ВСТУПЛЕНИЕ
Педагогическая эффективность воспитания и обучения находится тесной зависимости от того, в какой мере учитываются анатомо-физиологические особенности детей, периоды развития, для которых характерна наибольшая восприимчивость к воздействию тех или иных факторов, а также периоды повышенной чувствительности и пониженной сопротивляемости организма. Знание анатомии и физиологии ребенка с основами патологии необходимо воспитателю для определения эффективных методов обучения двигательным действиям, формирования двигательных навыков, закаливания детей.
Важное значение анатомия и физиология имеет для понимания особенностей психологии ребенка. Изучение функции мозга детей разного возраста позволяет установить этапы, наиболее чувствительные к корригирующим педагогическим воздействиям, направленным на создание условий роста и развития ребенка, правильного его воспитания и обучения.
Квалифицированный педагог должен знать возрастные изменения строения и функционирования организма ребенка и строить учебный и воспитательный процесс с учетом этих особенностей и навыками по формированию здорового образа жизни.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дисциплину <<Анатомия, физиология и патология детей и подростков» студенты начинают изучать на первом курсе обучения в первом семестре. На данный курс в учебном плане подготовки специалистов отводится 108 часов.
Предлагаемый курс включает в себя следующие разделы: «Анатомия и физиология детей и подростков», «Основы общей патологии».
Освоение данного курса предполагает следующие формы работы: лекции, практические и лабораторные занятия, самостоятельную работу студентов. В лекционном курсе изучаются общие закономерности роста, развития детей, рассматриваются вопросы строения, развития и функционирования основных органов и систем, раскрываются морфофункциональные особенности организма ребенка на разных возрастных этапах с основами общей патологии. На практических занятиях студенты изучают основные методы диагностики нарушения опорно-двигательного аппарата у детей, определяют реакцию сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку, рассчитывают работу сердца, основной и общий обмены, получают навыки работы с психофизиологическими методиками исследования психофункционального состояния человека, учатся диагностировать патологические состояния детей, что имеет большую важность в ранней диагностике заболеваний. Раскрывают особенности влияния факторов внешней и внутренней среды на физиологическое и психологическое состояние ребенка.
|
3 Структурированный план подготовки по дисциплине «Анатомия и физиология детей с основами патологии и генетики»
Структура учебной дисциплины | Количество часов | Год | Вид контроля | |||
всего часов/ креди тов ECTS | аудиторных | СРС | ||||
К | -~ а, £3 о | |||||
18/16 | 1-й | |||||
Кредиты ECTS | ||||||
Модуль 1: Тем 13 | 108 часов/ 3 кредита ECTS | 18/16 | Текущий и итоговый (стандартизирован ный) |
Структуризация дисциплины на модули
Модуль 1.
______________________________ Темы ______________________________
Предмет, задачи методы анатомии и физиологии человека. Место анатомии и физиологии среди биологических дисциплин. Значение знания анатомии и физиологии ребенка для воспитания. Исторический очерк развития анатомии и
|
физиологии. ___________________________________________________
Общие закономерности роста и развития детей. Общая схема строения организма человека. Регуляция функций в организме. Понятие об онтогенезе
Основы цитологии и гистологии. Клетки и ткани. ________________________
Морфофункциональные особенности опорно-двигательного аппарата ребенка.
Строение и функци и кос тной системы человека. _________________________
Анатомо-физиологические особенности системы крови. Кровь, ее значение,
состав и общие с в о йства. _____________________________________________
Кровообращение. Значение системы кровообращения и общая схема ее
строения. Строение и деятельность сердца. _____________________________
Анатомо-физиологические особенности дыхания у детей. Строение органов
дыхания. _________________________________________________________
Пищеварение. Значение пищеварения. Общая схема строени е; ______________
Обмен веществ и энергии. Питание. ____________________________________
Органы выделения. Значение и строение органов выделения. _______________
Строение и функции половой системы. Оплодотворение. Развитие
оплодотворенной яйцеклет ки, зародыша и плода. ________________________
Эндокринная с ис тема. Же лезы внутренней секреции. Гормон ы._____________
Анатомия и физиология нервной системы. Общий план строения и значение
нервной системы. __________________________________________________
Высшая нервная деятельность (ВНД) и ее о собенности у детей дошк ольного
возраста. Специфические особенности ВНД человека. Условные и безусловные
рефлексы. _________________________________________________________
|
Анализаторы. Сенсорная информация как фактор развития детей. Общая характеристика сенсорных систем. Функциональное созревание сенсорных систем.
Репродуктивная система человека. Особенности строения и функционирования
женских и мужских половых органов. Мейоз. Гаметогенез (сперматогенез,
оогенез). Оплодотвор е ние. Беременность. _______________________________
Основы общей патологии. Понятие о болезни. Понятие об этиологии и
патогенезе. Роль внешней среды в развитии болезней. Кинетозы. ___________
Классификация болезнетворных факторов (физических, химических и
биологических). Болезнетворные физические факторы. Болезнетворные
химические факторы. _______________________________________________
Биологические факторы, вызывающие смерть. Понятие об инфекции.
Нарушение обмена веществ в органах и тканях. Патология дыхания. Некроз и
апоптоз. Нарушения кровообращения. Шок. Воспаление. Приспособление и
компенсация. Опухоли. Общи е положения. _____________________________
Итоговый модульный контроль
Ориентировочная структура зачетного | кредита-модуля 1 | ||||
№ п/п | Содержательный модуль/тема | Количество часов | |||
Лекц ИИ | Практ/лаб. | СРСи ИНД. | Всего | ||
1. | Предмет, задачи методы анатомии и физиологии человека. Место анатомии и физиологии среди биологических дисциплин. Значение знания анатомии и физиологии ребенка для воспитания. Исторический очерк развития анатомии и физиологии. | ||||
2. | Общие закономерности роста и развития детей. Общая схема строения организма человека. Регуляция функций в организме. Понятие об онтогенезе Основы цитологии и гистологии. Клетки и ткани. | 2/2 | |||
3. | Морфофункциональные особенности опорно-двигательного аппарата ребенка. Строение и функции костной системы человека. | ||||
4. | Анатомо-физиологические особенности системы крови. Кровь, ее значение, состав и общие свойства. | -12 |
5. | Кровообращение. Значение системы кровообращения и общая схема ее строения. Строение и деятельность сердца. | ||||
6. | Анатомо-физиологические особенности дыхания у детей. Строение органов дыхания. | ||||
7. | Пищеварение. Значение пищеварения. Общая схема строения. | 2/2 | |||
8. | Обмен веществ и энергии. Питание. | ||||
9. | Органы выделения. Значение и строение органов выделения. | ||||
10. | Строение и функции половой системы. Оплодотворение. Развитие оплодотворенной яйцеклетки, зародыша и плода. | 2/2 | |||
11. | Эндокринная система. Железы внутренней секреции. Гормоны. | - | |||
12. | Анатомия и физиология нервной системы. Общий план строения и значение нервной системы. | -12 | |||
13. | Высшая нервная деятельность (ВНД) и ее особенности у детей дошкольного возраста. Специфические особенности ВНД человека. Условные и безусловные рефлексы. | -/4 | |||
14. | Анализаторы. Сенсорная информация как фактор развития детей. Общая характеристика сенсорных систем. Функциональное созревание сенсорных систем. | 4/2 | Ал | ||
15. | Основы общей патологии. Понятие о болезни. Понятие об этиологии и патогенезе. Роль внешней среды в развитии болезней. Кинетозы. | ||||
16. | Классификация болезнетворных факторов (физических, химических и биологических). Болезнетворные физические факторы. Болезнетворные химические факторы. | ||||
17. | Биологические факторы, вызывающие смерть. Понятие об инфекции. Нарушение обмена |
веществ в органах и тканях. Патология дыхания. Некроз и апоптоз. Нарушения кровообращения. Шок. Воспаление. Приспособление и компенсация. Опухоли. Общие положения. | |||||
18. | Основы общей патологии. Понятие о болезни. Понятие об этиологии и патогенезе. Роль внешней среды в развитии болезней. Кинетозы. | ||||
Всего Кредитов ECTS- 3 | 16/18 |
Порядок оценивания знаний по предмету
Уровень знаний студентов по предмету определяется как среднее арифметическое оценок знаний по модулям (т.е. сложением оценок по всем модулям и делением полученной суммы на количество модулей).
Рейтинговая оценка
Рейтинговая оценка по предмету проводится по количеству баллов, определяющих оценку знаний по предмету (после определения оценки знаний каждого студента составляется список студентов в нисходящем порядке баллов).