Эпическое и лирическое в повести




Детство Никиты — Толстой А.Н.

Художественное время и пространство

"Детство Никиты" – это автобиографическая повесть. Место действия довольно точно воспроизводит обстановку небольшой усадьбы отчима писателя А. А. Бострома, где Толстой вырос. Сохранено в повести даже название усадьбы – Сосновка. Впечатления детства, воспоминания А. Толстого о ранней поре жизни в Самарской губернии вошли в содержание его произведения. В одной из своих автобиографических заметок А. Толстой писал о себе так: "Я рос один, в созерцании, в растворении, среди великих явлений земли и неба. Июльские молнии над темным садом; осенние туманы, как молоко; сухая веточка, скользящая под ветром на первом ледку пруда; зимние вьюги, засыпающие сугробами избы до самых труб; весенний шум вод; крик грачей, прилетавших на прошлогодние гнезда; люди в круговороте времен года; рождение и смерть, как восход и закат солнца, как судьба зерна; животные, птицы; козявки с красными рожицами, живущие в щелях земли; запах спелого яблока, запах костра в сумеречной лощине; мой друг Мишка Коряшонок и его рассказы; зимние вечера под лампой, книги, мечтательность…". Картины русской зимы, необозримых снежных равнин, весенних звонких дней, летней страды, золотой осени сменяют одна другую естественно, как движение самого времени, переданного в живых образах. Смена времен года изображается не как пассивно-созерцательное движение, а как активное, затрагивающее все стороны существования и деятельности людей. Как раз в такой атмосфере растет и формируется и маленький герой повести А. Толстого Никита. Родители Никиты во многом повторяют реальные черты отчима и матери писателя. Мать Никиты зовут так же, как и мать писателя, – Александрой Леонтьевной. Для образа учителя прототипом послужил семинарист-репетитор, Аркадий Иванович Словоохотов, готовивший будущего писателя к поступлению в среднее учебное заведение. Взаимоотношения Никиты с деревенскими ребятишками – с Мишкой Коряшонком и Степкой Карнаушкиным, их дружба и товарищеские игры тоже автобиографичные, также как еще ряд подробностей и деталей. Следует отметить, что повествование ведется не от первого лица, что дает возможность автору реально, по прошествии многих лет оценить счастливую пору своего детства.

Толстой действовал в рамках русской классической традиции: сюжет дан в хронологии и представляет собой 1 год из жизни мальчика (автор рассказывает о жизни Н. в течение последнего года перед поступлением его в самарское реальное училище). Двигателем сюжета писатель избрал сезонную цикличность. Повесть открывается описанием зимнего утра и заканчивается событиями поздней осени.

Начало повести—обычное утро мальчика, здесь ассоциации с утром жизни, ожиданием чего-то нового, интересного. Круг года в финале «ДН» замыкается. Для Н. в нем было много открытий и новых впечатлений.

Главный герой сам отождествляет себя с природой, искренно считая по велению души, что все природные богатства вокруг - родные ему. Его приводят в восторг десятки тысяч ручейков от тающего в марте снега в степи. Он, наслаждаясь, дышит полной грудью весенним "острым и чистым" воздухом. И чем-то очень значительным казался ледокол на реке, когда она показывала свой буйный нрав, поднимаясь над плотиной, и с шумом ниспадала в омуты.

А далее Алексей Толстой пишет по-детски восторженно о майских медовых трелях иволги. О плавающем в знойном летнем небе степном орле рассказывает нам "Детство Никиты". Очень краткое содержание этого произведения неизменно указывает на связь формирующейся личности главного героя с окружающим его миром. Не это ли является определяющей чертой детства? Возможно, к осознанию этого нюанса подводит нас Алексей Толстой?

Потребность мальчика ощущать это единство чрезвычайно важна для его личности. Поэтому даже учитель Аркадий Иванович не журит его, когда он сбегает с урока, чтобы посмотреть на реку. Неслучайно автором в главе "На возу" использовано столь романтичное сравнение: "На возу, словно в колыбели, Никита плыл под звездами, глядя на далекие миры".

Герой в системе образов

Любой день Никиты – это постоянные открытия и наполнение счастьем. Все хорошо, все радует: весенний дождь, разлив воды, наступление лета, «запахи влаги, прели, дождя и травы», солнце, вода, небо получают значение одухотворенных сущностей бытия. Мальчик связан душевными нитями с таинствами всего живого. Уже начало повести: «Сквозь морозные узоры на окнах, сквозь чудесно расписанные серебром звезды и лапчатые листья светило солнце. Свет в комнате был снежно-белый. С умывальной чашки скользнул зайчик и дрожал на стене» подготавливает нас к восприятию чего-то доброго, сказочного, к восприятию беззаботного детства.

Повесть о «Детство Никиты» отразила главный итог детских лет – гармоничную слитность всех граней бытия: растений, животных, людей, жизни и смерти, взаимосвязь жизни десятилетнего ребенка с жизнью природы создает своеобразный лирический колорит повествования: «Никита плыл под звездами, покойно глядел на далекие миры». «Все это - мое, -думал он, -когда-нибудь сяду на воздушный корабль и умчу…» Так воспринимает природу мальчик, когда летом после молотьбы едет на возу; Никита близок ей, растворяется в окружающем его мире. Автор часто одушевляет явления природы, он создает поэтические образы скворца, кота, коня, ежа, иволги. «Желтухин сидел на кустике травы, на припеке, в углу между крыльцом и стеной дома и с ужасом глядел на подходящего Никиту»- это описание скворца дается и мягко улыбающимся взглядом автора, и каким-то интуитивным опоэтизированным видением Никиты, и очеловеченным восприятием Желтухина.

Понятно такое пристальное внимание Никиты ко всему, что его окружает, Никита учится понимать окружающий мир и себя в нем. Именно природа обогащает духовную работу Никиты, развивает в нем потребность духовного родства со всеми живущими. Автор часто одушевляет явления природы, он создает поэтические образы скворца, кота, коня, ежа, иволги. Особенно обострила чувства Никиты к природе любовь к девочке с голубым бантом. Вот после новогодней елки возвращается Никита один домой, проводив ребят, которые были приглашены в гости: «Никите казалось, что он идет во сне, в заколдованном царстве. Только в зачарованном царстве бывает так странно и так счастливо на душе». Единение с природой, ощущение себя неотъемлемой частью ее создает в душе мальчика почти постоянное ожидание счастья, чудесного, фантастического.

Видение Никитой реального перекликается с его фантастическими представлениями, идущими от мечты мальчика, от стремления опоэтизировать окружающий мир. Он заражает этим стремлением других. Так, Лиля ищет с ним вместе вазочку, приснившуюся однажды Никите. И в самом деле эта вазочка была найдена детьми на часах в темной комнате, а в ней оказалось колечко, Никита с уверенностью говорит: «Это волшебное». А история о двух людях, что изображены на фамильных портретах, виднеющихся через отворенную дверь в полутемной анфиладе соседних комнат. Один - "суровый старик с острым носом и ястребиными, пронзительными глазами". На другом портрете изображена "молодая женщина лет 25… в руке она держит розу, но эта роза совсем не идет к гордой ее позе вполуоборот к зрителю, к надменной ее улыбке и к большим, веселым, вызывающим глазам. Пламя скользит по ее белому платью, голым плечам, играет на ее лице». Старик и гордая красавица, "оживающие на портретах", загубили друг друга…". Эта история будила воображение Никиты, притягивала своей таинственностью, ему казалось, что красавица смотрит загадочно и видит Никиту. Так фантастическое смешивается с реальным, показывает развитие духовного мира Никиты, его фантазии, выдумки, мечтательность развивают воображение, мягкость и чувствительность натуры Никиты.

Вся усадьба сливается в единое, оцененное автором целое, в особое волшебное пространство. Автор передает нам счастье ежедневного существования, которым пропитан весь окружающий мир. Огромный интерес вызывает «тайная» жизнь животных, наблюдая за которой герой чувствует особенную связь с этим миром. В своем сознании Никита даже индивидуализирует животных, которых встречает в пространстве дома, одушевляет окружающее пространство, явления природы. Детский мир изображен подробно. Любые новые предметы, появляющиеся в кругозоре ребенка, наделяются особым значением. Поэтому перед читателем появляются уже не просто отдельные картины жизни усадьбы, отдельные детали, а поэтические образы. «Поэтический образ — не результат какого-нибудь толчка, импульса. Он — не эхо прошлого, скорее наоборот: во вспышке образа давнее резонирует множеством отголосков, и неясно, на какой глубине отражаются и затухают эти отзвуки. Поэтический образ с присущими ему новизной и активностью обладает собственным бытием, собственной динамикой». Потому процесс изготовления салазок, который увлекает Никиту, так подробно описан. Это своеобразный устойчивый стереотип, тесно связанный у ребенка с чувством радости усадебной жизни.

Чрезвычайно важным свойством является особое, подчеркнутое внимание к способности ребенка не просто воспринимать красоту мира, но и стремление силой воображения создать новый мир в соответствии со своим желанием. Эстетическая восприимчивость и дар преображения оцениваются как природные свойства, которые ребенок с удивлением обнаруживает в себе. Толстой постоянно и любовно запечатлевает фантазийные сюжеты Никиты, его желание сочинять, сотворять все новое. Для А. Н. Толстого обращение к пространству усадьбы связано со стремлением вернуться в прошлое, наполненное гармонией и счастьем, которое осложнено страстным желанием обрести утраченную в мировых катаклизмах родину. Это была попытка противопоставить трагическим событиям исторического времени светлое и нетленное, помогающее обрести опору в разрушенном мире, потерявшем целостные и духовные основы.

Сюжет

Учителем Никиты был Аркадий Иванович. Он был невыносимым человеком. У него была манера говорить не прямо все как есть, а намеками. Правда, он никогда не рассказывал о шалостях Никиты, на него не жаловался матушке, но ему удавалось так говорить с родителями о Никите, что бедному мальчику всегда приходилось внимательно прислушиваться к словам учителя.

Никита не любил учиться. Мальчику всегда казалось, что во время занятий солнышко и природа зовут его на улицу погулять у речки, повеселиться в местах, которые были его любимыми развлечениями.

Никита особенно обрадовался во время первого снега. Все везде было покрыто белоснежной пеленой. Мальчик положил на плечо скамейку, взял лопатку и побежал играться на свежем зимнем морозном воздухе, который ничуть не смущал мальчика.

Никита вырыл в снегу себе норку, зашел в нее и затащил туда свою скамейку, заложив снежными комами изнутри проход в пещеру. Домик казался мальчику чудесным замком, который есть только у него.

Одна огромная часть воспоминаний детских дней Никиты связана со старым деревянным четырёхэтажным домом. Каждый уголок дома, каждая доска имеет место в его светлых и ярких воспоминаниях.

Никита много времени проводит со своими двумя близкими друзьями Мишкой Коряшонком и Степкой Карнаушкином.

Никита впервые слабо узнает о том, что такое настоящая любовь. Он очень трепетно и особо нежно относится к своей сестре Лиле. Она для юного Никиты является воплощением всего красивого и прекрасного на свете. Никита с Лилей находят в забытой комнате огромного дома забытое всеми кольцо, которое когда-то принадлежало прабабушке детей. Для детей это кольцо имело особое значение, поскольку они знали о несчастной любви прадедушки Африкана Африканыча.

Прекрасные воспоминания о детстве кончаются с получением известия о поступлении Никиты во второй класс. В результате чего мальчик был вынужден покинуть этот излюбленный край.

Эпическое и лирическое в повести

К эпосу «Детство Никиты» заставляет нас отнести сама ее жанровая принадлежность – повесть. Это события, в кругу которых находится главный герой. Повесть знакомит нас с миром детства девятилетнего мальчика Никиты, живущего в поместье своих родителей, о его забавах и играх с друзьями — сыновьями местных крестьян — Мишкой Коряшонком и Стёпкой Карнаушкиным, о его питомцах — молодом скворце Желтухине, коте Василии Васильевиче, мерине Клопике.

Но повествование не исчерпывается только эпическим началом. Жизнь ребенка и жизнь природы, слияние и переплетение этих двух тем создают своеобразный лирический колорит повествования. "Никита плыл под звездами, покойно глядел на далекие миры". "Все это - мое, - думал он, - когда-нибудь сяду на воздушный корабль и умчу... "Никита близок к природе, он как бы растворяется в окружающем его мире. Единение с природой, ощущение себя неотъемлемой частью ее создает в душе мальчика постоянное ожидание счастья, чего-то чудесного, фантастического: «Никите казалось, что он идет во сне, в заколдованном царстве. Только в зачарованном царстве бывает так странно и так счастливо на душе».
Мальчик проявляет пристальное внимание ко всему, что происходит вокруг. Видение Никитой реального перекликается с его фантастическими представлениями, идущими от мечты мальчика, от стремления опоэтизировать окружающий мир. Он заражает этим стремлением других; так, девочка Лиля ищет вместе с ним вазочку, приснившуюся однажды Никите. И когда в самом деле эта вазочка была найдена детьми на часах в темной комнате, а в ней оказалось колечко, Никита с уверенностью говорит: «Это волшебное». В повести живут поэтические образы кота, коня, иволги, жаворонка, скворца.

В повести много лирических отступлений, описаний природы и жизнь ребенка и жизнь природы, слияние и переплетение этих двух тем создают своеобразный лирический колорит повествования.

В произведении дается подробное описание самого дома, его хозяйственных построек, не пустующих хлева и конюшни, сада, пруда, плотины.

Дается детское восторженное описание его таинственных комнат и тесненных переплетов давних книг в библиотеке. Этот дом хранит семейные предания о прадедушке Африкане Африканыче, измученном несчастной любовью. Он, по рассказам Николиной матушки, вел странный образ жизни. Ночью читал и писал, а днем спал. Хозяйство дедушка забросил, дворовые разбежались от него, на полях росла трава.

Украшено многими красочными и сочными сценами созерцания природы произведение "Детство Никиты". Краткое содержание повести можно свести к этому единению мальчика с природой. Он не просто ощущает себя ее частью, но и воспринимает ее через дофантазированные собой образы. Например, скворец в восприятии Никиты наделен человеческими качествами до такой степени, что получил прозвище Желтухин. Кота главный герой называет не иначе, как Василий Васильич, поэтизирует он и коней отчима, и всякую увиденную птицу, будь то яркая иволга или голосистый жаворонок.

"Никита плыл под звездами, покойно глядел на далекие миры".

"Все это - мое, - думал он, - когда-нибудь сяду на воздушный корабль и умчу...

"Никита близок к природе, он как бы растворяется в окружающем его мире.

Единение с природой, ощущение себя неотъемлемой частью ее создает в душе мальчика постоянное ожидание счастья, чего-то чудесного, фантастического: «Никите казалось, что он идет во сне, в заколдованном царстве. Только в зачарованном царстве бывает так странно и так счастливо на душе».

Мальчик проявляет пристальное внимание ко всему, что происходит вокруг. Видение Никитой реального перекликается с его фантастическими представлениями, идущими от мечты мальчика, от стремления опоэтизировать окружающий мир. Он заражает этим стремлением других; так, девочка Лиля ищет вместе с ним вазочку, приснившуюся однажды Никите. И когда, в самом деле, эта вазочка была найдена детьми на часах в темной комнате, а в ней оказалось колечко, Никита с уверенностью говорит: «Это волшебное». В повести живут поэтические образы кота, коня, иволги, жаворонка, скворца.

Поэтизация мальчиком времен года

Дети дворовых крестьян, так же, как и дети хозяина, изготавливают игрушки на елку. А когда она украшена и освещена десятками свечек, все малыши, счастливые от полученных подарков, в помещичьем доме встречают этот светлый праздник. Этот праздник главный герой повести любит больше других.

Описание весны и просыпающейся природы занимает значимое место в книге. Главный герой сам отождествляет себя с природой, искренно считая по велению души, что все природные богатства вокруг - родные ему. Его приводят в восторг десятки тысяч ручейков от тающего в марте снега в степи. Он, наслаждаясь, дышит полной грудью весенним "острым и чистым" воздухом. И чем-то очень значительным казался ледокол на реке, когда она показывала свой буйный нрав, поднимаясь над плотиной, и с шумом ниспадала в омуты.

А далее Алексей Толстой пишет по-детски восторженно о майских медовых трелях иволги. О плавающем в знойном летнем небе степном орле.

Авторская позиция

В произведениях о детстве возникает важная проблема — соотношение автора и героя, сопряжение детского и взрослого взгляда на мир.
Толстого, который «заставляет читателя видеть за всем рассказанным не взрослого автора-повествователя, а маленького рассказчика, по-своему передающего свои впечатления, переживания и думы». Основной художественный принцип повествования А.Н. Толстого в «Детстве Никиты» — изображение жизни людей, событий, природы, увиденных «глазами персонажа». Повесть просто пронизана детскими оценками окружающего пространства.
Толстой настолько погружается в описываемые события, что растворяется в них, исчезая практически бесследно. «С этим основным принципом повествования А.Н. Толстого связана — опять-таки характерная для его художественного метода — отстраненность автора-повествователя. <…> Писатель предоставляет действовать своим героям, скрещивает разные восприятия действительности разными персонажами, сам не комментируя их поступки и действия, открыто не вмешиваясь в их конфликты, прямо не раскрывая своего отношения к ним, полностью отказываясь от авторских отступлений».
В «Детстве Никиты» отстраненность повествователя, почти целиком передающего свои функции герою, ощущается с особенной отчетливостью. Именно это дает возможность читателю усомниться в автобиографичности данной повести, так как в произведениях автобиографического жанра, независимо от идейно-художественной, тематической, стилевой специфики должен присутствовать голос автора-повествователя. «Функция этого, своего рода «лирического героя» в прозе — осмысление и оценка своего прошлого, своих детских, отроческих или юношеских переживаний и раздумий».

О счастливом детстве рассказывает нам в своей повести Л.Толстой. Мы видим, что главного героя Николеньку Иртеньева окружают любящие его люди – маменька, гувернер, няня, отец, братья и сестры, бабушка. Конечно, в жизни мальчика случаются огорчения, неудачи, разочарования. Толстой без прикрас показывает все хорошее, что есть в его герое, и все отрицательные черты характера, которые ему присущи. Николенька совестлив, стыдится своих нехороших поступков и мыслей, например, в случае с испачканной скатертью или, проявляя недовольство Карлом Ивановичем, когда тот будит Николеньку. Вместе с тем мальчик склонен к сочувствию и сопереживанию. Раздумывая над судьбой своего наставника, он искренне жалеет его. Я заметил, что маленький герой Л.Толстого побеждает раздражение к миру своей любовью к окружающим его людям. А эти люди своей ответной любовью к Николеньке помогают ему преодолеть тяжёлые моменты в жизни.

Повесть «Детство Никиты» была восторженно встречена читателями и критикой, сохранились многочисленные высказывания современников. «Например: отзыв о «Детство Никиты» Горького таков: «Про умное легче писать», — сказал Горький, — у меня, грешного, в моей книге мальчик много знает и очень об этом старается рассказать. Даже у Льва Николаевича Толстого, когда он молодым был, в «Детстве» мальчик умен. В литературе мальчики умны и много рассуждают. А вот у Алексея Николаевича в «Детстве Никиты» мальчик совсем ни о чём не думает, он просто живёт, и какой это настоящий человек, как много мы за него думаем!» «...У Толстого мальчик живой, круглый, — пишет Шкловский, — сменяются времена года, приходит осень, как будто в первый раз увиденная, потом зима, весна шумит в оврагах — широкими потоками, замешанными с талым снегом, и через них плывет на коне домой весёлый не пугающийся человек...»

"Детство" М. Горького



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: