НАУЧНОЕ РУКОВОДСТВО выпускной квалификационной работы




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ»

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫБАКАЛАВРА

Направление подготовки 38.023.01 Экономика

направленность Бухгалтерский учет, анализ и аудит

Квалификация (степень) выпускника – бакалавр

 

Санкт-Петербург

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………...3

2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫВКР.................................................................................... ………6

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ВКР.................................................................................. 7

4. НАУЧНОЕ РУКОВОДСТВО выпускной квалификационной работы

............................................................................................................................... ……………..12

5. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ выпускной квалификационной работы................................................................... ……………………………………………………...13

6. ПРАВИЛА ПОДГОТОВКИ К ЗАЩИТЕ ВКР.................................................................... 14

7. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВКР.................................................................................... ………..15

ПРИЛОЖЕНИЯ.................................................................................................. ……………...17

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Методические рекомендации по выполнению и оформлению выпускной квалификационной работы по направлению 38.03.01– «Экономика» (степень – бакалавр экономики) (далее «Методические рекомендации») разработаны в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по направлению 38.03.01– «Экономика» (степень – «бакалавр экономики»).

 

Цель и задачи бакалаврской выпускной квалификационной работы(бакалаврской работы).

Выпускная квалификационная работа бакалавра выполняется в соответствии с учебным планом и представляет собой законченную разработку комплекса вопросов бухгалтерского, управленческого учета, экономического анализа и аудита по избранной теме и имеет своей целью:

систематизацию, закрепление и расширение теоретических знаний и практических умений в избранной деятельности и применение их при решении конкретных профессиональных задач;

развитие навыков ведения самостоятельной работы и применения методик исследования и экспериментирования при решении разрабатываемых в выпускной работе проблем и вопросов;

выяснение подготовленности студентов для самостоятельной работы в различных областях экономики России в современных условиях.

Задачами выпускной квалификационной (дипломной) работы являются:

- теоретическое обоснование актуальности и значимости исследуемой проблемы;

- раскрытие сущности экономических категорий, явлений и проблем по избранной теме;

- анализ и обобщение собранного фактического материала (в том числе полученного в период производственной практики) на основе использования накопленных навыков аналитической работы.

Выпускная квалификационная работа представляет собой законченную разработку актуальной экономической проблемы и должна обязательно включать в себя как теоретическую часть, где студент должен продемонстрировать знания основ экономической теории по разрабатываемой проблеме, так и практическую часть, в которой необходимо показать умение использовать для решения поставленных в работе задач методов изученных ранее научных дисциплин.

В бакалаврской работе необходимо проанализировать положительный опыт организации и постановки бухгалтерского учета, проведения аудиторских проверок, анализа финансово–хозяйственной деятельности организаций. При выполнении бакалаврской работы значительное внимание уделяется изучению передового опыта и прогрессивным методам работы бухгалтерских служб и аудиторских организаций.

Бакалаврская работа должна свидетельствовать о способности автора к систематизации, закреплению и расширению полученных во время учёбы теоретических и практических знаний по дисциплинам профессионального цикла, применению этих знаний при решении разрабатываемых в бакалаврской работе вопросов и проблем; степени подготовленности обучающегося к самостоятельной практической работе. Бакалаврская работа (проект) должна привить обучающемуся навыки творческого изучения и решения актуальных проблем конкретной профессиональной направленности. Бакалаврская работа (проект) выполняется обучающимся по материалам, собранным им лично в период производственной практики.

Бакалаврская работа студента–выпускника должна отвечать следующим требованиям:

- носить научно–исследовательский характер;

- тема работы должна быть актуальной, т.е. отражать исследуемую проблему в контексте значимости современных экономических проблем, соответствовать современному состоянию и перспективам развития экономики;

- отражать наличие умений студента–выпускника самостоятельно собирать, систематизировать материалы практики и анализировать сложившуюся ситуацию (тенденцию) в практике деятельности;

- тема работы, ее цели и задачи должны быть тесно связаны с решением проблем исследования;

- свидетельствовать о добросовестном использовании студентом выпускником данных отчетности и опубликованных материалов отечественных и зарубежных авторов;

- иметь четкую структуру, завершенность, отвечать требованиям логичного, последовательного изложения материала, обоснованности сделанных выводов и предложений;

- положения, выводы и рекомендации бакалаврской работы должны опираться на новейшие статистические данные, действующие нормативные акты, достижения науки и результаты практики; иметь расчетно–аналитическую часть и др.;

- содержать теоретические положения, самостоятельные выводы и рекомендации;

- иметь достоверные цитируемые источники.

В результате освоения образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 080100.62 «Экономика», профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» выпускник должен обладать следующими компетенциями, сформированность которых оценивается в ходе защиты бакалаврской выпускной квалификационной работы (далее – ВКР).

 

Общекультурными компетенциями:

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6).

Профессиональными компетенциями:

расчетно-экономическая деятельность

способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2);

способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);

 

аналитическая, научно-исследовательская деятельность

способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);

способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);

способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-7);

способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9);

способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10).

Для подтверждения освоенных компетенций в ходе защиты ВКР выпускник должен продемонстрировать следующие знания, умения и владения, на основании которых происходит формирование итоговой оценки по результатам защиты ВКР:

знает основные положения законодательных и иных нормативных актов в области бухгалтерского учета, аудиторской деятельности в Российской Федерации;

знает методику отражения объектов бухгалтерского учета, механизм формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности;

знает основные системы управленческого учета во взаимосвязи с типами организационных структур и бизнес-процессами в организациях;

знает аналитические методы оценки результатов деятельности организаций, выявления резервов, определения оптимальных управленческих решений;

знает основные концепции и подходы к определению аудита, классификации типов, видов аудиторских услуг, принципы профессиональной этики аудитора;

умеет применять знания по бухгалтерскому учету, анализу и аудиту применительно к конкретным практическим ситуациям;

умеет составлять сметы и бюджеты, проводить анализ их выполнения;

умеет анализировать результаты деятельности организаций, выделять приоритеты и направления развития, прогнозировать развитие организации;

умеет использовать типовые методики планирования, составления программ и проведения аудиторских процедур;

умеет на основе полученной в ходе исследования информации и действующей нормативно-правовой базы, проанализировать полученные результаты и подготовить аналитический отчет по результатам проведения аудита отдельного показателя отчетности;

владеет методикой бухгалтерского учета, основным инструментарием управленческого учета, методами экономического анализа, основными методическими приемами проведения аудита.

 

2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫВКР

Примерный перечень тем ВКР ежегодно разрабатывается и утверждается на заседании кафедры. Тематика ВКР разрабатывается (актуализируется) с учетом:

- современных требований и задач, стоящих перед реальным сектором экономики совместно с представителями организаций - работодателей;

- научных интересов кафедры и студентов.

Кафедра доводит до сведения студентов тематику ВКР не позднее 01 октября текущего учебного года. Информация размещается на сайте и на доске объявлений кафедры.

Закрепление выбранной студентом темы осуществляется на основании его личного заявления на имя заведующего кафедрой (Приложение 3).

Тему бакалаврской работы студент выбирает самостоятельно из числа рекомендованных выпускающей кафедрой и утвержденными ученым советом экономического факультета. Выполняется бакалаврская работа на материалах конкретной организации различных отраслей экономики.

Темы бакалаврских работ носят общий характер, поэтому название темы может быть конкретизировано по согласованию с научным руководителем. При этом в названии темы следует обязательно указать отрасль экономики, организационно–правовую форму и наименование организации, на материалах которой выполняется бакалаврская работа.

Студент имеет право предложить собственную тему ВКР, предоставив заявление на имя заведующего кафедрой с обоснованием целесообразности ее разработки. При рассмотрении инициативной темы ВКР студента заведующий кафедрой имеет право ее аргументировано отклонить или, при согласии студента, переформулировать. На основании заявлений студентов, подписанных заведующими кафедрами, готовится приказ о закреплении тем ВКР за студентами и назначении руководителей ВКР.

Студенты до 20 октября последнего учебного года обязаны выбрать тему бакалаврской работы, составить план, согласовать задание на данную работу с руководителем и заполнить календарный план выполнения выпускной квалификационной работы (Приложение 7).

Студенты не допускаются к защите бакалаврских работ в случае, если тема, план и задание по работе не будут вовремя согласованы.

 

3.Структура и содержание ВКР

 

Выпускная квалификационная работа бакалавра является завершающим этапом I уровня профессионального образования экономистов по профилю "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". ВКР бакалавра представляет самостоятельное законченное исследование по определенной теме, свидетельствующее о формировании общекультурных и профессиональных компетенций, позволяющих выпускнику решать профессиональные задачи.

Целью ВКРявляется комплексная проверка степени подготовленности студента к самостоятельному решению конкретной экономической задачи на основе накопленных им теоретических знаний и методов практической работы с элементами научного анализа. ВКР позволяет показать глубину усвоения выпускником теоретических и практических знаний, реализовать его способности и творческий потенциал, умение грамотно и

аргументировано излагать свои мысли и формулировать конкретные предложения по улучшению ведения учетно-аналитической и контрольной работы у экономических субъектов.

Задачами ВКР являются:

§ теоретическое обоснование актуальности и значимости исследуемой проблемы;

§ всесторонний глубокий анализ собранного теоретического материала, систематизация теоретических знаний и раскрытие сущности экономических категорий, явлений и проблем по избранной теме;

§ всесторонний глубокий анализ и обобщение собранного фактического материала (в том числе полученного в период учебной и производственной практики);

§ критический подход к действующей учетно-аналитической практике по теме исследования;

§ умение работать с литературой, используя отечественные и зарубежные источники информации, электронные библиотеки, ресурсы Internet, справочно-правовых систем «Консультант плюс», «Гарант» и др., собирать и анализировать необходимые данные, готовить информационные обзоры и/или аналитические отчеты.

Современные требования, предъявляемые к ВКР, исходят из того, что выпускник должен владеть навыками исследовательской работы. Поэтому наличие элементов исследования является обязательным в работе. ВКР должна быть выполнена на высоком теоретическом уровне, отражать глубокие разносторонние знания в области нормативно-правовых актов, отечественных и зарубежных литературных источников по исследуемой проблеме с раскрытием дискуссионных вопросов и обоснованием личной позиции автора. Изложение вопросов избранной темы в работе должно быть последовательным и логичным с элементами критического разбора организации учетно-аналитической работы на примере конкретного экономического субъекта.

В процессе авторского исследования проблемы очень важно показать, что студент знает об исследованиях, которые выполнены учеными перед ним и как вновь полученные результаты вписываются в имеющиеся знания Любое научное изыскание опирается на предыдущие открытия ученых,поэтому обязательно надо ссылаться на те источники, из которых заимствуется информация. Иллюстрируя отдельные положения ВКР цифровыми данными из различных источников, а также цитируя или свободно пересказывая принципиальные положения других авторов, необходимо делать ссылки, наличие которых подчеркивает научную добросовестность студента, придает его работе более убедительный характер. Неоговоренные заимствования мыслей тех или иных авторов

снижают качество работы.

Раскрывая вопросы темы, следует широко использовать знания, полученные в области статистики, экономико-математического моделирования, методов обработки экономической информации и других смежных дисциплин для того, чтобы более умело обрабатывать и излагать материал. Приветствуется, если студент при рассмотрении конкретной темы отразит возможности использования автоматизированных информационных систем по данному направлению. Применение в изложении материала

формул, схем, графиков, диаграмм, таблиц является средством формализации характеристик объекта исследования и самого процесса исследования, а также позволяет в лаконичной форме отразить полноту изучения студентом исследуемых вопросов.

Подготовка и защита бакалаврской работы состоят из следую­щих последовательных этапов:

§ выбор темы бакалаврской работы;

§ подбор и первоначальное ознакомление с литературой по избранной теме;

§ составление первоначального варианта плана бакалаврской работы и согласование его с научным руководителем;

§ изучение отобранной литературы и действующей практики учета и экономического анализа хозяйственной деятельности применительно к избранной теме, сбор и обработка фактического материала в сочетании с литературными источниками;

§ составление окончательного варианта плана бакалаврской работы;

§ написание текста бакалаврской работы;

§ представление по главам в бакалаврской работы на просмотр руководителю;

§ доработка отдельных глав по замечаниям научного руководителя;

§ представление научному руководителю завершенной и оформленной бакалаврской работы и получение его отзыва;

§ передача работы на внешнее рецензирование;

§ представление выпускной работы с рецензией и отзывом научного руководителя заведующему выпускающей кафедрой на утверждение в установленные сроки;

§ подготовка иллюстративного материала и вступительного слова для защиты выпускной работы на заседании Государственной аттестационной комиссии;

§ защита выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы).

 

В целом, структура бакалаврской работы должна включать следующие

разделы:

§ титульный лист (Приложение 5);

§ задание на бакалаврскую работу (Приложение 5.1);

§ введение;

§ основная часть (2-3 главы);

§ заключение;

§ список использованных источников;

§ приложения.

Во введении на двух-трех страницах раскрывается актуальность выбранной темы, ее теоретическая и практическая значимость в современных перед собой автор, определяются предмет и объект изучения.

Для раскрытия актуальности выбранной темы необходимо определить степень проработанности выбранной темы в других трудах. Правильно сформулировать актуальность выбранной темы означает показать умение отделять главное от второстепенного.

От доказательства актуальности темы целесообразно перейти к формулировке цели работы, которая должна заключаться в решении проблемной ситуации путем ее анализа и нахождения закономерностей между экономическими явлениями. Правильная постановка цели – процесс не менее важный, чем формулирование выводов.

В развитие цели бакалаврской работы определяются задачи. Обычно это делается в форме перечисления (проанализировать, осуществить проверку, разработать, обобщить, выявить, доказать, показать, найти, изучить, раскрыть, рассмотреть, определить, описать, исследовать, выяснить, дать рекомендации, установить взаимосвязь, сделать прогноз и т.п.).

Формулировать задачи необходимо как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав бакалаврской работы. Это важно и потому, что заголовки глав и вопросов довольно часто рождаются из формулировок задач бакалаврской работы. В последующем, при написании заключения, целесообразно сделать выводы и внести предложения, отражающие достижение цели и задач работы.

Здесь же даются отдельные уточнения к раскрытию темы ВКР, например, чем обусловлено ограничение круга исследуемых вопросов, на каких фактических материалах строится работа и т.д. Предметом исследования непосредственно выступает выбранная тематика работы. В качестве объекта исследования, как правило, выступает компания, по материалам котором пишется практическая часть работы. Во введении также необходимо отразить результаты предшествующих работ ученых, что им удалось, что требует дальнейшего изучения, какие есть альтернативы.

Основное содержание бакалаврской работы. В процессе подготовки бакалаврской работы план работы может уточняться.

Основная часть бакалаврской работы (60-70 стр.) содержит, как правило, две-три главы: теоретическую часть и практическую. Каждая глава состоит из двух и более параграфов

Первая глава посвящается исследованию теоретических вопросов, т.к.глубокое изучение теории должно послужить основой для правильного решения всех критических вопросов и получения экономически обоснованных выводов и предложений. В ней раскрывается экономическая природа и сущность того явления, исследованию которого посвящена дипломная работа. Показывается значение и важность правильной организации учета, анализа и аудита.

В первой главе рекомендуется затрагивать дискуссионные вопросы, не ограничиваясь простым пересказом существующих направлений и точек зрения. Следует творчески осмыслить теоретический материал и обосновать собственную позицию необходимой аргументацией. Исследование теоретических вопросов первой главы должно служить базой для разработки практических вопросов во второй (последующих) главах.

Вторая глава должна носить конкретный (прикладной) характер и детально раскрывать суть рассматриваемой проблемы. Во второй главе могут рассматриваться действующая методика и практика учета (анализа, аудита) в организациях разных форм собственности. При этом необходимо использовать российский опыт (на основе национальных стандартов (ПБУ)) и зарубежный опыт (на основе международных стандартов (МСФО)).

В работе целесообразно показать действующую учетно-аналитическую практику хозяйствующего субъекта, обосновать необходимость совершенствования с учётом требований развития экономики в современных условиях и международных норм организации бухгалтерского учёта, экономического анализа и аудита.

В ВКР по проблемам бухгалтерского учета в обязательном порядке подлежат раскрытию вопросы налогообложения и документального оформления операций по выбранному объекту и приведены заполненные формы соответствующих первичных документов. Для повышения уровня обоснованности и наглядности представленного материала содержание работы иллюстрируется таблицами, схемами, цифровыми примерами и расчетами. Если иллюстративный материал вынесен в приложение, то

ссылки на него следует давать в пронумерованном виде. Все главы (разделы) ВКР должные быть связаны между собой, поэтому надо обратить внимание на логические переходы от одного параграфа к другому.

Если в работе не выделяется специальный параграф, посвящённый автоматизации учетно-аналитических работ, то при изложении вопросов второй (третьей) глав следует органически увязать их с использованием компьютерной техники и новейших информационных технологий.

В тексте бакалаврской работы должны быть сформулированы и обоснованы выводы, которые и определяют практическую значимость работы.

В заключение на трех-четырех страницах следует сделать общие выводы по работе, непосредственно вытекающие из решения тех целей и задач, поставленных автором в начале работы, сформулировать проблемные вопросы и изложить свои теоретические рекомендации по результатам изучения темы. Оно должно быть четким, емкими по содержанию и лаконичным по форме. Желательно, чтобы автором были сформулированы

практические предложения, направленные на улучшение учетно- аналитической работы конкретного хозяйствующего субъекта.

Объем ВКР составляет 70-80 страниц текста (в этот объем не входят приложения).

Список использованных использованной литературы составляется в соответствии с правилами библиографического оформления.

В приложении приводятся заверенные копии бухгалтерских балансов, отчетов, приложений к ним, другие бухгалтерские и статистические документы организации, на материалах которой выполнялась работа.

 

НАУЧНОЕ РУКОВОДСТВО выпускной квалификационной работы

 

Непосредственное руководство выпускной квалификационной работой осуществляет научный руководитель. Научный руководитель контролирует все стадии подготовки и написания выпускной работы: сбор материалов, их обобщение и анализ, написание и оформление работы до её защиты, соблюдение студентом календарного плана представления отдельных глав. Студент не менее двух раз в месяц отчитывается перед руководителем в выполнении задания. Руководитель регулярно консультирует студента по содержанию и оформлению работ, последовательности изложения темы и другим возникающим вопросам; оказывает помощь в сборе дополнительной информации; читает по мере готовности отдельные главы бакалаврской работы; информирует кафедру в случае отставания студента от сроков представления глав, установленных в задании.

В обязанности руководителя входит:

§ консультирование студента при выборе им окончательной темы ВКР;

§ разработка задания на подготовку ВКР;

§ оказание помощи в подготовке плана ВКР и графика ее выполнения;

§ консультирование студента по подбору литературы и фактического материала;

§ содействие в выборе методики исследования;

§ проведение систематических консультаций со студентом по проблематике работы, предоставление квалифицированных рекомендации по содержанию ВКР;

§ осуществление постоянного контроля за ходом выполнения ВКР в соответствии с планом и графиком ее выполнения;

§ информирование заведующего кафедрой о соблюдении студентом графика выполнения ВКР;

§ консультирование студента при подготовке презентации и доклада для защиты бакалаврской работы;

§ предоставление письменного отзыва на бакалаврскую работу с указанием предварительной оценки.

Научный руководитель обязан сделать всё от него зависящее, чтобы выпускная квалификационная работа была высококачественной и своевременно представлена к защите.

Законченные главы бакалаврской работы сдаются научному руководителю на проверку в сроки, строго предусмотренные календарным планом.

Научный руководитель даёт заключение о возможности допуска работы к защите, отзыв которого вместе с переплетённой выпускной работой передается заведующему кафедрой на рассмотрение. Руководитель должен написать свой отзыв о выпускной квалификационной работе, в котором раскрыть её результаты (Приложение 6). Оценку работы по пятибалльной шкале предлагает внешний рецензент (Приложение 2). Окончательную оценку дает Государственная аттестационная комиссия. Отзыв и внешняя рецензия оглашаются на заседании Государственной аттестационной комиссии после вступительного слова студента.

Студент, не представивший ВКР с отзывом научного руководителя в установленный срок, к защите не допускается и подлежит отчислению как не прошедший итоговую государственную аттестацию.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: