АБУ АЛИ МУХАММЕД ИБН МУХАММЕД БАЛ'АМИ




ИСТОРИЯ ТАБАРИ

ТАРИХИ ТАБАРИ

НЕКОТОРЫЕ ДОПОЛНЕНИЯ БАЛ‘АМИ К «ИСТОРИИ» АТ-ТАБАРИ

(по истории Средней Азии)

Одним из важнейших источников по истории Средней Азии периода ее завоевания арабами и установления их власти на ее территории является широкоизвестная история Абу Джа‘фара Мухаммада б. Джарира ат-Табари (родился в Амуле в конце 224 или в начале 225/839 г. и умер в 310/923 г. в Багдаде) Та’рих ар-русул ва-л-мулук («История пророков и царей»), созданная им на арабском языке на основе дошедших до нас многочисленных исторических сочинений, устных и написанных рассказов и преданий, житий и трудов биографического характера. Русский перевод труда Табари вышел в свет в 1987 г. 1

В «Истории» ат-Табари освещаются события, связанные с завоеванием арабами стран Востока, Магриба (Северная Африка, Средиземноморье и Испания), что и привлекло к ней внимание читателей в том же X в. В западной части халифата краткую редакцию всеобщей истории Табари составил отличавшийся литературной образованностью и выделявшийся своими познаниями в истории Ариб б. Са‘д ал-Катиб ал-Куртуби (умер около 370/980 г.). Сочинение Ариба называется Мухтасар та’рих ат-Табари или Китаб ихтисар та’рих ат-Табари («Компендий "Истории" ат-Табари») и дополнено изложением событий до 320/932 г. Этот труд в Андалусе (Испания) привлек большое внимание и Ариб включил затем в него историю Магриба, которой не было в сочинении Табари. Ариб приводит много фактов, которые отсутствуют у ат-Табари. Возможно, что, помимо труда Табари, он пользовался иными источниками или в его распоряжении могла быть другая редакция труда, отличная от ныне известной 2.

«История» ат-Табари содержит множество сведений о событиях, происходивших и на территориях, ныне входящих в состав нашей страны Кавказа, Закавказья, Средней Азии, причем история завоевания их в VII-IX вв. дана на фоне всеобщей истории, т. е. истории стран Востока и Запада. Поскольку в «Истории» Табари подробно освещалась и история Восточного халифата, в состав которого входили Хорасан и Средняя Азия, то труд этот обратил [7] на себя внимание правителя Мавераннахра и Хорасана Саманида Мансура б. Нуха (правил в 350/961-365/976 гг.), который поручил своему везиру Абу Али Мухаммаду б. Мухаммаду Бал‘ами перевести ее на дари (персидско-таджикский язык). Перевод был осуществлен им в 352/964 г.

Абу Али Мухаммад б. Мухаммад Бал‘ами принадлежал к семейству везиров государства Саманидов. После смерти отца, везира правителя Хорасана, Саманида Насра б. Ахмада (правил в 301/314-331/943 гг.) Абу-л-Фазла Мухаммада б. Убайдаллаха, в 325/940 г. 3, в конце правления Абдалмалика б. Нуха (343/954-350/961 гг.) он был назначен везиром и оставался им при Мансуре б. Нухе (правил в 350/961-365/976 гг.). Бал‘ами умер в месяце джумада II 363/27 февраля — 27 марта 974 г., будучи везиром; однако, по словам Утби (350/961-427/1035-1036 гг.), он еще при Нухе б. Мансуре (правил в 365/976-387/997 гг.) в 382/992 г. был снова назначен везиром и вскоре, в том же году, ушел в отставку. Дату его смерти Утби не сообщает 4.

Перевод Бал‘ами является обработкой «Истории» ат-Табари, дополненной отдельными сведениями, отсутствующими в арабском оригинале. Как автор перевода-переработки Бал‘ами взял за основу сочинение Табари, сохранил в персидском тексте перевода многочисленные стихи из Корана; как редактор выбрал из первоисточника то, что представляло интерес для него и его покровителя, и дополнил фактами, почерпнутыми из других сочинений. Его источники не дошли до нас и его дополнения нигде больше не встречаются. Хотя Бал‘ами, приводя дополнительные сведения о тем или ином событии, не называет своих источников и имени их авторов, но многие из них среднеазиатского происхождения. В силу этого перевод-обработка Бал‘ами является ценным и самобытным источником по истории Средней Азии периода завоевания ее арабами и их господства 5.

Следует отметить, что Бал‘ами не продолжал «Историю» Табари до своего времени, как это сделал Ариб б. Са‘д ал-Катиб ал-Куртуби. Кроме того, Бал‘ами опустил в своей обработке источники Табари, его иснады. Только в некоторых местах он приводит: «Абу Джа‘фар об этом не привел, а мы привели». Обработка Бал‘ами получила широкую известность на Ближнем и Среднем Востоке, была переведена на другие восточные языки.

Известно, что походы арабов на Восток продолжались и при халифе Усмане (правил в 23/644-35/656 гг.). Бал‘ами приводит в своей редакции, что Усман в 31/651 г. послал в Хорасан Умара б. Усмана. «Он переправился через реку Джейхун и прибыл в Фергану» 6. Очевидно, это — первый переход арабов через Джейхун, совершенный ради разведки, поскольку туда бежал Йездигерд III, последний сасанидский царь (правил в 632-651 гг. н. э.). Автор переработки «Истории» Табари сообщает, что халиф Усман держал своих управляющих в Хорасане не более года. В Хорасан [8] он отправил пятерых эмиров. Одним из них был Ахнаф б. Кайс, которого назначил эмиром Мерверруда и городов до Герата 7.

Бал‘ами дополнил рассказ Табари о событии 32/653 г.: «Когда наступил 32-й год, до Усмана дошло известие, что жители Хорасана отступили от веры. Усман сделал Са‘ди б. Абу-л-Аса эмиром Хорасана и написал письмо Абдаллаху б. Амиру б. Курийзу, чтобы он с войском Басры и вместе с Са‘дом б. Абу-л-Асом отправился в Хорасан. Когда Са‘д прибыл в Куфу, пришло известие, что Абдаллаха нет на границе Хорасана, и он, Са‘д, пришел в Нишапур. Абдаллах уже ушел в Мерв и находился в Серахсе. Аниса б. Ахмада он отправил в Тус, и он вместе с войском Туса покорил Баверд и Нису 8, одного — мирным (путем), а другую — силой. Хатима б. Ну‘мана ал-Бахили 9 он отправил в Мерв, чтобы завоевать его мирным (путем), взять с него два раза тысяча тысяч и двести тысяч (2 400 000) дирхемов. И везде, где жители отступили от веры, он взимал мирный дирхем (дирхем-и сулх), [сумма] тех дирхемов составила шесть раз тысяча тысяч и двести тысяч (7 200 000). [Их] взял Абдаллах б. Амир и отправил Усману. [Эти деньги] назвали мал-и сулх (выкуп за мир).

Абдаллах вошел в Нишапур. В 32/653 г. все города до Балха захватил Ахнаф 10. После ухода Абдаллаха б. Амира халиф Усман назначил на его место Кайса б. Хайсама 11. Ахнафу дал Мерв и Таликан, Халиду б. Абдаллаху — Герат и Бадгис» 12.

Бал‘ами внес дополнение и в рассказ Табари о событии 54/673-674 г., где говорится о походе наместника Хорасана Убайдаллаха б. Зийада на Бухару и Пайкенд: «Му‘авийа после смерти Зийада 13 отдал Куфу, Басру, Ирак и Хорасан его сыну Убайдаллаху и сказал: «Веди священную войну». Убайдаллах собрал войско, приехал в Хорасан, переправился через Джейхун. Правитель тюрков находился в Пайкенде 14. Убайдаллах вступил в бой с правителем тюрков, нанес ему поражение и захватил Пайкенд. Правитель тюрков бежал в Самарканд.

В то время Бухара находилась в кухандизе (крепости). Убайдаллах б. Зийад вошел в кухандиз, помолился и вручил Бухару находившемуся там михтару (старейшине). Захватил пленных и добычу и вернулся в Басру.

Когда правитель тюрков бежал — у него были сафьяновые сапоги, он уронил один сапог. Убайдаллах привез и тот сапог. Он был сшит из золототканого диба (диба-йе зарбуфт) с жемчугами и его басрийские торговцы купили за 200 тыс. дирхемор.

Некоторые говорят, что Убайдаллах не покорил Пайкен» 15.

Новые сведения Бал‘ами добавил и к рассказу Табари о правлении Салма б. Зийада в Хорасане в 61/680-681 г. Бал‘ами пишет: «Йазид 16 отобрал Хорасан, Басру и Куфу у Убайдаллаха б. Зийада и до убийства Хусайна 17 отдал его брату Абдаррахману б. Зийаду 18... Когда Убайдаллах отправлял голову Хусайна Йазиду, то предполагал, что [тот] вернет ему Хорасан, а он отдал его брату Салму б. Зийаду 19. Убайдаллах расстроился и, сожалея об [9] убийстве Хусайна, сказал: «О если бы мы держали (в живых) Хусайна, чтобы у Йазида возникла нужда в нас...»

Салм ушел в Хорасан. Йазид написал письмо Убайдаллаху б. Зийаду: «Из того войска Ирака, которое у тебя, 6 тыс. человек отдай Салму». Салм отдал это письмо Убайдаллаху. [Убайдаллах] доложил об этом воинам. Все согласились пойти на Хорасан, поскольку это было священной войной против тюрков. Убайдаллах отправил одного к главам войска (говоря): «Пока Салм будет со мной, не слушайте его». Одного из глав звали Ибн Салмом и он сообщил [о содержании] письма и сказал: «Я — старейшина тебе и лучше тебя...»

Салм, кроме войска Сирии, которое явилось к нему, повел из Ирака в Хорасан 6 тыс. человек. Он остановился в Мерве и вступил в бой с тюрками. Вместе с ним переправился через Джейхун Мухаллаб б. Абу Суфра 20 и завоевал Согд и Самарканд. Салм захватил Самарканд боем, а Хорезм покорил осадой (она длилась) один год, и под конец Салм завладел Хорезмом мирным (соглашением). Ему досталось много добычи, выкуп за мир, много денег (дирхемов), коней, сокровищ и все предметы [которые он взял] за полцены. Он отделил пятую часть [добычи], другую пятую часть разделил между воинами, а остальное послал Йазиду. В течение двух лет он несколько раз отправлял по одной пятой части, которые Сирия дважды разделила по 1000 дирхемов. Салм оставался в Хорасане на протяжении двух лет и был эмиром до тех пор, пока не скончался Йазид. Потом он вернулся в Сирию.

Убайдаллаху б. Зийаду не понравилось, что Йазид отдал Хорасан Салму, и он послал человека в дома сыновей Салма и Мухаллаба, дабы разрушить их. Йазид разгневался на него (Убайдаллаха) и приказал ему благоустроить (отремонтировать) дома и дворцы Мухаллаба и вернуть его людям все, что он отобрал; и возвысил (Йазид) Мухаллаба».

Очень краткие сведения привел Бал‘ами о мятеже 64/683 г., поднятом в Хорасане Абдаллахом б. Хазимом 21 за власть в этой части халифата при Салме б. Зийаде. В главе о мятеже в Хорасане, вспыхнувшем после смерти Йазида, Бал‘ами сообщает: «Когда Йазид скончался, в Хорасане поднялся мятеж. Три эмира пошли на Хорасан: Сулайман б. Марсад 22, Умар б. Хазим и Абдаллах б. Хазим. Когда Сулайман б. Марсад подошел к Мерву, Салм появился перед ним и спросил: «Куда идешь?» Ответил: «К тебе, чтобы ты послал меня в какую-нибудь область». Салм сказал: «Мерверруд, Таликан, Джурджан и относящиеся к нему районы — тебе». Затем Сулайман отправился в Мерв и остался там. Умара и его брата (Салм) посадил в Таликане. Когда Салм прибыл в Нишапур, к нему явился Абдаллах б. Хазим и спросил: «Кому ты отдал Хорасан?» [Салм] ответил: «Мухаллабу». Тот сказал: «Отдай мне [Хорасан]». [Салм] сказал: «Я дал тебе Бухару». Абдаллах сказал: «Я [не] хочу Бухару». Салм понял, что он [10] [Абдаллах] поднимет мятеж и сказал: «Разве тебе не нравится моя грамота? Я был назначен эмиром. Ныне он [Йазид] скончался».

Абдаллах появился в Мерве. Мухаллаб собрал войско и вступил [с ним] в бой. Абдаллах разбил его, захватил и ограбил город Мерв, написал письма городу [с требованием]: «Прочтите хутбу на мое имя». Сделали так [все], кроме Сулаймана б. Марсада, который сразился с ним и был разбит. Абдаллах б. Хазим назначил наместником своего сына, которого звали Мусой, а сам уехал в Герат. Он осадил бани раби‘а 23 и год оставался в Герате. Гератцы вышли из города и вступили в бой. В итоге войско Герата потерпело поражение. Абдаллах убил многих из них. Говорят, было убито 8 тыс. человек. Он захватил большую добычу. Привели пленных, и он приказал их убить. Страх и ужас охватили Хорасан. Своего сына он сделал наместником.

Был тот же год, когда хариджиты вышли из Куфы и призвали [народ] к шиизму».

Табари в своей истории рассказывает о легком захвате Хорезма Кутайбой б. Муслимом 24, чему способствовало существовавшая в доме правителя вражда и борьба за власть. Табари кратко рассказывает об этих раздорах. Бал‘ами несколько шире осветил захват арабами Хорезма. В его рассказе убедительно показано, что пренебрежение интересами страны ради достижения личных корыстных целей правителей Хорезма облегчило арабам его захват в 93/712 г. Бал‘ами так излагает это историческое событие. «Правителя Хорезма звали Джиганом (Чиган) 25. У него был младший брат Хурразад. Он (Хурразад) взял верх над ним и забрал его дела. Когда он слышал, что Джигану дарили какую-либо изящную вещь, красивую служанку или хорошего коня, то он посылал человека, и, не раздумывая, забирал. Если говорили, что у кого-то есть красивая сестра, дочь или жена, то [Хурразад] посылал человека и забирал себе. Он забирал всех, кого хотел, и держал [в заключении] и делал все, что хотел. Никто не мог удержать его. Когда говорили Джигану об этом, тот отвечал: «У меня нет сил справиться с ним» и терпел от него много бед и несчастий. Поскольку это продолжалось долго, то терпение у Джигана кончилось. Он отправил в Мерв (человека) и пригласил Кутайбу в Хорезм; отправил ему ключи трех городов [Хорезма], поставив условие: «Если ты убьешь моего брата, то я дам тебе все, что захочешь» и никого не известил об этом [условии]. Посол прибыл к Кутайбе. Было время походов. Кутайба подготовил снаряжение для похода и сказал людям, что пойдет в Согд. Посла Джигана он отправил обратно. Что (хорезмшах) просил, он принял.

Хурразада известили, что Кутайба затеял крупное дело: намерен пойти на Согд. Он [Хурразад].собрал людей Хорезма и сказал: «Знайте, что Кутайба намеревается идти на Согд, и вы избавлены от его похода. Пришла весна, а мы заняты питьем вина и весельем. Вы не знаете, что Кутайба явился в Хазарасп 26[11] город, принадлежащий Хорезму. Там три города и самым древним из них является Мадинат ал-Фил».

Когда Кутайба подошел, хорезмийцы пришли к Джигану и спросили: «Как ты смотришь [на это] и что ты предпримешь?» [Джиган] ответил: «Предпринимать меры здесь — дело моего брата Хурразада. Идите к нему. Это пусть решит и примет меры мой брат Хурразад». Они пошли к Хурразаду и сказали: «Этот человек явился вновь, и он уничтожит нас. Что надо делать?» Хурразад узнал и действиях, которые предпринял Джиган. Пригласив Кутайбу, он решил убить Джигана, но не подготовился к бою.

Джиган собрал людей, явился в Мадинат ал-фил с тысячью коней и вручил их и те, другие города Кутайбе и сам поехал к нему. Хурразад удивился, отправил к Кутайбе человека и попросил у него безопасности (защиты). Кутайба сказал: «Тебе надо просить безопасности у своего брата. Если он даст тебе защиту, то [считай], что ты обезопасен и мною». Хурразад сказал: «Я знаю, что я должен погибнуть, и я предпочту смерть, чем склоню голову [перед] братом. Если убьют меня — хорошо».

Он приказал приготовиться к сражению, сам выступил вперед и вступил в бой. Через час Хурразада схватили и привели к Кутайбе. [Кутайба] спросил: «Видишь ли ты то, как поступил с тобой Всевышний?» Хурразад сказал: «О эмир! Не упрекай меня за то, что я протянул руку к мечу, чтобы он [господь] установил [свое] решение между мной и тобой. Однако мой меч освободил меня». Кутайба сказал: «Будет так, что [Хурразад] останется без помощи». Затем его подняли и обезглавили. Джиган сказал: «О эмир! Мое сердце все еще не успокоилось». Кутайба спросил: «Что [еще] хочешь?» [Джиган] сказал: «Убей всех, кто был с ним». Кутайба сказал: «Собери всех». Джиган собрал всех и Кутайба убил их, забрал их добро. Джиган условился дать Кутайбе сто рабов и сто одежд и сдержал свое слово. Кутайба пришел в Мадинат ал-фил, и Джиган отдал товар (мал) и остался здесь [в этом городе].

Всякий раз, когда царь Джаджарм 27 выступал войной против Джигана, то причинял ему беспокойство. Джиган обратился к Кутайбе за помощью. Кутайба послал Абдаррахмана, который сразился с (Джаджармом) и убил его. Он [Абдаррахман] захватил ту землю и вернулся к Кутайбе. Он привел 4 тыс. пленных. Кутайба приказал убить всех. Он [Абдаррахман] вернулся в Мадинат ал-фил с огромной добычей и бесчисленным добром».

Народы завоеванных арабами стран восставали, выступали против завоевателей и поработителей, что нашло отражение в произведениях как Табари, так и его предшественников и последующих авторов. Последние дополнили труд ат-Табари новыми сведениями. Бал‘ами привел данные о восстании Муканны в Средней Азии, которое, как видно из контекста рассказа Бал‘ами, началось намного раньше 161/777-778 г., как указано у Табари, и при [12] правлении второго аббасидского халифа Абу Джа‘фара, т. е. ал-Мансура (правил в 136/754-158/775 гг.). Бал‘ами пишет: «Когда (ал-Мансур) убил Абу Муслима 28, то выбрал из [своих] приверженцев человека, которого звали Джабра‘илом б. Йахйей, и отправил в Хорасан. Власть в Хорасане установилась за ним. Он оттуда по приказу Абу Джа‘фара направился в Самарканд и Бухару. Когда он [Джабра‘ил] уходил, то назначил наместника в Хорасане. В те дни Самарканд находился в руках Мукавны, который был правителем тюрков и Ферганы. Когда Джабра‘ил подошел к Бухаре, весь город вышел к нему и его ввели в город. Он там тоже поставил наместника. Оттуда он прибыл в Самарканд. Хакан, который был правителем Согда, приготовился к бою. Жители города разделились на две группы: сторонников сипахдара и сторонников Джабра‘ила б. Йахйи. Первая группа убила много противников, остальные бежали и вернулись к Муканне. Джабра‘ил б. Йахйа вошел в Самарканд. Джабра‘ил б. Йахйа отправил человека к Абдалмалику 29 и попросил помощи. Эмир Хорасана оказал помощь человеку, которого звали Укба, в 10 тыс., человек. Он [Укба] пришел и сразился. // Убили тюрков и одетых в белое. Хариджа 30 вышел из Самарканда и придумал хитрость, и один пошел в сторону Укбы б. Муслима 31, дал письмо и сказал: «Это письмо прислал Джабра‘ил б. Йахйа и [еще] сказал: "Всевышний господь дал нам победу и враг пустился в бегство"». Укба предположил, что это правда, и повернул назад. Тюрки внезапно пошли за ним и ограбили его казну. Укба прибыл в Балх, написал письмо эмиру Хорасана и осведомил его об этих делах. Муканна выбрал человека по имени Мархам на помощь Хариджа и сказал: «Собери войско в Чаганийане и отовсюду». Он [тот] ушел и собрал войско. Хариджа находился в Самарканде. Муканна вывел Джамджи [Хамджа] с 3 тыс. человек и сказал ему: «Бери Нахшеб». Все нахшебцы изъявили желание, вышли в бой и сразились. Хамджи (Джамджи) понял, что он не сможет сразиться. Они [воины] порассуждали и сказали Хамджи: «Есть один человек, дихканин 32, по имени Ахмад, он обладает богатством. Надо пойти [к нему] и ограбить». Пришли из Нахшеба к человеку, осадили его село, в котором было укрепление. Хамджи приказал окружить укрепление со всех сторон так, чтобы усилить осаду [села]. Ахмад б. Абу Бакр узнал его [Хамджи]. Однажды ночью он со своими людьми вошел внезапно; и они убили всех одетых в белое, и Хамджи вздернули на виселицу. Когда весть [об этом] дошла до Муканны, он очень огорчился. Был дихканин, которого звали Хаджданом. Муканна написал ему письмо: «Придумай какую-нибудь хитрость [и] выведи Джабра‘ила б. Йахйу из Самарканда». Дихканин открыл письмо, прочел, явился к Джабра‘илу б. Йахйа и сказал: «Может быть мы нападем на Самарканд и у эмира будет много добра [ саваб: награды]?» Когда Джабра‘ил б. Йахйа прочел письмо, то отправил своего брата. Так он [дихканин] узнал, что приехал брат Джабра‘ила б. Йахйи. Он сказал [13] ему: «Эмир тюрков покинул нас. Вот уже несколько дней, как народ умирает от жажды, так что он пойдет к истоку реки, авось, принесем воду». Брату Джабра‘ила б. Йахйи, имя которого было Йазид б. Йахйа, сказали: «[Это] — уловка. Хочешь знать, позови свидетеля и пошли». Вместе с ним он послал Тилайе. Они ускакали, потом Тилайе пришел и сказал: «Пришел враг бесчисленный». Дихканин Хадждан шел и то войско выскочило из засады, а тюрки появились с другой стороны. Бились они ожесточенно. Йазид б. Йахйа обратился в бегство. Убегая по дороге, он остановился в павильоне. Подоспели враги и схватили их. В тот день они сражались. Когда настала ночь, они ушли в павильон. [Враги] окружили [павильон], осадив со всех сторон. Йазид б. Йахйа умер. Когда Джабра‘ил увидел, что его брат запаздывает, то сам сел на коня [и] вместе с войском [брата] выехал из Самарканда и прибыл в тот павильон. Он увидел тюрков, которые все еще сражались. Джабра‘ил б. Йахйа пришел с войском и они воскликнули: «Аллах велик». Когда Наср б. Лайс услышал возглас возвеличивания, сказал: «Да будет вам радостная весть: приехал эмир!» и они выскочили из той развалины, вступили в бой. 300 одетых в белое пустились в бегство. Дихканина Хадждана убили. Джабра‘ил б. Йахйа увез [труп] брата в Самарканд и похоронил там.

Муканна отправил на помощь 4 тыс. человек во главе с дихканином, которого звали Нира. Они осадили Самарканд. Муканна написал письмо хакану. На помощь к осаждающим пришел Хакан. Все объединились. У Хала (Зала) Хакана брат Фил был борцом. Лайс б. Наср 33 выступил против него, дал бой и убил его. Затем вышел дихканин. Лайс б. Наср напал на него и тоже убил. Мусульмане возликовали. Тюрки убили много мусульман. // Мусульмане пустились в бегство. Тюрки устремились в Самарканд, вошли, пограбили и поубивали. Весть об этом дошла до Абу Джа‘фара. Он горько зарыдал над участью мусульман. Затем назначил Му‘аз б. Муслима 34 эмиром Хорасана, отправил [туда] и сказал ему: «Или и устрани Абдалмалика со всеми его людьми. Джабра‘ил б. Йахйа является славным человеком. Приложил усилие в войне с врагом». Му‘аз б. Муслим приехал в Мерз и, написав письмо Са‘иду б. ал-Хараши 35, бывшему эмиром Кирмана, позвал его к себе. Му‘аз б. Муслим приехал с войском. Джабра‘ил б. Йахйа тоже прибыл в Самарканд с войском. Кийал Гури сказал Хала Хакану: «Нам следует войти на середину дороги в Пайкенд, чтобы преградить путь войску мусульман и пограбить». Они пришли и затаились в степи. Му‘аз б. Муслим собрал войско и послал конный отряд в Пайкенд 36. Кийал Гури вышел (из засады). Му‘аз б. Муслим пришел с 4 тыс. человек и произнес: «Аллах велик». Страх и ужас охватили сердца тюрков, и они обратились в бегство. Мусульмане вынули мечи и уложили 300 тюрков. Их головы увезли в Бухару.

Люди собрались вокруг Му‘аза б. Муслима. Пришел Са‘ид [14] б. ал-Хараши и увел с собой 10 тыс. овец. Му‘аз сказал: «О Са‘ид! Продай этих овец, чего желают тюрки». Сказал: «Рабииты и мудариты 37 вернулись. Не могут унести шерсть этих овец». Му‘аз поднял войско, а Са‘ида поставил впереди войска. Тех овец вручили сотне всадников. Тюрки явились и угнали тех овец. Са‘ид атаковал. Некоторые воины-тюрки остались сражаться, другие занялись угоном овец. Му‘аз б. Муслим нашел яму и спустился туда. Он послал человека к Са‘иду, позвал его. Са‘ид сказал: «Как я пойду к тебе, когда увели моих овец? Дай мне войско, чтобы я вернул своих овец». Му‘аз сказал: «Да будут прокляты овцы!» Са‘ид от злости оставил Му‘аза с тюрками. Одетые в белое окружили его. Мусульмане все еще сидели в той яме и не могли пойти за водой. Один туркмен пришел к Му‘азу и принес письмо Хашима б. Харба следующего содержания: «Я пришел с войском». [Люди] говорили: «Дай нам указание, мы сходим за водой (к реке)». Они пошли и спустились в яму. Они в том месте убили 5 тыс. тюрков. Когда на помощь [Му‘азу] пришли войска, Му‘аз снял войско и пошел в Самарканд. Все войска встали против друг друга и сразились. Одетые в белое пустились в бегство. Мусульмане последовали за ними. Хариджа бежал с одной тысячью человек. Под защиту Муканны с группой людей пришел сарханг и бросился на него [Муканну], чтобы убить. Воины окружили и убили всех. Му‘аз пришел в Мерв, а Мансур ушел в Самарканд. Об этом узнал Муканна и огорчился. Затем он забрал своих людей и ушел в крепость, которую построил. [В течение] десяти лет он собирал там пищу (та‘ам) и фураж. [Там] было две крепости, одна внутри другой 38.

Му‘аз б. Муслим поставил на (управление) Самаркандом Джабра‘ила б. Йахйу, а сам с войском направился к Муканне. Он вперед отправил одного человека, чтобы он призвал (Муканну) принять ислам. Когда человек вернулся к Му‘азу, [тот] спросил: «Каким показался тебе тот проклятый?» [Он] сказал: «Добрался я до крепости. Дорога к ней была трудной. Он тоже увидел меня, и продержали [меня] в той крепости один день. Затем пришел человек и увел меня. Я увидел одну комнату (хане), убранную дибой и занавесками. Стоявший у двери красивый гулям крикнул: «Господин спрашивает, по. какому делу [ты] явился?» Я сказал: «Я его (Муканну) призываю признать ислам». Сколько я не настаивал, он громко спорил [и не соглашался]. В то время я прощался с жизнью и думал, что меня убьют. Он не согласился, привел меня к Харидже и сказал: «Проводи его [и] чтобы никто его не тронул».

[Му‘аз] тотчас же собрал войско и послал Дауда с войском в одну сторону, а сам Му‘аз пошел [к крепости] с другой стороны. Они осадили крепость, начали бой и [сражались] до тех пор, пока не наступила зима. Стало холодно. Му‘аз сказал [Дауду]: «Иди в Балх, подготовься к весне и возвращайся, так как арабы не могут сражаться при холоде». [15]

Са‘ид б. ал-Хараши каждый день писал письма Махди 39 и обижался на Му‘аза. Пришло письмо (Махди Му‘азу, где было сказано): «Передай войско Са‘иду. Войну с Муканной будет вести он». Другое письмо пришло Са‘иду: «Смотри, не ослабляй войну с врагом». Му‘аз отправил войско Са‘иду. Причиной было то, что в этом году (в 158/775 — Р. Дж.) Абу Джа‘фар скончался в Махли, его сын сел на его место. Он передал наместничество Хорасана Са‘иду. Са‘ид вызвал Дауда из Балха, разместил войска на четырех сторонах крепости Муканны и приступил к бою.

Когда Махди б. ал-Мансур стал халифом, он направил войска: во все стороны и сказал: «При любых обстоятельствах ставьте меня в известность обо всем случившемся: и плохом, и хорошем, чтобы мы приготовились к нему».

Сколько бы Са‘ид не придумывал хитростей, он не смог покорить ту крепость. Вновь пришла зима. Он приказал, чтобы воины построили дома, а главы (войска) — мечеть. Среди войска мусульман был один человек, которого звали Джабиром б. Джунайдом. Он был таким сильным и ловким, что он проворно взбирался; на высокие стены. Он договорился с двумя другими: «Сегодня ночью переправимся в ту сторону рва, который окружает крепость, войдем в центр врагов и убьем Хариджу». Все трое пошли и направились в центр врага, Хариджу нашли пьяным. Они отрубили ему голову и вернулись. Голову принесли Са‘иду. Са‘ид обрадовался и одарил всех троих халатами и подарками. Одетые в белое нашли Хариджу без головы. Никто не знал, кто это сделал. Об этом узнал Муканна и опечалился. Дни проходили таким образом. Са‘ид отправил посла к Муканне, [который] спросил: «Если я прибегну под твою защиту, то примешь ли, не поступишь со мной плохо и выпустишь ли моих товарищей из этой крепости?» Са‘ид сказал: «Принимаю». Муканна отдал войско своему сыну Сарджаме [Баср Джаме]. Сарджама отправил войско к Са‘иду и спросил: «Если я прибегну к твоей защите, то не поступишь ли ты со мной и моими друзьями плохо? Я пропущу тебя в эту крепость», Са‘ид сказал: «Согласен». Сарджама (Баср Джаме) вышел с войском, и 3 тыс. человек оказались под защитой Са‘ида. Са‘ид оказал милость и дал убежище 40. Баср Джаме находился во внешней крепости, а Муканна — во внутренней крепости. Са‘ид вошел во внешнюю крепость. Муканна понял, что его делу пришел конец. Он сел со своими ста женщинами и дал каждой по кубку яда. Все выпили и умерли на месте. Была женщина, которую звали Йакуной 41. Она не выпила яда, а вылила под воротник и спаслась. Муканна подошел к гулямам, всем дал яда, так что все скончались.

Йакуна рассказала: «Я видела его, как он стал (похож) на пьяного верблюда. У него была личная служанка (хадима), которую звали Тадран. Он разрубил ту служанку. Горела печь (таннур), и он бросился на эту горящую печь. Он (Муканна) приговаривал: «Скольких людей я погубил? В конце надо сжечь [16] себя»; катался в печи, ревел, пока не сгорел». Увидев, как он погиб, Йакуна поднялась на крышу и крикнула: «Если хотите, я открою ворота крепости». Са‘ид сказал: «Хотим». Йакуна сказала: «Открою с условием, что никто не притронется к украшениям моих одежд, и из казны даст мне 10 тыс. динаров». Са‘ид сказал: «Согласен, что так сделаю», поскольку предполагал, что Муканны нет в живых. Йакуна спустилась и открыла ворота крепости. Са‘ид вместе с войском и друзьями увидел это воочию и поблагодарил господа. Он отдал Йакуне то, что ей понравилось. Потом забрали (часть) из добычи, товаров и сокровищ. Са‘ид вернулся с победой и написал письмо халифу Махди: послал победные реляции во все города. Мусульмане обрадовались» 42.

Приведенные дополнения Бал‘ами в «Истории» ат-Табари не встречаются ни в одном сочинении, как предшественников его, так и последующих авторов.

Эти сведения позволяют более полно воссоздать происшедшие на территории Средней Азии в VII-VIII вв. события, выявить отношение народа и отдельных лиц к завоевателям.

(пер. Р. П. Джалиловой)
Текст воспроизведен по изданию: Некоторые дополнения Бал'ами к "Истории" ат-Табари (по истории Средней Азии) // Материалы по истории и истории науки и культуры народов Средней Азии. Ташкент. Фан. 1991

Комментарии

1. «История» ат-Табари. Избранные отрывки / Перевод с арабского В. И. Беляева. Дополнения к переводу О. Г. Большакова и А. Б. Халидова. Ташкент, 1987. (Далее: Табари).

2. Все данные из: Бойко К. А. Арабская историческая литература в Испании (VIII — первая треть XI в.). М., 1977. С. 116-117.

3. Ибн ал-Асир ал-Джазари. Китаб камил фи-т-та’рих. Изд. Миср, 1303/1885-1886. Т. VIII. С. 122. (Далее: Ибн ал-Асир).

4. Бартольд В. В. Бал‘ами //Соч. Т. II. Ч. 2. М., 1964. С. 504-505.

5. О двух предисловиях «Истории» Табари см.: Грязневич П. А. и Болдырев А. Н. О двух редакциях «Та’рих-и Табари» Бал‘ами //Советское востоковедение. М., 1957. № 3. (Ссылка на комментарий отсутствует в тексте. — OCR)

6. Рук. ИВ АН УзССР, инв. № 2816, с. 194б. (Далее: Р-2816).

7. Там же. Ахнаф б. Кайс — военачальник, командовал передовой частью (авангардом) войска Абдаллах б. Амира б. Кураиза, наместника Ирака и Басры в 29/649-36/657 гг., ведшего завоевание Хорасана (Нишапура, Серахса и Мерва).

8. Серахс, Баверд и Мерв ныне входят в состав ТуркмССР.

9. Военачальник Абдаллаха б. Амира б. Кураиза.

10. Р-2816, л. 194б.

11. Назначен наместником Хорасана в 42/662-663 г.

12. Р-2816, л. 195а.

13. Зийад б. Абихи — наместник восточной части халифата при Му‘авийи б. Абу Суфйане, первом омейядском халифе (41/661-60/680 гг.).

14. Город на юго-западной окраине Бухарского оазиса.

15. Та’рих-и Табари. Изд. Канпур, 1905. С. 611.

16. Йазид I б. Муавийа, омейядский халиф.

17. Хусайн — сын халифа Али б. Абу Талиба (35/656-40/661), имам.

18. Наместник Хорасана в 58/677-61/680 гг.

19. Наместник Хорасана в Самарканде в 61/680-681 г.

20. Известный арабский полководец, наместник Хорасана в 78/697-82/702 гг. Умер в 82/702 г.

21. Наместник Хорасана в 64/683-72/692 гг.

22. Наместник Мерверруда, убит в 64/683-684 г. Абдаллах б. Хазимом.

23. Группа североарабских племен.

24. Кутайба б. Муслим ал-Бахили, Абу Хафс — наместник Хорасана в 86/705-96/715 гг.

25. Или: Чиган. В наших списках — Джифан, или Чифан.

26. Город около Хивы.

27. Табари, с. 133 — Хамджерд.

28. Абу Муслим Абдаррахман — глава аббасидского движения в Хорасане (128/745-131/748 гг.), верховный военачальник Аббасидов и их наместник Хорасана до 137/755 г., когда он был убит по приказу халифа ал-Мансура.

29. Т. е. Абу ‘Аун Абдалмалик б. Йазид ал-Азди — наместник Хорасана с 159/775-776 по 160/776-777 гг.

30. Человек Муканны.

31. У Табари (С. 362) — ‘Укба б. Салм.

32. Дихканин — владелец крупного участка земли, села.

33. Участник подавления восстания Муканны.

34. Назначен наместником Хорасана в 160/776-777 г.

35. Са‘ид б. ал-Хараши — военачальник, участник подавления восстания Муканны.

36. Тавааис — город в восточной части Бухарского оазиса около селения Бустон (Ибн ал-Асир. Т. VI. С. 17).

37. Названия североарабских племен.

38. Ибн ал-Асир сообщает: «Они укрепились в крепости Сийам и Санджардех» (Т. VI. С. 13). В Раузат ал-муназир (на полях XI т. Ибн ал-Асира. С. 158). — Санам Вара ан-Нахр (горб за рекой). Очевидно, современный город, Китаб (Кифт-наб).

39. Аббасидский халиф (158/775-169/785 гг.).

40. Рук. ИВ АН УзССР, инв. № 4226, л. 412а.

41. Дочь кемского дихканина.

42. Р-2816, л. 261а-262а; Р-4226, л. 410а-412а; Л-8986, с. 741-745.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: