Александр Андреевич Бельский




Нынешний концерт – это первое выступление в Москве профессора Государственного университета Музыки и Изящных искусств г. Мангейм (Германия) Петру Йуга. В первом отделении концерта выступят студенты и выпускники класса контрабаса профессора Александра Андреевича Бельского.

Александр Андреевич Бельский

Заслуженный артист России, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, первый концертмейстер группы контрабасов ГАБСО им. П.И. Чайковского,в течение 30 лет возглавлявший одну из лучших групп оркестра. Параллельно с работой в оркестре занимался педагогической деятельностью, а также сольным и камерным исполнительством. Профессор РАМ им.Гнесиных, МССМШ(Колледжа) им. Гнесиных

Говоря о творческом пути артиста, мастера, следует вспомнить, в первую очередь, о его педагоге и наставнике. Таким наставником для А.А. Бельского был Владимир Владимирович Хоменко – замечательный контрабасист, взрастивший целую плеяду выдающихся музыкантов: лауреатов международных конкурсов, солистов и концертмейстеров лучших оркестров страны. Среди них особо следует отметить таких известных артистов, как Л.Г.Андреев (БСО, ГАБТ), Л.В.Раков (2-й концертмейстер БСО), И.П.Прохоров (ГАБТ), И.М.Ефремов (Мариинский театр), П. Ткачёв (Киевский театр оперы и балета им. Т.Г. Шевченко), А. И. Валетный (ГАБТ), А.А. Бельский (БСО), В.И. Бородко (2-й концертмейстер БСО), А.В. Михно (лауреат международного конкурса в Маркнойкирхене 1975 г, ныне концертмейстер симфонического оркестра г. Овьедо (Испания), А.Л. Маталаев (лауреат всероссийского конкурса 1-я премия 1988г. 2-й концертмейстер БСО), В.И. Базалевский (театр «Новая Опера»), А.А. Селютин (театр «Новая Опера»), А. Сиротин (театр «Геликон-опера»).

В.В. Хоменко (1915-2006) прошел прекрасный, насыщенный значительными событиями творческий путь, длиной более чем в полжизни: на протяжении 60 лет он вел класс контрабаса в ГМПИ РАМ им. Гнесиных, и его ученики, которым посчастливилось разделить с ним часть этого пути, с благодарностью вспоминают своего педагога.

Александр Андреевич Бельский начал свою педагогическую деятельность в 1975 году, и вел ее рука об руку со своим старшим наставником В.В. Хоменко, вплоть до 2006 года. С уходом мастера, ответственность за развитие контрабасового класса РАМ им. Гнесиных полностью перешла к профессору Бельскому, посвятившему процветанию контрабасового исполнительства и оркестрового мастерства, всю свою неистощимую энергию, педагогическую изобретательность и организаторский талант. Сконцентрировав на педагогической деятельности все свои силы, все внимание, Александр Андреевич вынужден был оставить дорогой сердцу оркестр – ГАБСО им. П.И. Чайковского, но такая жертва оказалась оправданной: жизнь контрабасового класса активизировалась, сделав классные вечера педагогов класса контрабаса регулярными и неизменно яркими, а студенты-контрабасисты стали постоянными участниками не только кафедральных концертов, но и концертов, посвящённых знаменательным датам РАМ им.Гнесиных.

Кардинально изменилось состояние инструментария контрабасового класса. Так в 2007 году в Германии были закуплены два качественных контрабаса фирмы Poelmannпо своим достоинствам не уступающие инструментам немецкого мастера Людвига Отто, которыми оснащались классы Московской и Санкт-Петербургской консерватории. Такое ценное приобретение дало возможность студентам - контрабасистам Академии завоёвывать лауреатские места в престижных международных конкурсах (к настоящему моменту около полутора десятков наград).

По инициативе Александра Андреевича Бельского была создана Московская студия контрабаса, способствующая расширению концертной деятельности московских контрабасистов, организован конкурс оркестрового исполнительства «Солист оркестра», фестиваль «Молодость. Профессионализм. Перспектива», ежегодный фестиваль «Страницы пятивековой истории контрабасового исполнительства». При активном содействии профессора Бельского проводился международный конкурс-фестиваль «Cello-Bass» в МССМШ им. Гнесиных и международный фестиваль «Мир контрабаса». Как видим, своей активной педагогической и просветительской деятельностью, Александр Андреевич охватывает не только студентов РАМ им Гнесиных и колледжа МССМШ им Гнесиных, но и дает замечательную возможность студентам других музыкальных ВУЗов и колледжей, таких как МГК им. П.И. Чайковского и Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, выступать перед широкой аудиторией, проявить себя, сделать еще один шаг на пути к мастерству. Нужно сказать, что подобные конкурсы и фестивали служат не только профессиональному становлению молодых музыкантов, но и популяризации самого инструмента – маэстро Контрабаса.

Помимо активной педагогической деятельности в РАМ им. Гнесиных, А.А. Бельский поддерживает тесные контакты с известнейшими педагогами России. В концертном зале РАМ им. Гнесиных проводили мастер-классы профессор МГК им П.И. Чайковского Л.В. Раков, доцент Санкт-Петербургской консерватории А.А. Шило, концертмейстеры Заслуженного коллектива Санкт-Петербургской филармонии А. Чирков и Р. Яковлев.

Также А.А. Бельский поддерживает тесные контакты с зарубежными исполнителями и педагогами. В РАМ им Гнесиных выступали такие мировые звезды контрабаса, как профессор Guildhall School of Music and Drama Томас Мартин (Великобритания), профессор Universität Mozarteum Salzburg Кристине Хук (Германия), профессор университета BYU Солт-Лейк Сити Эрик Хансен (США), профессор University of North Texas College of Music Джефф Брадетич (США), профессор университета Аризоны Каталин Ротару (Румыния-США).

Настоящий концерт (третий по счёту) проводится в рамках совместных проектов МГК им. П.И. Чайковского и РАМ им. Гнесиных. Напомним, что первый концерт состоялся в 2012 году при участии профессора Кристине Хук и студентов РАМ им. Гнесиных, а второй прошёл в 2014 году с участием профессора Каталина Ротару и молодых музыкантов, студентов РАМ им. Гнесиных. 20 октября будет сохранён тот же формат – в первом отделении выступят учащиеся и выпускники «гнесинки», а во втором – профессор Государственного университета Музыки и Изящных искусств г. Мангейм (Германия) Петру Йуга. Маэстро исполнит виолончельный концерт Франца Йозефа Гайдна D-dur в переложении для контрабаса, а также специально написанную по просьбе Петру Йуга поэму «Богатырская сказка» Александра Муравьёва для контрабаса с оркестром по мотивам сказочных полотен В.М Васнецова.

Александр Муравьев – ученик профессора А.А. Бельского. Но, говоря об Александре, слово Ученик хочется написать с большой буквы, так как сфера его интересов и деятельности давно вышла за рамки студенчества. Как и проф. Бельский, Александр Муравьев находится в постоянном творческом процессе, поиске, также, как и учитель, Александр стремится открыть новые возможности, новые горизонты не только для себя, но и для своих коллег, и для широкой публики.

Расширить контрабасовый репертуар – одна из задач, которые преследуют профессор и его ученики. Новая самобытная музыка, новаторские идеи, программность – все это делает музыку Александра Муравьева особо ценной в глазах современного слушателя, привлекая интерес не только к композитору – исполнителю, но и к главному действующему лицу – КОНТРАБАСУ.

 

Александр Муравьев

Творческий путь Александра Муравьева широк и неординарен. Условно сферу творческих интересов молодого музыканта можно разделить на два русла: классическое оркестровое и сольное исполнительство, и работа в сфере современного искусства, театра, кино. Не менее интересны его поиски новых возможностей, звучаний, новаторские открытия, эксперименты со стилями и направлениями: от классических и концептуальных до поп – музыки, сотрудничество с современными музыкальными коллективами, участие в ярких творческих проектах.

Виртуозное владение, как контрабасом, так и бас - гитарой, дают Александру возможность не только в полной мере реализовать себя, как исполнителя, но и выступить в роли композитора, музыкальные произведения которого, быстро завоевали внимание даже самых требовательных слушателей.

Успех А. Муравьева, как композитора, отмечен первой премией московского областного открытого конкурса композиции им.С.С.Прокофьева (2014 г.), первой премией V международного конкурса музыкантов исполнителей и композиторов "Романтизм: истоки и горизонты" памяти Е. Ф. Гнесиной, первой премией I-го международного конкурса композиторов, посвященного 140-летию Сергея Кусевицкого (Санкт-Петербург, 2014 г.).

Также А. Муравьев является лауреатом международных и всероссийских конкурсов исполнителей, как на контрабасе, так и нас бас – гитаре.

На данный момент Александром написаны три сюиты: Сюита «Три пьесы для контрабаса соло» (pizz.), посвященная Музе композитора – жене Полине, «Итальянская сюита в старинном стиле» для контрабаса соло в 4 частях, посвященная педагогу, Александру Бельскому, по словам автора, вдохновившего его на сочинение музыки, «Алиса в Стране Чудес», сюита для контрабаса соло в 6 частях – волшебная сказка, посвященная дочери Алисе. А также 5 пьес для бас- гитары соло и поэма для контрабаса и оркестра «Богатырская сказка» в 4 частях.

Композитором выпущен сольный диск «Контрабас в мире чудес» и одноименный нотный сборник.

Петру Иуга

Профессор Мангеймского Университета музыки и изящных искусств Петру Иуга (Румыния - Германия) родился 29 ноября 1974 года. Получил первые уроки игры на контрабасе в своей родной Румынии. Позже, по приглашению Сэра Иегуди Менухина, продолжил обучение в Международной Музыкальной Академии Иегуди Менухина в Гштаде (Швейцария). Далее последовали стажировки в Университете искусств в Берне и в Парижской Высшей национальной консерватории. Выступал в составе Ensemble Orchestral de Paris, был первым контрабасистом в Мюнхенском камерном оркестре, гастролировал как первый контрабасист с Лондонским симфоническим оркестром. Завоевал первые премии на международных конкурсах контрабасистов в Маркнойкирхене, Германия (1999) и в Капбретоне, Франция (2001). В марте 2008 года фирма Denon выпустила CD с записью квинтета «Форель» Шуберта в исполнении Кармина-квартета и Петру Йуги. В 2012 году в рамках международной европейской конвенции BASSEURO в Копенгагене Петру исполнил с оркестром виолончельный концерт А. Дворжака в собственном переложении для контрабаса.

 

Петру Йуга ведёт активную исполнительскую и широкую просветительскую деятельность. Репертуар музыканта широк и разнообразен. Отметим лишь часть исполняемых им произведений – это Интродукция и Рондо Каприччиозо Сен-Санса, виолончельные сюиты Баха, Рококо Чайковского, Большой дуэт для скрики и контрабаса Боттезини, Блестящий полонез Венявского.

 

Также Петру является изобретателем и активным пропагандистом собственного изобретения, которое он назвал ЭргоБас. Внешне ЭргоБас выглядит как подставка в виде мостика для контрабаса, которая прикрепляется к середине нижней деки. Таким образом, нижняя дека не соприкасается с корпусом музыканта, что даёт заметное увеличение интенсивности и качества звукания инструмента.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: