Народная песня- сочетание двух искусств: поэзии и музыки, созданный народом. Оказалось необычайно устойчивой формой художественного творчества; (она существует уже несколько тысячелетий)
Песенное творчество отражает черты национального характера народа, отношение людей к окружающей действительности, к родной природе и происходящим историческим событиям.
Песни были разнообразными как и сама жизнь и воплощались в различных жанрах.
Разновидность народных песен.
У каждого жанра есть своя поэтика и своеобразная манера исполнения. Народное песня подразделяется по жанрам:
1. былины
2. баиты, мунадәлаты(тюрко- язычные)
3. исторические песни
4. лирические песни(любовные, семейно- бытовые, плясовые, хороводные)
5. трудовые
6. солдатские
7. календарно- обрядовые
Былины- это эпические произведения о героическом прошлом русского народа, это песни большого объема, состоящие из нескольких сот, иногда и тысячи стихов.
В былинах отражалась борьба русского народа с иноземными поработителями.
Например: знаменитые Киевские и Новгородские былины. Героические персонажи: богатырь с врагом; Змей Горыныч, Соловей- разбойник, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Илья Муромец. Сказочные персонажи: Садко, Морской царь, чудо рыба…
Новеллистические: эпизод сватовства; встречи купцов; былины о Соловье – Будимировиче.
Исторические песни: первые исторические песни были похожина былины. Исторические песни обращены к военно- героической и к теме народных движений. Период расцвета исторических песен 15-18 века.
Исторические песни- это прежде всего художественное произведение. Исторические песни имеют своих исторических деятелей: Иван Грозный, Ермак, Разин, Пугачов, Суворов, Кутузов, Перт1,царица Сююмбике...
|
Исторические песни распространялись и исполнялись в тех местах, где проходилисобытия. Например: Бой под Смоленском, Бородинская Битва, Разорение Москвы.
Солдатские песни - казацкие, солдатские, рекрутские песни относятся к единой группе военных песнопений тематика этих песен Многообразна: проводы рекрута в армию, прощание с родными и любимой, горькая учесть новобранца, разлука с милой, предательство, гибель на чужбине...
В военных песнях отражались русская история и характер народа.
Трудовые песни: исполнялись во время различных производственных процессов и характеризовали всевозможные виды работ, совершаемых коллективно. Свои песни имели представители различных специальностей: батраки, кулаки, извозчики и ямщики, ткачи...
В песнях представлены разные виды рабочего инветаря и оборудования: “дубинушка”, “обоза с конями”, “тройка лошадей”.
Трудовые песни доносят до нас рабочие кличи(ах, уах, уох); призывы рабочих (раз, два, дружно); при артельной тяжёлой работы: “ эх дубинушка, ухнем, эх,зеленая сама пойдет.”
Лирические песни: они предназначены и посвящены народному быту, любви, семейным отношениям...
Лирические песни подразделяются на любовные, семейно- бытовые, плясовые, хороводные.
а) любовные песни: главные герои этих песен являются “ добрый молодец” и “красна девица”. Основная тема: любовь, отношения молодых, их мысли, чувства, переживания печали.
Девушек: “сердцем лапушкой, сударушкой юношей”: “ ясный сокол, сизый голубь.”
б) семейно- бытовые песни построены на неразрешённом конфликте между мужем и женой, (мачеха- падчеритца, сын- отец, семейные проблемы, унижение женщин итд.) “ лиха зла мачеха”, “ сонливая дремлющая сноха”....
|
“ отдает меня маменька замуж.....”
в) хороводные, игровые, плясовые песни.
- исполнялись молодёжью на праздниках, обрядах. Эти песни просты по композиции; дается описание действий, которые исполняют играющие.
Тема песен: любовь, женитьба, природа, времена года “ во поле берёза стояла...”
Так же существует календарно- обрядовая поэзия. Это народно- поэтическое творчество (обряд- это строго определённое действие). У каждого праздника, обряда были свои песни.
Например: масленница и масляничные песни; Троица- Семицкие песни; Иван Купала – песни пр цветок Иван да Марья;
Егорьевские песни: в апреле,ходили по домам- желали теплой весны, хорошего урожая...
Петровские песни- исполнялись на Петров День, в осенний период про богатый урожай.... Зимой- коляда
Устное народное творчество.
Прозаические жанры фольклора.
Сказ- устные рассказы о различных событиях реальной жизни народа. Иногда включает фантастические элементы, но воспринимаются они как реальность.
Герои сказов- выдающиеся местные умельцы, силачи, благородные, разбойники, редкие профессии, специальности.
Полпулярными были Уральские сказы.
В сказах описывается быт, жизнь, представление о фактических существах охраняющих горное богатство.
Например: О правде и кривде сказ.
Сказка – вид устных повествований с фантастическим вымослом.
В сказке можно разделить на 3 жанровых разновидностей:
|
1. сказки о животных
2 волшебные или фантастические
3 семейно- бытовые (социально- бытовые)
Сказки о животных возникли в глубокой древности и они отрадали наблюдение человека в первобытном обществе над животными. В сказках о животных человек либо не присутствует совсем, либо имеет второстепенное место. Звери наделены способностью: говорить, строить, заниматься хозяйственной деятельностью.
Например: «старик и леса», «репка»
2. Волшебные сказки
Имеет в своей основе сложную композицию в этой сказке повествования о преодоления потери или недоздачи при помощи чудесных средств или волшебных помощников.
Например: «Царица лягушка»
Персонажи волшебных сказок- богатыри, царевич, царевна и Иванушка дурачок.
Отрицательные персонажи: Баба- Яга, Кашей Бессмертный.
- Семейно- бытовые (появились 15-16 века), позже. Они по содержанию краткие, потому что в центре сюжета один эпизод. Действия развиваются очень быстро. В этих сказках прослеживались общественные и семейно- бытовые темы. Общественная (не справедливость, наказание, унижение).
Например: «Барин Купец, поп «отбирает» что-то, либо уничтожает крестьянина. «Поп и болда», «Петрушка и поп»
Легенда и придания
Предания, то что дошло до наших людей непосредственно из глубины веков и поэтому сохранила дух того времени.
Слово «легенда» в сознание современного человека, ещё более связана с вымослом откровенной, неправдоподобной историей, которая преукрашивает действительность.
Но в научной литературе они имеют другое значение. Предание- рассказы исторического. Легенды- религиозного содержания.
Но различия между ними народное сознание не делают.
Придание- рассказ, который передаётся из уст в уста, от поколения к поколению. Придания не отражает весь ход событий, а уделяет внимание отдельным ярким моментам истории.
Придания часто освещает происхождение того или иного народа, название городов, сел, рек…
Почти во всех приданиях в центре любого события всегда стоит одна яркая личность:
1) князь
2) разбойник
3) атаман
4) гинерал
например: Ночь на Ивану Купалу
Легенда (с лат. «следует читать»)
Если предание обращено в прошлое, то в легенде время действия не оговаривается. Они часто перекликаются со сказками, но сказки рассказываются для забавы, а легенды, как действительный случай из которого следует сделать выводы. (сюжеты легенд черпали)
Легенды и придания – это живой жанр и слухи которые рождает современная молва в будущем вполне могут дойти до потомков диковинными историями.
Итак, легенда- рассказ о событиях и лицах, повествование о пришлом.
Легенды делятся на следующие группы:
1) легенда о сотворении мира
2) легенда о животных
3) легенды о наказании злых и прошения грешников
4) легенды о богах
Былина и бывальщина.
Бывальщина- мифологический рассказ, основу которой составляет событие якобы имевшее место в реальной жизни. Достоверность, фактографичность этих рассказов подтверждается конкретными именами: «Сосед рассказывал мне историю. Он вообще-то человек не суеверный, грамотный».
Сюжеты быличек более реальны и не содержат ничего чудесного. Как правило, это деревенский быт, домашняя жизнь, полная забот и трудов, действительные герои- сами рассказчики или их хорошие знакомые, родственники.
Таким образом человек рассказывал бывальщину обязательно хотел доказать, что это было.
Например: Пряничная гора.
Бывальщина- произведения песенного характера, песня- поэма, ей свойственны величия содержания, грандиозность, монументальность образов, героический пафос. Реальность- историческая основа былин- Русь 10-11 века.
Русский народный эпох- не только поэтическое воссоздание жизни, но и отражение исторического сознания народа.
Основатели сборника русского эпоса Киршы Данилов (1804 г.)- 60 фольклорных произведений.
Главным героем русских былин является Илья Муромец.
Например: «О садко и Василие Буслаеве», «Алеша Попович»
Дастан Риваять
Дастан- слово персидского происхождения и означает «повесть», «рассказ», «поэма».
Дастаны бытовали в устной формк преимущественно за пределами Поволжья (Урал, Сибирь), где письменная литература не получила широкого развития.
Дастан- арабский эпический жанр. Распространен на Ближнем и Среднем Востоке, в Средней и Юго-Восточной Азии.
Бытует в двух видах:
1) Народное творчество (в жанре сказания) в котором преобладают героические темы в поэтической форме. «Идегэй Дастан»
2) Классические литературные дастаны, т.е. авторские.
Например: «Лейла и Маджнун», «Кыйсаи – Йосуф»
Риваять- «легенда» персидских народов, но в отличие от легенды, сюжеты Риваять правдоподобные, т.е. народ эти сюжеты приукрасил и в результате легенда + человек фантазия= риваять
Например: «Казан Каласы»