С учетом акцелерации в 6-летнем возрасте многие дети достигают определенной степени физического, интеллектуального и двигательного развития, что позволяет начать школьное обучение. Однако 6-летние дети заметно отличаются от 7-летних, это необходимо учитывать школьным педиатрам и учителям при распределении учебной нагрузки и составлении расписания уроков, организации режима дня. Так, у 6-летних медленнее вырабатывается система условных реакций, процессы возбуждения преобладают над торможением, отмечаются быстрая истощаемость нервной системы и утомляемость (дети 5-7 лет сохраняют активное внимание не более 15-20 мин), непроизвольное (пассивное) внимание преобладает над произвольным (активным), большее значение имеет эмоциональная заинтересованность, мышление носит образный и конкретный характер. В связи с анатомо-физиологическими особенностями органа зрения у 6-летних детей необходимо ограничивать занятия, требующие напряжения зрения, стараться максимально облегчить зрительное восприятие и строго соблюдать гигиенические правила. Т.к. у 6-летних детей еще слабо развиты мелкие двигательные мышцы кисти и пальцев рук, следует исключить длительные нагрузки при письме и рисовании, ограничить продолжительность непрерывного письма (до 3 мин). При выявлении у ребенка леворукости необходима консультация невропатолога. Вследствие недостаточного развития костно-мышечной системы при неправильной позе во время занятий, длительном сидении у детей 6 лет чаще развиваются искривления позвоночника, нарушения осанки.
Необходимо учитывать, что в 6 лет у детей возможно первое физиологическое вытяжение, характеризующееся ускорением физического развития. В этом периоде организм ребенка становится особенно чувствительным к воздействию неблагоприятных факторов, поэтому начало занятий в школе может способствовать повышению заболеваемости, проявлению ранее скрытых заболеваний. Большое значение имеет правильная организация режима дня, облегчающая адаптацию ребенка.
|
Диспансерное наблюдение.
Детей в возрасте 3-7 лет педиатр осматривает не реже 1 раза в год. Ежегодно проводят лабораторные исследования (клинические анализы крови и мочи, анализ кала на яйца глистов), антропометрию, оценивают физическое и интеллектуальное развитие ребенка. Осуществляются осмотры стоматологом, хирургом, невропатологом, по показаниям — другими специалистами. Особое внимание следует уделять детям, часто болеющим, с неблагоприятным анамнезом (например, недоношенность, родовая травма, гемолитическая болезнь новорожденных). В соответствии с календарем профилактических прививок проводится плановая вакцинация (Иммунизация), ежегодно ставят туберкулиновые пробы (Туберкулинодиагностика).
Приложение.
1. Примерный комплекс физических упражнений для детей дошкольного возраста:
1. «Аист ходит по болоту» (высоко поднять, сгибая в коленях, ноги, попеременно правую и левую);
2. «лягушонок» (присесть, разводя колени в сторону);
3. «самолет» (развести руки в стороны, наклоны туловища вправо и влево);
4. «гребля» (сидя на стульчике, руки вытянуть вперед, затем согнуть и прижать к туловищу);
5. Поднять попустить палку;
6. Лежа на полу, держать палку а вытянутых руках над туловищем, поднимая ноги, достать ими палку;
|
7. «Бабочка» (руками выполнять плавные движения, имитирующие взмах крыльев);
8. «Лодочку качает на волнах» (сидя на стульчике, развести руки в стороны, туловище наклонять вправо и влево);
9. «Снять и надеть шляпу» (держа над головой, поднять и опустить обруч);
10. Держа обруч за спиной, поворачивать туловище вправо и влево;
11. Сидя на стульчике, наклоняться вправо и влево, доставая лежащий на полу предмет;
2. Примерный комплекс физических упражнений для детей дошкольного возраста:
12. «длинные и короткие ноги» (сидя на полу, сгибать и выпрямлять ноги);
13. «мишка поднимает лапы, переступает лапами, смотрит на лапы» (стоя на коленях, поднять руки вверх, затем идти на четвереньках и, остановившись, поднимать поочередно руки вверх, поворачивая голову и туловище);
14. «попади в цель» (бросать мяч в фиксированный обруч);
15. «дровосек» (сцепленные в замок руки опустить вниз, проводя между ног);
16. «рыбка» (лежа на животе, вытянуть руки в стороны и назад, слегка поднимая верхнюю часть туловища);
17. «вот какие деревья большие» (поднять руки вверх), «деревья качаются» (подняв руки вверх, наклоняться вправо и влево);
18. «на дороге бревнышко» (перепрыгнуть через предмет, лежащий на полу);
19. «переходим через ручеек» (идти по дощечке, лежащей на полу).
Список литературы.
· https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine
· Большая Российская Энциклопедия. 1994 г.
· Мазурин А.В. и Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней М., 1985;
· Медицинская энциклопедия. 1991—96 гг.
· Руководство по педиатрии, под ред. Р.Е. Бермана и В.К. Вогана, пер. с англ., кн. 1, М., 1987.
· Советская энциклопедия. — 1982—1984 гг.