Музыкально-теоретический раздел.




Пятая поэма цикла – «Казнённым» - посвящена памяти двух погибших революционеров:

В этой келье тоскливой и душной

Доживали последние дни

Два борца. Узник, брат, преклони

Зову горькой утраты послушный,

Преклони с тихой грустью колени,

Когда в сумраке серых углов

Пред тобой встанут чёрные тени

Двух безвременно павших борцов.

 

Хор написан в двухчастной форме: A+B. Первая часть состоит из 4 предложений изложенных в форме фугато. Размер 2/4. Музыка носит сдержанный, сосредоточенный характер. Широкую, распевную мелодию в русском духе запевают басы в основной тональности произведения: fis-moll. Размеренное движение, медленный темп (Adagio = 56), натуральный минор придают теме сдержанный характер. Нисходящий квартовый скачок в начале запева настраивает на динамичное развитие сюжета, но дальнейший мелодизм темы погружает в скорбные, плачевые интонации сходные с напевами рекрутских песен. Пример № 1.

 

 

Вторая фраза мелодически менее развита. Здесь прослеживается параллельный мажоро-минор. Нисходящие и восходящие ходы выражают тоскливую безнадёжность молодых борцов, доживающих в тюрьме свои последние дни. Пример № 2.

 

 

 

 

Далее тему проводят тенора в тональности доминанты: cis-moll натуральный. Противосложение басов сохраняет тот же характер музыки. Мелодическая линия скупа и сосредоточена, прослеживаются интонации плача. Пример № 3.

 

 

В таком же тональном соотношении: fis-moll – cis-moll звучит тема у альтов и сопрано. Противосложение теноровой партии наиболее развито. Композитор использует повторы мелодических линий, оборотов, включает более сложные задержания, распевы, характерные для этого произведения квартовые скачки. Пример № 4.

 

 

 

 

В партии альтов заложены наивысший трагидизм и невыносимая скорбь по погибшим людям. В малообъёмной (в кварте), траурной мелодии заключена основная мысль этой части: «В этой келье доживали два борца». Пример № 5.

 

Непрерывная звуковая волна, возникающая в результате полифонического изложения, является ярким, выразительным средством для передачи настроения тоски, мучительной безысходности положения узников, ожидающих своей смерти. Так, тонко и художественно убедительно, с помощью простого приёма создаётся выразительный образ. Вся часть звучит pianissimo.

Резким переломом в характере звучания произведения начинается вторая часть «Узник, брат…». Это – братское поминовение безвременно погибших товарищей. Все голоса сливаются в торжественно-светлый хорал на тончайшем pianissimo (тональность A-dur, размер 9/8 и 6/8). В мелодии сопрано слышны интонации революционной песни «Замучен тяжёлой неволей». Это один из красивейших моментов во всём цикле. В нём воплощено чувство особого благоговейного преклонения перед светлой памятью погибших борцов. Пример № 6.

 

Следующий эпизод («Когда в сумраке серых углов…») исполняет женская группа хора (тональность fis-moll). Нисходящая «плачущая» мелодия, секвенционные обороты, гармонические педали альтов создают ощущение давящей тоски. Пример № 7.

 

Просветлённо и тихо завершают поэму солирующие тенора на фоне аккордов всего хора в тональности Fis-dur.

 

 

Пятая поэма – «Казнённым» - завершает «малый цикл» хоров о судьбах революционеров. Это скорбная эпитафия погибшим.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: