Выборочный метод в социологических исследованиях.




Этапы прикладного социологического исследования.

Основной целью прикладного социологического исследования является получение фактов, которые составляют эмпирический базис социологии или имеют самостоятельное прикладное значение, удов­летворяя практические потребности заказчи­ков (предприятий, органов госуправления, СМИ). Как правило, оно проводится с целью подтверждения или оп­ровержения теоретических предположений / гипотез.

Этапы прикладного социологического исследования. Любое ПСИ имеет ряд этапов своего осуществления: 1) подготовительный этап; 2) по­левой этап; 3) подготовка к обработке и обработка ин­формации; 4) анализ информации и подготовка итоговых документов социологического исследования.

На подготовительном этапе исследования уточняется тема, разрабатывается теоретиче­ская концепция, программа исследования, устанавлива­ется выборка, разрабатываются и тиражируются методи­ческие документы для сбора информации, определяется инструментарий исследования, формируются исследова­тельские группы, составляются графики работ, прово­дятся организационные мероприятия, решаются вопросы, связанные с материально-техническим обеспечением исследования.

Полевой этап (этап сбора первичной социологи­ческой информации) предполагает сбор информации в зоне практических действий социолога, или в «в поле». По­лучение информации от ее носителей в аудиториях, домах, на улицах, производстве и т.д. осуществляется при помощи различных способов и инст­рументария, определенных в соответствии с программой исследования; как правило, используются различные виды опроса (интервью, анкетирование и т.д.), наблюдение, анализ документов, эксперимент.

Этап подготовки и обработки информации. Ин­формация, полученная на полевом этапе, нуждает­ся в проверке и упорядочении. Весь собранный массив изучается с точки зрения отклонения выборки от расчет­ных параметров. Процедура проверки включает просмотр методических документов на предмет точности, полноты и качества их заполнения, а также вы­браковку тех из них, которые не соответствуют предъявляемым требованиям. На этом же этапе происходит ко­дировка открытых вопросов. Программист готовит программу обработки информации на ЭВМ. При небольших массивах и незначительном объеме инструмен­тария обработка информации производится вручную.

Анализ информации и подготовки итоговых докумен­тов. Это заключительный этап исследования, в ходе которого делаются выводы о подтверждении или опровержении гипотез, выявляются социальные свя­зи, тенденции, противоречия, парадоксы, новые социаль­ные проблемы, а также оформляются результаты исследования. Итоговый документ зависит от вида исследования и определяется пожеланиями заказчика. В качестве такого документа могут выступать: 1) информационная справка; 2) информационная записка; 3) аналитическая записка; 4) отчет о научно-исследовательской работе. Ана­литическая записка и отчет должны содержать выводы и рекомендации по разрешению той проблемы, изучению которой было посвящено социальное исследование.

 

Выборочный метод в социологических исследованиях.

Выборочный метод - метод несплошного наблюдения, при котором производится обследование части единиц объекта с целью получения обобщающих характеристик объекта, организованное таким образом, чтобы обеспечивалась возможность распространения выводов, полученных при изучении выборочной совокупности, на генеральную. Большинство эмпирических исследований в социологии носит выборочный характер.

Выборочный метод применяется в первую очередь при изучении крупных социальных объектов, включающих 500 единиц и более. Хотя он успешно применяется и для построения малых выборок.

Преимущества выборочного исследования по отношению к сплошному:

а) позволяет сократить затраты на сбор и обработку социологической информации;

б) позволяет добиться большей оперативности;

в) имеет более широкую область применения;

г) в ряде случаев позволяет получить более достоверные сведения. Процесс выборки основан на двух моментах:

1) на взаимосвязи и взаимообусловленности качественных характеристик и признаков социальных объектов;

2) на правомерности выводов о целом на основании изучения его части при условии, что по своей структуре эта часть является микромоделью целого.

Основная цель выборочного метода — выбор элементов из совокупности таким образом, чтобы распределение этих элементов в выборке повторяло их распределение в совокупности. Достижению этой цели служит вероятностная выборка

Метод наблюдения

Одним из самых распространенных и часто встречаемых методов исследования является наблюдение. Данный метод познания легок в применении, не требует дополнительных затрат и т.д. Для получения максимально точной информации метод наблюдения используется в сочетании с другими методами, такими как беседа, эксперимент и т.д. Наблюдение – это запланированное и целенаправленное восприятие объекта, процесса, явления и т.д., полученные результаты которого фиксируются исследователем (наблюдателем)

Сущность наблюдения заключается в точной и полной фиксации фактов, полученных с помощью органов чувств (зрение, слух и т.д.), знаний, умений и жизненного опыта. Таким образом, наблюдение – это активная форма чувственного познания, цель которого заключается в накоплении фактов и первоначальных представление об объекте исследования. Важной чертой наблюдения является то, что оно тесно связано с мышлением. Исследователь, проводящий наблюдение должен уметь анализировать, вычленять важное из общего, осуществлять группировку фактов, свойств, явлений и признаков. Кроме того, наблюдение неотделимо от речи, то есть умения точно и полно описывать увиденное. В том случае, если полученные факты описаны скудно или недостаточно, то ценность полученной информации будет малонаучной и низкой.
Итак, методом наблюдения может пользоваться исследователь, у которого развита наблюдательность, мышление, умение точно и полно выражать явления и события. Несмотря на то, что метод наблюдения кажется простым, его проведение требует не только определенных знаний и умений от исследователя, но также длительной и серьезной подготовки. Целью проведения наблюдения является изучение характерных особенностей и изменений определенного явления, предмета или действия, которые находятся в конкретных условиях. Результаты явления во многом зависят от уровня подготовленности и опыта исследователя. Одной из особенностей наблюдения является то, что результаты зависят от субъективного отношения исследователя к объекту наблюдения. Именно поэтому наблюдение необходимо сочетать с другими методами исследования. Комплексное сочетание методов гарантирует получение максимально объективного результата.
По включенности исследователя в процесс наблюдения: Прямое наблюдение – вид наблюдения, при котором исследователь принимает непосредственное участие в исследуемом процессе, то есть действует вместе с испытуемыми. Степень вовлечения исследователя в процесс может быть разным: исследователь находится в стороне, не входит в коллектив участников; исследователь принимает активное участие в исследуемом процессе совместно с участниками. Опосредованное наблюдение (косвенное) – вид наблюдения, при котором исследователь не принимает непосредственного участия в процессе. Например, исследователь наблюдает за тем, как испытуемые выполняют самостоятельное задание (решают задачу, собирают пазл и т.д.). Самонаблюдение – процесс, заключающийся в созерцании собственных внутренних процессов и их внешнее проявление. Например, в качестве самонаблюдения может выступать задание педагога составить самофотографию собственной рабочей недели, то есть записать все дела, которыми испытуемый занимался в течение недели.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: