Организация путешествий с использованием автомобильного транспорта




 

Автотранспортные перевозки, осуществляемые автобусами и легковыми автомобилями, являются одним из основных видов транспортного обеспечения в туризме. Практически в любом туристском продукте так или иначе задействован этот вид услуг (например, перемещение туристов по маршруту, транспортное обслуживание экскурсий и программных мероприятий, трансфер и т. д.). Кроме того, автотранспортные средства могут служить основой разработки приключенческих туров (например, сафари), являться одновременно средством размещения и перемещения туристов - дома на колесах (mortorhome) с числом спальных мест от 3 до 6 [2, с. 249].

Активное использование в туризме автотранспортных перевозок обусловлено в первую очередь присущими им достоинствами: мобильностью, относительно высокой скоростью перемещения, невысокой стоимостью, отсутствием необходимости совершения пересадок, а также гибкость в установлении графиков движения.

Широкое применение в деятельности туристских предприятий находит организация групповых туров. Они могут осуществляться с использованием рейсовых автобусов, арендованных или собственных транспортных средств.

Использование рейсовых автобусов, когда для обеспечения перевозки туристов по маршруту туристское предприятие резервирует билеты на имеющие регулярное расписание транспортные средства, в практике отечественного туристского бизнеса встречается редко. Чаще всего автобусные туры организуются с применением собственного или арендованного транспорта - специально предназначенных для обслуживания туристов автобусов. Они классифицируются по ряду признаков. Так, по числу мест различают автобусы особо малой (10-12 мест), малой (21 -26 мест), средней (32-34 места), высокой (40-45 мест) и особо высокой (50-80 мест) вместимости. По этажности автобусы могут быть двухэтажные, полутораэтажные и одноэтажные (обычные и низкопольные).

На международных рейсах по Европе к автобусам туристского класса предъявляется ряд дополнительных требований, в частности прохождение технического осмотра каждые 6 месяцев, наличие тахографа - бортового прибора для объективного учета и контроля работы транспортного средства и водителя.

Использование для организации групповых автобусных туров собственных транспортных средств во многих случаях позволяет туроператору снизить издержки путешествия и тем самым уменьшить стоимость туристского продукта. В то же время содержание автобусов сопряжено со значительными дополнительными затратами и организационно-техническими процедурами (оплата стоянки, техническое обслуживание, ремонт, содержание обслуживающего персонала и водителей, технический осмотр, страхование транспортного средства и т. д.). Поэтому, несмотря на кажущуюся выгоду от приобретения собственных автобусов, туристское предприятие должно учитывать эффективность инвестиций в создание собственной автотранспортной структуры с учетом всей совокупности влияющих на ее эффективность факторов.

Во многих случаях для организации автобусных туров экономически оправданной является аренда транспортных средств у специализированных автотранспортных предприятий. Она осуществляется на основе соответствующего договора аренды транспортного средства с экипажем (водителями), в соответствии с которым арендодатель (автотранспортное предприятие) предоставляет арендатору (туроператору) транспортное средство во временное владение и пользование за плату и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации. Как правило, расходы по оплате услуг и содержанию водителей, а также обязанность страховать транспортное средство и ответственность за причинение ущерба арендатором или третьим лицом в связи с эксплуатацией автобуса возлагаются на арендодателя. Если иное не предусмотрено договором аренды автобуса с экипажем, арендатор обычно несет расходы, возникающие в связи с эксплуатацией автотранспортного средства, в том числе расходы на оплату топлива и других материалов, расходуемых в процессе эксплуатации, а также сборов (дорожных, стояночных и пр.). Кроме того, в договоре аренды предусматриваются:

марки автотранспортных средств, выделяемых для обслуживания туристов; а цены и тарифы;

графики и сроки работы автотранспорта;

маршруты, на которых будет использоваться автотранспорт;

сроки подачи заявок на выделение автотранспорта;

сроки отказа от заявок без предъявления штрафных санкций;

материальная ответственность арендодателя за срыв подачи автотранспорта для обслуживания туристов;

материальная ответственность туристского предприятия за срыв использования автотранспорта;

максимальные сроки ожидания автотранспорта при опоздании (неподаче) автотранспорта;

основные права и обязанности туристов, гидов, экскурсоводов при пользовании автотранспортными средствами на обслуживании;

скидки и льготы [2,251].

В туризме применяются меры по обеспечению безопасности туристов в автобусных турах и по обеспечению стандартов обслуживания. Так, во многих странах введено лицензирование автобусных перевозок туристов и экскурсантов.

Автобусные перевозки наибольшее применение нашли в организации групповых туров, ориентированных на массовый спрос. Особенно эффективным становится их использование при организации туристских потоков в виде цепочек, когда автобус (или несколько автобусов) осуществляет челночные рейсы от места сбора группы к месту назначения с постоянной загрузкой.

Такой подход традиционно применяется в летний сезон в популярных направлениях массового отдыха (например, в Крым).

Важной особенностью организации групповых автобусных туров является предоставление услуг сопровождения. Их, как правило, оказывает руководитель туристской группы, основные функции которого состоят в обеспечении выполнения программы и условий обслуживания туристов на маршруте, представлении путевой информации, обеспечении соблюдения туристами правил и установленного порядка пребывания на маршруте, оказании необходимой помощи туристам. В качестве руководителя туристской группы могут быть как штатные работники туроператора, так и лица, привлекаемые на договорных условиях. В ряде случаев функции представления интересов туроператора и туристов перед лицом поставщиков услуг выполняют представители туроператора, находящиеся в регионе (стране) назначения во время массового туристского сезона.

Особый вид путешествий связан с использованием находящихся в собственности туристов (или арендованных ими в месте постоянного жительства) транспортных средств - автотуры. Их организация требует тщательной подготовки и планирования (разработка маршрута, графика движения, оформление маршрутной документации). Туристы, выезжающие за рубеж на собственном транспорте, должны иметь водительские права международного образца. Автомобиль должен быть застрахован, владелец - иметь полис страхования гражданской ответственности («зеленая карта»), а также документы на транспортное средство. Туристское предприятие как организатор подобного рода туров должно оказать содействие в правильном оформлении этих документов. Помимо этого, туристу необходимо предоставить карту с нанесенным маршрутом движения, местами заправок, кемпингами, мотелями, станциями технического обслуживания и ремонта автомобилей, а также документы, подтверждающие заказ или предварительную оплату обслуживания по маршруту, либо международные сервисные книжки. Последние выдаются различными международными автомобильными клубами, наиболее известным из которых является немецкий клуб АDАС. Владелец сервисной книжки получает право на обслуживание в мотелях, кемпингах, придорожных ресторана, на станциях технического обслуживания и заправочных станциях, являющих участниками этого клуба [2, с. 252].

Организация автотуров, являющаяся одним из востребованных направлений деятельности туроператоров в странах Западной Европы, не получила достаточно широкого распространения на отечественном рынке.

Специфическим видом автотранспортных услуг, используемым для обслуживания туристов, является прокат автомобилей. Обязательным его условием иностранных туристов является наличие водительского удостоверения международного образца. Другие условия обычно касаются возраста водителя (как правило, не моложе 21 года и не старше 70 лет) и водительского стажа (в большинстве случаев - не менее 2 лет). Кроме того, в некоторых странах обслуживание возможно только при наличии у водителя кредитной карточки (VisaCard, MasterCard и др.). В некоторых странах женщинам при оформлении проката предоставляется скидка, а в других (например, в Саудовской Аравии) - пребывание женщины за рулем чревато уголовным преследованием с последующим лишением свободы [2, с. 252].

Туристские предприятия предоставляют туристам услуги по предварительном; бронированию проката автомобилей. Во многих случаях оптимальный срок подачи заявки на прокат автомобиля - за 48 ч до прибытия в страну.

Осуществление автотранспортных перевозок регламентируется рядом нормативных правовых актов. В Российской Федерации к ним в первую очередь относятся Федеральные законы от 10 января 2003 г. № 15-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и от 30 декабря 2001 г. № 196-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения», а также Временные правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации, утвержденные Минтрансом РФ в 1997 г.

Международные взаимоотношения по организации автотранспортных перевозок туристов регулируются принятым в Дублине 26 мая 1982 г. Европейским соглашением о нерегулярных международных перевозках пассажиров автобусами. В соответствии с ним при организации нерегулярных международных пассажирских перевозок в страны Восточной и Западной Европы необходимо использовать специальный контрольный документ (лист поездок), который должен находиться на борту автобуса.


 

Список литературы

 

1. Воскресенский В.Ю. Международный туризм: учеб. пособие для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 463 с.

. Дурович А.П. Организация туризма: учеб. пособие для вузов. - СПб.: Питер, 2009. - 320 с.

. Бутко И.И. Туристический бизнес: основы организации. - 2-е изд. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 384 с.

. Севастьянов Д.В. Основы страноведения и международного туризма: учеб. пособие для вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 256 с.

. Экономика и организация туризма: международный туризм: учебное пособие / Е.Л. Драчев, Ю.В. Забаев, Д.К. Исмаев и др.; под ред. И.А. Рябовой, Ю.В. Забаева, Е.Л. Драчевой. - 3-е изд., испр. и доп.- М.: КНОРУС, 2009. - 568 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: