Динамика работоспособности человека в процессе труда и основные требования к подбору комплексов производственной гимнастики




Особенности оптимального использования физической культуры непосредственно в рамках трудового процесса определяются прежде всего содержанием конкретного труда и теми условиями, в которых он осуществляется. Поэтому в зависимости от их изменения будет меняться и само содержание физической культуры. В этом смысле непосредственно в трудовом процессе находят применение лишь такие средства, методы и формы, какие содействуют повышению производительности труда.Физические нагрузки при этом регламентируются, исходя из главной цели - способствовать повышению работоспособности человека. Никакие другие закономерности при использовании производственной физической культуры в расчет не принимаются.

Отсюда следует, что выбор наиболее оптимальных средств, методов и форм физической культуры в процессе производства зависит исключительно от содержания и особенностей трудового процесса. Поэтому прежде чем разработать или рекомендовать тот или иной комплекс физических упражнений для конкретного контингента работающих, необходимо предварительно изучить условия и содержание работы данной профессиональной группы. Кроме того, нужно знать особенности динамики работоспособности трудящихся на соответствующем производстве.

Многочисленные исследования, выполненные как на производстве, так и в научных лабораториях, показали что работоспособность человека на протяжении трудового дня претерпевает ряд закономерных последовательных изменений. Обычно при значительной интенсивности и продолжительности рабочего дня показатели работоспособности вначале возрастают, затем стабилизируются и, наконец, снижаются. Как видим здесь проявляются те же закономерности, которые характерны для физкультурно-спортивной деятельности, а именно, четко выделяются три фазы изменения работоспособности человека:

фаза врабатывания продолжается в среднем 1–2 часа после начала работы. Идет соответствующая координационная настройка в различных системах организма, в частности концентрируется внимание, совершенствуется темп, ритм и точность рабочих операций;

фаза стабилизации имеет разную продолжительность обычно зависящую от содержания и интенсивности самого труда. В это время наблюдаются устойчивые, повышенные показатели работоспособности, продолжающиеся в среднем 4-5 часов;

– фаза снижения (утомления ) характерна прогрессирующим падением работоспособности к концу трудового дня (в среднем равна 2 часам).

Динамика работоспособности в течение трудового дня имеет некоторые особенности, зависящие от обеденного перерыва. Оказывается, что после обеда работоспособность даже в период ее относительно устойчивого состояния становится несколько ниже, чем в первой половине дня. При этом снова требуется дополнительное время для вхождения в тре­буемый ритм работы. Степень усталости после обеда выражена более значительно и при том она наступает раньше, чем в первой половине трудового дня. Вследствие этого фаза относительно устойчивого состояния дееспособности человека оказывается более короткой. Нередко на фоне снижения работоспособности в конце трудового дня она может даже вре­менно повыситься. Это явление получило название «конечного порыва». Оно возникает в силу мобилизации работающих систем организма как своеобразная психологическая реакция на момент предстоящего окончания работы.

Весьма существенно, что динамика работоспособности зависит не только от закономерностей функционирования организма, но и от содержания труда и его общей организации, в том числе от направленного, систематического использования физической культуры. С ее помощью в определенных пределах осуществляется регулирование динамики работоспособности трудящихся. Однако не всякие физические упражнения приводят к ожидаемым результатам. Решающая роль в достижении положительного эффекта при проведении занятий физическими упражнениями в процессе рабочего дня принадлежит правильному подбору комплексов физических упражнений и дозировке нагрузки.

К настоящему времени специалистами сформулированы некоторые важные правила, учитывающие закономерности трудовой деятельности. На их основе разрабатываются различные комплексы производственной гимнастики:

Правило адекватности (соответствия) содержания комплексов производственной гимнастики особенностям трудовых действий. При составлении комплекса необходимо обязательно учитывать характер труда, состав рабочих операций, особенности рабочей позы, степень разнообразия и монотонности рабочих действий, интенсивность нагрузки, а
также характер возникающего утомления.

Согласно данному правилу, значительная часть физических упражнений комплекса гимнастики должна задействовать те звенья двигательного аппарата и мышечные группы, которые участвуют в трудовом процессе и в то же время являются сходными по темпу и ритму с выполняемыми рабочими операциями, движениями. Это позволяет обеспечить соответствующую психологическую и двигательную настройку на предстоящую работу. Данное правило обязатель­но для комплексов вводной гимнастики.

Правило контрастности (различия) комплекса физических упражнений по отношению к рабочим действиям. Это правило требует включения в комплекс таких физических упражнений, которые бы по своему содержанию и форме, наоборот, отличались, от трудовых операций и включали функционирование не участвующих в трудовых действиях мышечных групп и частей тела. Тем самым обеспечивается достижение положительного эффекта активного отдыха. Такие комплексы целесообразны для физкультпауз и минуток.

Правило умеренности нагрузки при проведении комплексов физических упражнений. Смысл его состоит в том, кратковременные умеренные нагрузки обычно утомления не вызывают, зато процессы восстановления после их примене­ния несколько усиливаются, создавая оптимальный тонус и повышая общее настроение. Вместе с тем в некоторых профессиях, преимущественно умственной направленности, величина физической нагрузки может превышать требования их умеренности. Правило умеренности распространяется на все конкретные формы производственной гимнастики.

Особенности целесообразного использования физической культуры непосредственно в рамках трудового процесса определяются содержанием конкретного труда и теми условиями, в которых он осуществляется. Поэтому непосредственно в трудовом процессе находят применение лишь такие средства, методы и формы физической культуры, которые содействуют повышению производительности и эффективности труда.

Непосредственно в рамках трудового процесса физическая культура представлена главным образом производственной гимнастикой, которая имеет в основном три формы:

1. вводная гимнастика (организованное, систематическое выполнение специально подобранных физических упражнений перед на­чалом работы с целью быстрейшего врабатывания организма. Врабатывание — это период времени, который необходим для перехода с одного на другой, более высокий уровень функционирования. Вводная гимнастика решает следующие задачи: повысить жизнедеятельность организма, способствовать созданию рабочей обстановки и тем самым сократить период «вхождения» в работу. С одной стороны, это содействует улучшению и укреплению здо­ровья работающих, а с другой — повышает производительность их труда. Примерная продолжительность вводной гимнастики 5 – 7 мин. Типичный комплекс вводной гимнастики состоит из 6 – 8 упражнений, близких к рабочим движениям и оказывающих разностороннее влияние на организм. Темп выполнения упражнений Должен быть таким, как обычный темп рабочих движений, или несколько выше. Физические упражнения помогают восстановить координационные механизмы, повышают возбудимость и Функциональную подвижность (лабильность) нервно-мышечного аппарата и анализаторов, способствуют более быстрому вхождению в темп и ритм рабочих движений.);

2. физкультпаузы (выполнение физических упражнений в Период рабочей смены с целью достижения срочного активного отдыха для профилактики снижения работоспособности в течение рабочего дня. Число и периодичность включений физкультурных пауз зависят от особенностей трудового процесса, прежде всего от его напряженности. Они проводятся у рабочих мест при появлении первых признаков утомления. Обычно первую из физкультпауз (при уме­ренной напряженности труда) проводят через 2,5–3 часа после начала работы, а последующую – через 1,5–2 ч после обеда. Комплекс обычно состоит из 5–7 упражнений. Упражнения должны подбираться так, чтобы они обеспечивали переключение деятельности на мышечные группы, не участвующие в основной работе и в меньшей степени на участвующие в трудовом процессе. Если же трудовые движения отличаются большим разнообразием, то широко применяются растягивающие, расслабляющие и дыхательные упражнения. Вместе с тем в заключительной части паузы должны быть представленья упражнения, настраивающие на трудовые движения.);

3. физкультминутки (кратковременные перерывы в работе порядка от 1 до 3 мин, когда выполняются 2–3 физических упражнения. Основное назначение физкультминуток – расслабить работающие мышечные группы, усилить деятельность сердечно-сосудистой системы и устранить застойными явления в слабонагруженных звеньях тела, т.е. дать кратковременный отдых организму. Число и периодичность включения физкультминуток в трудовой процесс так же, как и при использовании физкультпауз, зависят от его особенностей. В среднем в режиме рабочего дня они выполняются от 2 до 5 раз независимо отдругих форм производственной гимнастики.).

Базово-пролонгирующая физическая культура. Основная направленность данной формы заключается в том, чтобы продлевать (пролонгировать) ту базу общей физической подготовки, которая была заложена в процессе физического воспитания по государственным программам в период обучения. Поэтому в основной период трудовой деятельности продолжается общая физическая подготовка, но уже на основе индивидуальных запросов, интересов и потребностей. Базово-пролонгирующая физическая культура используется практически здоровыми людьми, не имеющими серьезных отклонений в физическом состоянии и здоровье.

Основными формами занятий физическими упражнениями являются секции общей физической подготовки и самостоятельные занятия.

Секции ОФП. Создаются в коллективах физической культуры желающих заниматься физическими упражнениями, но не проявивших склонности к занятиям определенным видом спорта. Группы комплектуются по возрастному и половому признакам в количестве 20–25 человек в одной группе. Занятия проводятся 2–3 раза в неделю в среднем по 1,5–2 ч каждое.

Главная задача занятий в секции состоит в обеспечении оптимального уровня всесторонней физической подготовленности, гарантирующей сохранение здоровья и работоспособности занимающихся.

Средствами обычно являются самые разнообразные физические упражнения, в том числе из легкой атлетики, основной гимнастики, спортивных и подвижных игр, плавания и т.д.Средства легко поддаются дозировке и в то же время эффективно воздействуют на жизненно важные функции организма. Удельный вес физической подготовки значительно больше, чем технической. Обучение технике может быть ограничено правильным освоением движения до уровня двигательного умения (т.е. безошибочное выполнение основы техники, его пространственных, временных и динамических характеристик).

В рамках непосредственно физической подготовки предпочтение отдается воспитанию общей выносливости и силы основных мышечных групп двигательного аппарата.

Методика занятий осуществляется в соответствии с методическими принципами физического воспитания. Соблюдается трехуровневое построение занятия, т.е. сохраняется подготовительная, основная и заключительная части с их содержательными и методическими установками.

Самостоятельные занятия. Они решают ряд задач — от простой профилактики и послерабочего восстановления работоспособности до достижения высокой физической подготовленности. Средствами самостоятельных занятий являются различные физические упражнения: оздоровительный бег, атлетическая гимнас­тика, плавание, калланетика, стретчинг и др.

Количество занятий в неделю может варьировать от 3 до 7. Диапазон оптимальных недельных затрат времени на физические упражнения также может колебаться от 2 до 10 ч. Практика показывает, что занятия с периодичностью менее 3 раз в неделю не оказывают заметного положительного влияния на состояние организма.

Гигиеническая и рекреативная физическая культура. Основное назначение данного направления заключается в оперативной оптимизации организма человека в рамках повседневного быта и расширенного отдыха.

Гигиеническую функцию в этом аспекте выполняет утренняя гимнастика; рекреативную, связанную с восстановлением работоспособности после трудового дня, занятия различными видами, такими, как туристские походы, плавание, закаливающие процедуры и т.д.

Утренняя гигиеническая гимнастика. Является самой массовой и широко распространенной формой занятий физическими упражнениями в быту различных контингентов трудящихся, осо­бенно у людей умственного труда. Ее основное назначение связано с переводом организма от пассивного состояния к деятельно­му, рабочему.

Число упражнений в комплексе обычно колеблется от 8 до 12, каждое из них повторяется 10–12 и более раз. Продолжительность выполнения всех упражнений составляет 10–15 мин. Комплекс пе­риодически обновляется. Очередность упражнений должна выгля­деть примерно так: сначала ходьба, потягивание и дыхательные упражнения; затем поочередно выполняют упражнения для мышц плечевого пояса, туловища, брюшного пресса, а также общего воз­действия (приседания, махи, выпады, прыжки и упражнения на расслабление). В заключение дается спокойная ходьба, сочетаемая с дыхательными упражнениями.

Гигиенический эффект утренней гимнастики возрастает при проведении водных процедур, выполняющих не только тонизи­рующую, но и закаливающую функцию.

Рекреативная (восстановительная) форма физической культуры. Используется в выходные и праздничные дни, а также в отпускное время с целью снятия кумулятивного утомления, восстановления работоспособности, укрепления здоровья и организации культурно-развлекательного досуга трудящихся.

Одним из наиболее массовых видов физической рекреации является туризм с использованием различных средств передвижения пешком, на велосипеде, лыжах, байдарках.

Незаменимым средством физической рекреации, доступным для всех возрастов, являются лыжные прогулки. По оздоровительному эффекту они занимают ведущее место среди различных физкультурных занятий.

Достаточно ценными средствами восстановления сил после трудовой деятельности являются:

– всевозможные массовые игры и элементарные соревнования (футбол, волейбол, теннис, бадминтон и др.) в выходные дни и отпускное время;

– купание и плавание в водоемах, реках, озерах;

– рыбная ловля, походы в лес за грибами и ягодами и др.

Оздоровительно-реабилитационная физическая культура. Термин

«реабилитация», по определению Всемирной организации здравоохранения, означает помощь больному в достижении им социально-профессиональной полноценности, на которую он способен в рамках существующего заболевания.

Лечение с помощью физических упражнений основано на улучшении циркуляции крови, снабжении кислородом больных и здоровых тканей организма, повышении мышечного тонуса, уменьшении жировой прослойки и т.д.

Оздоровительно-реабилитационное направление в нашей стране представлено следующими основными формами:

1) группами ЛФК при больницах, врачебно-физкультурных диспансерах, поликлиниках и т.д.;

2) группами здоровья в коллективах физической культуры, на
физкультурно-спортивных базах и т.д.;

3) самостоятельными занятиями по предписанной врачами
(методистами ЛФК) программе и методике.

Занятия в группах ЛФК осуществляются, как правило, специалистами физкультурно-медицинского профиля.

Группы здоровья формируются с учетом состояния здоровья, а также возраста, пола и уровня физической подготовленности. Численность занимающихся в одной группе может быть от 15 до 20 чел. Занятия носят общеоздоровительный характер для людей, не имеющих серьезных отклонений в состоянии здоровья, и специально направленный лечебный характер с учетом специфики заболевания.

Основными средствами являются легкодозируемые по нагрузке упражнения основной гимнастики, плавания, легкой атлетики. Лучший оздоровительный и тонизирующий эффект достигается при комплексном использовании разнообразных упражнений.

Занятия проводятся обычно 3 раза в неделю по 45–90 мин. Моторная плотность занятий вначале невысока — 40–45%, в даль­нейшем может постепенно увеличиваться до 60%.

В методике проведения занятий центральное место занимает строго индивидуальное дозирование нагрузки и отдыха. Мера доступности определяется методистом, врачом и самим занимающимся. Нагрузки считаются доступными, если после занятия наблюдаются небольшая и приятная усталость, чувство удовлетворения, небольшое потоотделение.

Самостоятельные занятия носят как общеоздоровительно-профилактический, так и специально направленный лечебный ха­рактер. Например, при функциональных нарушениях сердечно-сосудистой и дыхательной систем целесообразно применять циклические физические упражнения аэробного характера.

Базовый спорт является наиболее эффективным средством повышения общей и специальной работоспособности человека, фактором разностороннего развития, укрепления здоровья.

Занятия различными видами спорта трудящихся организуются коллективами физической культуры, функционирующими при крупных предприятиях и учреждениях. При коллективах физической культуры создаются спортивные секции (по видам спорта), в которых могут заниматься все желающие при наличии разрешения врача и хорошей физической подготовленности. Тренировочный процесс осуществляется круглогодично в течение многих лет. Секционные занятия проводятся не менее 3 раз в неделю с учетом закономерностей спортивной тренировки. Численный состав одной группы зависит от вида спорта и уровня спортивной квалификации.

В возрасте 20—30 лет, когда организм находится в стадии эволю­ционного развития, во многих видах спорта (легкая атлетика, лыж­ный спорт, тяжелая атлетика и др.) можно достигнуть хороших спортивных результатов. На рубеже 30—40 лет спортивная актив­ность и спортивные результаты снижаются. Спорт постепенно за­меняется базово-пролонгирующей физической культурой, а в даль­нейшем гигиенической и рекреативной физической культурой.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. А.М. Максименко «Теория и методика физической культуры» учебник для студентов высших учебных заведений, ООО «Физическая культура», Москва

2. Л.П.Матвеев «Теория и методика физической культуры», «Физкультура и спорт», Москва 1991г.

3. Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов «Теория и методика физического воспитания и спорта», «Academia», Москва, 2000г.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: