Объект и предмет и социальной философии. Категориальный аппарат, законы и тенденции общественного развития. Соотношение социальной философии с другими понятиями, описывающими социальную сферу жизнедеятельности. Проблема методологии гуманитарного знания. Понятие «идеального типа» в философии М. Вебера.
Социальная философия – относительно самостоятельная сфера философского знания, в контексте которого происходит осмысление процессов общественной жизни. Ее предметная сфера охватывает вопросы о смысле и цели существования общества, его генезисе, судьбах и перспективах развития, движущих силах и закономерностях. Задача и цель социальной философии -- разработка теории общества, выявление его бытийственной специфики. Определяя предмет социальной философии, русский мыслитель С.Л.Франк писал: «Что такое собственно общественная жизнь? Какова та общая ее природа, которая скрывается за всем многообразием ее конкретных проявлений в пространстве и времени, начиная с примитивной семейно-родовой ячейки, с какой-нибудь орды диких кочевников и кончая сложными и обширными современными государствами?» /5/.
Объектом изучения социальной философии выступает общество, то есть та или иная форма коллективной человеческой жизни. Общество не является простой суммой составляющих его индивидов, а выступает как качественно новое образование /совокупность/, имеющее иные закономерности функционирования, чем поведение отдельно взятого индивида. Совместная жизнь людей – сложное системное образование, специфическая сфера объективной реальности, существующая вне сознания человека, действительность, имеющая собственную логику развития, которая также предзадана сознанию. Предметом социальной философии являются те многообразные связи, которые объединяют людей в процессе их жизнедеятельности.
|
Можно сказать, что в контексте социальной философии: 1) исследуются вопросы об онтологических основаниях общества и общественной жизни людей; 2) происходит целостное постижение общественной жизни, а не отдельных ее сегментов; 3) выясняются вопросы о смысле и назначении человеческого общества; 4) определяются возможности теоретико-методологического обоснования общественной жизни.
Специфика объекта и предмета социальной философии определяет и ее категориальный аппарат, то есть те понятия, функционирование которых задает смыслообразующий контекст социально-философского знания и помогает постигать социальную реальность. Среди них можно выделить, как наиболее общие, являющиеся результатом абстракции высокого порядка, так и более конкретные, описывающие те или иные стороны общественной жизни. Например, понятия «общество», «общественно-экономическая формация», «государство» являются более общими в соотношении с такими как «русское общество ХIХ века», «капиталистическая общественно-экономическая формация», «социально ориентированное государство».
Спорным вопросом социально-гуманитарного знания является вопрос о наличии объективных законов развития социальной сферы. Одни мыслители признают наличие таких законов, формулируют их; другие – настаивают на том, что выведение законов общественного развития невозможно, в крайнем случае, можно говорить о некоторых тенденциях, проявляющихся в ней. Например, К.Поппер не сомневается в существовании тенденций общественного развития, но считает не правильным принимать эти тенденции в качестве непреложных законов. В марксистской философии признается наличие объективных законов общественного развития.
|
К настоящему времени сложился основательный комплекс общественных наук. Каждая из них изучает ту или иную сторону общественной жизни. Наиболее близкими по своему содержанию к социальной философии являются социология и философия истории, исторический материализм. Рассмотрим их соотношение, то есть, какие вопросы решаются в контексте каждой из них. Как мы выяснили, в рамках социальной философии вырабатываются различные исходные основания и критерии изучения общества, разрабатываются концептуальные подходы к общественной жизни. В связи с этим социальная философия выступает как общая методология изучения общественных явлений, в контексте ее подходов акцентируется внимание на современном обществе, но она не может функционировать без исторического подхода, без философии истории.
Понятие «философия истории» возникает в ХУШ веке и нередко употребляется как синоним социальной философии. Предметом философии истории выступает динамика общественной жизни в ее многообразных связях и проявлениях. Особое значение имеет философское определение возможностей и специфики исторического знания, а также методов и приемов познавательной деятельности, в более уточненном варианте – поиск экстракта историчности, его бытийственной специфики.
|
Социальная философия и философия истории близкие по значению понятия, их можно употреблять как однопорядковые, учитывая при этом особенности.
В Х1Х веке как самостоятельная наука складывается социология. Термин «социология» введен французским философом О.Контом в результате конкретизации проблематики традиционной социальной философии и развития эмпирических социальных исследований. Смысл его идей в том, чтобы социальные или общественные явления изучать, используя эмпирические методы исследования, например, наблюдение, в этом случае они становятся более достоверными. Сегодня, социология – это наука о социальной структуре, о способах организации и связи отдельных элементов социальной системы в единое целое. В отношении с социологией социальная философия выступает как общая методология, то есть в социальной философии реализуется философский подход к изучению общества, а социологический подход связан с исследованием закономерностей развития социальных общностей в системе социальных отношений.
Исторический материализм – наука об общих законах функционирования и развития общественно-экономических формаций, это составная часть марксистской философии – философия общества. Ее особенность последовательное распространение принципов диалектического материализма на область общественных явлений, объяснение общества с позиций материализма.
Проблема метода изучения общественной жизни один из самых сложных теоретических вопросов. Познание данной сферы действительности принципиально отличается от изучения природы. В природе действуют достаточно устойчивые связи и отношения, то есть законы, которые имеют объективный характер. Социальный мир – это мир уникальных и неповторимых явлений, что затрудняет обнаружение каких-либо закономерностей и регулярностей, по которым он функционирует. Поэтому методы естественных наук не применимы при изучении общественных процессов. Специалисты в области гуманитарных наук – историки, культурологи, философы осуществляют познание через прочтение текстов, понимание которых составляет само существо гуманитарного знания. Однако и создание текстов, и их прочтение всегда определены субъективной позицией исследователей, что опасно превращением социально-гуманитарного знания в совокупность субъективных мнений. Понимая данную проблему, многие мыслители пытались выработать методы, позволяющие преодолеть субъективистскую ограниченность подходов к изучению общества и его истории.
Большой вклад в разработку методологии изучения общества внесли О.Конт, Г.В.Гегель, К.Маркс, Г.Спенсер, М.Вебер, К.Поппер, С.Л.Франк, П.Сорокин и др. Они пытались определить закономерности общественной жизни и исторического процесса, разработать методы их исследования, что должно было способствовать превращению накопленных знаний об обществе в науку. Например, немецкий социолог М.Вебер, важнейшим методологическим инструментом постижения социальной реальности считал понятие «идеального типа». По его мнению, это – теоретическая схема, «мыслительное образование», имеющее внеэмпирическое происхождение. Идеально-типическими конструкциями являются такие понятия как «государство», «ремесло», «капитализм», «экономический обмен» и др. Эти и другие типологические понятия как бы налагаются на реальность, служат масштабом соотнесения с реальностью, отражают наиболее общие черты и свойства социальных явлений. Данные концепты, являясь абстрактно-обобщающими понятиями, систематизируют социально-гуманитарное знание, В последующих лекциях будут более подробно рассмотрены точки зрения указанных авторов на общество и методологию его исследования.
В философии сформировались разноплановые методы к постижению социальной реальности. Наряду с общенаучными методами, такими как абстрагирование, систематизация, наблюдение используются специфические. Достаточно эффективными являются социологические исследования, приемы мысленного упрощения событий, искусственного изолирования отдельной сферы реальности, а также конструирование идеальной модели познавательного объекта.
Таким образом, социальная философия имеет собственный объект и предмет исследования, выступает как относительно самостоятельная сфера философского знания. Особенности данной сферы познания определены объектом ее исследования, в качестве которого выступает общество.
Воп2
Философия изучает общество с точки зрения его сущности: структуры, идейных оснований, соотношения в нем духовных и материальных факторов. Так как именно общество порождает, развивает и передает смыслы, то философия, исследующая смыслы, уделяет обществу и его проблематике центральное внимание. Любое философское исследование обязательно затрагивает тему общества, так как мысль человеческая всегда развертывается в общественном контексте, предопределяющим ее строй. Философский подход к обществу зависит от того, на каких позициях стоит тот или иной философ: в соответствии с этими позициями меняются и определение общества, и его типологизация, и методы его изучения. Философия дает об обществе самые глубокие знания, связанные с постижением его природы, закономерностей, основ. Эти содержательные стороны общества как явления называются «философскими аспектами обществоведения». Социальная философия представляет собой философское исследование общества, рассматриваемого в его историческом развитии. Социальная философия изучает структуру социальных систем, их функционирование и эволюцию, социальные институты и социальные ценности, общество как единое целое и его развитие. В задачи социальной философии входят также исследование природы человека и ее изменений в ходе истории, выявление смысла истории и, насколько это возможно, ее основных тенденций. Особое внимание социальная философия уделяет изучению современного общества и перспектив его развития в обозримом будущем. Современная социальная философия должна давать также анализ и критику существующих социальных концепций, подобных либерализму, консерватизму и социализму. И наконец, социальная философия очерчивает одре место среди других наук об обществе, исследует особенности социального познания в целом и возможности достижения объективного знания об обществе и его истории.
Структура общества.
Одной из существенных характеристик системности обществу является его структура. Структура общества - это совокупность устойчивых координационных и субординационных связей между элементами содержания общества, которые обеспечивают его целостность и самодостаточность. 1. По субстратное™ (по основным представителям) общество состоит из системы индивидов, а также из групп, этнических, социальных, демографических, профессиональных, региональных и других общностей. 2. По способу организации жизнедеятельности и управления в структуре общества выделяются социальные институты и связи между ними. Они могут быть официальными (государственными) и неофициальными (негосударственными), различаются по предназначению и составу, конкретным организациям и другим основаниям. 3. По наличию в обществе различных отношений и многообразию деятельности его структуру составляют виды отношений: экологические, демографические, материально-производственные, социальные, политические, правовые, нравственные, эстетические, научные, религиозные, образовательно-воспитательные, семейные и др. Существуют также аналогичные виды деятельности. 4. В зависимости от нацеленности жизни людей на удовлетворение их материально-физических или духовных потребностей выделяют два уровня жизни общества: - материальная жизнь общества как первичный, естественно-необходимый уровень; - духовная жизнь общества как вторичный, но не менее важный уровень жизни. 5. В зависимости от существования главных сфер жизнедеятельности общества в его структуре выделяются: o материально-производственная сфера жизни общества; o социальная сфера жизни общества; o политико-правовая сфера жизни общества; o духовная сфера жизни общества; Существуют и другие сферы жизни общества. Особой сферой является военная жизнь общества. 6. Обобщенной характеристикой структуры общества следует считать подход, выделяющий три типовых элемента, обладающих своей спецификой и связями: o функционирование сознания субъектов общества; o совокупность институтов общества; o система общественных отношений (деятельности).
Воп3
Диалектика природы.
Природа, по Энгельсу, есть «пробный камень диалектики», и её изучение по существу невозможно без учёта диалектики.
Поскольку законы диалектики — это прежде всего законы природы (а потом уже истории и мышления), постольку они неизбежно имеют силу и для теоретического: естествознания, которое изначально заключало в себе элементы диалектики.
Своё теоретиеское осмысление диалектика природы нашла в открытии закона сохранения и превращения энергии, в эволюции учении Дарвина, в создании Менделеевым таблицы химических элементов, в теории относительности Эйнштейна, в создании квантовой механики, в разработке генетики, кибернетики, астрофизики и др. Современная научная картина мира насквозь диалектична. Физика, например, освободилась от метафизического представления об извечно существующих простых частицах материи, выяснив, что элементарные частицы рождаются и исчезают, испытывая многообразные превращения. Установлены взаимосвязь массы и энергии, массы и скорости движения, двойственный, прерывисто-непрерывный характер структурных форм материи. При переходе от макромира к микромиру или мегамиру скачкообразно изменяются многие основные физические закономерности и связи, которым эти миры подчиняются.
Фундаментальными проблемами диалектики природы являются прежде всего противоречивость природных процессов как их сущностная характеристика, движущая сила их развёртывания, становления; соотношение качественно различных типов изменений в природе и их обусловленность количеств. изменениями; иерархия различных уровней организации материи; формы движения и связанная с этим классификация наук о природе; порождение жизни и возникновение мыслящей материи, становление человека, переход от природы к обществу.
Диалектика общественной жизни.
Если процессы природы совершаются сами собой, то история общества делается людьми, поведение которых мотивировано определенным потребностями, интересами и целями. «Исследовать движущие причины, которые... непосредственно или в идеологической, может быть, даже в фантастической форме отражаются в виде сознательных побуждений в головах действующих масс и их вождей, так называемых великих людей,— это единственный путь, ведущий к познанию законов, господствующих в истории...» (Энгельс Ф.). Кардинальными проблемами социального познания является взаимосвязь производственных отношений с политической и юридической надстройкой и соответствующими ей формами общественного сознания; взаимоотношение общества и природы, личности и общества и др.
Социальная практика и социальная теория предполагают и диалектически совмещают в себе как положительную, созидательную, так и разрушительную, критической стороны жизни общества, утверждая единство как преходящего в данном социальном организме, так и его наличные и скрытые потенции и перспективы.
Воп4
Современное понимание сущности общества, как особой формы целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей, базируется на идеях и концепциях второй половины XIX в. Исходной позицией является понимание того, что общество выступает подсистемой объективной реальности. Земля – есть колыбель человечества, но жизнь на ней как и она сама, зависят от центрообразующего нашей системы – Солнца. В конце XIX в. австрийский геолог Э. Зюсс ввел в научный оборот термин «биосфера», обозначающий:
а) совокупность всех живых организмов;
б) среду их обитания (нижнюю часть атмосферы и верхнюю часть земной коры).
Живые организмы отличаются от неживых способностью к обмену веществ, размножению, а также развитием на основе передачи наследственной информации и естественного отбора.
Биосфера образует целостную динамическую систему, которая находится в непрерывном развитии. Общество – является ее частью (подсистемой), тысячами нитей связанное с ней. В свою очередь, общество представляет собой также динамическую систему, которая осуществляет непрерывный обмен веществом и энергией с окружающей средой и находится в постоянном развитии, причем это развитие носит динамичный характер. К тому же, общество есть иерархическая и многоуровневая система. Все вышесказанное обусловило наличие различных теоретических моделей общества, стремящихся объяснить причины, условия и закономерности объединения людей.
Систематизируя их, можно выделить ряд теорий.
1. Натуралистическая – человеческое общество рассматривается как естественное продолжение закономерностей природы, мира животных и Космоса в целом. Внутри натуралистического взгляда, в свою очередь, можно обозначить три подхода, объясняющие закономерности объединения людей:
а) влиянием ритмов Космоса и солнечной активности (Л. Гумилев, А. Чижевский);
б) особенностями географической, природно-климатической среды (Шарль Монтескье, И. Мечников);
в) спецификой человека как природного существа, его генетическими, расовыми и половыми особенностями (Э. Уилсон, Р. Докинс и др.)
Общество в натуралистической теории рассматривается как высшее, но далеко не самое удачное творение природы, а человек – как самое несовершенное живое существо, генетически отягощенное стремлением к разрушению и насилию.
2. Идеалистическая – сущность связей усматривается в комплексе тех или иных идей, верований, духовных начал (единая государственная идеология или религия, которые выполняют роль скелета общественного устройства).
Пока «жива» идея – общество развивается и процветает, идея «умерла» - общество «развалилось». Таким образом, причина всех изменений в обществе – сознание людей или Мировой дух (Гегель). Делается вывод о главенствующей роли сознания и необходимости духовного совершенствования каждого человека.
3.Материалистическая – ее суть в том, что объективные связи и основы развития общества усматриваются в развитии материального общественного производства. Таким образом, первооснову развития общества надо искать не в сознании, а в условиях жизни людей, которые в решающей степени обуславливают мотивы деятельности, поведения, а также желания, стремления и цели каждого человека. Из формы материального производства, по Марксу «… вытекает: во-первых, определенная структура общества; во-вторых, определенное отношение людей к природе. Их государственный строй и их духовный уклад определяется как тем, так и другим».
Воп5
аким образом, общество состоит:
из множества лиц, граждан, объединяемых по месту проживания (города, поселки, деревни), по месту работы (предприятия, государственные учреждения), по месту учебы (школа, институт, университет);
множества социальных позиций, или статусов, которые занимают люди, а также социальных функций (граждане, руководители, депутаты разных уровней, деятели политических и общественных организаций);
множества разнообразных норм и ценностей, определяющих в той или иной степени особенности и содержание деятельности людей, общественных институтов и систем.
Из приведенного определения видно, что общество имеет очень сложную структуру, причем все ее элементы находятся в состоянии непрерывного и неопределенного движения.
Вместе с тем, общество представляет собой относительно целостный (хотя и не свободный от противоречий) социальный организм. Общество состоит их множества людей, но не является простой суммой людей. Общество — это крупное образование, отличающееся устойчивыми формами взаимодействия и взаимозависимости составных частей — людей, социальных институтов, социальных общностей (групп) и социальных норм. В этом смысле понятие общества может считаться совпадающим с понятием государства.
Социальная структура — это сеть устойчивых и упорядоченных связей между элементами социальной системы, обусловленных отношениями классов и других социальных групп, разделением труда, характером социальных институтов. Различают социальную структуру в целом, охватывающую совокупность всех общественных отношений, и социальную структуру отдельных подсистем и сфер данного государстве! — производства, политики, науки, культуры и т. д.
Основные элементы общества в социологическом понимании этого термина
Иногда, говоря о структуре общества, имеют в виду только одну сторону: либо институты, либо органы власти, либо сообщества и т. п. Такой ограниченный взгляд на общество не дает возможности понять его реальной сложности и прогнозировать его дальнейшее развитие.
Общество характеризуется относительным единством производительных сил и административных структур, а также и экономических, правовых и политических отношений. Между этими элементами, выполняющими некоторые функции, в каждом обществе устанавливаются специфические взаимосвязи и взаимодействия. Эти особенности и определяют специфику современных обществ, даже, можно сказать, уникальность каждого.
Каждый элемент, в свою очередь, также является сложной и динамической системой.
Так, экономика представлена различными отраслями промышленности, сельского хозяйства, добывающей и обрабатывающими отраслями. Действуют и различные виды собственности — индивидуальная, групповая, государственная. Правовая область включает конституционную, гражданскую, уголовную, административную, международную, таможенную отрасли. Политическое пространство включает партии, идеологию, политическое управление, политическую и правовую культуру.
Важно подчеркнуть, что в каждом обществе существуют наиболее значимые процессы и тенденции, которые оказывают то или иное влияние на зависимые процессы. Правда, нередко второстепенные (или считающиеся таковыми) процессы оказываются весьма влиятельными.
Необходимость особенно тщательно учитывать динамику общества и оценивать взаимосвязи между его элементами в наши дни объясняется значительным ускорением всех социальных, экономических, политических и международных процессов. Еще в начале XX века скорость общественных процессов была медленной, и это оставляло много времени для поиска обоснованных оценок и практических решений. В наши дни динамизм общества требует оперативной и относительно безошибочной реакции на происходящее. Это требование относится не только к институтам власти, но и к каждому гражданину.
Структурные элементы общества
Авто с пробегом в автосалонах
Огромный выбор авто! Новые предложения о продаже автомобилей каждую минуту.
auto.ru
Перейти
Объявление скрыто.
Скрыть рекламу:
Не интересуюсь этой темой
Навязчивое и надоело
Сомнительного содержания или спам
Мешает просмотру контента
Яндекс.Директ
Некоторые представления о строении общества
Базисные элементы и процессы общества подобны клеткам и метаболическим процессам живых организмов. Но живой организм состоит из разных органов (сердце, артерии, вены и т. д.) и их систем (кровеносная, пищеварительная, нервная и т. д.). Структурно-функциональная социология пытается обнаружить общественные органы и системы органов, позволяющие рассматривать общество как организм.
Огюст Конт, как мы уже говорили, выделил в общественном организме три основных системы органов (институтов):
регулятивную (управление);
производственную (сельское хозяйство, ремесло, промышленность);
распределительную (дороги, транспорт, торговля и т. п.). Главным институтом-органом общественного организма у него был управленческий (государство, право, церковь).
Для К. Маркса строение общества имело подчиненный характер, было средством выделить его важнейшую структуру — общественно-экономическую формацию, которая поглощает все общество как социальный организм. Маркс выделял в обществе две части (сферы, системы): базисную (экономика), определяющую производство материальных благ, и надстроечную (государство, церковь, право, формы общественного сознания и т. п.). Главной частью общества он считал экономику, что выразил формуле «Базис определяет надстройку».
Марксовое понимание строения общества было развито в советской марксистской социальной философии. Владимир Барулин выделил в обществе четыре основных сферы-органа:
материально-производственная сфера (экономика);
социальная (народ, экономические классы, нации);
политическая (государство, партии, профсоюзы);
духовная (обыденное сознание, общественная психология, идеология, формы общественного сознания и т. д.).
Экономику он считает определяющей все остальные сферы жизни общества.
Современный американский антрополог Джулиан Стюард в своей книге «Теория культурных изменений» отошел от классического социального эволюционизма Спенсера, основанного на дифференциации труда. Каждое общество, по Стюарду, состоит из нескольких культурных полей:
технико-экономического;
социально-политического;
законодательного;
художественного и т. д.
Каждое культурное поле имеет свои законы эволюции, а все общество в целом находится в уникальных природных и общественных условиях. В результате развитие каждого общества уникально и не подчиняется никакой экономико-формационной линейности. Но чаще всего ведущей причиной развития локальных обществ является технико-экономическая сфера.
Марш (1967), в частности, указал признаки, при которых социальная общность может считаться обществом:
постоянная территория, имеющая государственную границу;
пополнение численности сообщества в результате деторождения и иммиграции;
развитая культура (понятия опыта, понятия о связи элементов опыта, ценности-верования, нормы поведения отвечающие ценностям и т. д.);
политическая (государственная) независимость.
Как можно видеть, экономика среди перечисленных признаков отсутствует.
Строение общества в социологии Парсонса
Самое известное, сложное и используемое в современной социологии — понимание общества, предложенное Т. Парсонсом. Он рассматривает общество как разновидность социальной системы, которая в свою очередь является структурным элементом системы действия. В результате возникает цепочка:
система действия;
социальная система;
общество как форма социальной системы.
Система действия включает в себя следующие структурные подсистемы:
социальная подсистема, функцией которой является интеграция людей в социальную связь;
культурная подсистема, состоящая в сохранении, воспроизводстве и развитии образца поведения людей;
личностная подсистема, заключающаяся в реализации целей и исполнении процесса действия, заложенного в культурной подсистеме;
поведенческого организма, функция которого состоит в осуществлении физических (практических) взаимодействий с внешней средой.
Внешней средой системы действия является, с одной стороны, «высшая реальность», проблема смысла жизни и действия, заключенная в культурной подсистеме, а с другой стороны, — физическая среда, природа. Социальные системы — это открытые системы, находящиеся в постоянном обмене с внешней средой, «образуемые состояниями и процессами социального взаимодействия между действующими субъектами ».
Общество — это «тип социальной системы во всей совокупности социальных систем, которая достигла высшей степени самодостаточности в отношении со своим окружением». Оно состоит из четырех подсистем — органов, выполняющих в структуре общества определенные функции:
социетальная подсистема — субъект социального действия, она состоит из совокупности норм поведения, служащих интеграции людей и коллективов в общество;
культурная подсистема сохранения и воспроизводства образца, состоящая из совокупности ценностей и служащая для воспроизводства людьми образца типичного социального поведения;
политическая подсистема, служащая для постановки и достижения целей социетальной подсистемой;
экономическая (адаптивная) подсистема, включающая в себя совокупность ролей людей, взаимодействия с материальным миром (табл. 1).
Ядром общества выступает социетальное сообщество — своеобразный народ, а остальные подсистемы выступают инструментами сохранения (стабилизации) этого сообщества. Оно представляет собой сложную сеть взаимопроникающих коллективов(семей, предприятий, церквей, государственных учреждений и т. д.), в рамках которых люди обладают общими ценностями и нормами и распределены между статусам и-ролям и. «Общество, — пишет Парсонс, — есть такой тип социальной системы во всей совокупности социальных систем, которая достигла высшей степени самодостаточности в отношениях со своим окружением». Самодостаточность включает в себя способность общества контролировать как взаимодействие входящих в него подсистем, так и внешние процессы взаимодействия.
Таблица 1. Структура общества по Т. Парсону
Подсистемы
Структурные компоненты
Функция
Сониетальное сообщество
Нормы
Интеграция
Культурная подсистема
Ценности
Воспроизводство обр.
Политическая подсистема
Коллективы
Целедостижение
Экономическая подсистема
Роли
Адаптация
Главная общественная проблема, по мнению Парсонса, — проблема порядка, стабильности и адаптации общества к изменяющимся внутренним и внешним условиям. Он уделяет особое внимание понятию «нормы» как важнейшего элемента социальной связи, института, организации. В реальности ни одна социальная система (и общество в том числе) не находится в состоянии полной интеграции и корреляции с другими системами, потому что постоянно действуют деструктивные факторы, вследствие чего необходим постоянный социальный контроль и другие корректирующие механизмы.
Парсонсовская концепция социального действия, социальной системы, общества была подвергнута критике с разных социологических точек зрения. Во-первых, общество у него оказалось втиснутым между культурной и антропологической (личность и поведенческий организм) подсистемами, при этом культурная подсистема осталась вне общества. Во-вторых, социетальное сообщество не входит в состав политической, экономической, культурной подсистем, поэтому социетальные статусы, ценности, нормы оказываются функционально недифференцированными по отношению к социальным системам. В-третьих, главным элементом общества оказывается социетальное сообщество, которое образовано ценностями и нормами, а не процесс деятельности, ведущий к определенному результату.
На мой взгляд, структуру общества, предлагаемую Парсонсом, можно существенно изменить. Имеет смысл добавить к подсистемам общества демосоциальную, связанную с воспроизводством и социализацией людей. Она не покрывается личностной и поведенческой подсистемами, играя фундаментальную роль в обществе. Нужно разделить культурную подсистему на духовную и психическую, так как их смешение в культурной подсистеме мешает самому Парсонсу при анализе отдельных культурных подсистем — например, церкви и религиозного мировоззрения. Следует включить в состав всех социальных систем общества социетальные части (функциональные социетальные сообщества).
Современные представления о строении общества
С моей точки зрения, общество состоит из следующих основных систем-сфер:
географическая (естественная основа существования и предмет производства);
демосоциальная (демографическая и социальная) — воспроизводство и социализация людей;
экономическая (производство, распределение, обмен, потребление материальных благ);
политическая (производство, распределение, обмен, потребление власти-порядка, обеспечение интеграции);
духовная (художественная, правовая, образовательная, научная, религиозная и т. п.) — производство, распределение, обмен, потребление духовных ценностей (знаний, художественных образов, моральных норм и т. п.), духовная интеграция;
психическая, сознательная, субъективная (совокупность инстинктов, чувств, взглядов, ценностей, норм, убеждений, присущих данному обществу).
Каждая из перечисленных систем включает в себя подсистемы, которые можно рассматривать в качестве относительно самостоятельных частей общества. Данные представления схематически можно показать следующим образом (схема 1).
Схема 1. Основные системы общества
Системы общества, во-первых, расположены такой «лесенкой» прежде всего в зависимости от соотношения в них материального (объективного) и психического (субъективного). Если в географической сфере субъективная составляющая (мировоззрение, ментальность, мотивация) отсутствует, то в сознательной — присутствует в полной мерс. При движении от географической (бессознательной) к психической (сознательной) системе роль конструирующих социум значений, т. е. сознательной составляющей жизнедеятельности людей, возрастает. Одновременно происходит усиление рассогласования обыденных (эмпирических) и научных (теоретических) знаний и убеждений. Во-вторых, демосоциальная, экономическая, политическая, духовная системы ориентированы на удовлетворение функциональных потребностей (демосоциальных, экономических и т. п.). Поэтому понятие социальной связи (социальности) выступает методологической основой анализа этих систем общества. В-третьих, эти системы комплементарны, дополняют одна другую и надстраиваются одна над другой. Между ними возникают разнообразные причинно-следственные, сущностно-явленческие и функционально-структурные связи, так что «конец» одной общественной сферы является одновременно «началом» другой. Они образуют иерархию, где результат функционирования одной системы является началом другой. Например, демосоциальная система является исходной для экономической системы, а последняя — для политической и т. д.
Один и тот же человек выступает субъектом разных общественных систем, а значит — и социетальных сообществ, реализует в них разные мотивационные механизмы (потребности, ценности, нормы, убеждения, опыт, знания), выполняет разные роли (мужа, рабочего, гражданина, верующего и т. п.), образует разные социальные связи, институты, организации. Это, с одной стороны, обогащает статусно-роле вой набор людей, а с другой стороны сохраняет единство общественных систем и обществ. Индивид, его деятельность, мотивация являются в конечном счете одним из основных интеграторов народонаселения в общество-народ. В понимающей социологии, социологии Парсонса и
феноменологической социологии индивидуальное социальное действие выступает главным элементом социального.