Хор написан для 4-х голосного смешанного хора a'capella (divizi в партиях альтов и басов). Вид ансамбля искусственный. Шостакович, прекрасно знающий хоровую инструментовку, ярко рассвечивает хоровую палитру применяя тембровую окраску голосов как в первой, так и во второй частях. Динамический ансамбль достигается путём соотношения тесситуры голосов. Композитор на использует предельные ноты хоровых партий, тем самым добиваясь мягкого, скорбного звучания всех голосов от p-pp-ppp. Партии удобны для исполнения. Голосоведение плавное, но встречаются скачки (примеры № 4, 7).некоторые мелодические ходы сложны для исполнения и требуют точного ладового слышания и чистоты интонации (особенно 1 часть – фугато).
Общий диапазон хора:
Диапазон партий:
Тесситурные условия для всех голосов удобные, но встречается место в
басовой партии, где тесситурные условия низкие, но за счет того, что момент этот
кратковременный и звучит в нюансе ppp, сложности не представляет.
Звуковедение Legato. Дыхание берется по фразам, также используется цепное дыхание. Звук должен быть округлым, плотным.
При разучивании этого произведения у дирижера и исполнителей возникает целый ряд трудностей.
Интонационные трудности:
Скачки на ч4 исполняются активно, устойчиво, на хорошем, пертом дыхании.
Скачки на сексту – соблюдать высокую вокальную позицию, ощущать опору.
Скачки на ч5 исполнять активно, устойчиво, использовать хорошее дыхание, следить за тем, чтобы звук был прикрытым.
Исполняя поступенное движение, гаммообразное восходящее и нисходящее, звуки строить в позиции самого высокого звука, т.о. все звуки исполнять мысленно как бы на одной линии.
|
Пение на одном звуке. Над этим следует работать так: каждую следующую ноту брать с тенденцией к завышению, постоянно контролируя интонацию.
Поскольку фактура изложения произведения в основном полифоническая, то в первую очередь должен быть горизонтальный строй, а при работе над вертикальным надо помнить насколько приемов.
Октавные унисоны – встречаются в конце произведении. Ч8 отностится к группе чистых интервалов.
Они требуют устойчивого исполнения как основного, так и звука составляющего интервал.
Дикционные трудности:
Донесение до слушателей поэтического текста в значительной степени зависит от дикции хора – произношение гласных и согласных.
Специфика певческой дикции заключается в продолжительном выдерживании звука на гласных и в быстром произнесении согласных. Необходимо использование твердой атаки на стыках слов, которые заканчиваются и начинаются на гласные.
В э той кель е
Звук «Р» следует произносить несколько утрированно: Бо р ца; го р ькой; ут р аты; сум р аке; се р ых.
Также не следует проглатывать согласные на началах и концах слов:
Пред; Станут; Павших и т.д.
Гласные должны звучать округло, не должно быть открытого их звучания.
Динамические трудности: динамика произведения развивается в нюансе Р (от p до ppp)
В таких произведениях дирижеру следует обратить внимание на формирование у певцов навыка пения «пиано» и «пианиссимо». Тогда границы динамического диапазона хора значительно расширятся.
Вокальные трудности:
Все партии должны обладать единой манерой пения, на единой линии, на дыхании.
|
Также очень важно следить за вокальной позицией. Пение legato, скачки на широкие интервалы так же являются вокальными трудностями.
Дирижёрские задачи:
1. Передать настроение всего произведения, от начала и до конца.
2. Плавность, свобода, и в то же время напряжённость должны присутствовать в жесте, надо не потерять мысль, пронести глубокое содержание.
3. Необходимо точно показать все полифонические приёмы.
4. Тонко чувствовать градацию динамических оттенков произведения.
Заключение.
Симфония – одно из самых удивительных творений во всей истории мирового музыкального исполнительства. Сравнительно недолгая история этого рода искусства богата множеством великолепных находок и подлинных открытий. В нескольких фразах невозможно предать даже самое общее представление о богатстве мирового симфонизма, его яркости в полноте отражения жизни, многообразии художественных методов, широте идейного диапазона. На каждом историческом этапе развитие симфонии определялось внешними причинами: национальными традициями искусства, мировосприятием той или иной эпохи, передовыми общественными идеалами и насущными проблемами времени.
Однако подлинное объяснение богатства мировой симфонической культуры нужно искать в самобытности и силе творческих индивидуальностей величайших мастеров симфонии – Моцарта и Гайдна, Бетховена и Шуберта, Берлиоза и Листа, Бородина, Чайковского и Танеева, Глазунова и Рахманинова, Хиндемита и Прокофьева и многие другие. Каждый из них наблюдал окружавшую его жизнь под своим углом, направлял внимание на те её стороны, которые казались ему наиболее важными и близкими, стремился воплотить в искусстве те идеалы, которые по его убеждению, более всего отвечали чаяниям людей.
|
В симфоническом искусстве двадцатого века одно из центральных мест принадлежит Шостаковичу, - композитору, сумевшему создать свой тип симфонии, глубоко проникшему в драматическую сущность своего времени.
Среди симфоний Д. Д. Шостаковича – Одиннадцатая – «1905год» принадлежит к числу наиболее выдающихся его симфоний. Она связана со многими прежними симфониями Шостаковича, с некоторыми его камерными сочинениями и музыкой для кинофильмов. Но прочнее всего ощущается интонационная связь симфонии с его известными «Десятью хоровыми поэмами».
Хоровые поэмы свидетельствовали о том, что у композитора назрела острая потребность в конкретизации тех трагедийно-героических образов, к которым он так часто обращался в своём творчестве, потребность перенесения их из инструментальной в иную сферу, связанную со словом, литературным сюжетом, театральным действием. Хоровые поэмы явились первым важным и чрезвычайно удачным шагом в этом направлении.