ЛЕКЦИЯ 5 СТИЛИСТИКА
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ
Газетно-публицистический стиль − это одна из наиболее популярных разновидностей публицистического стиля, который является весьма сложным явлением из-за неоднозначности его задач, условий общения, экстралингвистических особенностей. Публицистический стиль представлен на страницах газет, журналов, в материалах радио-, кино- и тележурналистики, в публичных лекциях,
Публицистика (от лат. рublicus − общественный) призвана информировать широкие круги читателей, слушателей, зрителей по наиболее актуальным вопросам современности. Она призвана воздействовать на сознание людей путем убеждения и формировать определенное общественное мнение. Содержание публицистических материалов включает два элемента: информативный и оценочный.
Стилеопределяющие факторы публицистического стиля: 1) сфера общения − средства массовой информации и пропаганды; 2) задачи коммуникации − передача социально-политической актуальной информации; формирование социально-оценочной позиции; раскрытие общественных актуальных проблем и путей их разрешения; нравственно-психологическое воздействие; 3) участники коммуникации − граждански ориентированная личность, выступающая как «представительное лицо» и социально-обобщенная личность, типизированная с учетом социальной разновидности и психологической конкретности; 4) реализация языковых функций − функция сообщения в сопряжении с функцией воздействия; 5) контактность − дистантная через письменный текст, радио, телевидение, кино, а также полупрямая при устном массовом общении с ограниченной обратной связью; 6) организация речи − преобладание высокой степени подготовленности в речепорождении и значительные расхождения в подготовленности восприятия.
|
Языковые черты: эмоционально-личностный характер изложения; собирательно-обобщающая и фактологическая информативность; сочетание стандартных и экспрессивных языковых средств; доступность и открытая оценочность характера речи.
Функция воздействия выражается прежде всего в особой экскурсии и оценочной эмоциональности. В создании этих черт публицистического стиля участвуют все лексические и грамматические единицы языка, а также графические в письменной речи и интонационные в устной речи.
Публицистика призвана оперативно откликаться на все события современности, поэтому для создания экспрессии, особенно в газетной разновидности публицистического стиля, используются главным образом типовые приемы (стандарты).
«Стандарт − это устойчивое в своем составе и воспроизводимое в готовом виде языковое средство, которое не вызывает негативного отношения, т. к. обладает четкой семантикой и экономно выражает мысль, способствуя быстроте передачи информации» (А.Н. Кожин, О.А. Крылова, В.В.Одинцов "Функциональные типы русской разговорной речи" (разбойничье нападение, террористический акт).
Единство экспрессии и стандарта, как замечает Костомаров В.Т. в кн. «Русский язык на газетной полосе», М. 1991, составляют конструктивный принцип газетного языка.
В противоположность стандартам штампы − отрицательное стилистическое явление публицистической речи.
«Штамп − это явление иного порядка: это «стертая», «изношенная» экспресема, т.е. такое языковое средство, которое первоначально было свежим, выразительным, но в силу широкой употребительности потеряло свою оригинальность, стало употребляться недифференцированно, следствие чего − его нечетная семантика». (Черное золото, красной нитью и т.п.).
|
Подстили и жанры публицистики
В теории публицистики выделяются информационные и аналитические жанры.
Жанровые разновидности публицистического стиля (газетного подстиля):
· Хроника (хроникальная информация): заметка, передовая статья, обозрение (полит., спорт.), репортаж, интервью;
· Рецензия;
· Очерк ( объединяет в себе публицистическое и художественное начала);
· Зарисовка;
· Памфлет (небольшое обличительное полемическое сочинение на общественно-политическую тему);
· Фельетон (объединяет публицистическое, художественное и сатирическое начала);
· Эссе (прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу, нередко случайному)
· Особое положение в публицистических жанрах занимает ораторская речь − это публичная речь, обращенная к многочисленной аудитории.
Газетные жанры противопоставлены также и по степени выраженности в них индивидуально-авторского стиля.
Так, жанр хроникальной информации не требует авторского "я". Жанр строится шаблонно. Прямую противоположность по степени выраженности авторского "я" представляет собой очерк − самый "субъективный" публицистический жанр. Очерк, как и фельетон, относится к художественно-публицистическому жанру. Действительность в очерке передается через образы. В зависимости от тематики очерки делятся на портретные, путевые, проблемные и др.
Репортажу также присущ эффект присутствия автора. Репортаж − это описание факта с места событий. Для репортажа характерна строгая документальность, сочетающаяся с образным описанием.