Звуковой символизм. Основные исследования по этой проблеме.




 

Звук материален, воздействует на слушающего. Должна быть гармония: Ах, почаще б с шоколадом.

Звукоподражание исп.для передачи звуков по ходу текста: Гав-гав, мяукать, свист, кукушка (ономатопея - слово, являющееся звукоподражанием, возникшим на основе фонетического уподобления неречевым звукокомплексам, звукоподражание, короче).

Звуковой символизм – усл.связь м/д звуком и образными представлениями и ощущениями. Идею разработал Платон: «Вещи есть отражение идей, как звук отражает значение слова. Звук Р – движение, Рейн, река, тробос – трепет, травен – крушить, рвать, звук И – тонкое; А = громада – даль, Е – нечто вечное, О - округлое».

Идея зв.символизма в россии – Ломоносов. А – для изображения красоты, величины, внезапного страха, Е,Ю,И – нежное и ласковое, плачевные, малые вещи, Я – приятность, веселость, нежность, О,У,Ы– страшные и сильные. К, Т, П, Б’, Г’, Д’ – нет ни силы, сладости, если не с другими звуками – ленивые, тупые действия. СФХЧШР – звонкое и стремительное, Представляет действие сильные, Громкие, Великолепные

БЛМН – нежные и мягкие действия.

Символисты проявл большой интерес. Их работы: Белый «Глоссолалия», Бальмонт «Поэзия как волшебство».

«а» - белый, открытый, благоговение. О – ощущение. у – раздражение. е – желто-зеленый, звук частности. Идея соотношения звука и цвета.

 

Поэт          
  А И У О Э
Рембо Черный Красный Зеленый Синий Белый
Белый Белый Синий Красно-синий Красно-оранжевый Желто-зеленый
Набоков (про согласные говорил еще – б - вишневый) Черно-бурое Бело-желтое Золотисто-желтый Коричнево-белый Белый
Журавлев Красный Синий Желто-зеленый Белый зеленый

 

Левицкий поставил эксперимент: ассоциацию вызвают во всем мире или нет: взял 2 группы приложил по 3 слова: 1) маленький, крошечный, крохотный, 2) большой, громадный, огромный

Сопоставил по 23 языкам эти слова, где во 2 группе есть А, в 1 группе есть Е.

Журавлев пошел дальше – взял 25 пар противоположных по значению признаков: Большой-маленькй, хороший-плохой Звук А – хороший, светлый, активный Х – плохой, темный, пассивный. Но это субъективные взгляды.

Высокие звуки ассоциируются со светлым (лес), низкие – с темным (шум, боль). Томашевский говорит: звуки легкопризносимые (гласные, сонорные) и сложнопроизносимые. ВААЛ – система, по ней: З, Ж, Ш, П – отталкивающие, Г – злобный, Ч – низменный.

 

Звуковая инструментовка текста. Основные приемы звукописи.

 

Построены на звуковых повторах

- аллитерация – согласные звуки. повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность (в стихосложении).

- ассонанс – гласные звуки. приём фонической организации текста, особенно стихотворного: повторение гласных звуков — в отличие от аллитерации (повтора согласных).

- звуковой стык - вуковой повтор, расположенный в конце одной речевой единицы (стиха, строфы) и в начале следующей и связующий их так. обр. по схеме: а + в||в + с. С. может быть чисто звуковым ("я знаю, нежного Парни || Перо не в моде в наши дни", Пушкин), словесным (Вокзал сказал ему: "Хорошо" || "Хорошо", прошумел ему паровоз, Тихонов).

- звуковое кольцо – повтор звука в начале и конце строки, звуковой повтор (см. "Повтор звуковой"), располагающийся в начале и в конце данной словесной единицы — строки, строфы и т. д., — или связующий две такие единицы по формуле: "а — а" или "а — 1 — а". Повтор может быть чисто звуковым ("Ласково закрыла мгла"), словесным ("Гром небес и пушек гром"), строчным

- анафора (единоначатие) – словесная, звуковая

- эпифора - стилистический приём, заключающийся в повторении одних и тех же звуковых сочетаний в словах или в сочетаниях слов в конце смежных или близко расположенных друг к другу ритмических рядов: стихов, строф и т. п. Противоположна анафоре.

- парономазия – два слова, близкие по звучанию, но не связанные м/д собой по смыслу. Стилистический прием.

- паронимия - сходство слов-паро́нимов по форме при различии по смыслу. Также обычно ошибочное употребление одного из них вместо другого. Например адресат — адресант. По аналогии с ложными друзьями переводчика паронимы иногда называются ложными братьями.

Не звуковые:

- палиндром – можно читать справа-налево и наоборот.

- каламбурная рифма

- внутренняя рифма – рифма в середине строки

 

Словообразование как учение о структуре слова и законах их образования. Основные понятия (термины) словообразования.

Словообразование - процесс создания новых слов на базе существующих языковых единиц; раздел языкознания, изучающий процессы образования производных слов, их строение, а также систему, в которую они входят.

Предмет изучения: структура слова и способы образования слов.

Существует 2 раздела:

- морфемика (изучает состав слова)

- дериватика (от какого слова образовано слово и при помощи какой морфемы)

Морфема — наименьшая значимая часть слова: писаТЕЛЬ (выполнение действия), РАСтащить (что-то разделить).

Основные понятия словообразования:

- производная основа (основа, формально образованная и мотивированная по смыслу другой основой (критерий мотивированности): стол-ик стол, столик - ‘маленький стол')

- производящая основа (или основы) - ближайшая по форме к производной основа, через которую мотивируется, истолковывается производная основа.

- средство словообразования — им может служить словообразующая морфема (приставка или суффикс, а также их сочетание - одновременное присоединение к производящей основе приставки и суффикса и т. п.).*

- способ словообразования,

- процессы, сопровождающие словообразование.

* Но есть и другое средство образования нового слова: с производящей основой (основами) проделываются некоторые операции, которые и являются средством создания нового слова, словообразующие же морфемы при этом не используются. Среди операций такого рода можно выделить следующие: 1) усечение: специалист — спец; 2) сложение компонентов: универсальный магазин — универмаг; 3) изменение частеречной принадлежности слова (субстантивация)

Для образования нового слова одновременно могут быть использованы словообразующая морфема и операционное средство, например: земля + делать ® земл-е-дел-ец (сложение производящих основ + суффикс).

 

 

Морфема как основная минимальная единица словообразования. Виды морфем в русском языке.

Морфема — минимальная значимая часть языка; из морфем строится слово. В ряду значимых единиц языка (предложение — словосочетание — слово — морфема) морфема занимает последнее место, являясь далее неделимой единицей.

Интегральные признаки морфемы и слова: 1) материальность, 2) значимость, 3) воспроизводимость.

Однако данные признаки лишь внешне сходны с аналогичными признаками слова, качественно же они отличаются от них, поэтому являются и дифференциальнымим признаками. Дифференциальными признаки морфемы: минимальность и повторяемость, ее структурная соотнесенность со словом, а не со словосочетанием или предложением.

Подобно слову морфема обладает значением, но от последнего отличается по следующим параметрам:

1. В качестве значимых единиц языка морфемы существуют лишь в слове, тогда как слова обычно выступают в составе предложения.

2. Слова являются структурными целыми составного характера, морфемы всегда являются мельчайшими значимыми единицами языка, членение которых на еще более мелкие элементы невозможно.

3. В отличие от слов морфемы не обладают лексико-грамматической отнесенностью.

4. Слова могут быть не только воспроизводимыми единицами, но и образованиями, создаваемыми говорящими или пишущими в процессе общения. Морфемы всегда воспроизводимы.

Условием реализации значения слова, как известно, является контекст. Значение же морфемы проявляется в слове изолированно от других слов, но в «контексте» других морфем.

В зависимости от того, какую роль выполняет морфема в слове, по характеру выражаемого ими значения различают:

1) морфемы корневые;

2) морфемы аффиксальные (или служебные).

Корневая морфема играет роль семантического «фундамента» в слове, она выражает то лексически общее, что присуще всем словам-родственникам.

Аффикс – служебная морфема (противопоставляется корню). В слове аффиксы группируются вокруг корня, образуя периферийные элементы морфемной структуры слова.

Основание для такого членения служит роль этих морфем в составе слова: корневые морфемы – обязательная часть слова, не существует слов без корня. Аффиксальные морфемы – факультативная часть слова.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: