Песенное народное творчество.




Народная песня- сочетание двух искусств: поэзии и музыки, созданный народом. Оказалось необычайно устойчивой формой художественного творчества; (она существует уже несколько тысячелетий)

Песенное творчество отражает черты национального характера народа, отношение людей к окружающей действительности, к родной природе и происходящим историческим событиям.

Песни были разнообразными как и сама жизнь и воплощались в различных жанрах.

Разновидность народных песен.

У каждого жанра есть своя поэтика и своеобразная манера исполнения. Народное песня подразделяется по жанрам:

1. былины

2. баиты, мунадәлаты(тюрко- язычные)

3. исторические песни

4. лирические песни(любовные, семейно- бытовые, плясовые, хороводные)

5. трудовые

6. солдатские

7. календарно- обрядовые

Былины- это эпические произведения о героическом прошлом русского народа, это песни большого объема, состоящие из нескольких сот, иногда и тысячи стихов.

В былинах отражалась борьба русского народа с иноземными поработителями.

Например: знаменитые Киевские и Новгородские былины. Героические персонажи: богатырь с врагом; Змей Горыныч, Соловей- разбойник, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Илья Муромец. Сказочные персонажи: Садко, Морской царь, чудо рыба…

Новеллистические: эпизод сватовства; встречи купцов; былины о Соловье – Будимировиче.

 

Исторические песни: первые исторические песни были похожина былины. Исторические песни обращены к военно- героической и к теме народных движений. Период расцвета исторических песен 15-18 века.

Исторические песни- это прежде всего художественное произведение. Исторические песни имеют своих исторических деятелей: Иван Грозный, Ермак, Разин, Пугачов, Суворов, Кутузов, Перт1,царица Сююмбике...

Исторические песни распространялись и исполнялись в тех местах, где проходилисобытия. Например: Бой под Смоленском, Бородинская Битва, Разорение Москвы.

Солдатские песни - казацкие, солдатские, рекрутские песни относятся к единой группе военных песнопений тематика этих песен Многообразна: проводы рекрута в армию, прощание с родными и любимой, горькая учесть новобранца, разлука с милой, предательство, гибель на чужбине...

В военных песнях отражались русская история и характер народа.

Трудовые песни: исполнялись во время различных производственных процессов и характеризовали всевозможные виды работ, совершаемых коллективно. Свои песни имели представители различных специальностей: батраки, кулаки, извозчики и ямщики, ткачи...

В песнях представлены разные виды рабочего инветаря и оборудования: “дубинушка”, “обоза с конями”, “тройка лошадей”.

Трудовые песни доносят до нас рабочие кличи(ах, уах, уох); призывы рабочих (раз, два, дружно); при артельной тяжёлой работы: “ эх дубинушка, ухнем, эх,зеленая сама пойдет.”

Лирические песни: они предназначены и посвящены народному быту, любви, семейным отношениям...

Лирические песни подразделяются на любовные, семейно- бытовые, плясовые, хороводные.

а) любовные песни: главные герои этих песен являются “ добрый молодец” и “красна девица”. Основная тема: любовь, отношения молодых, их мысли, чувства, переживания печали.

Девушек: “сердцем лапушкой, сударушкой юношей”: “ ясный сокол, сизый голубь.”

б) семейно- бытовые песни построены на неразрешённом конфликте между мужем и женой, (мачеха- падчеритца, сын- отец, семейные проблемы, унижение женщин итд.) “ лиха зла мачеха”, “ сонливая дремлющая сноха”....

“ отдает меня маменька замуж.....”

в) хороводные, игровые, плясовые песни.

- исполнялись молодёжью на праздниках, обрядах. Эти песни просты по композиции; дается описание действий, которые исполняют играющие.

Тема песен: любовь, женитьба, природа, времена года “ во поле берёза стояла...”

Так же существует календарно- обрядовая поэзия. Это народно- поэтическое творчество (обряд- это строго определённое действие). У каждого праздника, обряда были свои песни.

Например: масленница и масляничные песни; Троица- Семицкие песни; Иван Купала – песни пр цветок Иван да Марья;

Егорьевские песни: в апреле,ходили по домам- желали теплой весны, хорошего урожая...

Петровские песни- исполнялись на Петров День, в осенний период про богатый урожай.... Зимой- коляда

Устное народное творчество.

Прозаические жанры фольклора.

Сказ- устные рассказы о различных событиях реальной жизни народа. Иногда включает фантастические элементы, но воспринимаются они как реальность.

Герои сказов- выдающиеся местные умельцы, силачи, благородные, разбойники, редкие профессии, специальности.

Полпулярными были Уральские сказы.

В сказах описывается быт, жизнь, представление о фактических существах охраняющих горное богатство.

Например: О правде и кривде сказ.

Сказка – вид устных повествований с фантастическим вымослом.

В сказке можно разделить на 3 жанровых разновидностей:

1. сказки о животных

2 волшебные или фантастические

3 семейно- бытовые (социально- бытовые)

Сказки о животных возникли в глубокой древности и они отрадали наблюдение человека в первобытном обществе над животными. В сказках о животных человек либо не присутствует совсем, либо имеет второстепенное место. Звери наделены способностью: говорить, строить, заниматься хозяйственной деятельностью.

Например: «старик и леса», «репка»

2. Волшебные сказки

Имеет в своей основе сложную композицию в этой сказке повествования о преодоления потери или недоздачи при помощи чудесных средств или волшебных помощников.

Например: «Царица лягушка»

Персонажи волшебных сказок- богатыри, царевич, царевна и Иванушка дурачок.

Отрицательные персонажи: Баба- Яга, Кашей Бессмертный.

  1. Семейно- бытовые (появились 15-16 века), позже. Они по содержанию краткие, потому что в центре сюжета один эпизод. Действия развиваются очень быстро. В этих сказках прослеживались общественные и семейно- бытовые темы. Общественная (не справедливость, наказание, унижение).

Например: «Барин Купец, поп «отбирает» что-то, либо уничтожает крестьянина. «Поп и болда», «Петрушка и поп»

Легенда и придания

Предания, то что дошло до наших людей непосредственно из глубины веков и поэтому сохранила дух того времени.

Слово «легенда» в сознание современного человека, ещё более связана с вымослом откровенной, неправдоподобной историей, которая преукрашивает действительность.

Но в научной литературе они имеют другое значение. Предание- рассказы исторического. Легенды- религиозного содержания.

Но различия между ними народное сознание не делают.

Придание- рассказ, который передаётся из уст в уста, от поколения к поколению. Придания не отражает весь ход событий, а уделяет внимание отдельным ярким моментам истории.

Придания часто освещает происхождение того или иного народа, название городов, сел, рек…

Почти во всех приданиях в центре любого события всегда стоит одна яркая личность:

1) князь

2) разбойник

3) атаман

4) гинерал

например: Ночь на Ивану Купалу

Легенда (с лат. «следует читать»)

Если предание обращено в прошлое, то в легенде время действия не оговаривается. Они часто перекликаются со сказками, но сказки рассказываются для забавы, а легенды, как действительный случай из которого следует сделать выводы. (сюжеты легенд черпали)

Легенды и придания – это живой жанр и слухи которые рождает современная молва в будущем вполне могут дойти до потомков диковинными историями.

Итак, легенда- рассказ о событиях и лицах, повествование о пришлом.

Легенды делятся на следующие группы:

1) легенда о сотворении мира

2) легенда о животных

3) легенды о наказании злых и прошения грешников

4) легенды о богах

Былина и бывальщина.

Бывальщина- мифологический рассказ, основу которой составляет событие якобы имевшее место в реальной жизни. Достоверность, фактографичность этих рассказов подтверждается конкретными именами: «Сосед рассказывал мне историю. Он вообще-то человек не суеверный, грамотный».

Сюжеты быличек более реальны и не содержат ничего чудесного. Как правило, это деревенский быт, домашняя жизнь, полная забот и трудов, действительные герои- сами рассказчики или их хорошие знакомые, родственники.

Таким образом человек рассказывал бывальщину обязательно хотел доказать, что это было.

Например: Пряничная гора.

Бывальщина- произведения песенного характера, песня- поэма, ей свойственны величия содержания, грандиозность, монументальность образов, героический пафос. Реальность- историческая основа былин- Русь 10-11 века.

Русский народный эпох- не только поэтическое воссоздание жизни, но и отражение исторического сознания народа.

Основатели сборника русского эпоса Киршы Данилов (1804 г.)- 60 фольклорных произведений.

Главным героем русских былин является Илья Муромец.

Например: «О садко и Василие Буслаеве», «Алеша Попович»

Дастан Риваять

Дастан- слово персидского происхождения и означает «повесть», «рассказ», «поэма».

Дастаны бытовали в устной формк преимущественно за пределами Поволжья (Урал, Сибирь), где письменная литература не получила широкого развития.

Дастан- арабский эпический жанр. Распространен на Ближнем и Среднем Востоке, в Средней и Юго-Восточной Азии.

Бытует в двух видах:

1) Народное творчество (в жанре сказания) в котором преобладают героические темы в поэтической форме. «Идегэй Дастан»

2) Классические литературные дастаны, т.е. авторские.

Например: «Лейла и Маджнун», «Кыйсаи – Йосуф»

Риваять- «легенда» персидских народов, но в отличие от легенды, сюжеты Риваять правдоподобные, т.е. народ эти сюжеты приукрасил и в результате легенда + человек фантазия= риваять

Например: «Казан Каласы»

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: