Вокально-хоровой анализ.




Хор написан для 4-х голосного смешанного хора a'capella (divizi в партиях альтов и басов). Вид ансамбля искусственный. Шостакович, прекрасно знающий хоровую инструментовку, ярко рассвечивает хоровую палитру применяя тембровую окраску голосов как в первой, так и во второй частях. Динамический ансамбль достигается путём соотношения тесситуры голосов. Композитор на использует предельные ноты хоровых партий, тем самым добиваясь мягкого, скорбного звучания всех голосов от p-pp-ppp. Партии удобны для исполнения. Голосоведение плавное, но встречаются скачки (примеры № 4, 7).некоторые мелодические ходы сложны для исполнения и требуют точного ладового слышания и чистоты интонации (особенно 1 часть – фугато).

 

Общий диапазон хора:

 

 

Диапазон партий:

 

 

 

Тесситурные условия для всех голосов удобные, но встречается место в

басовой партии, где тесситурные условия низкие, но за счет того, что момент этот

кратковременный и звучит в нюансе ppp, сложности не представляет.

Звуковедение Legato. Дыхание берется по фразам, также используется цепное дыхание. Звук должен быть округлым, плотным.

 

При разучивании этого произведения у дирижера и исполнителей возникает целый ряд трудностей.

 

Интонационные трудности:

 

Скачки на ч4 исполняются активно, устойчиво, на хорошем, пертом дыхании.

Скачки на сексту – соблюдать высокую вокальную позицию, ощущать опору.

Скачки на ч5 исполнять активно, устойчиво, использовать хорошее дыхание, следить за тем, чтобы звук был прикрытым.

Исполняя поступенное движение, гаммообразное восходящее и нисходящее, звуки строить в позиции самого высокого звука, т.о. все звуки исполнять мысленно как бы на одной линии.

 

Пение на одном звуке. Над этим следует работать так: каждую следующую ноту брать с тенденцией к завышению, постоянно контролируя интонацию.

 

 

Поскольку фактура изложения произведения в основном полифоническая, то в первую очередь должен быть горизонтальный строй, а при работе над вертикальным надо помнить насколько приемов.

Октавные унисоны – встречаются в конце произведении. Ч8 отностится к группе чистых интервалов.

Они требуют устойчивого исполнения как основного, так и звука составляющего интервал.

Дикционные трудности:

Донесение до слушателей поэтического текста в значительной степени зависит от дикции хора – произношение гласных и согласных.

Специфика певческой дикции заключается в продолжительном выдерживании звука на гласных и в быстром произнесении согласных. Необходимо использование твердой атаки на стыках слов, которые заканчиваются и начинаются на гласные.

В э той кель е

Звук «Р» следует произносить несколько утрированно: Бо р ца; го р ькой; ут р аты; сум р аке; се р ых.

Также не следует проглатывать согласные на началах и концах слов:

Пред; Станут; Павших и т.д.

Гласные должны звучать округло, не должно быть открытого их звучания.

Динамические трудности: динамика произведения развивается в нюансе Р (от p до ppp)

В таких произведениях дирижеру следует обратить внимание на формирование у певцов навыка пения «пиано» и «пианиссимо». Тогда границы динамического диапазона хора значительно расширятся.

 

Вокальные трудности:

Все партии должны обладать единой манерой пения, на единой линии, на дыхании.

Также очень важно следить за вокальной позицией. Пение legato, скачки на широкие интервалы так же являются вокальными трудностями.

 

Дирижёрские задачи:

1. Передать настроение всего произведения, от начала и до конца.

2. Плавность, свобода, и в то же время напряжённость должны присутствовать в жесте, надо не потерять мысль, пронести глубокое содержание.

3. Необходимо точно показать все полифонические приёмы.

4. Тонко чувствовать градацию динамических оттенков произведения.

 

Заключение.

Симфония – одно из самых удивительных творений во всей истории мирового музыкального исполнительства. Сравнительно недолгая история этого рода искусства богата множеством великолепных находок и подлинных открытий. В нескольких фразах невозможно предать даже самое общее представление о богатстве мирового симфонизма, его яркости в полноте отражения жизни, многообразии художественных методов, широте идейного диапазона. На каждом историческом этапе развитие симфонии определялось внешними причинами: национальными традициями искусства, мировосприятием той или иной эпохи, передовыми общественными идеалами и насущными проблемами времени.

Однако подлинное объяснение богатства мировой симфонической культуры нужно искать в самобытности и силе творческих индивидуальностей величайших мастеров симфонии – Моцарта и Гайдна, Бетховена и Шуберта, Берлиоза и Листа, Бородина, Чайковского и Танеева, Глазунова и Рахманинова, Хиндемита и Прокофьева и многие другие. Каждый из них наблюдал окружавшую его жизнь под своим углом, направлял внимание на те её стороны, которые казались ему наиболее важными и близкими, стремился воплотить в искусстве те идеалы, которые по его убеждению, более всего отвечали чаяниям людей.

В симфоническом искусстве двадцатого века одно из центральных мест принадлежит Шостаковичу, - композитору, сумевшему создать свой тип симфонии, глубоко проникшему в драматическую сущность своего времени.

Среди симфоний Д. Д. Шостаковича – Одиннадцатая – «1905год» принадлежит к числу наиболее выдающихся его симфоний. Она связана со многими прежними симфониями Шостаковича, с некоторыми его камерными сочинениями и музыкой для кинофильмов. Но прочнее всего ощущается интонационная связь симфонии с его известными «Десятью хоровыми поэмами».

Хоровые поэмы свидетельствовали о том, что у композитора назрела острая потребность в конкретизации тех трагедийно-героических образов, к которым он так часто обращался в своём творчестве, потребность перенесения их из инструментальной в иную сферу, связанную со словом, литературным сюжетом, театральным действием. Хоровые поэмы явились первым важным и чрезвычайно удачным шагом в этом направлении.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: