Алексей Михайлович Гмырёв.




Трагична судьба этого человека, начавшего свою революционную деятельность ещё в юности. Уже в шестнадцать лет он попадает в тюрьму, где с небольшими перерывами проходит вся его жизнь и где он пишет свои стихи. В 1908 году Гмырёв был приговорен к восьми годам каторги, но был заключён в одиночную камеру Херсонской тюрьмы; здесь он умер от туберкулёза лёгких.

Творчество этого человека полно романтики, страстного порыва к свободе. «Скоро нашу многострадальную Россию охватит общее восстание. Трудовой народ свергнет ненавистный произвол…» - писал он из тюрьмы. Его стихи были изданы уже после революции – в 1925 году – в книге под названием «За решёткой». Шостакович использовал три стихотворения Гмырёва: «При встрече во время пересылки», «Казнённым» и «Они победили».

 

«Хоровые поэмы» Д. Шостаковича.

Подлинным событием в советской хоровой литературе явилось сочинение Д. Д. Шостаковичем «Десяти поэм» для смешанного хора без сопровождения (1951). Вспоминая о своём детстве композитор писал: «В нашей семье горячий отклик находили события Первой Мировой войны, Февральской и Октябрьской революций. Поэтому неудивительно, что уже в детских сочинениях, написанных в эти годы, сказывалось моё стремление как-то отражать жизнь. Такими наивными попытками «отражать жизнь» были мои пьесы для фортепиано «Солдат», «Гимн свободе», «Траурный марш памяти жертв революции»».

Тема революции, заинтересовавшая Шостаковича уже в детские годы становится впоследствии одной из главных тем его творчества. К ранним опытам в этой области относятся его симфонии: Вторая симфония – «Посвящение Октябрю» (1927) и Третья – «Первомайская»(1929). Большой удачей композитора была музыка к кинофильмам на историко-революционные сюжеты: «Трилогия о Максиме» (1935 – 1938), «Волочаевские дни» (1936 – 1937), «Великий гражданин» (1938), «Человек с ружьём» (1938). Образы и идеи революционной борьбы особенно широко отражены в «Десяти поэмах для хора».

Одним из важнейших источников этих сочинений явилась русская революционная песня, получившая в музыке Шостаковича глубокое и оригинальное претворение. Автор «Хоровых поэм» очень любил и тонко чувствовал старую революционную песню. Интересует его и поэтическое отражение революционной борьбы. Страстность, лиризм, стремление к свободе, самоотверженность в борьбе составляют главное содержание революционной поэзии, привлекшей внимание Шостаковича.

Хоры этого цикла композитор назвал поэмами, так как разнообразие и конкретность содержания стихов требовали более развёрнутого, чем простая куплетная песня, воплощения. Несмотря на законченность и самостоятельность каждого произведения, они объединены общей драматургической линией в одно целое и составляют своеобразную хоровую сюиту.

«Десять поэм» написаны на слова революционных поэтов конца девятнадцатого начала двадцатого столетия. Леонид Радин (1861 – 1900) известен как создатель песни «Смело, товарищи, в ногу», Аркадий Коц (1872 – 1943) перевёл на русский язык текст «Интернационала», учёный Владимир Тан-Богораз (1865 – 1938) – автор широко известной революционной песни «Мы сами копали могилу себе», революционеры Евгений Тарасов (1887 – 1911) и Алексей Гмырёв (1887 – 1911) написали много стихов о революционной борьбе. Многие революционеры сочиняли стихи, содержание которых отражало их «сегодняшний день», их мечты о будущем, тяжесть выпавших на их долю испытаний. Так создавалась совсем особенная ветвь русской поэзии. Авторы стихотворений писали о том, что переживали сами, что являлось делом их жизни. Поэтому их поэзия, главным героем которой был народ, проникнута глубоким гражданским чувством, в её образах отражена высокая и чистая душа человека, отдавшего всю свою жизнь за счастье других людей, за их свободу.

В произведениях поэтов-революционеров дооктябрьской поры Шостаковича привлекали драматизм, поэзия светлой мечты, страстный порыв к свободе. Поэтические тексты требовали песенного воплощения и вместе с тем сложных, многообразных выразительных средств. Так появился в 1951 году новый вокальный цикл Д. Д. Шостаковича названный «Десять поэм на слова революционных поэтов конца девятнадцатого начала двадцатого столетия для смешанного хора без сопровождения».

Шостакович выступает не только как композитор, но ещё и как режиссёр-драматург на протяжении всего цикла – все десять поэм образуют единое художественное целое. Весь цикл можно разделить на три раздела, каждый из которых посвящён определённой теме. В первый раздел входят первые пять поэм. Основное содержание этого раздела во второй и четвёртой поэмах («Один из многих», «При встрече»), посвящённых образам революционеров узников. Хор «Смелей, друзья» служит вступлением, «На улицу» - контрастной серединой, а пятая поэма – «Казнённым» - играет роль обобщающего заключения.

Второй раздел цикла – шестая, седьмая и восьмая поэмы. Центральное место занимают хоры «Девятое января» и «Смолкли залпы запоздалые», которые отражают важнейшие события эпохи – разгар массового революционного движения в 1905 году. Завершающую роль в этой разделе играет хор «Они победили». Третий раздел краток – это две последние поэмы. Из них девятая служит введением к финальной десятой.

Количество поэм, входящих в состав каждого раздела, последовательно уменьшается, насыщенность контрастов и напряжённость в развитии «музыкального действия» последовательно возрастает ко второму разделу, как к общей кульминации цикла.

Существенную роль в драматургии цикла хоровых поэм играет распределение контрастов – этого важнейшего средства музыкальной выразительности. Контрасты применяемые в цикле, разнообразны. В одних случаях они создают единый, резко очерченный образ без светотеней, своего рода музыкальный плакат (№1 и №8), в других, напротив, - очень богатый многогранный образ, переливающийся различными красками при едином настроении (№№2,4,7) или при ярко контрастных сопоставлениях (№6). Всё это придаёт хоровому циклу Шостаковича драматургическую насыщенность, большую динамичность.

Хоровое письмо Шостаковича многообразно - от простого компактного звучания всех голосов, одновременно поющих один и тот же текст, до богатого полифонического разветвления партий.

В хоровых поэмах композитор широко использовал лучшие традиции русской классической музыки, в особенности опыт М. П. Мусоргского. С ним связаны декламационная выразительность речитативов, реалистическая заострённость музыкальных характеристик. Подобно русским классикам Шостакович притворил в поэмах некоторые жанры русской народной музыки – лирическую и колыбельную песню и жанр причитания. Отображая новую действительность, он обратился к революционным песням, песням каторги и ссылки, революционным гимнам.

Хоровые поэмы были впервые исполнены русским академическим хором СССР под управлением А. В. Свешникова 10 октября 1951 года. За это произведение автор был удостоен Государственной премии.

 

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: