СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ




На синтаксическом уровне тенденции к обобщенности и оценочности проявляется несколько по-иному, нежели в морфологии или лексике. Однако и здесь функционирование и развитие синтаксических форм определено именно этими тенденциями.

Действие названных тенденций выражается в развитии двух противоположно взаимосвязанных процессов:

1) Типизация и универсализация синтаксических конструкций; актуализации, связанные с проявлением и развитием не нейтральных, а эмоциально-экспрессивных, оценочных конструкций.

2) Тенденция к обобщенности многообразно проявляется в синтаксисе газетно-публицистического стиля: в упрощении, нивелировании (уничтожение) словосочетаний, в активизации свободных синтаксически и конструктивно закрепленных форм и в др. процессах.

Таким образом, в синтаксисе публицистики ощутимо проявляется тенденция к типизации синтаксических форм для выражения сходного содержания.

1. Значительный интерес представляют в этом плане конструкции с производ­ными предлогами: в честь, в память, под знаком, при содействии, в результате, при помощи, на уровне, в силу, относительно, из среды и т.д.

Эти конструкция служат средством структурно-смыслового усложнения и вместе с тем «уплотнения предложения». С точки зрения структуры речи конструкции с производными предлогами представляют собой готовые словесные блоки, в которых содержание выступает синтаксически оформленным, что позволяет легко и быстро составить сообщение.

С синтаксической точки зрения анализируемые конструкции представляют собой своеобразные фразеологические модели с постоянной первой частью – существительное с предлогом и переменной последней частью -- р.п. сущ. или словосоч. сущ. + прилагат. в р.п.

Многие конструкции с производными предлогами, типизируя передаваемое со­держание, заключает в себе и оценку этого содержания. Все конструкции подраз­деляются на 3 категории: позитивно-оценочные, негативно-оценочные, нейтральные строевые: в атмосфере, под знаком, в условиях и т.д.

2. Тенденция к обобщенности проявляется и в обилии конструкций с отглагольными существительными. Вслед за А.М.Пешковским газету неоднократно критиковали за употребление отглаг. существительных. Между тем количество отглаг. сущ. в газете не снижается. Причины этого: 1) имя отвлеченнее, обобщеннее, чем глагол, лишено конкретных красок. 2) использование отглаг. сущ. тесно связано и с типизацией публ. стиля. Конструкции с отглаг. сущ. - это готовые словесные блоки. Роль глагола сводится здесь к соединению словесных блоков. 3) Благодаря семантической емкости и обобщенности значения конструкции с отглаг. сущ. оказываются в структурном отношении более гибкими, чем соответствующие им глагольные конструкции.

3. Для газетного синтаксиса характерны различные оценочные средства, которые можно объединить в несколько групп: 1) иностилевые структуры (в основном из разговорной речи); 2) актуализированные (сегментированные и парцеллированные) конструкции; 3) эмоционально-экспрессивные средства построения целого высказывания (анафора, параллелизм, антитеза, инверсия и др.).

Парцелляция - такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонациовально-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы. Например: С девушкой он вскоре поссорился. И вот из-за чего. Глеб Успенский).

Сегментация - деление речевого потока на составляющие его отрезки или элементы. (Сегмент во 2-м значении: Земля. На ней никто не тронет... Лишь крепче прижимайся к ней. Симонов), т.е. членение предложения на смысловые части.

4. Частотны именительные темы (Москва. На картах мира...)

5. Риторические вопросы.

6. Мотивированные повторы.

7. Восклицательные предложения.

8. Газетный синтаксис представляет собой синтез книжных и разговорных конст­рукций.

Ораторская речь

Особое положение в публицистических жанрах и подстилях занимает ора­торская речь. Ораторская речь - это речь публичная, направленная на убеждение, воздействие на ум и чувства слушателей. Ораторская речь строится по особой ком­позиции, использует определенные выразительные и изобразительные средства.

Красноречие (ораторское искусство) имеет давнюю историю. Оно возникло еще в V в. до н.э. в Древней Греции и связано с такими именами, как Демосфен, Демокрит, Аристотель. Древнегреческие философы являлись также и теоретиками искусства красноречия - риторики, как тогда его называли. Аристотель назвал свой труд "Риторика", в котором изложил основные требования к ораторской речи. Главны­ми из них считал ясность и понятность.

Дальнейшее развитие ораторского искусства связано с Римом (II -I вв. до н.э.) с именем Марка Туллия Цицерона. Главной силой красноречия Цицерон считал содержание, которое облекается в яркую и доходчивую форму.

В средние века большое развитие получило религиозное красноречие. Од­новременно существовала и светская, философская риторика.

В эпоху Возрождения (Х1Х-ХУШ вв.) выросло два направления в оратор­ском искусстве: связанное с крестьянским движением (Ян Гус) и буржуазное (Жан Поль Марат, Максимилиан Робеспьер и др.).

Развитие риторики в России связано с именем М.В.Ломоносова и замеча­тельной плеядой профессоров Московского и Петербургского университетов: А.Ф.Мерзляковым, Т.Н.Грановским, И.М. Сеченовым, В.О.Ключевским и др.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: