Рассмотрим содержательные единицы контент-анализа:
1) объект анализа – это тот текст документа, который подвергается анализу;
2) качественные единицы контент-анализа – это те смысловые единицы текста, которые подвергаются анализу. То есть то, что будем подсчитывать;
3) категории контент-анализа – это те качественные единицы анализа, которые отражают концептуальную схему исследования. Это принципиально важные, отражающие смысл исследования смысловые единицы. Выделение категорий во многом определяется целями исследования. Категориями могут быть демографические характеристики выборки, личностные особенности, отдельные социально-психологические феномены и т.д.;
4) подкатегории – это более мелкие, чем категории, смысловые единицы анализа. Подкатегории раскрывают содержание категорий, показывают их вариативность. Например, категория «социально-демографические характеристики» может содержать такие подкатегории, как пол, возраст, род деятельности и т.д.;
5) индикаторы категорий – это те смысловые единицы текста, семантическое значение которых является показателем отнесения их к определенной категории или подкатегории. Например, если в тексте встречаются слова: «молодой человек», «мужчина», «юноша», мы можем их рассматривать как индикаторы подкатегории «мужской пол». Или, например, слова «футболист-любитель», «садовод», «охотник» мы можем отнести к подкатегории «хобби»;
6) упоминания – это индикаторы категорий, подлежащие фиксации и счету;
7) единицы контекста – это единица объема текста, в рамках которой происходит подсчет смысловых единиц. Например, мы можем подсчитывать категории и подкатегории в отдельном ответе на вопрос анкеты, в анкете в целом, в предложении, в мини-сочинении на заданную тему и т.д.;
|
8) единицы счета – это количественная единица, отражающая частоту упоминания смысловых единиц в определенном объеме текста;
9) кодировочная инструкция – это фиксация выделенных содержательных элементов текста и соотнесение их с категориями и подкатегориями;
10) категориальная сетка – готовый рабочий инструмент для проведения контент-анализа, с выделенными и закодированными категориями и подкатегориями. Например, при исследовании личностного потенциала, можно выделить категорию «Я-деятельностное». Обозначим эту категорию буквой «А». Категорию «Я-физическое» – буквой «Б». Каждая категория детализируется подкатегориями (а если необходимо, и еще более дробными единицами). Подкатегории обозначаются цифрами. Например, категория «Я-деятельностное» может иметь различные подкатегории – обозначение профессиональной принадлежности («студент», «работник») – обозначим эту подкатегорию как А1, подкатегорию «хобби» («охотник», «коллекционер марок») обозначим как А2 и т.д. Категория «Я-физическое» (Б) может раскрываться подкатегориями «внешняя привлекательность» (Б1), подкатегорией «физическое здоровье» (Б2), «привычки и образ жизни» (Б3) и т.д.
Важным представляется учет оценочного отношения испытуемого к содержанию текста. Так, например, свою внешнюю привлекательность респондент может оценивать позитивно (если он считает себя привлекательным), негативно (он не считает себя привлекательным), нейтрально (респондент не думал об этом, его данный вопрос не интересует) и амбивалентно (респондент считает себя в чем-то привлекательным, в чем-то нет). Оценочное отношение выражается знаками «+», «-» или «+/-».
|
Рассмотрим этапы проведения контент-анализа.
1. Подготовительный этап (разработка стратегии исследования).
На данном этапе исследователь ставит цели; выявляет научную проблему; определяет, на каких теоретических принципах базируется исследование; выделяет предмет и объект исследования, разрабатывает категориальный аппарат, выделяет смысловые единицы анализа.
2. Этап разработки исследовательского инструментария.
На этом этапе исследователь составляет кодировочную инструкцию и категориальную сетку.
3. Пилотажное исследование.
Автор проводит предварительное исследование с целью проверки правильности составления кодировочной инструкции на небольшом объеме текста. Пилотажное исследование призвано проверить надежность методики: ее соответствие поставленным задачам и возможности воспроизвести полученные результаты.
После пилотажного исследования вносятся необходимые коррективы в кодировочную инструкцию и исследователь приступает к следующему этапу.
4. Этап кодирования массива документов.
На этом этапе исследователь переводит весь массив данных в кодовое выражение, смысловым единицам дается определенный код, а затем подсчитывается частота их упоминаний в тексте.
5. Этап статистической обработки полученных данных.
2.1 Качественный анализ документов
Этот способ включает все многообразие операций, связанных с отбором и оценкой качества документов, восприятием и интерпретацией их содержания. Такой метод основан на интуитивном понимании, анализе и обобщении содержания документов, а также на логическом обосновании выводов. Типичным примером традиционного интуитивного анализа документов является чтение социологом литературы по изучаемой проблеме и изложение своих выводов в виде научного обзора. Главное ограничение — возможность субъективных смещений информации, обусловленная влиянием установок и предпочтений исследователя, сложившихся до начала анализа. Подобные влияния могут не осознаваться, а строгих критериев для их обнаружения и оценки не существует. Для преодоления подобных недостатков применяются методики формализованного анализа текстов.
|
Качественный анализ зачастую служит предпосылкой последующего формализованного изучения документов. Как самостоятельный метод особое значение он приобретает при изучении уникальных документов: их число всегда крайне мало и поэтому нет надобности в количественной обработке информации.