Этапы прикладного социологического исследования.
Основной целью прикладного социологического исследования является получение фактов, которые составляют эмпирический базис социологии или имеют самостоятельное прикладное значение, удовлетворяя практические потребности заказчиков (предприятий, органов госуправления, СМИ). Как правило, оно проводится с целью подтверждения или опровержения теоретических предположений / гипотез.
Этапы прикладного социологического исследования. Любое ПСИ имеет ряд этапов своего осуществления: 1) подготовительный этап; 2) полевой этап; 3) подготовка к обработке и обработка информации; 4) анализ информации и подготовка итоговых документов социологического исследования.
На подготовительном этапе исследования уточняется тема, разрабатывается теоретическая концепция, программа исследования, устанавливается выборка, разрабатываются и тиражируются методические документы для сбора информации, определяется инструментарий исследования, формируются исследовательские группы, составляются графики работ, проводятся организационные мероприятия, решаются вопросы, связанные с материально-техническим обеспечением исследования.
Полевой этап (этап сбора первичной социологической информации) предполагает сбор информации в зоне практических действий социолога, или в «в поле». Получение информации от ее носителей в аудиториях, домах, на улицах, производстве и т.д. осуществляется при помощи различных способов и инструментария, определенных в соответствии с программой исследования; как правило, используются различные виды опроса (интервью, анкетирование и т.д.), наблюдение, анализ документов, эксперимент.
|
Этап подготовки и обработки информации. Информация, полученная на полевом этапе, нуждается в проверке и упорядочении. Весь собранный массив изучается с точки зрения отклонения выборки от расчетных параметров. Процедура проверки включает просмотр методических документов на предмет точности, полноты и качества их заполнения, а также выбраковку тех из них, которые не соответствуют предъявляемым требованиям. На этом же этапе происходит кодировка открытых вопросов. Программист готовит программу обработки информации на ЭВМ. При небольших массивах и незначительном объеме инструментария обработка информации производится вручную.
Анализ информации и подготовки итоговых документов. Это заключительный этап исследования, в ходе которого делаются выводы о подтверждении или опровержении гипотез, выявляются социальные связи, тенденции, противоречия, парадоксы, новые социальные проблемы, а также оформляются результаты исследования. Итоговый документ зависит от вида исследования и определяется пожеланиями заказчика. В качестве такого документа могут выступать: 1) информационная справка; 2) информационная записка; 3) аналитическая записка; 4) отчет о научно-исследовательской работе. Аналитическая записка и отчет должны содержать выводы и рекомендации по разрешению той проблемы, изучению которой было посвящено социальное исследование.
Выборочный метод в социологических исследованиях.
Выборочный метод - метод несплошного наблюдения, при котором производится обследование части единиц объекта с целью получения обобщающих характеристик объекта, организованное таким образом, чтобы обеспечивалась возможность распространения выводов, полученных при изучении выборочной совокупности, на генеральную. Большинство эмпирических исследований в социологии носит выборочный характер.
|
Выборочный метод применяется в первую очередь при изучении крупных социальных объектов, включающих 500 единиц и более. Хотя он успешно применяется и для построения малых выборок.
Преимущества выборочного исследования по отношению к сплошному:
а) позволяет сократить затраты на сбор и обработку социологической информации;
б) позволяет добиться большей оперативности;
в) имеет более широкую область применения;
г) в ряде случаев позволяет получить более достоверные сведения. Процесс выборки основан на двух моментах:
1) на взаимосвязи и взаимообусловленности качественных характеристик и признаков социальных объектов;
2) на правомерности выводов о целом на основании изучения его части при условии, что по своей структуре эта часть является микромоделью целого.
Основная цель выборочного метода — выбор элементов из совокупности таким образом, чтобы распределение этих элементов в выборке повторяло их распределение в совокупности. Достижению этой цели служит вероятностная выборка
Метод наблюдения
Одним из самых распространенных и часто встречаемых методов исследования является наблюдение. Данный метод познания легок в применении, не требует дополнительных затрат и т.д. Для получения максимально точной информации метод наблюдения используется в сочетании с другими методами, такими как беседа, эксперимент и т.д. Наблюдение – это запланированное и целенаправленное восприятие объекта, процесса, явления и т.д., полученные результаты которого фиксируются исследователем (наблюдателем)
|
Сущность наблюдения заключается в точной и полной фиксации фактов, полученных с помощью органов чувств (зрение, слух и т.д.), знаний, умений и жизненного опыта. Таким образом, наблюдение – это активная форма чувственного познания, цель которого заключается в накоплении фактов и первоначальных представление об объекте исследования. Важной чертой наблюдения является то, что оно тесно связано с мышлением. Исследователь, проводящий наблюдение должен уметь анализировать, вычленять важное из общего, осуществлять группировку фактов, свойств, явлений и признаков. Кроме того, наблюдение неотделимо от речи, то есть умения точно и полно описывать увиденное. В том случае, если полученные факты описаны скудно или недостаточно, то ценность полученной информации будет малонаучной и низкой.
Итак, методом наблюдения может пользоваться исследователь, у которого развита наблюдательность, мышление, умение точно и полно выражать явления и события. Несмотря на то, что метод наблюдения кажется простым, его проведение требует не только определенных знаний и умений от исследователя, но также длительной и серьезной подготовки. Целью проведения наблюдения является изучение характерных особенностей и изменений определенного явления, предмета или действия, которые находятся в конкретных условиях. Результаты явления во многом зависят от уровня подготовленности и опыта исследователя. Одной из особенностей наблюдения является то, что результаты зависят от субъективного отношения исследователя к объекту наблюдения. Именно поэтому наблюдение необходимо сочетать с другими методами исследования. Комплексное сочетание методов гарантирует получение максимально объективного результата.
По включенности исследователя в процесс наблюдения: Прямое наблюдение – вид наблюдения, при котором исследователь принимает непосредственное участие в исследуемом процессе, то есть действует вместе с испытуемыми. Степень вовлечения исследователя в процесс может быть разным: исследователь находится в стороне, не входит в коллектив участников; исследователь принимает активное участие в исследуемом процессе совместно с участниками. Опосредованное наблюдение (косвенное) – вид наблюдения, при котором исследователь не принимает непосредственного участия в процессе. Например, исследователь наблюдает за тем, как испытуемые выполняют самостоятельное задание (решают задачу, собирают пазл и т.д.). Самонаблюдение – процесс, заключающийся в созерцании собственных внутренних процессов и их внешнее проявление. Например, в качестве самонаблюдения может выступать задание педагога составить самофотографию собственной рабочей недели, то есть записать все дела, которыми испытуемый занимался в течение недели.