Экологическая экспертиза – установление соответствия намечаемой
хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение
допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях
предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на
окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и
иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.
Статья 2. Законодательство Российской Федерации об экологической
экспертизе Законодательство Российской Федерации об экологической
экспертизе основывается на соответствующих положениях Конституции
Российской Федерации, Закона РСФСР “Об охране окружающей природной среды” и
состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним
законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также
законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статья 3. Принципы экологической экспертизы.
Экологическая экспертиза основывается на принципах:
презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой
хозяйственной и иной деятельности;
обязательности проведения государственной экологической экспертизы до
принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;
комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду
хозяйственной и иной деятельности и его последствий;
обязательности учета требований экологической безопасности при
проведении экологической экспертизы;
достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую
экспертизу;
независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими
|
своих полномочий в области экологической экспертизы;
научной обоснованности, объективности и законности заключений
экологической экспертизы;
гласности, участия общественных организаций (объединений), учета
общественного мнения;
ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных
лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.
Статья 4. Виды экологической экспертизы
В Российской Федерации осуществляются государственная экологическая
экспертиза и общественная экологическая экспертиза.
Определение термина «санитарно-эпидемиологическая экспертиза» дано в приказе Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека от 19 июля 2007 г. №224
Санитарно-эпидемиологическая экспертиза - деятельность Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ее территориальных органов, федеральных государственных учреждений здравоохранения, а также других организаций, аккредитованных в установленном порядке, по установлению соответствия (несоответствия) проектной и иной документации, объектов хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ, услуг техническим регламентам, государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
Санитарно-эпидемиологическая экспертиза продукции - оценка экспертами соответствия сырья, продукции, упаковки установленным санитарно-эпидемиологическим требованиям [Н].
Целью проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы продукции является обеспечение безопасности товаров для жизни, здоровья и имущества потребителей.
|
В задачи санитарно-эпидемиологической экспертизы продукции входят:
- установление рациональной номенклатуры гигиенических показателей;
- определение действительных значений этих показателей;
- подтверждение соответствия действительных значений показателей установленным требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности товаров;
- предотвращение вредного воздействия опасной продукции на здоровье человека [Н].
Санитарно-эпидемиологические требования включают:
- показатели химической, радиационной и биологической безопасности;
- паразитологические показатели безопасности рыбных и нерыбных водных продуктов;
показатели предельно допустимых концентраций (ПДК) разрешенных пищевых добавок.
2 Основания для проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы продукции, ее объекты и субъекты
Основаниями для проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы продукции могут быть:
- предписания главных государственных врачей или их заместителей, выдаваемые на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 №52 - ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
- определения, вынесенные должностными лицами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
- заявления граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц о проведении санитарно-эпидемиологических экспертиз
Экспертизе продукции подлежат следующие объекты:
|
- отечественная продукция при постановки ее на производство, при изменении состава, комплектаций, конструкции, технологического процесса, нормативной и технологической документации, а также опытные партии продукции;
- импортируемая на территорию Российской Федерации продукция;
- продукция, на которую истек срок ранее выданного заключения
Субъектами санитарно-эпидемиологической экспертизы продукции являются:
- Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы по субъектам Российской Федерации;
- научно-исследовательские и иные организации, аккредитованные в установленном порядке
Методы экспертизы — это совокупность методических приемов, которые применяются при экспертном исследовании потребительских свойств товаров, отображенных в документах экспертизы.
Методы проведения экспертизы потребительских свойств товаров могут быть сгруппированы с учетом различных оснований. Для классификации методов выбрано два основания:
различия, определяемые спецификой объекта экспертизы на стадиях разработки (техническое задание, проект, опытный образец) и эксплуатации (средства труда, предмет потребления);
различия, определяемые особенностями подхода специалистов к решению стоящих задач и набором средств, используемых для их решения. Это основание обуславливает деление общих методов на комплексные и оперативные с последующим выделением экспертных, социологических и расчетно-инструментальных методов.
Для каждой группы общих методов (комплексных и оперативных) и каждого вида экспертных методов выявляется набор частных методов.
Классификация методов экспертизы
- деление методов по различным основаниям, в том числе: по относимости к той или иной области науки, техники (физические, химические, медицинские, биологические, криминалистические и т.п.); по степени их общности и соподчиненное в ходе реализации; по целевому назначению и результатам, по характеру получаемой информации (свойствам, признакам объектов), по стадиям экспертного исследования и пр.
В настоящее время принята классификация методов с учетом их общности и субординации, включающая четыре уровня методов:
1. Диалектико-материалистический метод как всеобщий метод познания;
2. Общенаучные методы: наблюдение, измерение, описание, эксперимент, сравнение, моделирование; математические методы;
3. Частнонаучные (инструментальные, аналитические): измерительные, микроскопические, фотографические, физико-технические, спектральные, рентгенографические, хроматографические, электрохимические (физико-химические), аналитико-химические, радиационные;
Специальные, создаваемые для исследования конкретного единичного объекта (специфической группы объектов), например, акустические методы экспертизы звукозаписи.
Органолептический метод прост, всегда используется первым, часто исключает необходимость использования измерительного метода, как более дорогого, требует малых затрат времени. Кроме доступности и простоты этот метод незаменим при оценке показателей качеств.
Органолептический метод исследования означает определение
качества товара при помощи органов чувств – зрительных, вкусовых, обонятельных, осязательных, а иногда и слуховых. Нередко метод органолептического исследования не совсем точно называют дегустацией. В дословном переводе слово «дегустация» означает опробование на вкус, между тем, как практически в процессе дегустации участвуют не только орган вкуса, но и другие органы чувств.
Для некоторых продовольственных товаров (например, для вина, чая и др.) органолептические методы исследования имеют решающее значение в оценке качества, особенно определении их вкуса и аромата. Стандартными лабораторными методами анализа нельзя определить ничтожно малые количества различных химических веществ продукта, которые в совокупности образуют весьма сложный аромат и вкус.
Для быстрого контроля качества товаров, особенно в условиях торговли, органолептика играет важную роль.
Недостатком органолептического исследования является его субъективность. Однако, применяя определенные условия применения органолептического анализа, субъективность оценки можно довести до минимума.
Наиболее часто органолептическое исследование продовольственных товаров проводится в следующих случаях:
1. Для обнаружения различий в качестве между разными товарами или партиями товаров.
2. Для контроля качества продукции в процессе производства.
3. Для оценки качества товаров в торговле.
1.3. Виды органолептического исследования.
Внешний вид и зрительные ощущения.
Приступая к органолептическому исследованию продовольственного товара, первое впечатление о нем создают на основе внешнего осмотра, то есть зрительного ощущения. Такой осмотр часто называют визуальным, т.е. производимым простым невооруженным глазом. Визуальным наблюдением определяют характер упаковки, форму и консистенцию товара, его цвет (окраску), прозрачность или мутность.
Точно определить цвет весьма сложно, т.к. цветовая гамма имеет множество всевозможных оттенков. Если дневной цвет падает и почти полностью (на 90-95%) от него отражается и рассматривается по всем направлениям, то тело представляется нам белым. По этой причине сахарный песок, сахар-рафинад, поваренная соль белого цвета, хотя кристаллы сахара или соли сами по себе прозрачны. Если все лучи видимой части спектра поглощаются телом, оно кажется нам черным (например, чай).
Если же тело поглощает какую-либо часть лучей видимого света, а остальные лучи отражает, то оно окрашено, причем цвет тела определится цветом тех лучей, которые оно отражает. Так, красное вино поглощает все лучи, кроме красных, поэтому оно воспринимается нами как окрашенное в красный цвет.
Органолептическое определение окраски производят по эталонам (например, жареного кофе), по цветовой шкале (чая) или по специальным прописям (вина).
При определении цвета товаров необходимо учитывать ряд условий, обеспечивающих нормальное зрительное восприятие. Прежде всего, необходима равномерная и достаточная освещенность. При слабом свете зрительное ощущение будет неточным. И, наоборот, слишком яркий свет вызывает быстрое утомление глаз, что также снижает результат оценки.
Вкус и вкусовые ощущения
В органолептической оценке продовольственных товаров вкусовые ощущения играют первостепенную роль. Нередки случаи, когда при полном соответствии физико-химических показателей требованиям ГОСТа или РТУ товар бракуется из-за одного лишь неудовлетворительного вкуса.
Общепризнано наличие четырех основных видов вкуса: сладкого, соленого, соленого, кислого и горького. На различных частях поверхности языка расположены вкусовые луковицы. К сладким и соленым веществам наиболее чувствителен кончик языка, на котором расположены луковицы, реагирующие на сладкий и соленый вкус.
Луковицы у основания языка приспособлены к восприятию горького вкуса, а у краев задней части языка – кислого.
Вкус ощущается только в том случае, если опробуемое вещество находится в растворенном состоянии (в воде или слюне).
Каждое вкусовое вещество дает соответствующее ощущение при определенной минимальной концентрации. Эта минимальная концентрация называется пороговой или порогом ощущения.
Запах и обонятельные ощущения
Большое влияние на качество продовольственных товаров оказывает их аромат. Ротовая полость сообщается с носовой и, поэтому, обонятельное ощущение очень часто сливается с вкусовым. Как и вкус, запах зависит от определенных химических веществ, как правило, летучих, которые входят в соприкосновение с нервным эпителием, выстилающим верхнюю часть носовой полости. Общая поверхность эпителия не превышает 5 см2.
Количество различаемых запахов очень велико. Классификация запахов окончательно еще не разработана.
В настоящее время принято различать 7 групп запахов:
1. камфорный;
2. мускусный;
3. цветочный;
4. мятный;
5. эфирный;
6. острый;
7. гнилостный.
Все прочие, существующие в природе, а, следовательно, и в пищевых продуктах запахи рассматриваются как сочетание названных семи первичных (основных) запахов.
Осязание и осязательные ощущения
Осязательные или тактильные ощущения очень важны при определении консистенции и физической структуры продукта, его температуры, степени измельчения и некоторых других физических свойств. Осязательные анализаторы расположены главным образом на кончиках пальцев, кончике языка и деснах.
В твердых или полутвердых продуктах различают консистенцию твердую, рыхлую, мягкую зернистую, порошкообразную (мучнистую), колющую, упругую, эластичную (резинистую), пластичную. В жидкостях различают консистенцию – вязкую, сиропообразную, жидкую (текучую, подвижную). Различают промежуточные состояния, когда продукт имеет сметанообразную или пастообразную консистенцию.
Представление о консистенции продукта (его твердости, плотности, мягкости), приблизительной величине частиц порошкообразных и зернистых продуктов устанавливается на ощупь концами пальцев. Именно так определяют степень помола при контроле качества муки, упругость охлажденного мяса и т.д.
В отдельных случаях приближенное представление о консистенции продукта создается зрительным ощущением приложения силы при разрезании или перемешивании массы продукта. Так, путем переливания жидкости и наблюдения за процессом ее истечения, можно себе представить степень вязкости жидкости. То же самое можно сказать и о сыпучести зернистых и порошкообразных продуктов: пересыпание пробы из одного сосуда в другой дает приближенное представление о сыпучести.
О твердости или пластичности продукта можно судить при надавливании на пробу шпателем или разрезании ножом. Представление о консистенции продукта, его хрупкости, сочности углубляется при раскусывании и разжевывании пробы во рту. Температура продукта воспринимается кончиком языка при опробовании пробы на вкус.
Звук и слуховые ощущения
В практике органолептической оценки продовольственных товаров слуховые ощущения занимают второстепенное место.
Во время дегустации при раскусывании таких продуктов, как сухари, яблоки, соленые огурцы и некоторые кондитерские изделия, возникающие при этом слуховые ощущения от хруста, воспринимаются нами не как самостоятельные и подсознательно сочетаются с вкусовыми ощущениями, усиливая и подчеркивая их.
Самостоятельное значение слуховые ощущения имеют только при исследовании ограниченного числа некоторых товаров, например, арбузов (определение степени их зрелости постукиванием), шампанского (определение степени насыщенности вина углекислым газом при раскупоривании бутылок).
Таможенная экспертиза – это специальное научно – практическое исследование, проводимое экспертами в целях решения задач таможенного дела- контрольного, экономического, защитного, правоохранительного характера, требующих выполнения разных экспертиз.
Экспертиза товаров народного потребления проводятся по заявкам торгующих организаций, предприятий промышленности, правоохранительных органов, органов управления, государственного контроля и надзора, железнодорожных станций и морских портов.
Основные виды таможенных экспертиз:
1) товароведческая стоимостная – определение стоимости товара на основе его качественных показателей, основных свойств и факторов.
2) химическая – исследование химического состава, количественного соотношения различных химических соединений представленного объекта.
3) идентификационная – установление принадлежности товара к однородной группе товаров или контролируемому перечню товаров, установление индивидуальных признаков товара и соответствия техническому описанию.
4) классификационная – определить товарную позицию и субпозицию для представленного товара, иными словами – определить код товара.
5) материаловедческая – определение принадлежности товара к конкретному классу веществ, изделий или материалов.
6) минералогическая – определение природы драгоценных камней, их качества и стоимости.
7) технологическая – определение возможности помещение товара под таможенный режим переработки на и в не таможенной территории РФ и под таможенным контролем.
Фальсификация – подделка продукции, с целью – выдать ее за настоящую, подлинную.
Ассортиментная фальсификация – подделка осуществляемая путем замены одного товара другим (заменителем) с сохранением определенного сходства.
Качественная фальсификация – подделка товаров с помощью различных добавок, улучшающих внешний вид продукта, но понижающие качественные показатели. Для качественной фальсификации используют красящие и ароматизирующие вещества, подсластители, которые не предусмотрены технологией производства и рецептурой.
Информационная фальсификация – обман потребителя с помощью недостоверной или заведомо ложной информации о товаре. Для предотвращения фальсификации, применяют идентификацию товаров.
Идентификация – установление соответствия наименования товара, указанного на маркировке или в сопроводительных документах, предъявляемым к нему требованиям.
Цель идентификации товаров – выявление и подтверждение подлинности конкретного вида и наименования товара; соответствие его определенным требованиям или информации о нем, содержащейся на маркировке и/или в товарно-сопроводительных документах.
Задача идентификации – выявить соответствие или несоответствие товара установленным требованиям.
Классификация видов идентификации в зависимости от назначения:
1.) Ассортиментная идентификация – установление соответствия наименования товара по ассортиментной принадлежности, обусловливающей предъявляемые к нему требования. Используется для выявления соответствия товара его наименованию
2.) Качественная идентификация – установление соответствия предназначенного для сертификации товара требованиям качества, предусмотренным нормативной документацией.
Применение качественной идентификации: определяет градации качества – стандартная или нестандартная продукция, соответствие товарного сорта сорту, указанному на маркировке и в сопроводительных документах и т.п.
3.) Товарно – партионная идентификация – установление принадлежности представленной выборки товара к конкретной товарной партии
Средства идентификации товаров:
• маркировка товаров;
• нормативные документы (ГОСТы, технические условия), регламентирующие показатели качества;
• технические документы, в том числе товарно-сопроводительные документы (накладные, сертификаты),
• документально оформленные результаты испытаний образцов сертифицируемого товара.
Критерии идентификации – результаты органолептических, химических, физико-химических показателей, характеризующих состав и свойства товаров.
Общероссийский классификатор продукции (ОКП) введен в действие с 1 июля 1994 года для решения задач управления народным хозяйством. ОКП входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации.
Классификатор обеспечивает достоверность, сопоставимость, автоматизацию обработки информации о продукции; упрощает каталогизацию продукции и статистический анализ производства, реализации и использования продукции на макроэкономическом, региональном и отраслевом уровнях; структуризацию промышленноэкономической информации по видам выпускаемой продукции с целью проведения маркетинговых исследований и осуществления коммерческой деятельности.
ОКП — это систематизированный свод кодов и наименований группировок продукции, построенных на основе иерархической системы классификации.
ОКП состоит из двух частей: классификационной — К-ОКП и ассортиментной — А-ОКП.
К-ОКП — свод кодов и наименований классификационных группировок, систематизирующих продукцию по определенным общим признакам, в основном потребительского характера.
А-ОКП представляет собой свод кодов и наименований, относящихся к определенной группировке и позволяющих идентифицировать продукцию, ее типы, марки и другие элементы ассортимента.
ОКП имеет 5-ступенчатую иерархическую классификацию с цифровой десятичной системой кодирования. На первой ступени располагаются классы продукции — XX 0000, которые кодируются двухзначными кодами от 01 до 99, на второй подклассы — XXX ООО, на третьей группы — ХХХХ 00, на четвертой подгруппы — XX XXX 0, на пятой виды продукции — XX ХХХХ.
Коды двух пятиразрядных группировок продукции дополнены нулями до шести разрядов и записываются с интервалами между вторым и третьим разрядами. Классификация продукции может быть завершена на 3, 4, 5 ступенях классификационного деления. Если товары делятся на типы, марки, модели, то они отражаются в отраслевых классификаторах продукции.
Товарная номенклатура внешнеэкономической детальности (ТН ВЭД) используется Федеральной таможенной службой Российской Федерации (ФТС) при таможенном оформлении и контроле товаров, ведении таможенных экономических операций (таможенные пошлины, определение таможенной стоимости, отчетность, планирование и др.), ведении таможенной статистики внешней торговли, изучении товарной структуры внешней торговли.
ТН ВЭД построена на основе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС), используемой в мировой практике.
Товарная номенклатура утверждается Правительством РФ, ФТС РФ участвует в ее разработке, вносит изменения в толкование.
Товарная номенклатура — это систематизированный перечень товаров с системой цифровых кодов, позволяющих представить информацию в удобной форме для сбора, передачи, практической деятельности в автоматизированной системе.
В ТН ВЭД товары делятся на 21 раздел и 97 групп. Основная единица измерения товаров — масса в кг.
Основные признаки классификации товаров, используемые в ТН ВЭД: материал, из которого выполнен товар; функциональное или целевое назначение, степень обработки (изготовления).
Товарная номенклатура предусматривает 5 уровней классификации товаров.
1 уровень — разделы.
2 уровень — группы.
3 уровень — товарные позиции.
4, 5 уровни — более низкие уровни детализации.
Правильное определение товара и его кода имеет решающее значение при определении ставок таможенного тарифа, установлении режима, льгот, платежей. Уклонение от установленного порядка перемещения товара через таможенную границу РФ, заявление неправильного кода или указание неверных данных в ФТС влечет ответственность в соответствии с таможенным законодательством.
В кодах ТН ВЭД строго соблюдаются принципы однозначного отнесения товаров к той или иной группе.
Для точного определения кода товаров необходимо использовать три составные части ТН ВЭД: номенклатурную часть; примечание к разделам и группам; основные правила интерпретации.
В соответствии с первыми пятью правилами в кодах ТН ВЭД определяют товарную позицию (первые 4 знака). По 6-му правилу находят субпозицию (5 и 6 знаки) и подсубпозицию (7, 8, 9 знаки) десятизначного кода.
При определении кода товаров по ТН ВЭД применяются дополнительные публикации (пояснения, алфавитный указатель, Сборник квалификационных решений). Комплексным руководством являются «Основные правила интерпретации».