаимодействия ребенка с окружающей средой на основе определенных знаний о мире, сформированных ориентаций на культурные способности, позволяющих ему активно развиваться. Социализация ребенка в деятельности детских общественных объединениях включает следующие компоненты: мотивационно-деятельностный, ориентировочно-ценностный, познавательный и рефлексивно-оценочный. Важная роль в процессе социализации принадлежит социальной среде.

Социальная среда - это окружающие ребенка общественные, материальные и духовные условия его жизнедеятельности, включающие общественные отношения, социальные институты, социальное сознание и культуру. На мезоуровне это ближайшее его окружение: семья, учебный коллектив, группы, участники детских общественных объединений, которые оказывают влияние на развитие личности ребенка. Под влиянием деятельности в детских общественных объединениях личность изменяется и в процессе деятельности сама изменяет окружающую среду.

Результатом социализации подростков в деятельности детских общественных объединений является социальность как интеграция качеств, характеризующих развитие подростка, и выражающаяся в уровне сформированности социального опыта. Социальность проявляется через способность подростка реализовать свой духовно-культурный потенциал в процессе совместной деятельности.

 

Организационный блок



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: